Файл: Отношения родителей и подростков (Теоретические аспекты детско-родительских отношений в подростковом возрасте).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 19
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты детско-родительских отношений в подростковом возрасте
1.1. Сущность отношений и специфика детско-родительских отношений
1.2. Особенности детско-родительских отношений в подростковом возрасте
Глава 2. Эмпирическое исследование детско-родительских отношений в подростковом возрасте
2.1. Организация и методики исследования
2.2. Анализ результатов исследования
Таким образом, гипотеза исследования подтверждена, отношения подростков к родителям из неполных семей имеет свои особенности и специфику
Заключение
Семья как своеобразная общность людей, как социальный институт влияет на все стороны общественной жизни, с ней прямо или косвенно связаны все социальные процессы. В то же время семья имеет относительную автономность от общественно-экономических отношений, выступая одним из самых традиционных и устойчивых социальных институтов.
Основное значение семьи – удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и воспроизводства населения. В то же время она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общественные потребности.
Важной задачей для семьи и общества является урегулирование и профилактика социально недозволенных форм проявления межпоколенных конфликтов, приводящих к негативным последствиям для личности, семьи и общества. На взгляд опрошенных нами членов семей, для этого необходимы как государственные, общественные меры, так и личные, семейные усилия. Государство и общество должны помогать в решении жилищных проблем молодых супругов, экономических проблем семей (низкая заработная плата, безработица, дорожание жизни и пр.), развитии социального обслуживания семей, семейного консультирования и многого другого, для чего необходимы стабильность в государстве и соответствующие законодательные и правоохранительные нормы. От семьи и личностей требуется взаимопомощь поколений, повышение культуры взаимоотношений в семье и т. п. В современном обществе возможно и необходимо регулирование семейных межпоколенных конфликтов.
Список использованной литературы
- Абрамова, Г.С. Психологическое консультирование: теория и опыт [Текст] / Г.С. Абрамова. - М.: Академия, 2008. - 240 с.
- Аверин В.А. Психология детей и подростков [Текст] / В.А. Аверин.- Изд. 3-е, доп. - СПб.: Питер, 2012. – 482 с.
- Алешина, Ю.Е Индивидуальное и семейное психологическое консультирование [Текст] / Ю.Е. Алешина. - М.: Класс, 2009. - 326с.
- Бандура, А., Уолтерс, Р. Подростковая агрессия [Текст] / А. Бандура, Р. Уолтерс. - М.: Эксмо-Пресс 2007. – 245с.
- Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Божович. - М.: Академический проект, 2011. - 352 с.
- Бернис, Б., Грюнвальд, Г., Макаби, В. Консультирование семьи [Текст] / Б. Бернис, Г. Грюнвальд, В.Макаби. - М.: Когито-Центр, 2008. – 416с.
- Дубровина, И.В., Данилова, Е.Е., Прихожан, А.М. Психология [Текст] / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан. - М.: Академия, 2007 - 464 с.
- Гусакова, М.П. Психологическое консультирование [Текст] / М.П. Гусакова. - М.: Эксмо, 2013. – 288с.
- Ильин, Е.П. Психология воли [Текст] / Е.П. Ильин. - Спб.: Питер, 2012. – 364с.
- Изард, К. Психология эмоций [Текст] / К. Изард. - Спб.: Питер, 2011. – 464 с.
- Забродин, И.Ю., Пахальян, В.Э. Психологическое консультирование [Текст] / И.Ю. Забродин, В.Э, Пахальян. - М.: Эксмо, 2010. – 384с.
- Кочюнас, Р. Психологическое консультирование. Групповая психотерапия [Текст] / Р. Кочюнас. - М.: Академический проект, 2010. – 463 с.
- Кон, И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя [Текст] / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 2008 – 288 с.
- Куницина, В.Н. Трудности идентичности молодежи в современном мире [Текст] / В.Н. Куницина // Психологический вестник СПбУ. – 2008. - № 2. – С. 18-22.
- Ковалев, В.И. Мотивы поведения и деятельности [Текст] / В.И. Ковалев. - М.: Наука, 2009. – 193 с.
