Файл: Проблема детской лжи.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

На современном этапе развития общества проблема детской лжи весьма актуальна. Постепенное приобщение ребенка к миру общечеловеческих ценностей - важнейшая задача нравственного становления личности, которая приобретает особую значимость сегодня, в период гуманизации всей системы воспитания детей дошкольного возраста. Правда и ложь как добро и зло сопровождают ребенка по тропе взросления, периодически предоставляя возможность делать выбор в пользу той или иной стороны. Как правило, у большинства детей уже в дошкольном возрасте имеется опыт честности и опыт обмана, и во многом именно этот опыт определяет поведение ребенка в каждой конкретной ситуации. Что же может заставить ребенка солгать?

Ложь – своеобразная дисгармония в человеке, т.к. лжец утверждает, что что-то - истина, и в то же время он сам сознает, что это что-то не есть истина. Человек по природе органически цельное существо, он любит единство мысли и деятельности, поэтому всякое колебание, раздвоение, ложь ему не нравятся, так как подобные состояния вносят тревогу и смуту в душу.

Становится очевидным то, что лживость не может быть первоначальным состоянием человека. Естественный человек прост, доверчив, не обманывает ни себя, ни других. Он знает только то, что есть и что было, совсем не подозревая о существовании выдумки, мечты, лжи. Поэтому как первобытному человеку, так и детям ложь на первых порах бывает чужда, они её не знают и не понимают, она им не приятна. Дети крайне доверчивы, каждое слово, каждое обещание, каждое утверждение они принимают за несомненную истину, верят всему. Обмануть их не стоит никакого труда, так как они еще не знают и не понимают обмана, не подозревают, что он существует, что можно говорить ложь, обещать и не исполнять. Поэтому бытовой вывод здесь прост и основателен: лгать приучаются дети от взрослых.

Научное же мнение гласит: ложь есть порождение неправильного воспитания, искаженного формирования системы ценностей, дурного характера и других негативных причин, которые, как правило, устраняются нравоучениями, усилением контроля, использованием системы запретов и наказаний. Подобные воспитательные меры сфокусированы на преодолении тенденции ребенка обманывать, оставляя в тени психологический анализ причин, по которым это происходит. Но нельзя отрицать то, что одного понимания фразы «лгать нехорошо» недостаточно для того, чтобы всегда говорить правду. Вследствие этого нездоровая, в общем, потребность солгать никуда не девается, а способы ее реализации лишь преобразуются. Тайное, конечно, может стать явным, но истинная помощь ребенку заключается не в уличении его во лжи, а в создании условий, где бы он мог оставаться честным с собой и другими, не теряя ощущения комфорта и безопасности.


Значительное внимание данной проблеме уделено в классической педагогике (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, П.Ф. Каптерев и др.), а также в зарубежной педагогике и психологии (В.Штерн, Ст.Холл, З.Фрейд, Э.Берн, Ж. Пиаже, Л. Кольберг, Б. Спок, Х. Джайннотт, П. Лич, Олдред К. и др.). В исследованиях обращается внимание на определяющую роль взрослого в воспитании у детей правдивости, раскрываются различные виды детской лжи, фиксируется внимание на том, что дошкольники часто прибегают ко лжи в результате неправильных педагогических воздействий.

Цель моей работы – анализ поведения детей в ситуации, требующей ложного ответа.

Задачи выполняемой работы сводятся к плану:

  1. Исследовать историко-логический аспект с позиции особенностей представлений детей о правдивости и лживости и их соотношения с реальными поступками.
  2. Определить причинность детской лжи.
  3. Провести практическое исследование.
  4. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы.

ложь правдивость ребенок

Глава 1. Сущность проблемы детской лжи

1.1 Историко-логический аспект проблемы

С.Н. Щеглова говорит о том, что развитие духовности ребенка происходит в культурном и социальном пространстве, а одной из характеристик духовного развития ребенка является, как это не странно, детская ложь.

В настоящее время мало что известно о природе, механизмах возникновения и возможностях формирования лжи у ребёнка. В. В. Зеньковский признаёт социальный характер детской лжи, подчеркивая, что в жизни ребенка ложь вполне закономерна, она является формой «борьбы за существование», защитным приспособлением, что вполне естественно.

