Файл: Формирование готовности детей к школе (Теоретический анализ проблемы готовности к школьному обучению).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность исследования заключается в том, что готовность к школьному обучению – одна из важнейших проблем детской и педагогической психологии. От ее решения зависит как построение оптимальной программы воспитания и обучения дошкольников, так и формирование полноценной учебной деятельности у учащихся начальных классов. XXI век предъявляет очень высокие требования жизни к организации воспитания и обучения, заставляя искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особую актуальность – это не только научная, но, в первую очередь, реально-практическая, жизненная и острая задача, еще не получившая своего окончательного решения, от которого зависит, в конечном счете, судьба детей, их настоящее и будущее.

Объект исследования – возрастные психологические особенности детей старшего дошкольного возраста, посещающие подготовительные группы МДОУ.

Предметом исследования - психологические аспекты условий формирования готовности к школьному обучению в подготовительных группах МДОУ.

Цель - исследование возрастных психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста и выработка программы психологической подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному образованию, соответствующей возрастным особенностям данной группы.

Задачи исследования:

  1. Исследовать возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.
  2. Составить и реализовать программу развивающих занятий подготовки к школьному обучению, строящуюся на использовании игровых методов.
  3. Провести статистический анализ значимости сдвигов в характеристиках психологической готовности к школе для оценки эффективности программы.
  4. Проверить достоверность гипотезы, сформулировать выводы и рекомендации.

Гипотеза – если программа занятий с детьми подготовительных групп дошкольного учреждения построена на преимущественном использовании игровых методик, то это позволит повысить уровень их готовности к школьному обучению.

Выборку составили дети подготовительных групп МДОУ № 5 «Сказка» г. Климовск в количестве 30 человек, чей возраст варьируется от 6 до 6,5 лет.


Методологическую основу исследования составляют принцип единства теории, эксперимента и практики. Использован метод сравнения позиций различных отечественных и зарубежных авторов (Б.Ф. Ломов, М.И. Лисина, Г.Гетцер; А.Керн; С.Штребел; Я. Йерасек и др.). В отечественной психологии теоретическая проработка проблемы психологической готовности к школьному обучению основана на трудах Л.С. Выготского, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина, Н.И. Гуткиной, И.В. Дубровиной, Р.В.Овчаровой, М.И. Безруких и др.

В экспериментальной части исследования применен комплекс психодиагностических методик, проведен сравнительный анализ результатов применения традиционных упражнений и специальной программы занятий, основанной на игровых методах. Результаты обследования обработаны методом математической статистики.

Структурно курсовая работа включает: введение, 2 главы теоретико-экспериментального исследования с выводами по каждой главе, заключение, список литературы, приложения.

Глава 1. Теоретический анализ проблемы готовности к школьному обучению

1.1. Характеристика особенностей познавательной сферы старших дошкольников

В психологической науке из комплекса проблем, охватывающих все сферы жизни ребенка, выделяется задача по подготовке к школе. Психологическая готовность к школе – только один из аспектов этой задачи. Внутри этого аспекта, в рамках понимания подходов к решению всей задачи, прежде всего, необходимо исследовать новообразования и изменения в психике ребенка, сделав главный акцент на изучении особенностей развития познавательной сферы. Изучение истории ситуации развития дошкольника возможно с помощью разных методов. Будем следовать культурно-исторической концепции Л. С. Выготского, согласно которой основой является «принцип системного анализа всего комплекса особенностей детской истории, иерархии деятельностей и психологических новообразований» [31, с.89].

В дошкольном возрасте, который является особенным периодом развития, перестраиваются вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что возникает внутренняя психическая жизнь и регуляция поведения, становление которых связано с целым рядом новообразований в психике и сознании дошкольника.


С помощью познавательных процессов человек получает и осмысливает информацию, отображает объективный мир, преобразуя его в свой субъективный образ. В познавательную сферу входят такие психические процессы как ощущения, восприятие, память, мышление, воображение, внимание, речь.

Рассмотрим уровень развития и особенности этих процессов у детей старшего дошкольного возраста. Прием и переработка человеком поступившей через органы чувств информации начинается с ощущения - отражения конкретных, отдельных свойств, качеств, сторон предметов и явлений материальной действительности, воздействующих на органы чувств в данный момент - и выходит на новый уровень появлением образов предметов или явлений. Восприятие – это отражение предметов, явлений, процессов и совокупности их свойств в их целостности при непосредственном воздействии этих предметов и явлений на соответствующие органы чувств [35, с.45].

В дошкольном возрасте восприятие превращается в особую познавательную деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Совершенство восприятия, полнота и точность образов зависят от того, насколько полной системой способов, необходимых для обследования, владеет дошкольник. Поэтому главными линиями развития восприятия дошкольника выступают освоение новых по содержанию, структуре и характеру обследовательских действий и освоение сенсорных эталонов.

В дошкольном возрасте практическое действие с материальным объектом «расщепляется». В нем выделяются ориентировочная и исполнительская части. Ориентировочная часть, предполагающая, в частности, обследование, еще совершается во внешней развернутой форме, но выполняет новую функцию – выделение свойств предметов и предвосхищение последующих исполнительских действий. Постепенно ориентировочное действие становится самостоятельным и выполняется в умственном плане. Меняется характер ориентировочно-исследовательской деятельности. От внешних практических манипуляций с предметами дети переходят к ознакомлению с предметом на основе зрения и осязания. Преодолевается разобщенность между зрительным и осязательным обследованием свойств и возрастает согласованность осязательно-двигательных и зрительных ориентировок [5, с.102].

