Файл: Отношения родителей и подростков (Теоретические аспекты детско-родительских отношений в подростковом возрасте).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 20
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты детско-родительских отношений в подростковом возрасте
1.1. Сущность отношений и специфика детско-родительских отношений
1.2. Особенности детско-родительских отношений в подростковом возрасте
Глава 2. Эмпирическое исследование детско-родительских отношений в подростковом возрасте
2.1. Организация и методики исследования
2.2. Анализ результатов исследования
Однако подросток уже не приемлет старые способы выражения любви родителей к нему, открытое выражение чувств, особенно в присутствии сверстников. Все это создает определенное напряжение в отношениях родителей и подростков. Иногда взрослые не успевают перестроить свои отношения с ребенком на принципах равенства, чему способствует ряд моментов: неизменность социального положения «ученика»: материальная зависимость от родителей; сохранение у подростка, особенно вначале, детских черт в облике и поведении; сила привычки взрослого направлять и контролировать своего ребенка. Тогда создается неблагоприятная ситуация: отношение к подростку как к ребенку, который должен подчиняться и слушаться, вступая в противоречие с представлением подростка о собственной взрослости, приводит к конфликтам. Споры, расхождения во взглядах подростков и родителей касаются не всех областей жизни, а преимущественно бытовых вопросов: одежды, прически, присутствия дома по вечерам и пр. В 12—13 лет появляются прецеденты «ценностного» конфликта: активное отстаивание подростком собственного понимания справедливости в различных областях (замечания учителя, несправедливая отметка, политические и экономические проблемы); подросток обличает взрослых, обвиняя их в лицемерии и несправедливости. Однако следует отметить, что, несмотря на то что эмоциональная дистанция между подростками и родителями увеличивается, это не обязательно ведет к бунту или неприятию родительских ценностей.
Педагоги могут оказать огромное влияние на подростков. Если отношения между учителем и учеником основаны на личном взаимопонимании, их общение глубоко и разносторонне. Учитель становится для ученика одним из самых уважаемых людей, служит образцом для подражания и способен существенно воздействовать на формирование его самосознания, целей и устремлений. Для учителя в подростковых классах особенно необходима эмоциональная устойчивость, уверенность в себе, уравновешенность. Такие личностные особенности позволяют учителю быть открытым, строить отношения с учениками на основе понимания, истинного душевного тепла, терпимости и уважения. Подростки любят учителей вообще по-человечески счастливых, доброжелательных и жизнерадостных (Ф. Райс).
Общение со сверстниками приобретает в подростковый период чрезвычайную значимость. Это период, когда - потребность в общении со сверстниками становится одной из центральных, а ведущей деятельностью является интимно-личностное общение. Благополучие в отношениях со сверстниками очень важно для подростка, для его психического развития. Отрочество сензитивно для развития средств общения. Отношения подростков со сверстниками служат своеобразной моделью их будущих социальных отношений с миром. Известно, что те школьники, которые в 12—14 лет были ориентированы преимущественно на семью и мир взрослых, в юношеском и взрослом возрасте часто испытывают трудности во взаимоотношениях с людьми, причем не только личных, но и служебных.
В этот период наиболее ярко проявляется реакция группирования: стремление подростков в группу сверстников, общение в компании ровесников. Группа создает особое переживание — «чувство МЫ», играя существенную роль в самоопределении подростка и в определении его статуса в глазах сверстников. Группа защищает подростка, дает ему поддержку, одновременно предъявляя жесткие требования. Отсюда — реакция конформности подростков, стремление ничем не выделяться из среды сверстников, быть «как все»: носить одинаковую со всеми одежду, иметь одинаковые увлечения, разговаривать на принятом в группе сленге и т.п. Для подростка очень важно не просто быть в группе сверстников, но быть принятым, признанным, уважаемым ровесниками. Подростки, не входящие в компании, как правило, отличаются заниженной самооценкой, страдают от одиночества, плохо учатся в школе, у них чаще наблюдаются душевные расстройства и случаи противоправного поведения (К. Флэйк-Хобсон).
Иногда подростка привлекают ценности и установки одного человека, а не целой группы. Этот человек — значимый другой — может быть близким другом, любимым учителем, звездой кино или спорта либо кем-то еще, чье мнение очень ценно для подростка. Здесь проявляется так называемая реакция имитации — подражание определенному лицу или образу. Влияние значимого другого обладает наибольшей силой именно в отрочестве, когда подросток активно ищет модели для подражания.