- Кучмаева, О.В. Девиантное поведение подростков (Статистический аспект) [Текст] / О.В. Кучмаева // Актуальные вопросы социальной и демографической статистики. – М.: 2008. – С. 59.
- Немов, Р.С. Основы психологического консультирования: Учеб. для студ. Педвузов [Текст] / Р.С. Немов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 376с.
- Мартынова, Е.В. Психологическое консультирование на современном этапе: проблема определения понятия, цели и задачи [Текст] / Е.В. Мартынова // Вестник МГОУ, серия «Психологические науки». - 2007. - № 2. – С 9
- Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов [Текст] / К.Н. Поливанова. - М.: Академия, 2009. – 184 с.
- Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского /. - 2-е изд. М., 2010 – 273 с.
- Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов [Текст] / К.Н. Поливанова. – М.: Академия, 2008. – 184 с.
- Прохоров, А.О. Психологические состояния и их свойства [Текст] / А.О. Прохоров. – Казань: медицина, 1994. – 108 с.
- Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста [Текст] / Ф. Райс. — СПб.: Питер, 2011. – 390 с.
- Петрушин, С.В Мастерская психологического консультирования [Текст] / С.В. Петрушин. - М.: ПЕР СЭ, 2003. – 144с.
- Рики Джордж, Тереза Кристиани Консультирование: теория и практика [Текст] / Джордж Рики, Кристиани Тереза. - М.: Эксмо, 2002. – 448с.
- Ролло Мэй Искусство психологического консультирования [Текст] / Мэй Ролло. - М.: Класс. – 144с.
- Сапогова, Е.Е. Практикум по консультативной психологии [Текст] / Е.Е. Сапогова. - Спб.: Речь, 2012. – 544с.
- Столяренко, Л.Д Педагогическая психология [Текст] /. Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 544с.
- Столяренко, Л.Д. Основы психологии. 4- е изд. перераб. и доп. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 665с.
- Стьюарт, В. Работа с образами и символами в психологическом консультировании [Текст] / В. Стьюарт. - М.: Класс, 2007. – 384с.
- Шаповаленко, И.В. Возрастная психология [Текст] / И.В. Шаповаленко. - М.: Гардарики, 2012 - 349 с.
- Фритц Б. Симон, Кристель Рех-Симон. Циркулярное интервью. Системная терапия на примерах [Текст] / Симон Б Фритц, Рех-Симон Кристель. - М.: Институт консультирования и системных решений, 2009. – 288с.
- Хухлаева, О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учебное пособие [Текст] / О.В. Хухлаева. - М.: Академия, 2007. – 208 с.
- Шелест, Е.А. Социально-психологические проблемы половой идентичности в подростковом возрасте [Текст] / Е.А. Шелест. – СПб.: Питер-Пресс, 2008. – 284 с.
- Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 1989. – 420 с.
