Файл: Право государственной и муниципальной собственности (Теоретические основы права государственной и муниципальной собственности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы права государственной и муниципальной собственности

1.1. Понятие и сущность права государственной и муниципальной собственности

1.2. Субъекты и объекты права государственной и муниципальной собственности

Глава 2. Защита права государственной и муниципальной собственности Российской Федерации

2.1. Истребование государственного и муниципального имущества из чужого незаконного владения

2.2. Защита прав субъектов Российской Федерации как собственника от нарушений, не связанных с лишением владения

Глава 3. Проблемы и перспективы защиты права государственной и муниципальной собственности

3.1. Проблемы защиты права государственной и муниципальной собственности

3.2. Перспективы защиты права государственной и муниципальной собственности

Заключение

Список использованных источников

Принятие Федерального закона № 499-ФЗ, установившего новый порядок изъятия земельных участков для публичных нужд, повлекло прекращение юридической силы п. 7 ст. 23 ЗК РФ. Только с августа 2018 г. прежние нормы получили закрепление в ЗК РФ. Так, согласно п. 1 ст. 39.48 ЗК РФ правообладатель земельного участка может требовать выкупа своего земельного участка по рыночной стоимости и (или) возмещения убытков, если осуществление публичного сервитута на данном участке привело к невозможности или существенному затруднению его использования. Полагаем, что данное положение, практически аналогичное ранее действующему п. 7 ст. 23 ЗК РФ, также можно использовать применительно к случаям фактического изъятия земельных участков. Однако в этом случае очевидна проблема осуществления органами власти «предварительного и равноценного возмещения», поскольку процедура выкупа не предполагает возмещение правообладателям всех имущественных потерь.

3.2. Перспективы защиты права государственной и муниципальной собственности

Ранее действующие редакции ЗК РФ и ГК РФ использовали понятие «выкупная цена», содержание которого было неравнозначным в отношении собственников, с одной стороны, и иных категорий лиц - с другой. Если собственники в качестве «выкупной цены» за изымаемый земельный участок получали денежную компенсацию в виде рыночной стоимости земельного участка и иных убытков, то лица, владеющие земельным участком на ином праве, могли рассчитывать только на возмещение убытков.

Указанные правила фактически дословно воспроизведены в п. 1 ст. 39.48 ЗК РФ, где частные собственники имеют право на выкуп земельном участка в размере его рыночной стоимости и возмещение убытков, а лица, получившие во владение земельные участки из публичной собственности, могут требовать только возмещения убытков. Однако сегодня, с учётом поправок в ЗК РФ, указанные лица согласно п. 3 ст. 56.8 ЗК РФ имеют возможность компенсации рыночной стоимости принадлежащего им права на изымаемый земельный участок, что очень важно для соблюдения положений ст. 35 Конституции РФ.

Если фактическое изъятие земельного участка или его части органом публичной власти привело к невозможности или существенному затруднению использования земельного участка (его части) и (или) расположенного на таком земельном участке объекта недвижимого имущества в соответствии с их разрешённым использованием, правообладатель земельного участка и (или) правообладатель расположенного на таком земельном участке объекта недвижимости имеют (имеет) право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка (его части) в порядке, предусмотренном главой У11.1 ЗК РФ[21].


Одной из необходимых предпосылок, исключающих или сокращающих количество «пробелов» в законодательстве, является разработка, кроме действующих законодательных актов, регулирующих процесс управления отдельными сегментами государственной собственности (Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс, Земельный кодекс, Лесной кодекс, закон «О государственных и муниципальных предприятиях», закон «О недрах» и др.), единого законодательного документа, устанавливающего общие принципы регулирования отношений государственной собственности с учетом ее специфики.

Специальное, отдельное внимание при совершенствовании законодательной базы, регулирующей функционирование государственной собственности, должно быть уделено разработке системы мер по ее защите, что объясняется спецификой ее подлинного субъекта – общества, заключающейся в невозможности его персонификации, препятствующей его участию в управлении своей собственностью. Поэтому для полноценной защиты государственной собственности явно недостаточно только общих для всех форм собственности институтов и механизмов, принуждающих к соблюдению прав собственности. Необходимы дополнительные методы ее защиты, поскольку она нуждается в защите не только и, возможно, не столько от субъектов других форм собственности, сколько от собственных субъектов в лице представителей бюрократического аппарата, наделенного полномочиями собственника.

Необходимость учитывать данное обстоятельство должна, на наш взгляд, иметь приоритетное значение при разработке концепции и стратегии управления государственной собственностью, с тем чтобы исключить возможность злоупотреблений правами и полномочиями собственника со стороны государственного аппарата всех уровней управления[22].

