Файл: Отношения родителей и подростков (Теоретические аспекты детско-родительских отношений в подростковом возрасте).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выводы по главе 1

Итак, в процессе развития юношей их отношения с родителями изменяются, по крайней мере, в трех направлениях. Во-первых, развитие когнитивных навыков приводит к тому, что юноша начинает иначе воспринимать своих родителей – он более (чем младшие дети) способен распознать в родителях обычных людей (с присущими им потребностями и чувствами), а не только те роли, которые они играют, выполняя свои обязанности в качестве матери и отца. Во-вторых, юноша меньше времени проводит с родителями. В-третьих, юноша начинают иначе воспринимать своих родителей и меньше времени проводить с семьей, повышается конфликтность их отношений с родителями.

Глава 2. Эмпирическое исследование детско-родительских отношений в подростковом возрасте

2.1. Организация и методики исследования

Исследование проходило среди подростков и родителей из полных и неполных семей.

В соответствии с целью и задачами исследования подростки были разделены на 2 группы: 15 подростков из полных семей, 15 подростков из неполных семей, возраст испытуемых 14-15 лет, из них 17 мальчиков и 13 девочек. Исследование проходило на базе школы № 70.

В ходе исследования родители также были разделены на две группы, в первую группу вошли родители подростков из полных семей, во вторую группу – родители подростков из неполных семей (всего 30 человек), в возрасте от 36 до 45 лет, из них 10 мужчин и 20 женщин.

Целью исследования является отношение подростков к родителям из неблагополучных семей.

Задачами исследования стали:

  1. изучить теоретические аспекты детско-родительских отношений;
  2. на основе анализа выявить особенности взаимоотношений подростков к родителям из неблагополучных семей.

Гипотеза исследования основана на том, что отношения подростков к родителям из неблагополучных семей имеет свои особенности и специфику.

Согласно выдвинутой в исследовании гипотезы и поставленным задачам, были отобраны следующие методики:


1. Методика Эйдемиллера Э.Г. и Юстицкиса В.В. «Анализ семейных взаимоотношений». Методика (процедура исследования, инструкции, обработка) использовалась в исследовании в полном соответствии с тем способом, который предложен разработчиками методик.

Методика Эйдемиллера Э.Г. и Юстицкиса В.В. «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) позволяет определить, каким образом родители воспитывают ребенка в семье. Она позволяет диагностировать дисфункции в системе взаимного влияния членов семьи, нарушения в структурно-ролевом аспекте жизнедеятельности семьи и в механизме ее интеграции.

Для исследования детско-родительских отношений были выбраны следующие параметры методики:

  1. Гиперпротекция (Г+)
  2. Гипопротекция (Г-)
  3. Потворствование (У+)
  4. Игнорирование потребностей ребенка (У-)
  5. Чрезмерность требований (обязанностей) (Т+)
  6. Недостаточность обязанностей ребенка (Т-)
  7. Чрезмерность требований-запретов (доминирование) (3+)
  8. Недостаточность требований-запретов к ребенку (3-)
  9. Чрезмерность санкций (С+)
  10. Минимальность санкций (С-)
  11. Неустойчивость стиля воспитания (Н)
  12. Расширение сферы родительских чувств (РРЧ)
  13. Предпочтение в подростке детских качеств (шкала ПДК)
  14. Воспитательная неуверенность родителя (шкала ВН)
  15. Фобия утраты ребенка (шкала ФУ)
  16. Неразвитость родительских чувств (шкала НРЧ)
  17. Проекция на ребенка (подростка) собственных нежелаемых качеств (шкала ПНК)

2. Также использовалась методика «Поведение родителей и отношение подростков к ним» Е. Шафер.

Основой служит опросник, который создал Шафер в 1965 г. Эта методика базируется на положении Шафера о том, что воспитательное воздействие родителей (так, как это описывают дети) можно охарактеризовать при помощи трех факторных переменных: принятие - эмоциональное отвержение, психологический контроль - психологическая автономия, скрытый контроль - открытый контроль. При этом принятие здесь подразумевает безусловно положительное отношение к ребенку вне зависимости от исходных ожиданий родителей.

