Файл: Менеджмент человеческих ресурсов (Оценка и подготовка специалистов для эффективной работы организации).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 67
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Понятие, задачи и особенности кадровой политики современных предприятий
2. Человеческий фактор в управлении
3. Оценка и подготовка специалистов для эффективной работы организации
4. Лидерство. Стиль управления
4.2 Ситуационный подход к лидерству
4.4 Отличие лидера от менеджера
5. Менеджеры в различных звеньях организации
6. Конфликты и изменения в организации
6.1 Конфликты и управление конфликтами
6.2 Организационные изменения и управление этими изменениями
Различие между лидером и менеджером проводится по многим позициям. Эффективный менеджер не обязательно является эффективным лидером и наоборот. Их основные характеристики находятся как бы в разных измерениях. Отличие менеджера от лидера представлены в таблице 1.[21]
Менеджер |
Лидер |
Администратор |
Инноватор |
Поручает |
вдохновляет |
Работает по целям других |
Работает по своим целям |
План – основа действий |
Видение – основа действий |
Полагается на систему |
Полагается на людей |
Использует доводы |
Использует эмоции |
Контролирует |
Доверяет |
Поддерживает движение |
Дает импульс движению |
Профессионален |
Энтузиаст |
Принимает решения |
Превращает решения в реальность |
Делает дело правильно |
Делает правильное дело |
Уважаем |
Обожаем |
Таблица 1- Отличие менеджера от лидера[22]
5. Менеджеры в различных звеньях организации
Вертикальное разделение труда в менеджменте предполагает выделение трех иерархических уровней управления, которые определяют содержание труда менеджера (рис. 2).
Рис. 2. Уровни управления[23]
Менеджеры среднего уровня координируют работу менеджеров нижнего уровня и выступают связующим звеном между ними и высшим руководством. Они принимают решения в соответствии с содержанием задач внутренней среды организации (предприятия).
Менеджеры низового уровня организуют работу непосредственно подчиняющихся им рабочих или других работников. Они принимают оперативные решения в соответствии с конкретными задачами возглавляемого объекта.
Горизонтальное деление труда в менеджменте позволяет выделить линейных и функциональных руководителей.
Линейные руководители — это менеджеры, осуществляющие координацию деятельности подразделений в соответствии с целями и задачами своего иерархического уровня.
Уровень линейного руководителя определяется положением возглавляемого им подразделения в иерархической структуре организации (предприятия).
Функциональные руководители - это менеджеры, возглавляющие отделы и службы в иерархической структуре организации (предприятия), обеспечивающие возможность принятия решений линейными руководителями соответствующего иерархического уровня.
Уровень функционального руководителя определяется иерархическим уровнем линейного руководства, работу подразделения которого он обеспечивает.
Рыночная экономика позволяет выделить в среде менеджеров фигуры:[24]
- предпринимателя;
- бизнесмена;
- коммерсанта.
Предприниматель - основная фигура рыночных отношений, инновационная деятельность которой связана с постоянным материальным риском при организации нового предприятия или разработкой новой идеи, новой продукции или нового вида услуг, предлагаемых обществу в условиях неопределенности рынка.
Бизнесмен - субъект рыночных отношений, деловая активность которого связана с наличием капитала (не только в денежной форме) и направлена на решение задач, связанных с осуществлением операций обмена товаров и услуг между уже существующими рыночными структурами при использовании сложившихся в практике форм и методов свободной хозяйственной деятельности.
Коммерсант — самостоятельный экономический субъект рыночных отношений, специализирующийся на существующих в условиях рынка видах посреднической деятельности, удовлетворяющей потребности общества и конкретной личности.
6. Конфликты и изменения в организации
Работающие в организациях кадры различны между собой и психически, и психологически. Исходя их этого, все они по-разному воспринимают ситуацию, в которой оказываются. Различие в восприятии часто приводит к тому, что люди не соглашаются друг с другом, то есть с видением ситуации другого человека. Это несогласие возникает тогда, когда ситуация действительно носит конфликтный характер. Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон (личность, группа или организация в целом) вступает в противоречие с интересами другой стороны. А значит, конфликт – это отсутствие согласия между двумя или более сторонами. Менеджер согласно своей роли находится обычно в центре любого конфликта в организации и его прямая обязанность- разрешать его всеми доступными ему средствами. Управление конфликтом является одной из важнейших функций руководителя. [25]
Стоит заметить отдельно, что в настоящее время существует множество курсов, тренингов и книг, направленных на обучение управляющего персонала и повышение его квалификации. На развитие своих руководящих сотрудников главному управляющему стоит выделять отдельные средства и осуществлять контроль за усвоением и применением на практике полученных в ходе вышесказанных мероприятий знаний и навыков. Таким образом можно достигнуть максимальной эффективности в управлении персоналом и предотвращении возникновения каких бы то ни было конфликтных ситуаций, так как воздействие будет направлено на устранение первопричины, а не на сглаживание последствий.
6.1 Конфликты и управление конфликтами
Если непосредственно рассматривать причины конфликтных ситуаций в коллективе, то существует три типа конфликтов, в общем виде представленных на рис. 3
Рис. 3 – Три типа конфликтов[26]
Первый тип – это конфликт целей. При данном виде конфликтов ситуация характеризуется тем, что конфронтирующие в ней стороны по-разному видят желаемое состояние объекта в будущем. Существует много методов разрешения таких конфликтов.