Приложение
Данные исследования родителей из неполных семей по методике Эйдемиллера Э.Г. и Юстицкиса В.В.
№ |
Г+ |
Г- |
У+ |
У- |
Т+ |
Т- |
3+ |
3- |
С+ |
С- |
Н |
РРЧ |
ПДК |
ВН |
ФУ |
НРЧ |
ПНК |
1 |
3 |
1 |
5 |
0 |
4 |
3 |
2 |
1 |
1 |
2 |
4 |
5 |
9 |
2 |
7 |
2 |
2 |
2 |
4 |
2 |
5 |
0 |
4 |
2 |
1 |
1 |
2 |
3 |
4 |
6 |
9 |
1 |
7 |
3 |
2 |
3 |
3 |
1 |
4 |
0 |
5 |
3 |
1 |
1 |
1 |
3 |
3 |
6 |
9 |
2 |
6 |
2 |
3 |
4 |
4 |
2 |
6 |
0 |
3 |
2 |
1 |
1 |
2 |
3 |
4 |
6 |
9 |
2 |
6 |
2 |
3 |
5 |
5 |
3 |
5 |
0 |
4 |
3 |
1 |
1 |
2 |
2 |
4 |
5 |
9 |
2 |
5 |
2 |
3 |
6 |
4 |
2 |
5 |
0 |
4 |
2 |
1 |
2 |
2 |
3 |
4 |
6 |
8 |
3 |
5 |
2 |
2 |
7 |
3 |
2 |
5 |
0 |
4 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
3 |
6 |
7 |
2 |
5 |
2 |
3 |
8 |
5 |
2 |
6 |
0 |
5 |
2 |
1 |
2 |
2 |
3 |
2 |
5 |
8 |
2 |
4 |
3 |
2 |
9 |
6 |
2 |
4 |
1 |
4 |
3 |
2 |
2 |
1 |
3 |
3 |
4 |
8 |
2 |
5 |
2 |
3 |
10 |
4 |
1 |
5 |
0 |
5 |
1 |
2 |
1 |
1 |
3 |
3 |
5 |
8 |
2 |
6 |
2 |
1 |
11 |
4 |
2 |
6 |
0 |
5 |
2 |
2 |
1 |
1 |
3 |
4 |
6 |
5 |
1 |
6 |
2 |
2 |
12 |
4 |
3 |
7 |
0 |
5 |
2 |
2 |
1 |
1 |
3 |
4 |
7 |
6 |
2 |
6 |
2 |
2 |
13 |
4 |
2 |
5 |
0 |
5 |
2 |
3 |
1 |
1 |
3 |
4 |
7 |
5 |
2 |
6 |
3 |
2 |
14 |
3 |
4 |
3 |
0 |
4 |
2 |
2 |
2 |
2 |
4 |
3 |
7 |
4 |
2 |
6 |
4 |
2 |
15 |
4 |
2 |
5 |
0 |
4 |
3 |
2 |
1 |
2 |
1 |
4 |
6 |
4 |
2 |
7 |
2 |
1 |
16 |
4 |
1 |
5 |
0 |
4 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
5 |
6 |
3 |
2 |
7 |
2 |
2 |
17 |
3 |
2 |
5 |
0 |
4 |
3 |
2 |
2 |
1 |
2 |
4 |
5 |
6 |
2 |
6 |
2 |
2 |
18 |
4 |
3 |
4 |
1 |
4 |
3 |
2 |
2 |
1 |
1 |
3 |
6 |
5 |
2 |
6 |
2 |
2 |
19 |
5 |
3 |
3 |
0 |
4 |
3 |
2 |
1 |
1 |
2 |
4 |
6 |
7 |
2 |
5 |
2 |
2 |
20 |
4 |
3 |
4 |
0 |
4 |
3 |
2 |
2 |
1 |
2 |
4 |
6 |
8 |
2 |
5 |
3 |
1 |
21 |
3 |
2 |
5 |
0 |
4 |
3 |
1 |
2 |
1 |
2 |
4 |
6 |
6 |
2 |
5 |
3 |
2 |
22 |
3 |
2 |
5 |
0 |
3 |
2 |
2 |
1 |
1 |
3 |
3 |
6 |
5 |
3 |
5 |
2 |
1 |
23 |
4 |
2 |
5 |
0 |
4 |
3 |
2 |
2 |
1 |
3 |
4 |
6 |
5 |
3 |
5 |
2 |
2 |
24 |
3 |
2 |
5 |
0 |
4 |
3 |
2 |
2 |
1 |
3 |
4 |
5 |
4 |
4 |
5 |
2 |
2 |
25 |
2 |
2 |
6 |
0 |
4 |
3 |
2 |
1 |
1 |
3 |
4 |
5 |
4 |
3 |
4 |
2 |
2 |
26 |
3 |
1 |
5 |
0 |
4 |
3 |
2 |
2 |
1 |
3 |
3 |
5 |
4 |
3 |
5 |
2 |
2 |
27 |
4 |
2 |
4 |
0 |
3 |
2 |
1 |
1 |
0 |
2 |
3 |
6 |
7 |
3 |
5 |
2 |
2 |
28 |
4 |
2 |
5 |
0 |
4 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
4 |
8 |
2 |
4 |
3 |
2 |
29 |
5 |
2 |
5 |
0 |
4 |
2 |
1 |
2 |
1 |
3 |
5 |
5 |
9 |
3 |
5 |
2 |
2 |
30 |
6 |
2 |
5 |
0 |
3 |
2 |
1 |
1 |
1 |
3 |
2 |
5 |
9 |
3 |
4 |
2 |
2 |
Данные исследования родителей из полных семей по методике Эйдемиллера Э.Г. и Юстицкиса В.В.
