Файл: Право государственной и муниципальной собственности (Теоретические основы права государственной и муниципальной собственности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы права государственной и муниципальной собственности

1.1. Понятие и сущность права государственной и муниципальной собственности

1.2. Субъекты и объекты права государственной и муниципальной собственности

Глава 2. Защита права государственной и муниципальной собственности Российской Федерации

2.1. Истребование государственного и муниципального имущества из чужого незаконного владения

2.2. Защита прав субъектов Российской Федерации как собственника от нарушений, не связанных с лишением владения

Глава 3. Проблемы и перспективы защиты права государственной и муниципальной собственности

3.1. Проблемы защиты права государственной и муниципальной собственности

3.2. Перспективы защиты права государственной и муниципальной собственности

Заключение

Список использованных источников

Содержание:

Введение

Актуальность темы исследования. Российская Федерация является великой страной, располагающей огромными ресурсами. Основываясь на общих началах, закрепленных Конституцией Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы могут находиться, в том числе, и в государственной и муниципальной собственности.

По мнению экспертов, в российской экономике наступило время системных действий государства, которые направлены на укрепление и развитие институтов рынка. Это является одной из первостепенных задач, стоящих в повестке дня экономической политики государства, ориентированных на перспективу, т. к. основа любой рыночной экономики — последовательная, системная и регулярная работа государства по защите и укреплению института собственности. Это необходимо для оживления и роста всей экономики страны.

Государство может владеть акциями в акционерных обществах различных форм собственности, также государство может иметь любое имущество в собственности, которое необходимое для осуществления его функций. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение, на праве оперативного управления.

Объект исследования - общественные отношения, складывающиеся в сфере государственной и муниципальной собственности.

Предмет исследования - правовое регулирование права государственной и муниципальной собственности.

 Цель - системный анализ правового регулирования права государственной и муниципальной собственности.

Задачи:

- охарактеризовать понятие и сущность права государственной и муниципальной собственности;

- выявить субъекты и объекты права государственной и муниципальной собственности;

- изучить особенности истребования государственного имущества из чужого незаконного владения;

- исследовать особенности защиты прав субъектов Российской Федерации как собственника от нарушений, не связанных с лишением владения;

- определить проблемы и перспективы защиты права государственной и муниципальной собственности.


Глава 1. Теоретические основы права государственной и муниципальной собственности

1.1. Понятие и сущность права государственной и муниципальной собственности

В современной организации общества понятие собственности находится в постоянном употреблении как в бытовой, так и в юридической лексике. Определение права собственности, выделение особенностей публичной собственности, наделение полномочий на владение, пользование, распоряжение такой собственностью позволяют говорить о том, что публичная собственность является уникальным феноменом в российской юридической литературе.

Нынешняя юридическая литература определяет понятие собственности с помощью природно-биологического подхода. К примеру, по мнению М.В. Власовой, отношения собственности «присущи всему живому»[1], они являются естественной функцией существования человека.[2] Такое определение собственности позволяет говорить о том, что собственность есть необходимое для общественного потребления, для обычной жизнедеятельности.

Если придерживаться позиции, сформулированной Ш. Летурно, Л. Тьером. О. Шпенглером и их последователями, то можно прийти к неутешительному выводу о том, что юристы напрасно пытаются познать собственность, основываясь на социально-правовых пред­ставлениях, взглядах, поскольку это явление не духовного порядка (не из мира «духа»), не относящееся к предмету юриспруденции, не соци­альный феномен, а биологический; что стремление растений укоре­ниться, выжить, инстинкт животных метить территорию, защищать свою нору или берлогу от других особей — это и есть собственность во всеобщем, универсальном смысле, и такое представление о ней при­годно для юриспруденции, социологии, экономической науки, психо­логии, этики и т.д.

Данный взгляд на собственность заключает в себе одно из крайних проявлений натурализма, в нем выражается стрем­ление искать корни социально-правовых явлений в живой природе, объяснять суть общественных процессов, отношений, основываясь не на общественных законах, а на биологических, физических, иных законах природы. Естественно-природный подход к пониманию соб­ственности — это проявление слабости общественной науки, ее бес­силия дать адекватное объяснение социально-правовых феноменов, исходя из своей собственной системы представлений, не прибегая к физико-биологическим учениям, взглядам.


Другим подходом к пониманию понятия «собственности» является властно-вещный подход. Для многих современных российских правоведов характерно понимание собственности как господства лица над вещью, как пол­ной власти над нею (истоки такого понимания собственности лежат в римской юриспруденции). Условно данный подход можно назвать «властно-вещным», сегодня его придерживаются не только предста­вители частноправовой науки, но и публичного права. Например, в рамках гражданско-правовой науки идею господства лица над вещью (имуществом) отстаивает Л.В. Щенникова; по ее мнению, собствен­ность — не только и не столько отношения между людьми по поводу имущества (данный аспект отношений, как она полагает, регулиру­ется в большей степени нормами обязательственного права) сколько отношение человека к вещи как к своей, как к собственной[3].

