Файл: Отношения родителей и подростков (Теоретические аспекты детско-родительских отношений в подростковом возрасте).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Следует отметить, что в данной группе родителей отсутствует «Фобия утраты ребенка», не выражены гипопротекция и потвортсвование.

Теперь представим результаты исследования по методике «Поведение родителей и отношение подростков к ним» Е. Шафер.

Таблица 3

Данные исследования подростков из полных семей по методике «Поведение родителей и отношение подростков к ним» Е. Шафер (%)

Шкала

Шкала позитивного интереса

Шкала директивности

Шкала враждебности

Шкала автономности

Шкала непоследовательности

Мать

43

12

26

36

38

Отец

45

38

41

29

11

Анализируя полученные результаты можно отметить, что у подростков из полных семей по шкале позитивного интереса, как в отношении матери, так и в отношении отца. От юноши ждут от матери интереса и принятия, в большинстве случаев принимают ее мнение, склонны соглашаться с ней. Такие формы поведения, как властность, подозрительность, тенденция к лидерству, отрицаются. В тоже время сыновья не ждут от матери чрезмерного конформизма, вплоть до тенденции «идти на поводу».

Положительное отношение к дочери со стороны матери, основанное на психологическом принятии, описывается подростками-девочками, как отношение к маленькому ребенку, который постоянно требует внимания, заботы, помощи, который сам по себе мало что может.
Дочери считают, что отец обладает, прежде всего, директивностью, т.е. представляют директивность отца в качестве образа «твердой мужской руки», готовой то сжаться в кулак, то указать на ее место в обществе и, в частности, в семье.

Подростки говорят о позитивном интересе в случаях, когда отцы стремятся достигнуть их расположения и почитания отцовского авторитета, не прибегая к декларациям догм. Психологическое принятие сына отцом основано, прежде всего, на доверии.

Таблица 4

Данные исследования подростков из неполных семей по методике «Поведение родителей и отношение подростков к ним» Е. Шафер (%)

Шкала

Шкала позитивного интереса

Шкала директивности

Шкала враждебности

Шкала автономности

Шкала непоследовательности

Мать

25

47

38

22

51

Отец

31

57

43

38

47


В группе подростков из неполных семей сильно выражена шкала враждебности как, по мнению дочери, так и, по мнению сына. Враждебность матери в отношениях с сыном-подростком характеризуется ее агрессивностью и чрезмерной строгостью в межличностных отношениях. Ориентировка матери исключительно на себя, ее самолюбие, излишнее самоутверждение, как правило, исключают принятие ребенка. Он воспринимается, прежде всего, как соперник, которого необходимо подавить, дабы утвердить свою значимость. Наряду с этим, постоянно (главным образом на вербальном уровне) демонстрируется положительная активность, ответственность за судьбу сына.

Враждебность матерей их дочерьми-подростками описывается как подозрительное отношение к семейной среде и дистанция по отношению к ее членам (в частности, к детям). Подозрительное поведение и отказ от социальных норм приводят их, как правило, к отгороженности и возвышению себя над остальными.

И дочери и сыновья считают, что у отцов хорошо выражена автономность. Автономность отца в отношениях с сыном проявляется в формальном отношении к воспитанию, в излишней беспристрастности в процессе общения. Девочки-подростки описывают автономность отцов, как претензию на лидерство, причем лидерство недосягаемое, недоступное для взаимодействия с ним.

В целом стоит отметить, что при сравнений практики матерей и отцов мальчиками-подростками выявляются следующие характерные различия. При психологическом принятии родителями сына у отцов по сравнению с матерями доминирует отсутствие тенденции к лидерству, поскольку они стремятся достичь расположения и почитания их авторитета, не прибегая к силе, в отличие от матерей, которые в исключительных случаях позволяют себе авторитаризм в межличностных отношениях «ради блага» ребенка. В то же время, у матерей в качестве позитивного интереса мальчики отмечают критический подход к ним и сверхопеку, тогда как у отцов более выражены независимость и твердость позиций.

