Файл: Отношения родителей и подростков (Теоретические аспекты детско-родительских отношений в подростковом возрасте).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Однако подросток уже не приемлет старые способы выражения любви родителей к нему, открытое выражение чувств, особенно в присутствии сверстников. Все это создает определенное напряже­ние в отношениях родителей и подростков. Иногда взрослые не успевают перестроить свои отношения с ребенком на принципах равенства, чему способствует ряд моментов: неизменность социаль­ного положения «ученика»: материальная зависимость от родите­лей; сохранение у подростка, особенно вначале, детских черт в об­лике и поведении; сила привычки взрослого направлять и контро­лировать своего ребенка. Тогда создается неблагоприятная ситуация: отношение к подростку как к ребенку, который должен подчинять­ся и слушаться, вступая в противоречие с представлением подрост­ка о собственной взрослости, приводит к конфликтам. Споры, рас­хождения во взглядах подростков и родителей касаются не всех областей жизни, а преимущественно бытовых вопросов: одежды, при­чески, присутствия дома по вечерам и пр. В 12—13 лет появляются прецеденты «ценностного» конфликта: активное отстаивание под­ростком собственного понимания справедливости в различных областях (замечания учителя, несправедливая отметка, политиче­ские и экономические проблемы); подросток обличает взрослых, обвиняя их в лицемерии и несправедливости. Однако следует от­метить, что, несмотря на то что эмоциональная дистанция между подростками и родителями увеличивается, это не обязательно ве­дет к бунту или неприятию родительских ценностей.

Педагоги могут оказать огромное влияние на подростков. Если отношения между учителем и учеником основаны на личном взаи­мопонимании, их общение глубоко и разносторонне. Учитель ста­новится для ученика одним из самых уважаемых людей, служит образцом для подражания и способен существенно воздействовать на формирование его самосознания, целей и устремлений. Для учи­теля в подростковых классах особенно необходима эмоциональная устойчивость, уверенность в себе, уравновешенность. Такие лично­стные особенности позволяют учителю быть открытым, строить от­ношения с учениками на основе понимания, истинного душевного тепла, терпимости и уважения. Подростки любят учителей вообще по-человечески счастливых, доброжелательных и жизнерадостных (Ф. Райс).

Общение со сверстниками приобретает в подростковый период чрезвычайную значимость. Это период, когда - потребность в обще­нии со сверстниками становится одной из центральных, а ведущей деятельностью является интимно-личностное общение. Благополу­чие в отношениях со сверстниками очень важно для подростка, для его психического развития. Отрочество сензитивно для развития средств общения. Отношения подростков со сверстниками служат своеобразной моделью их будущих социальных отношений с ми­ром. Известно, что те школьники, которые в 12—14 лет были ориен­тированы преимущественно на семью и мир взрослых, в юноше­ском и взрослом возрасте часто испытывают трудности во взаимо­отношениях с людьми, причем не только личных, но и служебных.


В этот период наиболее ярко проявляется реакция группирова­ния: стремление подростков в группу сверстников, общение в ком­пании ровесников. Группа создает особое переживание — «чув­ство МЫ», играя существенную роль в самоопределении подростка и в определении его статуса в глазах сверстников. Группа защища­ет подростка, дает ему поддержку, одновременно предъявляя жест­кие требования. Отсюда — реакция конформности подростков, стрем­ление ничем не выделяться из среды сверстников, быть «как все»: носить одинаковую со всеми одежду, иметь одинаковые увлечения, разговаривать на принятом в группе сленге и т.п. Для подростка очень важно не просто быть в группе сверстников, но быть приня­тым, признанным, уважаемым ровесниками. Подростки, не входящие в компании, как правило, отличаются заниженной самооценкой, стра­дают от одиночества, плохо учатся в школе, у них чаще наблюдают­ся душевные расстройства и случаи противоправного поведения (К. Флэйк-Хобсон).

Иногда подростка привлекают ценности и установки одного че­ловека, а не целой группы. Этот человек — значимый другой — может быть близким другом, любимым учителем, звездой кино или спорта либо кем-то еще, чье мнение очень ценно для подростка. Здесь проявляется так называемая реакция имитации — подража­ние определенному лицу или образу. Влияние значимого другого обладает наибольшей силой именно в отрочестве, когда подросток активно ищет модели для подражания.

