Файл: Отношения родителей и подростков (Теоретические аспекты детско-родительских отношений в подростковом возрасте).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность работы. В настоящее время наша страна столкнулась с множеством сложных социальных проблем. Это и детская преступность, и находящиеся в тяжелейшем состоянии системы образования и здравоохранения, и национальные проблемы. Но, пожалуй, важнейшая проблема, которая грозит качественно изменить всю нацию в целом, касается семьи.

Семья, как известно – неотъемлемая ячейка общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Семья как микросоциум - это единственно возможная и целесообразная среда психического, душевного выживания человека, способная обеспечить экологию рода человеческого.

В семье происходит ни с чем не сравнимый по своей воспитательной значимости процесс социализации и социальной адаптации ребенка, возникновение у него своего «образа –Я», что предполагает разностороннее познание им окружающей действительности, овладение навыками индивидуальной и коллективной работы, приобщение его к человеческой культуре.

Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Особенно важным это является в подростковом и юношеском возрасте. В этой связи оказание психокоррекционной и консультативной помощи подросткам и их родителям является важным фактором в налаживании детско-родительских отношений.

Таким образом, изучение отношений родителей и подростков является актуальной темой.

Объектом исследования являются подростки.

Предмет исследования – изучение отношения подростков к родителям из неблагополучных семей.

Цель исследования - отношение подростков к родителям.

Задачи исследования:

  1. изучить теоретические аспекты детско-родительских отношений;
  2. на основе анализа выявить особенности взаимоотношений подростков к родителям из неблагополучных семей.

Гипотеза исследования основана на том, что отношения подростков к родителям из неблагополучных семей имеет свои особенности и специфику.

Методологическая основа исследования. В основу работы были положены следующие авторы Абрамова Г.С., Беличева С.А., Выгодский Л.С., Горянина В.А., Зверева О.Л., Ганичева А.Н., Куликова С. Н., Лисина М.И., Мардахаев Л.В., Мухина В.С., Немов Р.С., Рубинштейн С.Л., Столяренко Л.Д., Урунтаева Г.А.


Работа состоит из введения, двух глав, выводов и рекомендаций по теме, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Глава 1. Теоретические аспекты детско-родительских отношений в подростковом возрасте

1.1. Сущность отношений и специфика детско-родительских отношений

Термин «отношение» захватывает бессчетное множество самых разнообразных признаков и свойств объектов в их взаимозависимости друг от друга, в их взаиморасположенности и взаимосвязи. В силу своей всеобщности этот термин приобретает предметно-содержательный характер только в случае его интерпретации применительно к какой-либо определенной системе: формальной, материальной, социальной, духовной и др. На различных уровнях и с различной степенью определенности охватывает в своих понятиях многообразные типы отношений между ее собственными явлениями и другими явлениями бытия, будь то в форме причинно-следственных связей, системных зависимостей частей от целого и т.п. Какой бы психологической категории не коснуться, постигаемые посредством нее реалии никогда не выступают в виде изолированных сущностей, но неотвратимо вынуждают углубиться в мир отношений, неисчерпаемость которого становится все более зримой с прогрессом познания [29, стр. 56].

Учитывая большую и определяющую роль персонального опыта в развитии деятельности и отношений человека, нельзя не подчеркнуть в то же время, что отношения человека определены общественно-историческим опытом, который появляется базой богатого внутреннего мира человека. Этот опыт, выступая системой временных связей человека, устанавливает и определенный характер его реакций на влияния окружающего мира и его как бы активное и независимое поведение.

Важность отношений между родителями и детьми притягивала к этой действительности интерес многих психологов самых различных школ и направлений.

Детско-родительское отношение - один из видов человеческих отношений. Это организация разнообразных эмоций родителей по отношению к ребенку, ребенка по отношению к родителю, специфики их восприятия, постижения и оценок друг друга, а также база поведенческих откликов (целей, намерений и т.п.).