С целью активизации работы по повышению качества государственного регулирования процесса распоряжения государственной собственностью представляется необходимым провести тщательную инвентаризацию независимыми экспертами, например, Счетной палатой Российской Федерации и Общественной палатой, нормативной и законодательной базы, регулирующей деятельность госслужащих, связанную с распоряжением государственной собственностью.

Заключение

Правовое регулирование отношений государственной и муниципальной собственности находится на стыке частного и публичного права. На сегодняшний день остаются неурегулированными такие важные вопросы, как определение понятия публичной (государственной и муниципальной) собственности, ее структура, источники правового регулирования. Восполнить эти пробелы мог бы федеральный закон о публичной собственности, закрепляющий понятие государственной и муниципальной собственности и устанавливающий ее специальный публично-правовой режим, а также перечни объектов, находящихся исключительно в такой собственности.


Повышение эффективности контроля за результатами управления объектами государственной и муниципальной собственности как единым имущественным комплексом является одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере земельно-имущественных отношений РФ. При совершенствовании системы контроля важно не допустить ее формирования как закрытой системы «контроль ради контроля».

Важно помнить, что контроль – это неотъемлемая часть системы регулирования для выявления отклонений в деятельности органов исполнительной власти в сфере земельно-имущественных отношений и принятия корректирующих мер.

В России законодательным образом закреплено равенство всех участников гражданских отношений. Для государства в этом плане никаких исключений не делается. Об этом говорит статья 2 ГК Российской Федерации. При этом рассматриваются лишь экономические вопросы, а политическая составляющая исключается. Государственная собственность обосабливает имущество от частного владения и делает его принадлежащим всему народу. Однако процесс реформирования и разделения прав и обязанностей различных субъектов продолжается.

Процессы регулирования вопросов управления государственной и муниципальной собственностью и инвестирования в различные проекты, имеющие федеральное значение, постоянно меняются. Общий дефицит бюджета, образовавшийся в последние годы, приводит к тому, что от ряда начинаний, особенно связанных с долгосрочными вложениями, приходится отказываться.

В настоящее время существует разноплановый механизм правовой защиты государственной и муниципальной собственности в сфере государственных закупок, который базируется на основополагающих конституционных принципах: гарантированной государственной защиты всех форм собственности; прозрачности в деятельности органов публичной власти как одного из основополагающих начал формирования и осуществления публичных расходов; поддержки конкуренции и обеспечения прозрачности как условия для рационального и эффективного использования собственности публичных образований; профессионализма представителей публичной власти, их открытости инновационным методам в сфере государственных закупок, а также ответственности за результативность и эффективность таких закупок, вытекающих из положений об обязательной эффективности и ответственности всей системы государственного и муниципального управления.


Список использованных источников

  1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 5 мая 1995 г. № 95-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 19. Ст. 1709.
  2. Архипов, Сергей Иванович. Собственность: правовые грани : монография / С. И. Архипов. - Москва : Юрлитинформ, 2014. - с. 10
  3. Власова М.В. Право собственности в России: возникновение, юридическое содержание, пути развития. М.: Эксмо, 2007. С. 51.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть I) от 30 ноября 1994г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 32. - Cт. 3301.
  5. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 46. Ст. 4532.
  6. Грибанова О.М. Концепция управления государственным имуществом: оценка и перспективы развития / О.М. Грибанова // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2017. № 4. С. 90-97.
  7. Земельный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 25.12.2018) // Собрание законодательства. - 2001. - № 44. - Ст. 4147.
  8. Каленков, А. Ю. Оценка возмещения убытков вследствие изъятия земельных участков для государственных (муниципальных) нужд: проблемы правового регулирования // Актуальные проблемы российского права. - 2018. - №4 (89). - С. 195-200.
  9. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 27.12.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2020) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/
  10. МВФ оценил долю государства в российской экономике в 33% [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/12/03/2019/5c879e0c9a79472f59316a90
  11. Нагорная М. Поправки в ГК о защите добросовестных приобретателей прошли второе чтение https://www.advgazeta.ru/novosti/popravki-v-gk-o-zashchite-dobrosovestnykh-priobretateley-proshli-vtoroe-chtenie/
  12. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 27.12.2019) // [Электронный ресурс] // СПС Консультант. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/
  13. Постановление Правительства Российской Федерации от 09.09.1999 N 1024 (ред. от 29.11.2000) "О Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации" // [Электронный ресурс] // СПС Консультант. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_24377/
  14. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.09.2019 N 1238 "О распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства" (вместе с "Положением о распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства") // СПС Консультант. – Режим доступа: [Электронный ресурс] // СПС Консультант. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_333831/d02a991965864af0d1617ec137be21095adb8261/
  15. Постановление ВС Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 (ред. от 24.12.1993) "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность"[Электронный ресурс] // СПС Консультант. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_208/
  16. Постановление Пленума ВАС России от 23 июля 2009 г. N 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания" [Электронный ресурс] // СПС Консультант. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_312392/55e869bc1f66a6e1b7d675a0bd9bac2bd2bf8180/
  17. Пятковская Ю.В. Прозрачность как основополагающий принцип публичных расходов: правовой механизм реализации / Ю.В. Пятковская // Рос. юстиция. 2016. № 10. С. 19—22.
  18. Постановление Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 18.06.2013 № 136/13 по делу № А55-23145/2010 // Решения арбитражных судов [Электронный ресурс]. URL: https://ras.arbitr.ru/ (дата обращения 21.03.2019)
  19. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63- ФЗ (ред. от 07.03.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.11.2019) // СПС «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс] – режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699
  20. Чем грозит самовольный захват земельного участка и как регулируется вопрос [Электронный ресурс] – режим доступа:https://abmrsk.ru/dolgi-i-kredity/chem-grozit-samovolnyj-zahvat-zemelnogo-uchastka-i-kak-reguliruetsya-vopros.html
  21. Щенникова Л.В. Вещное право. Учебное пособие. Пермь: Изд-во Пермского университета, 2001 С. 65.