Непоследовательность же в проведении линии воспитания у обоих родителей одинаково оценивается подростками как тенденция к экстремально-противоречивым формам поведения с максимальной амплитудой выражения. Причем у матерей противоположностью силе и недоверию является уступчивость и гиперпроективность, а у отцов – доверчивость и конформизм.

Таким образом, гипотеза исследования подтверждена, отношения подростков к родителям из неполных семей имеет свои особенности и специфику


2.3. Социально-психологический характер неполных семей

В настоящее время, среди причин демографического кризиса ведущее место занимают негативные тенденции в брачно-семейных отношениях. Ослабевают семейные связи, растет число разводов, неполных семей и количество детей, рожденных вне брака или воспитывающихся без одного из родителей. Получило распространение совместное проживание без официального оформления брака.

Сейчас, реальных исследований материнской семьи и особенностей воспитания в ней очень и очень мало. Из-за нашей ментальности не только СМИ, но и разные специалисты продолжают ориентироваться на норму-идеал – материнско-отцовскую семью. Новую же норму, материнскую семью, которая распространяется все шире, воспринимают как патологию.

Конечно, большинство семей с детьми являются полными, то есть в них имеются оба родителя, однако около 13 % семей – неполные [9, стр. 98].

Высокий уровень разводимости в России на протяжении уже нескольких десятилетий, достигший в середине 90-х годов рекордного показателя – 51 развод на 100 браков, рост числа внебрачных рождений, а также вдовства вследствие сверхсмертности мужчин в трудоспособных возрастах, и одновременно с этим снижение частоты повторных браков, - все это приводит к росту числа неполных семей

Таким образом, почти треть российских детей рождается вне брака, в целом по России показатель роста доли неполных семей увеличился по данным статистики за период 1989 по 1998 г. в два раза с 13,5% до 27%. В 1995 году эта цифра составляла 13%. 300-400 тыс. детей ежегодно остаются в неполных семьях в результате развода родителей. В 2006 г., по официальным данным, из 33,7 миллионов детей в России 14 миллионов детей воспитываются в неполных семьях или рождены вне брака.

Вместе с пропорциональным изменением количества неполных семей наблюдается также и ряд других изменений в их характеристиках. Так, например, в Израиле в начале 70-х годов прошлого столетия большинство неполных семей составляли вдовы (58,5%, то к началу 2005 г. 54,8% из них составляли разведенные женщины.

Аналогичная картина наблюдается и в России. Так, например, в г.Москве в 2000 г. на 1000 жителей было заключено 8,2 браков (в 1990-9,4), а распалось 4,6 (5,0). Распадается до 80-90% браков, заключённых в условиях, когда выбор не одобрен родителями брачующихся. В официальный повторный брак вступают не более 40% разведённых мужчин и 20-25% женщин. По сравнению с этим в 1945 г. на сто браков приходился всего лишь один развод.


Еще одной не маловажной тенденцией является снижение рождаемости. Так, сравнение Коэффициента суммарной рождаемости (сколько в среднем родит детей одна женщина за свою жизнь, если будет сохраняться неизменным уровень рождаемости текущего календарного года) за период с 1950 г. по 2000 г. наглядно демонстрирует эту тенденцию. Более того, этот показатель продолжает снижаться: так, если еще в 1985 г. в России он составлял 2,1, то в 1990 г.уже 1,9, а к 2005 – 1,34.

Итак, чаще всего, неполная семья – это материнская семья – примерно на каждые 14 неполных семей, где детей воспитывает женщина, приходится одна неполная отцовская семья. В научной литературе наряду с терминами «одинокая мать» и «семья одинокой матери» используется также обобщающее понятие «семьи, возглавляемые женщинами».

Образовательный уровень матерей обследуемых школьников за­метно дифференцирован; пятая часть имеют высшее образование, две трети - среднее, 17 % - неполное среднее.

Данные социокультурные характеристики говорят о том, что воз­можности одиноких матерей по воспитанию детей различны.