К.А. Абульханова-Славская определяет, базируясь на идеях С.Л. Рубинштейна [1, стр. 52], два типа отношений: функциональные отношения и отношения, основанные на утверждении ценности другого человека. В первом случае, другой человек играет как средство удовлетворения личных нужд, а отношения проходят лишь на поведенческом уровне, где в расчет берутся лишь действия партнера, а не его отношения. Чаще такое отношение именуют манипулятивным или игрой (по Л.И. Рюмшиной, Т.П. Скрипкиной), рыночным (по Е.Т. Соколовой, так как этот процесс взаимный). Во втором случае, один партнер к другому относится как к личности, то есть за ним признается вся общность человеческих прав и качеств, в том числе и право быть не похожим на меня, действовать в соответствии со своими пристрастиями, право на собственный жизненный путь [26, стр. 63].

Понятие «родительское отношение», по суждению Т.В. Архиреевой и И.Г. Чесновой, прежде всего применительно к школьному возрасту (7-11 лет), так как в этом возрасте для развития ребенка определяюще одобрительное родительское отношение, ведь на его основе складывается отношение ребенка к себе, определяется то, какие культурные образцы личностного функционирования будут им усваиваться [3, стр. 75].

У ребенка до 7 лет меняется 4 формы общения со взрослыми: ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная. Под формой общения имеется в виду коммуникативная деятельности на определенном этапе ее развития, характеризуемая несколькими параметрами. Таковыми считают: время возникновения данной формы общения; место, которое оно занимает в жизни ребенка; главное содержание потребности, которая удовлетворяется в ходе общения; ведущие мотивы, побуждающие малыша к общению со взрослым; основные средства общения, с помощью которых осуществляются коммуникации с другими людьми [9, стр. 169].

М.И. Лисина выделяла внеситуативно-познавательную форму общения ребенка со взрослым. В отличие от предыдущего она вплетена не в практическое сотрудничество со взрослыми, а в «теоретическое» [21, стр. 115]. Отстраненная познавательная потребность ребенка и расширение его познавательных интересов ведут к тому, что он начинает задавать взрослому многочисленные вопросы, поэтому детей этого возраста называют «почемучками». Для внеситуативно-познавательной формы общения характерно стремление ребенка к уважению взрослого. Очень важной для него становится оценка взрослого: любое замечание дети начинают воспринимать как личную обиду. Исследования показали, что дети с познавательными мотивами общения демонстрируют повышенную обидчивость и чувствительность к замечаниям. Аффективные вспышки особенно свойственны детям среднего дошкольного возраста. Таким образом, для этой формы общения характерны познавательные мотивы и потребность в уважении взрослого [13].


Таким образом, главным фактором, воздействующим на становление активности, развитие самопознания и уверенности в себе, в подростковом возрасте выступает общение со взрослым. Именно взрослый инициирует зарождение и становление у ребенка оценочной деятельности, когда:

  • Выражает свое отношение к окружающему и оценочный подход;
  • Организует деятельность ребенка, обеспечивая накопление опыта индивидуальной деятельности. Ставя задачу, показывая способы ее решения и оценивая исполнение;
  • Представляет образцы деятельности и тем самым дает ребенку критерии правильности ее выполнения;
  • Организует совместную со сверстниками деятельности, которая помогает ребенку видеть в ровеснике личность.

Недооцениваение взрослым занятия ребенка повергает к нетактичному поведению, состоящему в том, что взрослый прерывает эту деятельность, разрушает планы ребенка, не дает реализовать его проекты. Это прерывание вызывает напряженную ситуацию, приводит к протестам. Такая тактика взрослого сдерживанием вырабатывание такого важного личностного качества у ребенка, как умение доводить дело до конца, снижает ценность и смысл дела, подчеркивает его несерьезность и необязательность. При ошибочном воздействии взрослых у детей 1 – 3 лет возникают две формы несамостоятельности: инфантилизм и синдром беспомощности. Инфантилизм проявляется как реакция ребенка на подавление взрослым его инициативы, избыток оценки и вмешательства. Синдром беспомощности вызывается полным отсутствием или минимальным вниманием к делам ребенка. Ребенок создает видимость самостоятельности, когда длительное время что-то делает, но действия его остаются скудными и однообразными [8, стр. 25].