После того как подросток заполнил оба бланка (на отца и на мать), все полученные данные сводятся в «оценочный лист» отдельно на мать и на отца. Затем по каждому параметру подсчитывается арифметическая сумма сырых балов Далее сырые баллы переводятся в стандартизированные в соответствии с таблицами. Стандартизированные данные располагаются в диапазоне от 1 до 5 и нормой является среднее значение, то есть 3.


В результате исследования по данной методике мы определим ьских чувств (РРЧ) ачами исследования

я рензультатов.елены на 2 группы: 15 подростков из полных семей, 15 подростко установки, поведение и методы воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом возрасте.

На первом этапе работы мы проводили исследование среди родителей по методике Эйдемиллера Э.Г. и Юстицкиса В.В. «Анализ семейных взаимоотношений».

На втором этапе работы проводили исследование среди подростков по методике «Поведение родителей и отношение подростков к ним» Е. Шафер.

На третьем этапе был проведен анализ и интерпретация полученных результатов.

2.2. Анализ результатов исследования

Анализируя результаты в группе родителей подростков из неполных семей по методике Эйдемиллера Э.Г. и Юстицкиса В.В. были получены следующие данные:

Таблица 1

Данные исследования родителей из неполных семей по методике Эйдемиллера Э.Г. и Юстицкиса В.В.

Шкала

Г+

Г-

У+

У-

Т+

Т-

3+

3-

С+

С-

Н

РРЧ

ПДК

ВН

ФУ

НРЧ

ПНК

%

43

21

57

0

46

31

12

10

11

32

34

65

9

32

87

24

23

В данной группе можно отметить, следующие нарушения воспитания.

Очень высока фобия утраты ребенка (шкала ФУ). Обусловливаемое нарушение воспитания - потворствующая или доминирующая гиперпротекция. «Слабое место» - повышенная неуверенность, боязнь ошибиться, преувеличенные представления о «хрупкости» ребенка, его болезненности, поскольку в семье только один ребенок.

Отношение родителей к ребенку или подростку формировалось под воздействием страха утраты его. Этот страх заставляет родителей тревожно прислушиваться к любым пожеланиям ребенка и спешить удовлетворить их (потворствующая гиперпротекция), в других случаях - мелочно опекать его (доминирующая гиперпротекция).

Развита потворствующая гиперпротекция. Ребенок находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Этот тип воспитания содействует развитию демонстративных (истероидных) и гипертимных черт личности у подростка.


Завышено потворствование желанием ребенка, родители стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей подростка. Они «балуют» его. Любое его желание для них – закон. В тоже время происходит игнорирование потребностей и желаний ребенка, это связано с тем, что у родителей в данной семье недостаточно времени и средств уделить их ребенку.

Минимальность санкций (шкала С-). Эти родители предпочитают обходиться либо вовсе без наказаний, либо применяют их крайне редко. Они уповают на поощрения, сомневаются в результативности любых наказаний.

Для этой группы родителей, характерна неустойчивость стиля воспитания (шкала Н). Под таким воспитанием понимают резкую смену стиля приемов, представляющих собой переход от очень строгого к либеральному и затем, наоборот, переход от значительного внимания к ребенку к эмоциональному отвержению его родителями, на мой взгляд, это связано с тем, что родитель в данной семье один.

Неустойчивость стиля воспитания, может привести, по мнению К. Леонгарда к формированию таких черт характера у подростов как упрямство, склонность противостоять любому авторитету, и является нередкой ситуацией в семьях детей и подростков с отклонениями характера.

Родители, как правило, признают факт незначительных колебаний в воспитании ребенка, однако недооценивают размах и частоту этих колебаний.

Происходит расширение сферы родительских чувств (РРЧ). Появляется стремление отдать подростку - чаще противоположного пола – «все чувства», «всю любовь», поскольку в данной семье родителям не хватает взаимоотношений с противоположным полом.