№ |
Г+ |
Г- |
У+ |
У- |
Т+ |
Т- |
3+ |
3- |
С+ |
С- |
Н |
РРЧ |
ПДК |
ВН |
ФУ |
НРЧ |
ПНК |
1 |
4 |
3 |
2 |
2 |
3 |
5 |
3 |
2 |
1 |
5 |
4 |
5 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
3 |
4 |
3 |
2 |
3 |
4 |
3 |
2 |
1 |
5 |
3 |
5 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
3 |
4 |
4 |
2 |
2 |
2 |
5 |
2 |
2 |
1 |
5 |
4 |
4 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
4 |
4 |
2 |
6 |
0 |
3 |
2 |
1 |
1 |
2 |
3 |
4 |
6 |
1 |
2 |
3 |
2 |
3 |
5 |
5 |
3 |
5 |
0 |
4 |
3 |
1 |
1 |
2 |
2 |
4 |
5 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
6 |
4 |
2 |
5 |
0 |
4 |
2 |
1 |
2 |
2 |
3 |
4 |
6 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
7 |
3 |
2 |
5 |
0 |
4 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
3 |
6 |
1 |
2 |
3 |
2 |
3 |
8 |
5 |
2 |
6 |
0 |
5 |
2 |
1 |
2 |
2 |
3 |
2 |
5 |
1 |
2 |
2 |
3 |
2 |
9 |
6 |
2 |
4 |
1 |
4 |
3 |
2 |
2 |
1 |
3 |
3 |
4 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
10 |
4 |
1 |
5 |
0 |
5 |
1 |
2 |
1 |
1 |
3 |
3 |
5 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
11 |
4 |
2 |
6 |
2 |
5 |
6 |
2 |
1 |
1 |
3 |
4 |
6 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
12 |
4 |
3 |
7 |
2 |
5 |
6 |
2 |
1 |
1 |
3 |
4 |
7 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
13 |
4 |
2 |
5 |
0 |
5 |
5 |
3 |
1 |
1 |
3 |
4 |
5 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
14 |
3 |
4 |
3 |
0 |
4 |
6 |
2 |
2 |
2 |
4 |
3 |
4 |
2 |
2 |
2 |
4 |
2 |
15 |
3 |
3 |
3 |
1 |
3 |
5 |
3 |
2 |
1 |
5 |
4 |
4 |
1 |
1 |
1 |
3 |
1 |
16 |
4 |
3 |
3 |
1 |
3 |
5 |
3 |
3 |
1 |
4 |
5 |
4 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
17 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
5 |
3 |
3 |
1 |
5 |
5 |
4 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
18 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
4 |
3 |
2 |
2 |
5 |
4 |
4 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
19 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
5 |
3 |
3 |
1 |
5 |
4 |
4 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
20 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
5 |
2 |
3 |
1 |
5 |
4 |
3 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
21 |
3 |
4 |
2 |
1 |
3 |
6 |
3 |
3 |
1 |
4 |
4 |
4 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
22 |
3 |
4 |
2 |
2 |
3 |
6 |
3 |
3 |
1 |
4 |
4 |
5 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
23 |
3 |
4 |
3 |
2 |
3 |
6 |
3 |
2 |
1 |
5 |
5 |
4 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
24 |
4 |
4 |
3 |
2 |
3 |
5 |
3 |
2 |
2 |
5 |
3 |
4 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
25 |
4 |
4 |
3 |
2 |
3 |
5 |
1 |
2 |
1 |
5 |
4 |
4 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
26 |
4 |
3 |
3 |
2 |
2 |
6 |
2 |
2 |
1 |
4 |
4 |
4 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