Подростки спешат освободиться от родительской опеки, заменив ее доверительными, эмоционально окрашенными отношениями с друзьями. Подросток стремится иметь близкого верного друга, с которым можно было бы поделиться своими переживаниями, тревогами, трудностями, сокровенными мыслями, который мог бы выслушать, понять и посочувствовать. По мере того как дружба приобретает все более глубокий и интимный характер, подростки все чаще обращаются по самым разным вопросам к близким друзьям, а не к родителям. Друзья и приятели придают подростку сил и уверенности в себе, помогают в решении внутренних проблем и межличностных конфликтов. Подростки склонны выбирать друзей, исходя из общих интересов и занятий, равенства отношений и преданности. В дружеских отношениях подростки крайне избирательны и требовательны. Поступки сверстников, особенно друзей, оцениваются подростком чрезвычайно эмоционально и с максималистских позиций: для друга подросток должен быть готов на все; если друг «подвел», «предал», то немедленно следует разрыв отношений. Насыщенность и эмоциональность дружеских отношений в подростковом возрасте приводит порой к конфликтам, если потребности их участников не получают удовлетворения.
Отношения между мальчиками и девочками претерпевают существенные изменения в подростковом возрасте. Возникает интерес друг к другу, который вначале сосуществует с обособленностью мальчиков и девочек, и у многих мальчиков проявляется в неадекватных формах (в «задирании», агрессивных реакциях). Девочки, хотя и жалуются, но мотивы таких действий понимают правильно и не обижаются всерьез. Позже отношения меняются: теряется непосредственность, появляются скованность, робость, стеснительность и в то же время повышается интерес к устанавливающимся отношениям, к тому, кто кому нравится, хотя открытые дружеские отношения проявляются редко, так как для этого подросткам необходимо не только преодолеть собственную скованность, но и быть готовым противостоять насмешкам и поддразниванию со стороны сверстников (B.C. Мухина).
У старших подростков общение между мальчиками и девочками делается более открытым: возникают разнополые компании, желание нравиться становится одним из значимых стремлений, возникают привязанности, которые могут быть очень эмоциональными и занимать большое место в жизни подростка. Некоторые подростки так и не решаются сказать тому, в кого влюблены, о своих чувствах, переживая осуществление самых невероятных надежд в мечтах и фантазиях. Нередко подросток любит скорее придуманного «другого» или свою мечту, нежели реального человека. Отсутствие взаимности, утрата любви приводит к сильным и острым переживаниям, страданиям. Тенденция быстрого перехода от дружбы к влюбленности, ухаживаниям объясняется отчасти воздействием стереотипов поведения, пропагандируемых средствами массовой информации, отчасти — стремлением самих подростков поскорее стать взрослыми.
В подростковом периоде начинают формироваться сексуальные влечения, которые вначале могут характеризоваться определенной недифференцированностью (сексуальные переживания могут быть направлены на взрослого человека, на сверстника своего и другого пола) и повышенной возбудимостью. Множество проблем подросткового периода связаны с ранним пробуждением сексуального чувства и первым сексуальным опытом подростков. Устойчивый и сильный интерес к сексуальным вопросам может свидетельствовать о трудностях и проблемах подростка (как реальных, так и воображаемых), наличии у него переживания неполноценности в этой сфере, о неудовлетворительных отношениях со сверстниками, интенсивном половом созревании. В таких случаях, тем более в тех, когда подросток рано приобретает сексуальный опыт, требуется особая помощь со стороны родителей, педагогов и психологов, заключающаяся в первую очередь в установлении доверительных отношений, нормализации отношений со сверстниками, нахождении сфер самоутверждения, развитии и укреплении чувства собственного достоинства, самоуважения.
1.2. Особенности детско-родительских отношений в подростковом возрасте
В психическом развитии юноши определяющим является не только характер его ведущей деятельности, но и характер той системы взаимоотношений с окружающими его людьми, в которую он вступает на различных этапах своего развития.
Полученные в ходе исследований данные позволяют нам говорить о том, что современный юноша, в целом сохраняет эмоционально-позитивное отношение к своей семье. Тем не менее, имеет место тенденция к некоторой отгороженности юноши от семьи и его нежелание пытаться решать свои проблемы, используя советы и опыт родителей.