Подростки спешат освободиться от родительской опеки, заме­нив ее доверительными, эмоционально окрашенными отношениями с друзьями. Подросток стремится иметь близкого верного друга, с которым можно было бы поделиться своими переживаниями, трево­гами, трудностями, сокровенными мыслями, который мог бы выслу­шать, понять и посочувствовать. По мере того как дружба приобре­тает все более глубокий и интимный характер, подростки все чаще обращаются по самым разным вопросам к близким друзьям, а не к родителям. Друзья и приятели придают подростку сил и увереннос­ти в себе, помогают в решении внутренних проблем и межличност­ных конфликтов. Подростки склонны выбирать друзей, исходя из общих интересов и занятий, равенства отношений и преданности. В дружеских отношениях подростки крайне избирательны и требова­тельны. Поступки сверстников, особенно друзей, оцениваются под­ростком чрезвычайно эмоционально и с максималистских позиций: для друга подросток должен быть готов на все; если друг «подвел», «предал», то немедленно следует разрыв отношений. Насыщенность и эмоциональность дружеских отношений в подростковом возрасте приводит порой к конфликтам, если потребности их участников не получают удовлетворения.


Отношения между мальчиками и девочками претерпевают су­щественные изменения в подростковом возрасте. Возникает инте­рес друг к другу, который вначале сосуществует с обособленностью мальчиков и девочек, и у многих мальчиков проявляется в неадек­ватных формах (в «задирании», агрессивных реакциях). Девочки, хотя и жалуются, но мотивы таких действий понимают правильно и не обижаются всерьез. Позже отношения меняются: теряется не­посредственность, появляются скованность, робость, стеснительность и в то же время повышается интерес к устанавливающимся отно­шениям, к тому, кто кому нравится, хотя открытые дружеские отно­шения проявляются редко, так как для этого подросткам необходи­мо не только преодолеть собственную скованность, но и быть гото­вым противостоять насмешкам и поддразниванию со стороны сверстников (B.C. Мухина).

У старших подростков общение между мальчиками и девочка­ми делается более открытым: возникают разнополые компании, желание нравиться становится одним из значимых стремлений, возникают привязанности, которые могут быть очень эмоциональ­ными и занимать большое место в жизни подростка. Некоторые подростки так и не решаются сказать тому, в кого влюблены, о своих чувствах, переживая осуществление самых невероятных надежд в мечтах и фантазиях. Нередко подросток любит скорее придуманного «другого» или свою мечту, нежели реального чело­века. Отсутствие взаимности, утрата любви приводит к сильным и острым переживаниям, страданиям. Тенденция быстрого перехода от дружбы к влюбленности, ухаживаниям объясняется отчасти воздействием стереотипов поведения, пропагандируемых средства­ми массовой информации, отчасти — стремлением самих подрост­ков поскорее стать взрослыми.

В подростковом периоде начинают формироваться сексуальные влечения, которые вначале могут характеризоваться определенной недифференцированностью (сексуальные переживания могут быть направлены на взрослого человека, на сверстника своего и другого пола) и повышенной возбудимостью. Множество проблем подрост­кового периода связаны с ранним пробуждением сексуального чув­ства и первым сексуальным опытом подростков. Устойчивый и силь­ный интерес к сексуальным вопросам может свидетельствовать о трудностях и проблемах подростка (как реальных, так и вообража­емых), наличии у него переживания неполноценности в этой сфере, о неудовлетворительных отношениях со сверстниками, интенсив­ном половом созревании. В таких случаях, тем более в тех, когда подросток рано приобретает сексуальный опыт, требуется особая помощь со стороны родителей, педагогов и психологов, заключа­ющаяся в первую очередь в установлении доверительных отноше­ний, нормализации отношений со сверстниками, нахождении сфер самоутверждения, развитии и укреплении чувства собственного до­стоинства, самоуважения.


1.2. Особенности детско-родительских отношений в подростковом возрасте

В психическом развитии юноши определяющим является не только характер его ведущей деятельности, но и характер той системы взаимоотношений с окружающими его людьми, в которую он вступает на различных этапах своего развития.

Полученные в ходе исследований данные позволяют нам говорить о том, что современный юноша, в целом сохраняет эмоционально-позитивное отношение к своей семье. Тем не менее, имеет место тенденция к некоторой отгороженности юноши от семьи и его нежелание пытаться решать свои проблемы, используя советы и опыт родителей.