  1. Власова М.В. Право собственности в России: возникновение, юридическое содержание, пути развития. М.: Эксмо, 2007. С. 51.

  2. Архипов, Сергей Иванович. Собственность: правовые грани : монография / С. И. Архипов. - Москва : Юрлитинформ, 2014. - с. 10

  3. Щенникова Л.В. Вещное право. Учебное пособие. Пермь: Изд-во Пермского университета, 2001 С. 65.

  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 09.09.1999 N 1024 (ред. от 29.11.2000) "О Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации" // [Электронный ресурс] // СПС Консультант. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_24377/

  5. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть I) от 30 ноября 1994г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 32. - Cт. 3301.

  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.09.2019 N 1238 "О распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства" (вместе с "Положением о распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства") // СПС Консультант. – Режим доступа: [Электронный ресурс] // СПС Консультант. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_333831/d02a991965864af0d1617ec137be21095adb8261/

  7. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 27.12.2019) // [Электронный ресурс] // СПС Консультант. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/

  8. Постановление ВС Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 (ред. от 24.12.1993) "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность"[Электронный ресурс] // СПС Консультант. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_208/

  9. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 5 мая 1995 г. № 95-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 19. Ст. 1709.

  10. Грибанова О.М. Концепция управления государственным имуществом: оценка и перспективы развития / О.М. Грибанова // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2017. № 4. С. 90-97.

  11. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть I) от 30 ноября 1994г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 32. - Cт. 3301.

  12. Нагорная М. Поправки в ГК о защите добросовестных приобретателей прошли второе чтение https://www.advgazeta.ru/novosti/popravki-v-gk-o-zashchite-dobrosovestnykh-priobretateley-proshli-vtoroe-chtenie/

  13. Пятковская Ю.В. Прозрачность как основополагающий принцип публичных расходов: правовой механизм реализации / Ю.В. Пятковская // Рос. юстиция. 2016. № 10. С. 19—22.

  14. Постановление Пленума ВАС России от 23 июля 2009 г. N 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания" [Электронный ресурс] // СПС Консультант. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_312392/55e869bc1f66a6e1b7d675a0bd9bac2bd2bf8180/

  15. .Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 27.12.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2020) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/

  16. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63- ФЗ (ред. от 07.03.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.11.2019) // СПС «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс] – режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699

  17. Чем грозит самовольный захват земельного участка и как регулируется вопрос [Электронный ресурс] – режим доступа:https://abmrsk.ru/dolgi-i-kredity/chem-grozit-samovolnyj-zahvat-zemelnogo-uchastka-i-kak-reguliruetsya-vopros.html

  18. МВФ оценил долю государства в российской экономике в 33% [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/12/03/2019/5c879e0c9a79472f59316a90

  19. Земельный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 25.12.2018) // Собрание законодательства. - 2001. - № 44. - Ст. 4147.

  20. Постановление Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 18.06.2013 № 136/13 по делу № А55-23145/2010 // Решения арбитражных судов [Электронный ресурс]. URL: https://ras.arbitr.ru/ (дата обращения 21.03.2019)

  21. Каленков, А. Ю. Оценка возмещения убытков вследствие изъятия земельных участков для государственных (муниципальных) нужд: проблемы правового регулирования // Актуальные проблемы российского права. - 2018. - №4 (89). - С. 195-200.

  22. Пятковская Ю.В. Прозрачность как основополагающий принцип публичных расходов: правовой механизм реализации / Ю.В. Пятковская // Рос. юстиция. 2016. № 10. С. 19—22.