Как справедливо отмечает М. Кле, семья выступает референтным источником там, где культурные нормы стабильны. Исходя их этого, становится очевидной взаимосвязь между социально-культурными изменениями и ослаблением референтной функции семьи. Таким образом, у современного подростка, по сравнению с подростком 70-80-х г., в большей мере затруднено формирование таких ценностных ориентаций, которые в будущем могли бы способствовать его более успешной социальной адаптации.
Отвечая на вопрос «С кем бы ты стал советоваться в сложной житейской ситуации?», старшеклассники в первую очередь называют мать, на втором месте – отца. Около трети юношей и девушек хотели бы иметь больше родительских советов по важным для них вопросам, чем они фактически получают, и лишь около 10 % считают, что число советов избыточно. Отвечая на вопрос массовой анкеты, чье понимание для вас важнее, многие старшеклассники называют взрослых (а не сверстников), мать, отца.
Смысл доверительного общения со взрослыми для старшеклассников состоит главным образом не в получении от них той или иной информации (хотя и этот аспект важен), а в возможности найти понимание своих проблем, сочувствие и помощь в их решении. Однако с реальным доверительным общением с взрослыми у старшеклассников дело обстоит довольно сложно. Круг взрослых ограничен у старшеклассников учителями, родителями, родственниками, соседями, родителями сверстников. Это объективно ограничивает возможности в удовлетворении стремления к общению со взрослыми, особенно на том уровне доверительности и интенсивности, который делает общение интимно значимым. Содержание общения со взрослыми включает в себя проблемы поиска смысла жизни, познания самого себя, жизненных планов и путей их реализации, взаимоотношений между людьми, информацию, связанную с областью интересов старшеклассника и профессиональной принадлежностью взрослого.
В ранней юности происходит резкое снижение доверительности в общении с родителями и учителями. На вопрос «Чувствовали ли вы когда-нибудь, что вам легче обсуждать вопросы с друзьями, чем с родителями?» утвердительно отвечают большинство юношей и девушек 15 – 18 лет. Утвердительные ответы на вопрос «Чувствовали ли вы когда-нибудь, что ваши родители понимают вас не так хорошо, как ваши друзья?» подтверждают это.
Очевидно, одним из пиков развития у человека потребности в общении является ранняя юность (14, 5 – 17) В юности особенно возрастает необходимость, с одной стороны, в новом опыте, а с другой – в признании, защищенности, в интимной реакции. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что эффективное решение проблем самосознания, самоопределения невозможно вне общения с окружающими людьми, без их помощи. С возрастом от 14 к 17 годам потребность в понимании заметно усиливается, причем у девушек она выражена сильнее, чем у юношей. Главным образом понимание должно иметь характер сугубо эмоционального сочувствия, сопереживания.
Взрослеющие дети превыше всего ценят в своих родителях и других воспитателях именно искренность. Под искренностью мы понимаем внутреннюю гармонию между чувствами, мыслями и поступками. Второе качество, которое очень ценится молодыми – мужество. Но не только в смысле отважных начинаний, бесстрашия перед лицом грозящей опасности, но и способность противостоять ударам судьбы, выдержка, преодоление искушений и верности самому себе, своим убеждениям и идеалам. Молодежь прощает взрослым многие недостатки, пробелы в знаниях, даже низкий интеллектуальный и культурный уровень, но не прощает, когда они заносятся, важничают, «воображают», притворяясь, будто все знают и умеют.
Взрослеющий ребенок, как правило, ценит и принимает жизненный опыт родителей. Но только при условии, что родитель не навязывает себя.
Родительский авторитет пошатнется и там, где родители вмешиваются в области в которых естественным авторитетом выступают друзья ребенка, группы сверстников. Это касается весьма поверхностных и несущественных вещей, таких как мода, манера одеваться, длина волос, курение, музыка, современная аппаратура. Опыт показывает, что если авторитет родителей и других членов семьи основан на перечисленных выше предпосылках, авторитет группы сверстников не перерастает «поверхностных» знаков принадлежности к поколению. Но там, где не достает родительского авторитета либо он растрачен в ссорах по поводу внешнего вида, неизмеримо вырастает авторитет группы.