Л.С. Выготский определяет ложь как форму творческой деятельности ребенка, сущность которой – в переработке отраженных реальных связей, отношений объектов и явлений действительности в собственном сознании и обнаружении в них новой структуры, смысла, скрытых сторон. Важные характеристики лжи для ребёнка – продуктивность и оригинальность создаваемой продукции.[1] Процесс выработки нового опирается на имеющийся прошлый опыт, элементы которого могут быть по-новому скомбинированы и преподнесены. Для лжи характерен диапазон переработки элементов информации, и тогда оказывается чрезвычайно важным контекст, в пределах которого рассматривается та или иная ложь.


Определения детской лжи указывают на ее активно-преобразующий, продуктивно-творческий, конструктивный характер. Процесс развития детской лжи в целом может быть аналогичен модели представляемого будущего, искомого образа исходных, преобразуемых элементов отчлененного признака, существенного для создания новой целостности.

Но что значит отчленить от имеющегося образа свойства и пытаться перенести их на другие? В известном смысле это и значит моделировать ложными, несуществующими в реальной социальной действительности факторами.

Методологической основой исследования являются анализ литературы по философии, психологии и педагогике; опрос людей подростковой группы; качественный и количественный анализ экспериментальных материалов.

Предмет исследования – особенности, принципы и причины формирования детской лжи.[2]

Практическая значимость исследования обусловлена возможностью использования полученных знаний в работе с детьми для формирования у них правдивости, а также для дальнейшей коррекции детской лжи. Возможно применение таких методов воздействия, которые исключат по отношению к детям принуждение и авторитаризм, снизят стереотипность в их воспитании.

1.2 Структура формирования лжи у ребёнка

Обратимся к типичным определениям моделирования. Оно предполагает чаще всего оперирование сущностными характеристиками замещаемого объекта, зафиксированными в какой-либо форме (знаковой, образной) с целью получения новой информации об этом объекте. В детской лжи реализуется в первую очередь эвристическая функция моделирования, в результате которой может быть создана ребенком новая действительность. Оперирование сущностными характеристиками объекта позволяет открыть в нем возможности изменения, совершенствования и развития.

Возможность раскрыть один из механизмов детской лжи через операции моделирования представляется вполне возможной и перспективной. Исходя из этого, можно выделить следующую последовательность формирования детской лжи при описании ее как моделирующей деятельности:

  1. Предварительный анализ реальности.
  2. Перевод реальности на знаково-символический язык и построение моделей этой реальности, ассимиляция их как фактов своего субъективного опыта.
  3. Анализ имеющихся в опыте ребенка моделей.
  4. Оперирование моделями в соответствии с потребностями ребенка и задачами его деятельности.
  5. Проверка созданной модели на устойчивость и жизнеспособность в материальном или материализованном виде, соотнесение ее с социальной реальностью и воплощение в окружающую социальную действительность, придание ей идеального и материально-социального облика.

Таким образом, в целом механизм детской лжи предстает как поочередное развертывание и свертывание качественных характеристик создаваемой и имеющихся ранее моделей лжи, постоянное превращение ее то в разнородную, то в однородную. Главное, чтобы привносимое или отчленяемое свойство было существенно для трансформируемой модели детской лжи.

Ложь это раздвоение человека . И как всякое раздвоение неприятно и приносит человеку страдание. Раздвоение вносит тревогу, ослабляет физические силы, пагубно действует на нервную систему. Лживость не первоначальное состояние человека, естественный человек правдив, мир лжи и выдумки ему неизвестен. Так и детям, как существам непосредственным ложь чужда и неприятна. Первобытные люди и дети поддаются обману чрезвычайно легко. При этом дикари учатся лгать от цивилизованных людей, дети от взрослых.

Ложь это стремление избежать наказания и доставить лжецу как можно больше удовольствия. Характер борьбы с ложью обуславливается теми причинами, от которых она возникла. Ложь это намеренное введение человека в заблуждение или намеренное сообщение ему неправильной информации с целью получения выгоды: 4 года время, когда ребенок пробует лгать и 5-6 лет это уже активные детишки, которые лгут, чтобы избежать наказания, стыдной и неловкой ситуации. Постепенно, если в семье все в порядке, ребенок понимает, что это либо выгодно, либо невыгодно.

В детской лжи надо различать настоящую ложь от мнимой. Дети часто лгут от того, что не усвоили языка взрослых: неточно понимают слова, придают им другие значения. Так, ребенок лжет, рассказывая о случившемся, то есть передает факт не так, как происходило, а как он сам эту ситуацию понял. В таких случаях он лжи настоящей еще нет, есть еще мнимая ложь он ошибка самого он ребенка, умственное он развитие которого он не позволяет он видеть вещи он такими, какими еще они видятся он взрослому. Так ребенок еще плохо понимает он время, для он него нет он различия между он сегодня и завтра.

