Файл: Право государственной и муниципальной собственности (Теоретические основы права государственной и муниципальной собственности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы права государственной и муниципальной собственности

1.1. Понятие и сущность права государственной и муниципальной собственности

1.2. Субъекты и объекты права государственной и муниципальной собственности

Глава 2. Защита права государственной и муниципальной собственности Российской Федерации

2.1. Истребование государственного и муниципального имущества из чужого незаконного владения

2.2. Защита прав субъектов Российской Федерации как собственника от нарушений, не связанных с лишением владения

Глава 3. Проблемы и перспективы защиты права государственной и муниципальной собственности

3.1. Проблемы защиты права государственной и муниципальной собственности

3.2. Перспективы защиты права государственной и муниципальной собственности

Заключение

Список использованных источников

Само государство предусмотрело порядок передачи своей собственности частным и юридическим лицам.  Такой процесс называется приватизацией; осуществляется он с целью создания разнообразных форм собственности, укреплении рыночных отношений, повышения конкурентоспособности определённой отрасли. Но не все объекты государственной собственности могут быть приватизированы, некоторые из них охраняются собственником. 

Действующее законодательство относит к государственной собственности следующие объекты:

- Оборонного назначения (предприятия, учреждения, организации и НИИ, выполняющие разработку, испытание и ликвидацию оружия, военной техники и другого имущества.

- Автодороги федерального значения и компании, занимающиеся их обслуживанием.

- Составляющие фундамент богатства российского государства - особо охраняемые природные зоны, ресурсы континентального шельфа; ценности, обладающие историческим и художественным значением; памятники природного наследия).

- Относящиеся к сферам, занимающимся обеспечением нормального функционирования народного хозяйства страны и его отдельных отраслей.

- Созданные для поддержания полноценной работы государственных структур и реализации важнейших общенациональных задач (Госказна, золотой запас, валютный и алмазный фонды, имущество ВС Российской Федерации и другое).

Госпредприятия по организационно-правовой форме являются унитарными — они не являются собственниками имущества, а владеют и пользуются им на ограниченных условиях без права распоряжения. При этом имущество ни в какой форме не подлежит разделу.

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом для целей распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства, в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет его учет, организует прием, проведение оценки, экспертизы, транспортировку (перевозку), хранение и последующее распоряжение способами, предусмотренными пунктом 11  Положения "О распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства" (вместе с "Положением о распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства") от 23.09.2019 N 1238.

Для оказания услуг по экспертизе, оценке, транспортировке (перевозке), хранению, а также услуг по распоряжению способами, предусмотренными пунктом 11  Положения "О распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства" (вместе с "Положением о распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства") от 23.09.2019 N 1238, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом вправе привлекать юридических и физических лиц (далее - исполнитель) в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд[6].


В муниципальной собственности в соответствии с законодательством могут входить:

- средства местного бюджета;

- муниципальные внебюджетные фонды;

- имущество органов местного самоуправления;

- муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности;

- муниципальные предприятия и организации;

- муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации;

- муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения;

- муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта.

Закон дает довольно широкий состав элементов муниципальной собственности. Реальное наличие такого перечня собственности создает все условия органам местного самоуправления для обретения настоящей власти. С одной точки зрения законодателя (Конституция Российской Федерации и Гражданский Кодекс) объектом права муниципальной собственности может быть любое имущество, кроме того, что может находиться только в государственной собственности. С другой, – только то имущество, которое не отнесено к исключительному ведению Российской Федерации и необходимо для выполнения возложенных на органы местного самоуправления функций и задач (Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. № 131ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[7]). В современной практике Российской Федерации акцент делается на вторую точку зрения законодателя.

Особенность муниципальной собственности в отличие от государственной, представленной в форме федеральной собственности и собственности субъектов Федерации, состоит в специфичности самого объекта отношений собственности, связанных с удовлетворением потребностей в общественных благах населения территории, а также и в особенностях взаимоотношений субъектов муниципальной собственности. 68 Социально - экономические отношения обусловливают как необходимость, так и возможность присвоения и последующего использования муниципальной собственности в целях более полного удовлетворения потребностей людей в экономических благах.

Они выражаются в соединении работников с условиями производства и распределении результатов использования собственности и объясняют социальный характер экономической деятельности людей по поводу присвоения не только объектов, но и результатов использования муниципальной собственности, выводят на экономические интересы субъектов собственности. Они же определяют содержание и характер второй формы отношений – организационно - экономических, возникающих между функциональными субъектами экономики (как владеющих муниципальной собственностью, так и управляющих ею) и тем самым определяющих поведение функциональных субъектов в процессе присвоения и использования собственности.