Важнейшей отличительной особенностью восприятия детей старшего дошкольного возраста выступает тот факт, что, соединяя в себе опыт других видов ориентировочной деятельности, зрительное восприятие становится одним из ведущих. Оно позволяет охватить все детали, уловить их взаимосвязи и качества. Дошкольник в ходе рассматривания решает разнообразные задачи: ищет нужный предмет и выделяет его; устанавливает его особенности, индивидуальные стороны, определяет в нем признаки или части, отличающие и объединяющие его с другими объектами; создает образ незнакомого предмета. Обследовательские действия дошкольника все больше специализируются. Складываются рациональные приемы, возрастает целенаправленность и управляемость процессом восприятия со стороны самого ребенка, растет продолжительность ознакомления с предметами, его планомерность.


У дошкольника речь все больше включается в процессы восприятия. Формулировка цели наблюдения в речи позволяет осознать ее и спланировать последующий процесс. Называние воспринятого признака объекта в слове помогает ребенку абстрагировать его от предмета и осознать как специфическую характеристику действительности. Дети все правильнее передают в речи то, что воспринимают. Речь помогает осмыслить важнейшие качества предметов как единое целое. При восприятии нового предмета дети дают ему наименование в соответствии со своим прошлым опытом, относят его к определенной категории сходных объектов, иначе говоря, категоризируют.

Связь восприятия с мышлением и речью приводит к его интеллектуализации. Обследование свойств предметов в дошкольном возрасте происходит путем их моделирования, замещения идеальными представлениями – сенсорными эталонами. Сенсорные эталоны – это представление о чувственно воспринимаемых свойствах объектов. Эти представления характеризуются обобщенностью, так как в них закреплены наиболее существенные, главные качества. Осмысленность эталонов выражается в соответствующем названии – слове.

Эталоны не существуют отдельно друг от друга, а образуют определенные системы, например решетка фонем родного языка, спектр цветов, шкала музыкальных звуков, система геометрических форм и пр., что составляет их системность [13, с.122].

Особенности сенсорного развития в дошкольном возрасте: зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающим; осваиваются сенсорные эталоны; возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия; с установлением взаимосвязей с речью и мышлением восприятие интеллектуализируется.

Память представляет собой форму психического отражения прошлого опыта во всем его многообразии. Она лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. Особое место память занимает в системе познавательных процессов, объединяя восприятие, воображение и мышление в единую систему, направленную на познание окружающей действительности

В дошкольном возрасте главным видом памяти является образная. Ее развитие и перестройка связаны с изменениями происходящими в разных сферах психической жизни ребенка, и, прежде всего, в познавательных процессах – восприятии и мышлении. Восприятие, хотя и становится более осознанным, целенаправленным, все же сохраняет глобальность. Так, ребенок преимущественно выделяет наиболее яркие признаки предмета, не замечая другие, нередко более важные. Запоминание и воспроизведение проходят быстро, но бессистемно. Ребенок «перескакивает» с одного признака предмета или компонента ситуации на другой. В памяти он часто удерживает второстепенное, а существенное забывает. Развитие мышления приводит к тому, что дети начинают прибегать к простейшим формам обобщения, а это в свою очередь обеспечивает систематизацию представлений.


У дошкольника значительно изменяется содержание двигательной памяти. Движения становятся сложными, включают несколько компонентов. Например, ребенок танцует и размахивает платочком. Движения осуществляются на основе сформированного в памяти зрительно-двигательного образа. Он уже не только правильно двигается, но может одновременно решать другие задачи. Например, в подвижной игре дошкольник выполняет соответствующие основные действия, а так же следит за выполнением правил сверстниками и сам их соблюдает. Именно поэтому в этом возрасте становятся доступны игры с элементами спорта, эстафеты, игры-аттракционы. Словесная память дошкольника интенсивно развивается в процессе активного освоения речи при слушании и воспроизведении литературных произведений, рассказывании, в общении с взрослыми и сверстниками.

В старшем дошкольном возрасте память постепенно превращается в особую деятельность, которая подчиняется специальной цели - запомнить. Ребенок начинает принимать указания взрослого запомнить или припомнить, использовать простейшие приемы и средства запоминания, интересоваться правильностью воспроизведения и контролировать его ход. Возникновение произвольной памяти не случайно, оно связано с возрастанием регулирующей роли речи, с появлением идеальной мотивации и умения подчинять свои действия относительно отдаленным целям, а также со становлением произвольных механизмов поведения и деятельности. Ребенок осознает и использует некоторые приемы запоминания, выделяя их из знакомых видов деятельности. При специальном обучении и контроле со стороны взрослого дошкольнику становятся доступными логические приемы запоминания, в качестве которых выступают мыслительные операции.

Особенности развития памяти в дошкольном возрасте: преобладает непроизвольная память; память, объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер; словесно–смысловая память обеспечивает опосредованное познание и расширяет сферу познавательной деятельности ребенка; складываются элементы произвольной памяти как способности к регуляции данного процесса; формируются предпосылки для превращения процесса запоминания в особую умственную деятельность, для овладения логическими приемами запоминания; по мере накопления и обобщения опыта поведения, опыта общения ребенка с взрослыми и сверстниками развитие памяти включается в развитие личности.

Мышление отражает предметы и явления действительности в их существенных признаках, имеет целенаправленный характер. Мыслительный процесс начинается с осознания проблемной ситуации, с постановки вопроса. Средствами решения задачи выступают такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение. Мышление может осуществляться с помощью практических действий, на уровне оперирования представлениями или словами, то есть во внутреннем плане.