27 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
6 |
3 |
2 |
1 |
5 |
4 |
3 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
28 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
6 |
3 |
2 |
1 |
5 |
5 |
4 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
29 |
2 |
3 |
3 |
1 |
3 |
5 |
3 |
2 |
1 |
5 |
4 |
4 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
30 |
3 |
3 |
4 |
2 |
3 |
6 |
3 |
2 |
1 |
5 |
4 |
3 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
Данные исследования подростков из полных семей по методике «Поведение родителей и отношение подростков к ним» Е. Шафер
Шкала |
Шкала позитивного интереса |
Шкала директивности |
Шкала враждебности |
Шкала автономности |
Шкала непоследовательности |
1 |
42 |
11 |
24 |
34 |
38 |
2 |
43 |
10 |
19 |
35 |
40 |
3 |
42 |
12 |
23 |
36 |
32 |
3 |
45 |
12 |
24 |
38 |
38 |
4 |
43 |
12 |
21 |
40 |
38 |
5 |
44 |
13 |
20 |
32 |
35 |
6 |
43 |
14 |
18 |
38 |
38 |
7 |
43 |
15 |
23 |
38 |
35 |
8 |
44 |
11 |
24 |
35 |
31 |
9 |
41 |
10 |
19 |
31 |
32 |
10 |
39 |
10 |
20 |
32 |
36 |
11 |
44 |
12 |
23 |
34 |
36 |
12 |
45 |
12 |
24 |
36 |
38 |
13 |
42 |
13 |
21 |
38 |
40 |
14 |
43 |
14 |
20 |
40 |
32 |
15 |
43 |
15 |
18 |
32 |
38 |
16 |
43 |
10 |
23 |
38 |
38 |
17 |
44 |
12 |
24 |
38 |
35 |
18 |
43 |
13 |
21 |
35 |
31 |
19 |
43 |
14 |
20 |
36 |
32 |
20 |
44 |
15 |
18 |
38 |
34 |
21 |
41 |
11 |
23 |
40 |
36 |
22 |
39 |
10 |
24 |
32 |
38 |
23 |
44 |
10 |
21 |
36 |
40 |
24 |
45 |
12 |
20 |
38 |
32 |
25 |
42 |
12 |
18 |
40 |
38 |
26 |
43 |
13 |
23 |
32 |
38 |
27 |
43 |
10 |
24 |
38 |
35 |
28 |
31 |
12 |
19 |
38 |
31 |
29 |
43 |
12 |
13 |
35 |
32 |
30 |
45 |
10 |
28 |
31 |
34 |
Данные исследования подростков из неполных семей по методике «Поведение родителей и отношение подростков к ним» Е. Шафер
Шкала |
Шкала позитивного интереса |
Шкала директивности |
Шкала враждебности |
Шкала автономности |
Шкала непоследовательности |
1 |
24 |
44 |
38 |
19 |
49 |
2 |
19 |
41 |
40 |
20 |
51 |
3 |
23 |
39 |
32 |
23 |
50 |
3 |
24 |
44 |
38 |
24 |
43 |
4 |
21 |
45 |
38 |
21 |
49 |
5 |
20 |
42 |
35 |
20 |
48 |
6 |
18 |
43 |
31 |
18 |
51 |
7 |
23 |
43 |
32 |
23 |
50 |
8 |
24 |
43 |
34 |
24 |
54 |
9 |
19 |
44 |
36 |
24 |
34 |
10 |
20 |
43 |
38 |
21 |
45 |
11 |
23 |
43 |
32 |
18 |
45 |
12 |
24 |
44 |
34 |
23 |
53 |
13 |
21 |
41 |
36 |
24 |
56 |
14 |
20 |
39 |
38 |
19 |
51 |
15 |
18 |
43 |
40 |
20 |
59 |
16 |
23 |
43 |
32 |
23 |
50 |
17 |
24 |
43 |
38 |
24 |
49 |
18 |
24 |
44 |
38 |
21 |
48 |
19 |
21 |
43 |
35 |
20 |
51 |
20 |
20 |
43 |
36 |
18 |
50 |
21 |
18 |
44 |
38 |
23 |
54 |
22 |
23 |
41 |
40 |
24 |
34 |
23 |
24 |
39 |
32 |
24 |
45 |
24 |
21 |
44 |
36 |
21 |
45 |
25 |
20 |
45 |
38 |
20 |
53 |
26 |
18 |
42 |
40 |
18 |
56 |
27 |
23 |
43 |
32 |
23 |
51 |
28 |
24 |
43 |
32 |
24 |
59 |
29 |
21 |
31 |
34 |
19 |
50 |
30 |
20 |
43 |
36 |
20 |
49 |