Государство выступает в гражданских отношениях как полноценный участник со своим набором прав и обязанностей. Круг гражданских прав у данного участника намного шире, чем у других лиц; связано это с его высоким статусом и наличием полномочий в сфере контроля, установления норм и правил, а также законодательных функций. Как и у любого участника гражданских отношений, у государства существует право собственности, как на движимое, так и на недвижимое имущество. Содержание имущества государства не отличается от других форм собственности в гражданском обороте, однако в области приобретения, изменения и прекращения прав собственности на такие объекты существует свой особенный порядок.

Государство обладает исключительной властью в сфере установления режима права собственности, в том числе своей: именно оно решает, какие законодательные акты принимать, каким образом регулировать принадлежащее имущество; кроме того, государство осуществляет своё право собственности в общественных интересах. В праве государственной области существует множество субъектов в виде республик, районов, областей, муниципальных образований. Однако органы исполнительной власти имеют право лишь выступать от имени субъекта Российской Федерации в пределах компетенции, установленной законодательством страны.

Особенностью государственной собственности является ее  восприятие как некой коллективной (общей) собственности, переданной народом государству в  управление для ее  использования в  общественных интересах. Тем самым складывается система отношений «принципал–агент», в рамках которой возникают проблемы, связанные с механизмами мониторинга результатов за использованием государством объектов коллективной собственности.


Важная роль в структуре государственной собственности России как государства федеративного типа принадлежит собственности субъектов Российской Федерации. Тем не менее следует признать, что управление государственным имуществом организовано далеко не на должном уровне при общей тенденции снижения мер экономической реализации государством своих правовых возможностей в качестве эффективного собственника.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 09.09.99 г. № 1024 «О Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации», в настоящее время государственная политика управления государственным и муниципальным имуществом преследует следующие цели[4]:

– увеличение доходов федерального и регионального бюджетов на основе эффективного управления государственной и муниципальной собственностью;

– широкая оптимизация структуры государственной и муниципальной собственности в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста;

– быстрое вовлечение максимального количества объектов государственной и муниципальной собственности в процесс совершенствования управления;

– использование государственных и муниципальных активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики;

– повышение конкурентоспособности коммерческих организаций, финансово-экономических показателей их деятельности.

Форма управления государственной и муниципальной собственностью представляет собой совокупность юридических приемов, средств, режимов, способов и т. п., применяемых государством и субъектами для целенаправленного воздействия на объект (группу объектов) государственной собственности с целью его эффективного использования. Вместе с тем, решение поставленных задач предусматривает проведение полной инвентаризации государственного и муниципального имущества, детальную регламентацию процессов управления в соответствии с уставными целями предприятий, оптимизацию количества объектов управления, расширенное применение современных методов управления, обеспечение контроля по использованию государственного имущества. Формы управления государственной и муниципальной собственностью можно реклассифицировать по объектам воздействия, но это не всегда будет продуктивно (управление казной, земельными участками и пр.).

Особенности некоторых объектов государственной и муниципальной собственности предполагают наличие особой формы управления. Так как управляющее воздействие может быть преобразующим и его смысл тогда в совершении разного рода действий по отношению к разным объектам, это такие формы, как национализация, приватизация, банкротство государственных и муниципальных предприятий. Их задачей является смена состояний. Налицо управляющее воздействие, которое может распространяться на определенную группу объектов с учетом специфики их правового режима - управление акциями, информационными ресурсами унитарных предприятий.


Все вопросы по управлению государственной и муниципальной собственностью должен содержать специальный федеральный закон. Об этом говорится и в Гражданском кодексе Российской Федерации[5], в котором об этом мало что сказано в отношении государственной и муниципальной собственности. Но федерального закона нет уже много лет. Однако это не мешает субъектам Федерации принимать собственные законы по этому вопросу (и регулировать использование собственности). Но их подходы сильно разнятся. Отсутствие федерального закона об управлении государственной собственностью приводит к тому, что субъекты Российской Федерации подходят к определению этого феномена различно.

Важно отметить, что на  практике существует неопределенность в  толковании понятия «использование государственной собственности». Наряду с оценкой деятельности подведомственных организаций по использованию объектов государственной собственности, переданных им на соответствующем вещном праве, оцениваются и результаты использования объектов государственной собственности внешними структурами, привлекаемыми органами исполнительной власти, что, по мнению авторов, является уже реализацией другого правомочия – правомочия «распоряжения». Тем не менее, сама природа отношений собственности диктует необходимость разграничения результатов деятельности органов управления по  реализации правомочий собственника в части пользования и распоряжения объектами собственности.

1.2. Субъекты и объекты права государственной и муниципальной собственности

Объектами права государственной собственности могут выступать вещи, изъятые из оборота, а также различные виды недвижимого имущества (земля, здания, сооружения, многоквартирные дома). Данные объекты распределяются между субъектами Российской Федерации на основании специального закона.

Имущество Российской Федерации делится на федеральное, имущество субъектов России и муниципальное; передаётся такое имущество в соответствующем порядке: от федерации к субъекту, от субъекта к муниципалитету. Всё имущество государство можно разделить на закреплённое за унитарными предприятиями и государственными учреждениями (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления), и на нераспределённое. Распределённое имущество государства служит для обеспечения исполнения его функций, для населения страны. Нераспределённое имущество составляет казну государства и на него может быть обращено взыскание кредиторов.