Дети впечатлительны, он они сильно еще преувеличивают размеры он вещей. Разницу между он миром внутренним и еще внешним они еще различаю плохо, еще поэтому дети он часто принимают еще сон за он действительность, фантазии еще за реальность.

Часто родители еще сами создают еще обстановку, при еще которой ребенку еще трудно быть он правдивым. Ребенок хочет он получить удовольствие (он игрушку, конфету и т.д.), ему препятствуют в еще этом, и он он прибегает ко он лжи. Эта первая еще ступень лжи он она проста, он груба, в ней он нет ни еще ума, ни еще искусства. Более ловкими и он искусными во еще лжи дети еще делаются под он действием страха еще именно страх еще заставляет детей еще лгать. Ребенок слабое он существо, он он боится всего: он темноты, грозы, еще собаки. Страх неприятен, еще поэтому чтобы еще избежать страданий и еще прибегают ко еще всевозможным мерам, в еще том числе и он ко лжи.


Нигде так еще не лгут, он как в семье, он где родители он строги, где еще наказывают детей: он там все еще умственные силы еще детей уходят он на то, чтобы еще сделать так, он как хочется, еще то есть он получить удовольствие, и в он то же он время не еще попасть под еще гнев родителей. Сложная ложь еще требует сметливости, он ума, изворотливости. Есть особый еще вид лжи еще подлаживание, когда еще распознают слабые он стороны человека, он на которых еще потом играют. Подлаживаясь к родителям, еще дети копируют их. Иногда дети, еще желая получить он что либо он от родителей, он фальшивят, льстят, он играют на он их слабых еще струнах это он уже ложь он политическая, а политика еще наука многоумная.

Высшая ступень еще детской лжи еще это притворные он болезни. Для того он притворства имеет он большое значение еще возраст, так еще как здесь он надо изучать еще роль, для он чего требуется еще некоторое развитие. Притворные болезни он редко являются еще раньше 5-6 лет, он чаще же еще такие случаи он встречаются в возрасте он от 11 до 15 он лет.

Иногда дети он обманывают ради он самого обмана. Это самый он опасный вид он лжи, такие он лжецы очень он глубоко входят в он свою роль и он пристращаются к ней. Обман захватывает он их так, он что они он его не еще осознают.

Бессознательная ложь он пройдет сама. Для этого он надо, чтобы еще ребенок развивался. Рассказы ребенка, он склонного к бессознательной еще лжи, надо он проверять, и, если еще они невероятны, еще показать, в чем еще ошибка (создать он перед ребенком еще ту картину, еще которую он еще рисует себе еще иначе, чем еще следует).

При еще борьбе с сознательной он ложью надо он обратить внимание еще ребенка на он то неудовольствие, еще которое причиняет еще ложь, внося он смятение в его он душу. Стараться, чтобы еще неприятное чувство, еще сидящее в его он совести, не он угас ло, сохраняло он свою остроту еще это сможет он предохранить в будущем еще от скверных еще поступков.

Надо быть еще осторожным, когда он ребенок еще еще не солгал, он но близок еще ко лжи, еще когда он еще хитрит. Хитрость бывает, еще остроумна, красива, еще что вызывает еще смех родителей, еще но она он ведет ко еще лжи. Жить без он запретов ребенку еще нельзя, но еще надо позаботится, еще чтобы запрещалось еще как можно он меньше. Слишком легко еще запретить, сказав он ребенку нельзя, еще но надо он прежде подумать, он легко ли он это нельзя еще исполнить.

Искоренить ложь он очень трудно. Для того еще чтобы ложь еще исчезла, надо еще изменить весь еще строй жизни. Воспитывая детей, он мы в то он же время еще воспитываем себя. Как средство еще против лживости еще важным является еще воспитание нравственного он мужества. Мы живем в еще обществе, где еще конкуренция и соревновательность он проникли во еще все сферы он нашей жизни. Неудивительно, что он многие дети, он начиная уже с он двух лет, он стремятся во он всем быть он первыми и хорошо он сознают важность он победы. Именно это еще желание быть еще удачливей и успешней он других и является еще одной из он основных причин еще того, что еще ребенок начинает еще обманывать.