Файл: Формирование готовности детей к школе (Теоретический анализ проблемы готовности к школьному обучению).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«А теперь слушайте и запоминайте, как хозяева будут узнавать, какой гость сейчас появится. Если вы услышите такой звук (гармошка), знайте, что сейчас появится петрушка. Если вы услышите вот такую музыку (музыкальная шкатулка или металлофон), знайте к нам идут куклы. Ну а если звучит такой звук (бубен), знайте, к нам прискакали зайчики». Можно повторить инструкцию еще раз. Как только прозвучит сигнал, все дети дружно зовут гостей и предлагают им войти. Если отгадано верно, гости войдут и покажут, что они умеют делать. Все дети по очереди исполняют роли гостей и хозяев. Звуковой сигнал дает взрослый, спрятав звучащую игрушку за ширмой.

Правила игры.

  1. Хозяева должны угадать, кто из гостей сейчас войдет, и позвать их.
  2. Каждый гость должен внимательно слушать сигналы и, узнав свой, приготовится, но не выходить, пока хозяева его не позовут.
  3. Каждый гость может сам придумать, что показать хозяевам.

ИГРА «РАЗ, ДВА, ТРИ – ГОВОРИ!»

Задача игры. Научить детей выделять несколько разных условий решения задачи и учитывать их при выполнении игровых действий. Одни из этих условий требуют познавательной активности, а другие – волевых усилий.

Описание игры. В качестве игрового материала используют картинки, отражающие предметное окружение ребенка (вещи, животных, одежду, деревья т.п.)

Взрослый предлагает детям поиграть с картинками: «Я буду показывать их по одной, а вы – называть. Только называть нужно после моего сигнала. Сначала внимательно посмотрите, что нарисовано, и вспомните, как это называется. Но ничего не говорите, пока я не скажу: «Раз, два, три – говори!» Кто первый правильно назовет картинку после моего сигнала, тот ее и получит. Давайте попробуем». Перед последним словом («говори») выдерживается пауза. Необходимо иметь дубликаты картинок на тот случай, если сразу двое детей дадут правильный ответ.

Затем игра меняется. Отгадывать предлагается не всем детям одновременно, а двум – трем. Группы формируются в порядке очередности. В конце игры взрослый просит поднять руки тех детей, которые не выиграли ни одной картинки. «Почему вам ничего не дали? Как вы думаете?» В деликатной форме детям надо дать понять, что причина неуспеха в их невнимательности.

Правила игры.

  1. Прежде чем дать ответ, нужно внимательно посмотреть на картинку и вспомнить, как называется изображенный предмет.
  2. Называть предмет можно только после слов: «Раз, два, три – говори!»

ИГРА «ПАЛЬЧИК»

Задача игры. Развитие целенаправленного внимания.

Описание игры. Ребенок должен выбрать из большого количества знакомых ему предметов, изображенных на картинках, тот, который назвал взрослый, и быстро указать на него пальцем. Трудность состоит в том, что ребенок должен преодолеть внешнюю привлекательность других картинок и сосредоточить внимание только на той, которую назовет взрослый. Найденную картинку ребенок получает в качестве приза. Основное требование игры – искать картинку глазами, а не руками, и лишь в последний момент поставить на нее пальчик. Можно помочь ребенку сдержать себя, предложив ему держать палец у края стола, пока не будет названа картинка.

В начале игры детям предлагается посмотреть все картинки, назвать изображенные на них предметы. После этого приглашается пара детей, перед которыми раскладываются все картинки. Объясняют правила игры. Затем произносят слова: «Кто из вас раньше найдет и укажет пальчиком, где находится…яблоко?» Дети показывают картинку, а воспитатель обращается к остальным: «Кто раньше поставил свой пальчик на яблоко?» Дети отвечают, и победитель получает картинку. Второму ребенку дается возможность «отыграться», но если он и на этот раз не найдет картинку, взрослый заменяет ему партнера. Когда ребенок выигрывает свою картинку, вызывается следующая пара детей. Отданные детям картинки заменяют новыми.

Правила игры.

  1. Держать палец правой руки у края стола, пока взрослый не назовет предмет. Запрещается снимать палец со стола раньше времени.
  2. Картинку получает тот, кто раньше поставит на нее свой палец.
  3. Победителя называют все участники игры.