Также выражена, воспитательная неуверенность родителя (шкала ВН). Обусловливаемое нарушение воспитания - потворствующая гиперпротекция, либо просто пониженный уровень требований. Воспитательную неуверенность родителя можно было бы назвать «слабым местом» личности родителя. В этом случае происходит перераспределение власти в семье между родителями и подростком в пользу последнего. Родитель идет «на поводу» у ребенка, уступает даже в тех вопросах, в которых уступать, по его же мнению, никак нельзя. Это происходит потому, что подросток сумел найти к своему родителю подход, нащупал его «слабое место» и добивается для себя в этой ситуации «минимум требований - максимум прав».

В группе родителей подростков из полных семей были получены следующие результаты.

Таблица 2

Данные исследования родителей из полных семей по методике Эйдемиллера Э.Г. и Юстицкиса В.В.


Шкала

Г+

Г-

У+

У-

Т+

Т-

3+

3-

С+

С-

Н

РРЧ

ПДК

ВН

ФУ

НРЧ

ПНК

%

36

42

31

21

33

67

31

23

11

57

43

47

18

11

21

29

11

Анализ данных теста-опросника «Анализ семейного воспитания» показал, что в воспитании:

Сильно выражена недостаточность требований-обязанностей ребенка. В этом случае ребенок имеет минимальное количество обязанностей в семье. Данная особенность воспитания проявляется в высказываниях родителей о том, как трудно привлечь ребенка к какому-либо делу по дому. Именно это качество лежит в основе типа негармоничного воспитания «повышенная моральная ответственность». Требования к ребенку в этом случае очень велики, непомерны, не соответствуют его возможностям и не только не содействуют полноценному развитию его личности, но напротив, представляют риск психотравматизации.

Также характерна минимальность санкций, т.е. родители предпочитают обходиться либо вовсе без наказаний, либо применяют их крайне редко. Они уповают на поощрения, сомневаются в результативности любых наказаний.

Выражена «Неустойчивость стиля воспитания». Под таким воспитанием понимают резкую смену стиля приемов, представляющих собой переход от очень строгого к либеральному и затем, наоборот, переход от значительного внимания к ребенку к эмоциональному отвержению его родителями. Неустойчивость стиля воспитания, по мнению К. Леонгарда, содействует формированию таких черт характера как упрямство, склонность противостоять любому авторитету, и является нередкой ситуацией в семьях детей и подростков с отклонениями характера.

Родители, как правило, признают факт незначительных колебаний в воспитании ребенка, однако недооценивают размах и частоту этих колебаний, возможно, это связано с тем, что в данной полной семье воспитание поделено между двумя родителями.

Стоит отметить и высокий показатель шкалы «Расширение сферы родительских чувств». Обусловливаемое нарушение воспитания - повышенная протекция (потворствующая или доминирующая). Данный источник нарушения воспитания возникает чаще всего тогда, когда супружеские отношения между родителями в силу каких-либо причин оказываются нарушенными: супруга нет - смерть, развод, либо отношения с ним не удовлетворяют родителя, играющего основную роль в воспитании (несоответствие характеров, эмоциональная холодность и др.). Нередко при этом мать, реже отец, сами того четко не осознавая, хотят, чтобы ребенок, а позже подросток стал для них чем-то большим, нежели просто ребенком. Родители хотят, чтобы он удовлетворил хотя бы часть потребностей, которые в обычной семье должны быть удовлетворены в психологических отношениях супругов - потребность во взаимной исключительной привязанности, частично - эротические потребности. Мать нередко отказывается от вполне реальной возможности повторного замужества. Появляется стремление отдать ребенку (подростку) - чаще противоположного пола – «все чувства», «всю любовь». В детстве стимулируется эротическое отношение к родителям - ревность, детская влюбленность. Когда ребенок достигает подросткового возраста, у родителя возникает страх перед самостоятельностью подростка. Появляется стремление удержать его с помощью потворствующей или доминирующей гиперпротекции.