Описаны различные варианты родительских позиций, установок, родительского (чаще материнского) отношения.

Симбиоз (чрезмерная эмоциональная близость), авторитарность, эмоциональное отвержение («маленький неудачник») [7, стр. 86].

Поддержка, разрешение; приспособление к потребностям ребенка; формальное чувство долга при отсутствии подлинного интереса к ребенку; непоследовательное поведение [3, стр. 82].

Сотрудничество, изоляция, соперничество, псевдосотрудничество.

Авторитет любви, доброты, уважения. Авторитет подавления, расстояния, педантизма, резонерства, подкупа.

Позиции-шаблоны, калечащие семейные, в том числе и дет-ско-родительские отношения: заискивающий «миротворец»; «обвинитель»; расчетливый «компьютер»; сбитый с толку, «отвлекающийся».


Позитивная модель поведения – гибкая, или уравновешенная, где различные приемы используются не автоматически, а сознательно, с учетом последствий своих действий [32, стр. 53].

Учитывая взаимозависимость отношений в семье, их описывают через те роли, которые выполняет ребенок. По мнению А.С. Спиваковской, роль ребенка можно четко выделить в дисгармоничной семье, где относятся друг к другу шаблонно, стереотипно, годами сохраняя застывшие, ригидные, уже не соответствующие реалиям отношения. Роль – это набор шаблонов поведения по отношению к ребенку в семье, сочетание чувств, ожиданий, действий, оценок, адресованных ребенку взрослыми.

Наиболее типичны четыре роли: «козел отпущения», «любимчик», «примиритель», «беби». «Козел отпущения» – это объект для проявления взаимного недовольства супругов-родителей. «Любимчик» наполняет эмоциональный вакуум в супружеских отношениях, забота и любовь к нему чрезмерно преувеличены. Напротив, при сильной близости супругов друг к другу ребенок раз и навсегда остается в семье только ребенком, «беби» с очень ограниченными правами. «Примиритель» принужден играть роль взрослого, урегулировать и ликвидировать супружеские конфликты, и таким образом занимает важнейшее место в структуре семьи.

Выделяются и другие роли: «ребенок-обуза»; «ребенок-раб», «ребенок-любовник» (одинокая, как правило, мать настаивает на «отношениях для двоих», закрепощает ребенка в узах своей любви); «ребенок как оружие» в борьбе с супругом; ребенок – «заместитель мужа» (от него требуют постоянного внимания, заботы, чтобы он был рядом и делился своей личной жизнью).

По мнению А. С. Спиваковской, выделяют также три спектра отношений, определяющих любовь родителей к своему ребенку: симпатия–антипатия, уважение–пренебрежение, близость–дальность. Сочетание этих аспектов отношений разрешает описать некоторые типы родительской любви.

Поэтому общение подростков и юношей со взрослыми необходимо считать важнейшим условием их личностного развития. Неудачи в общении ведут к внутреннему дискомфорту, компенсировать который не могут никакие объективные высокие показатели в других сферах их жизни и деятельности [22, стр. 165].

Возникновение чувства взрослости и появление потребности в ее утверждении в подростковом возрасте часто выражается в тре­бовании равенства прав со взрослыми, что создает определенные трудности и проблемы во взаимоотношениях взрослых и подрост­ков. В 11 —12 лет начинается борьба подростков за автономию, независимость, прежде всего от тех, с кем раньше был связан наи­более тесно. В этот период наблюдается своеобразное «потреби­тельское» отношение к родителям и учителям, обусловленное стрем­лением проверить равенство их прав со взрослыми, общность для них и для взрослых правил и требований жизни. Особенно ярко это проявляется в ревности подростков к заботам взрослых о са­мих себе: к покупкам каких-то вещей, развлечениям, друзьям и т.п. (И.В. Дубровина). Подростковая самостоятельность выражается в основном в стремлении к эмансипации от взрослых, освобождении от их контроля и опеки. Чувство защищенности, безопасности так­же является значимым для подросткового возраста, оно дает подро­стку возможность экспериментировать, раздвигая рамки своей жизни (И.В. Дубровина).