На положение материнской семьи может влиять возраст, образова­ние, квалификация, профессия, социальные связи, этническая или рели­гиозная принадлежность [16, стр. 127].

Социально-экономический статус матерей, воспитывающих детей без мужа, достаточно разнолик, хотя тяготеет к непрестижным видам профессиональной деятельности и низкостатусным социальным груп­пам общества. Из них треть - рабочие, 10 % относятся к младшему об­служивающему персоналу (уборщицы, санитарки, няни), 16 % матерей не имеют работы и трудятся, время от времени, четверть женщин - врачи, учителя, медсестры, экономисты, бухгалтеры.

Материальное положение семей с одним родителем, по словам де­тей и наблюдениям психологов, тяжёлое в 55 случаях из ста, 7 % семей относятся к категории очень бедных. У 30 % семей, уровень жизни не лучше и не хуже, чем у большинства других семей района.

Судя по данным опроса, морально-нравственная атмосфера, сло­жившаяся в каждой пятой семье с одним родителем, должна быть оце­нена как неблагоприятная для нормального развития ребёнка. 35 % се­мей в этом плане не лучше и не хуже других семей, 41 % семей рас­сматриваются психологами и классными руководителями как благопри­ятные для нормальной социализации ребёнка.

Каждая вторая одинокая мать характеризуется со стороны как вни­мательная, заботливая, стремящаяся, чтобы её ребёнок был не хуже дру­гих. В то же время каждый четвертый ребёнок практически заброшен, предоставлен самому себе.


Итак, совокупность неполных семей многообразна и крайне неоднородна. Источником их формирования являются разводы, внебрачная рождаемость, вдовство одного из супругов, раздельное проживание супругов, усыновление ребенка одиноким родителем, опекунство в случае смерти родителей или лишения родительских прав, временно одинокие.

Рассмотрим причины, по которым женщина решает родить ребёнка вне брака:

  • возраст, осложняющий возможности женщины на брак (несмотря на изменение возраста вступления в брак, о чём уже говорилось, в менталитете российской, в частности, женщины страх «стародевства» постоянно присутствует, и связывают его чаще всего с возрастом. В силу этого первые и единственные дети родятся у немолодых жен­щин;
  • стремление к материнству; «ребёнок для себя»;
  • нежелание делать аборт при распавшемся сожительстве или любов­ной связи;
  • желание не прерывать беременность после гибели любимого челове­ка - отца будущего ребёнка.

Смерть одного из родителей. В связи с тем, что смертность мужчин выше, продолжительность жизни меньше, чем у женщин, число вдов гораздо больше, чем вдовцов (18,2 % против 2,5%) особенно в старшем возрасте. Особенностью настоящего времени является также беспрецедентный рост смертности от так называемых неестественных причин, что вызвано резким снижением уровня и качества охраны труда, ростом травматизма на производстве и в транспорте, увеличением потерь от стихийных бедствий.

Развод родителей. Причины разводов изучаются обычно по заявлениям в органы Загса или в суды, причем там фигурируют такие, как несходство характеров, пьянство однако из супругов, измена. Другие причины занимают гораздо меньше места. Очевидно, что это не затрагивает все разнообразие причин развода. Для стабилизации семей важно изучать подлинные основания, которые их разрушают. Социально-экономический и морально-психологический кризис, переживаемый страной, привел к «свертыванию» семьи, ее уменьшению (за счет отказа от детей что привело к сокращению рождаемости) или временному отказу от нее – что дало снижение количества браков и рост разводов [18, стр. 98].

Среди проблем неполных семей особенно острой предстает проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей.

Воспитание детей в неполной семье обладает рядом особенностей. Вследствие отсутствия одного из родителей, оставшемуся приходится брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем семьи. При этом ему необходимо также восполнять возникший дефицит воспитательного влияния на детей. Совмещения всех этих задач весьма затруднительно. Поэтому большинство неполных семей испытывают материально-бытовые трудности и сталкиваются с педагогическими проблемами.