ИГРА «ПРЯТКИ С ИГРУШКАМИ»

Задача игры. Развитие у детей устойчивого внимания.

Описание игры. Взрослый ставит на стол несколько новых игрушек, подзывает к себе троих детей и предлагает им по очереди выбрать игрушку, которая больше всего нравится. Дети должны внимательно рассмотреть свои игрушки. Затем дети встают лицом к стене и закрывают глаза. Пока они стоят с закрытыми глазами, взрослый прячет каждую из игрушек в какое-нибудь заметное место. Игрушка должна находиться среди других знакомых детям предметов (кукла среди кукол, машинка среди машинок). Остальным детям сообщают, что они не должны раскрывать секрета, где прячутся игрушки. Каждый водящий должен сам найти свою игрушку (это надо специально еще раз оговорить).


Когда они возвратятся с игрушками, взрослый спрашивает остальных детей: «Кто первый нашел игрушку? Он свою игрушку нашел?» Победителю дают какой-нибудь приз. Игра повторяется сначала, причем теперь игрушки прячут сами дети.

Правила игры.

  1. Искать только ту игрушку, которую выбрал, не отвлекаясь на другие.
  2. Не подсказывать водящим. Нарушителя не выберут искать игрушки.
  3. Когда прячут игрушки, нельзя открывать глаза.

ИГРА «ОТЗОВИСЬ, НЕ ЗЕВАЙ!»

Задача игры. Развитие у детей устойчивого сосредоточенного внимания.

Описание игры. Дети садятся в два ряда друг против друга. Взрослый раздает детям картинки с изображением животных, детей, птиц, причем у детей из одного ряда должны быть те же самые картинки, что и у детей из второго ряда, т.е. каждая картинка должна иметь пару. Взрослый объясняет, что у каждого зверя, птицы или человечка на картинке есть дружок, т.е. точно такая же картинка. Каждый персонаж должен позвать своего друга соответствующим голосом (если на картинке корова, то помычать, если собачка, то полаять, если мальчик или девочка – позвать по имени). Вся инструкция наглядно поясняется. Каждый, кого позвали, должен быстро отозваться на зов. Друзья должны подойти ко взрослому, показать свои картинки и убедиться в том, что они одинаковые. Затем игру продолжают другие дети.

Правила игры.

  1. Подает голос и вызывает свою пару только тот, кого назвал взрослый.
  2. Нужно быть внимательным и вовремя откликаться на зов своей пары.
  3. Запрещается показывать раньше времени полученную картинку. До поры до времени – это секрет каждого ребенка.

ИГРА «ПЕРЕПОЛОХ»

Задача игры. Развитие у детей целенаправленного запоминания и припоминания. Обычно дошкольники, особенно младшие, запоминают лишь то, что запоминается само, в силу своей привлекательности. В этой игре содержится ряд условий, которые вызывают у ребенка потребность в целенаправленном запоминании и припоминании.

Описание игры. В качестве игрового материала используют объемные миниатюрные игрушки, изображающие знакомых детям домашних животных и птиц, также пустые коробочки, различающиеся цветом дверей и окошек (коробочки изображают домики для животных). В начале игры всех животных размещают в их домиках. Взрослый обращается к детям от имени тети Даши, хозяйки птичьего двора, и показывает им свое хозяйство. Тетя Даша хочет выпустить живность погулять, но боится, что они разбегутся и потом не найдут свои домики, и просит детей помочь ей в этом.


Но для этого дети должны запомнить, кто в каком домике живет. Взрослый подробно рассказывает и показывает, кто в каком домике живет, чем домики отличаются друг от друга. Цвет окошек и дверей должен быть связан с каким-то существенным признаком животного (цыплята желтые – окошки желтые; зайчик кушает травку – окошки зеленые; гуси любят плавать в воде – окошки голубые и т.п.) Все это поясняют детям.

Когда все животные окажутся во дворе, они некоторое время спокойно гуляют. Вдруг во двор вбегает пес Бобик, начинается переполох, персонажи сбиваются в кучу. Тетя Даша уводит Бобика и просит детей помочь ей вернуть животных домой. Совместными усилиями дети припоминают домики персонажей и отводят их по местам. Если малыши ошибаются, домик не открывается.