Второй – это конфликт потребностей. Конфликт потребностей является рациональным. Начинаться он может как конфликт эмоций, которые испытывают его участники из-за того, что им «грозят» решения, не учитывающие их потребности.
Ключевой момент для решения таких конфликтов: разобраться в реальных потребностях каждого участника конфликта и сосредоточиться на поиске единого беспроигрышного решения, удовлетворяющего потребности всех сторон.
И, наконец, третий – это чувственный конфликт, появляющийся в ситуации, когда у участников различны чувства и эмоции, лежащие в основе их отношений друг с другом как личностей. Люди просто вызывают друг у друга раздражение стилем своего поведения, ведения дел, взаимодействия. Такие конфликты труднее всего поддаются разрешению, так как в их основе лежат причины, связанные с психикой личности.
Помимо типов конфликта, выделяют пять уровней конфликтов непосредственно в организации:
внутри личности (связанные с противоречиями между «хочу», «могу» и «надо» в человеке),
между личностями (на профессионально-производственной, социальной и эмоциональной почве),
внутри группы,
между группами,
внутри организации. [27]
Эти уровни тесно связаны между собой. Так, внутриличностный конфликт может заставить индивида чувствовать себя агрессивно по отношению к другим и вызвать тем самым личностный конфликт.
Источниками конфликта могут быть дефицит ресурсов, неодинаковый вклад в дело, несбывшиеся ожидания, ортодоксальность управления, недостаток самостоятельности и т.д.
Путями разрешения конфликтов могут быть сила, власть, убеждение, сотрудничество, компромисс, уход от конфликта, привлечение третьей силы, ведение игры и т.п.
Существуют следующие стратегии поведения в конфликте:[28]
1) уход от взаимодействия;
2) сглаживание;
3) борьба;
4) сотрудничество и решение проблемы;
5) поиск компромисса.
Для разрешения организационных конфликтов широко структурные методы управления конфликтом внутри организации. Эти методы связаны с использованием изменений в структуре организации для разрешения конфликтов, получивших развитие. Они направлены на снижение интенсивности конфликта.
В группу этих методов входят:
– методы, связанные с использованием руководителем своего положения в организации (приказ, распоряжение, директива и т.п.);
– методы, связанные с «разведением» частей организации – участников конфликта («разведение» их по ресурсам, целям средствам и т.д.) или снижением их взаимозависимости (дифференциация и автономизация подразделений);
– методы, связанные с созданием определенного «задела» в работе взаимозависимых подразделений (запас материалов и комплектующих);
– методы, связанные с введением специального интеграционного механизма для конфликтующих подразделений (общий заместитель, куратор или координатор и т.п.);
– методы, связанные со слиянием разных подразделений и наделением их общей задачей (например, объединение отдела труда и заработной платы и отдела кадров в отдел развития персонала, призванный заниматься развитием каждого отдельного работника в плане его роста, а не только расчетно-учетными функциями).
Когда конфликтная ситуация находится под контролем руководства, то такие конфликты называют функциональными. Они оказывают положительное воздействие на эффективность организации и полезны для нее. Функциональные конфликты могут возникать на совещаниях, советах, в деловой полемике и т.п. Участвующие в них стороны обычно контролируют себя и ситуацию.
Если ситуация выходит из-под контроля руководства, конфликт принимает дисфункциональный характер. Дисфункциональный, или же деструктивный конфликт ведет к снижению личной удовлетворенности сотрудников, эффективности группового сотрудничества, ведет к враждебности в отношениях, к несправедливости в распределении ресурсов, вынуждает поступать против своей воли в пользу одной из сторон.
На него впустую расходуется энергия, он нарушает сплоченность группы, порождает вражду между людьми и создает общую негативную обстановку на работе. Это происходит, например, когда два сотрудника не в состоянии работать бок о бок из-за межличностных различий (деструктивный эмоциональный конфликт) или когда не в состоянии действовать из-за того, что не могут прийти к согласию по поводу целей своей группы (деструктивный существенный конфликт). Деструктивные конфликты такого типа могут снизить продуктивность работы и чувство удовлетворенности от выполнения работы, способствовать увеличению прогулов и текучести кадров. Менеджеры должны очень настороженно относиться к деструктивным конфликтам и быстро принимать меры, направленные на их предупреждение, устранение или по крайней мере, минимизацию их негативных последствий.[29]
6.2 Организационные изменения и управление этими изменениями
Все изменения в организации сводятся к двум типам: операционным изменениям, которые связаны с улучшением производственных процессов, процедур, и к трансформационным изменениям, направленным на обновление организации в целом- то есть переориентацию ее функционирования. Основные типы изменений – это изменения миссии и целей, стратегии, технологии, структуры, продукта, людей и культуры.
Выделяют плановые и стихийные изменения. Плановые изменения осуществляются в соответствии с разработанной стратегией, составляется план, в котором организация пытается спрогнозировать свои действия с учетом будущих событий. Для этого исследуются тенденции развития внешней среды, ее возможности и угрозы, а также сильные и слабые стороны организации. Цель таких планов – подготовить организацию к возможным изменениям среды, противостоять неблагоприятным воздействиям случайных факторов.
Стихийные (реактивные) изменения – это непредусмотренные ответные действия организации на непредвиденные обстоятельства по мере их возникновения. Как правило, они осуществляются в условиях нехватки времени, бывают недостаточно продуманы и не позволяют эффективно адаптироваться к окружению. Часто после таких перемен потребность в управляемых изменениях возрастает.