Как справедливо отмечает М. Кле, семья выступает референтным источником там, где культурные нормы стабильны. Исходя их этого, становится очевидной взаимосвязь между социально-культурными изменениями и ослаблением референтной функции семьи. Таким образом, у современного подростка, по сравнению с подростком 70-80-х г., в большей мере затруднено формирование таких ценностных ориентаций, которые в будущем могли бы способствовать его более успешной социальной адаптации.

Отвечая на вопрос «С кем бы ты стал советоваться в сложной житейской ситуации?», старшеклассники в первую очередь называют мать, на втором месте – отца. Около трети юношей и девушек хотели бы иметь больше родительских советов по важным для них вопросам, чем они фактически получают, и лишь около 10 % считают, что число советов избыточно. Отвечая на вопрос массовой анкеты, чье понимание для вас важнее, многие старшеклассники называют взрослых (а не сверстников), мать, отца.

Смысл доверительного общения со взрослыми для старшеклассников состоит главным образом не в получении от них той или иной информации (хотя и этот аспект важен), а в возможности найти понимание своих проблем, сочувствие и помощь в их решении. Однако с реальным доверительным общением с взрослыми у старшеклассников дело обстоит довольно сложно. Круг взрослых ограничен у старшеклассников учителями, родителями, родственниками, соседями, родителями сверстников. Это объективно ограничивает возможности в удовлетворении стремления к общению со взрослыми, особенно на том уровне доверительности и интенсивности, который делает общение интимно значимым. Содержание общения со взрослыми включает в себя проблемы поиска смысла жизни, познания самого себя, жизненных планов и путей их реализации, взаимоотношений между людьми, информацию, связанную с областью интересов старшеклассника и профессиональной принадлежностью взрослого.


В ранней юности происходит резкое снижение доверительности в общении с родителями и учителями. На вопрос «Чувствовали ли вы когда-нибудь, что вам легче обсуждать вопросы с друзьями, чем с родителями?» утвердительно отвечают большинство юношей и девушек 15 – 18 лет. Утвердительные ответы на вопрос «Чувствовали ли вы когда-нибудь, что ваши родители понимают вас не так хорошо, как ваши друзья?» подтверждают это.

Очевидно, одним из пиков развития у человека потребности в общении является ранняя юность (14, 5 – 17) В юности особенно возрастает необходимость, с одной стороны, в новом опыте, а с другой – в признании, защищенности, в интимной реакции. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что эффективное решение проблем самосознания, самоопределения невозможно вне общения с окружающими людьми, без их помощи. С возрастом от 14 к 17 годам потребность в понимании заметно усиливается, причем у девушек она выражена сильнее, чем у юношей. Главным образом понимание должно иметь характер сугубо эмоционального сочувствия, сопереживания.

Взрослеющие дети превыше всего ценят в своих родителях и других воспитателях именно искренность. Под искренностью мы понимаем внутреннюю гармонию между чувствами, мыслями и поступками. Второе качество, которое очень ценится молодыми – мужество. Но не только в смысле отважных начинаний, бесстрашия перед лицом грозящей опасности, но и способность противостоять ударам судьбы, выдержка, преодоление искушений и верности самому себе, своим убеждениям и идеалам. Молодежь прощает взрослым многие недостатки, пробелы в знаниях, даже низкий интеллектуальный и культурный уровень, но не прощает, когда они заносятся, важничают, «воображают», притворяясь, будто все знают и умеют.

Взрослеющий ребенок, как правило, ценит и принимает жизненный опыт родителей. Но только при условии, что родитель не навязывает себя.

Родительский авторитет пошатнется и там, где родители вмешиваются в области в которых естественным авторитетом выступают друзья ребенка, группы сверстников. Это касается весьма поверхностных и несущественных вещей, таких как мода, манера одеваться, длина волос, курение, музыка, современная аппаратура. Опыт показывает, что если авторитет родителей и других членов семьи основан на перечисленных выше предпосылках, авторитет группы сверстников не перерастает «поверхностных» знаков принадлежности к поколению. Но там, где не достает родительского авторитета либо он растрачен в ссорах по поводу внешнего вида, неизмеримо вырастает авторитет группы.