После этого игра повторяется, а роль тети Даши можно поручить кому-либо из детей.

Важно, чтобы порядок домиков и его обитатели были постоянными.

ИГРА «КТО ЗДЕСЬ ПРЯЧЕТСЯ?»

Задача игры. Научить детей простому приему смыслового запоминания и припоминания, который заключается в установлении смысловых связей между объектами, изображенными на картинке.

Описание игры. В качестве игрового материала используют картинки, изображающие игрушки, животных, одежду, людей, фрукты. Каждый набор картинок должен включать несколько конкретных однородных предметов и их хозяина (человека). Например: кукла, коляска, мячик и девочка (хозяйка игрушек). Можно использовать также предметы, которые служат вместилищем для того, что изображено на картинке (ваза для фруктов). Количество наборов соответствует числу участников игры.

Игра аналогична игре в прятки с игрушками, только вместо игрушек используют картинки. Взрослый раскладывает картинки в ряд и поясняет, какие предметы здесь изображены и кто их хозяин. Затем предлагает детям запомнить, где лежит каждая картинка. При этом картинки раскладываются со смыслом: в центре девочка, рядом с ней – мишка и кукла, а рядом с куклой – коляска. Когда картинки будут внимательно рассмотрены детьми, их переворачивают изображением вниз. Одному из детей дают палочку, он должен постучать ею около какой-нибудь картинки и спросить: «Тук-тук, кто здесь спрятался?» Дети отвечают, что изображено на картинке. После этого картинку переворачивают.

Повторив в таком варианте игру с несколькими наборами картинок, переходят к более сложному варианту. Теперь каждый ребенок получает набор картинок и сам устанавливает смысловую связь между ними. При этом ребенок вслух рассуждает, почему он положил картинки именно в таком порядке.


Для начала ребенку дают три картинки, а потом количество предметов увеличивается на единицу. Затем все картинки переворачивают изображением вниз. Теперь взрослый берет палочку и стучит возле какой-нибудь картинки со словами: «Тук-тук, кто здесь прячется?» Ребенок отвечает, взрослый открывает картинку, и все почаюют возможность убедиться в правильности ответа. Если ответ правильный, ребенку дают цветной кружок, который он кладет вместо выбывшей картинки, и палочку. Теперь он сам может постучать ею возле любой картинки у сверстника и задать вопрос. Так продолжается до тех пор, пока все картинки не будут найдены. Все дети по очереди получают палочку. Если ребенок ошибся и назвал не ту картинку, ее прячут, и та же задача решается им повторно, когда до него снова дойдет очередь.

Правила игры.

  1. Запомнить все полученные картинки и где каждая из них лежит. Для этого нужно разложить картинки перед собой и сказать, где что лежит.
  2. Когда начинаются поиски картинки, подглядывать нельзя. Картинка переворачивается только после того, как будет дан ответ.

ИГРА «ЧТО ДОСТАТЬ ТЕБЕ, ДРУЖОК?»

Задача игры. Дальнейшее развитие осмысленного целенаправленного запоминания и припоминания предметов. Игра способствует также расширению объема памяти и внимания.

Описание игры. В качестве игрового материала используют 10-12 хорошо знакомых детям предметов, назначение которых легко определяется ими, это станет смысловой опорой для памяти. Назначение предметов, входящих в один набор, должно различаться, но при этом желательно, чтобы между двумя предметами одного набора можно было установить ситуативную смысловую связь (тарелка – ложка, зайчик – морковка, ванночка – голыш).

Игру проводят с группой детей. Взрослый раскладывает перед детьми 5-6 предметов, внимательно их рассматривает и показывает, задает вопросы о названии и назначении этих предметов. Затем предлагает детям запомнить все эти предметы и прячет их в непрозрачный мешок. Обращаясь к каждому из детей, взрослый спрашивает: «Что достать тебе, дружок?» Ребенок называет какой-либо предмет, взрослый дает его и просит показать, что он собирается с ним делать. Ребенок показывает назначение предмета. Воспитатель предупреждает, что просить можно любой предмет, кроме того, который уже назван. Если у кого-либо возникают затруднения в припоминании предметов, взрослый обращается к остальным детям и просит их вспомнить, какой предмет еще не назван.