Глава 2. Защита права государственной и муниципальной собственности Российской Федерации

2.1. Истребование государственного и муниципального имущества из чужого незаконного владения

Виндикация - это способ защиты имущественных интересов титульного владельца, способ получить конкретно-определенную вещь в свое фактическое владение и пользование, а в случае, если таким лицом является собственник, то и получение вещи в свое распоряжение от лица, незаконно его удерживающего.

При подаче иска в суд об истребовании имущества из чужого незаконного владения органы местного самоуправления руководствуются Гражданским кодексом Российской Федерации, Постановлением ВС Российской Федерации № 3020-1 от 27.12.1991 г. «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность»[8].

Федеральным законом Российской Федерации от 28.06.2014 № 186-ФЗ внесены изменения в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, согласно которому статья 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дополнена правом прокурора на обращение в суд с иском об истребовании государственного и муниципального имущества из чужого незаконного владения.

Согласно статье 52 АПК Российской Федерации существуют две формы участия прокурора в арбитражном процессе. Прежде всего - это возбуждение дела по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 52 АПК Российской Федерации, что предоставляет прокурору процессуальный статус истца, защищающего публично-правовые интересы[9].

В соответствии с изменениями, внесенными в АПК Российской Федерации указанным Федеральным законом, прокурор вправе обратиться в арбитражный суд:


- с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

- с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований;

- с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной вышеназванными органами и предприятиями;

-    с иском об истребовании государственного и муниципального имущества из чужого незаконного владения.

Кроме того, согласно ч. 5 ст. 52 АПК Российской Федерации по делам, указанным в ч. 1 ст. 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе вступить в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии арбитражного процесса с процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле, в целях обеспечения законности.

В таких случаях защита права собственности осуществляется путем возврата имущества из незаконного владения во владение собственника, а правовым средством защиты выступает иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения[10].

 Конституционный суд РФ признал положение п. 1 ст. 302 ГК не соответствующим Конституции в той мере, в какой оно допускает истребование имущества от его добросовестного приобретателя по иску публично-правового образования в случае, когда таким образованием не приняты своевременные меры по его установлению и оформлению права собственности на это имущество.

Внесенным в Госдуму проектом предлагалось установить запрет на истребование в собственность РФ, ее субъекта или муниципального образования жилого помещения, выбывшего из их собственности, у добросовестного приобретателя-гражданина, в том числе если такое жилье было приобретено им безвозмездно или выбыло из владения государственных или муниципальных органов помимо их воли.


Ко второму чтению проект существенно изменился. После доработки п. 6 ст. 8.1 ГК («Государственная регистрация прав на имущество») предлагается дополнить абзацем, в соответствии с которым приобретатель недвижимого имущества, полагавшийся при его приобретении на данные ЕГРН, признается добросовестным (ст. 234 и 302), пока в судебном порядке не доказано, что он знал или должен был знать об отсутствии права на отчуждение этого имущества у лица, от которого ему перешли права на данную недвижимость.

Кроме того, предлагается указать, что добросовестный приобретатель жилого помещения, в удовлетворении иска к которому отказано на основании п. 4 ст. 302 ГК, признается собственником жилого помещения с момента госрегистрации его права собственности. При этом право собственности может быть оспорено в судебном порядке, а жилье – истребовано в соответствии с п. 1 и 2 ст. 302 Кодекса лишь по требованию лица, не являющегося субъектом гражданского права, указанным в п. 1 ст. 124 ГК (РФ, ее субъекты и муниципальные образования).

Кроме того, предусматривается изменение в п. 4 ст. 234 ГК, в соответствии с которым течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со ст. 301 и 305 ГК, будет начинаться со дня поступления вещи в открытое владение добросовестного приобретателя, а если было зарегистрировано право собственности добросовестного приобретателя недвижимости, которой он владеет открыто, – не позднее момента регистрации данного права[11].

Статью 304 ГК предлагается дополнить новым пунктом и закрепить, что суд отказывает в удовлетворении требования субъекта гражданского права, указанного в п. 1 ст. 124 Кодекса, об истребовании жилого помещения у добросовестного приобретателя, не являющегося таким субъектом гражданского права, во всех случаях, если после выбытия жилья из владения истца истекло три года со дня внесения в ЕГРН записи о праве собственности первого добросовестного приобретателя. Бремя доказывания обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестности приобретателя, или обстоятельств выбытия жилого помещения из владения истца несет РФ, ее субъект или муниципальное образование[12].