Файл: Формирование готовности детей к школе (Теоретический анализ проблемы готовности к школьному обучению).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 5

Результаты диагностики произвольной сферы

Группы

Средние баллы

произвольности

Справились

Не справились

Экспериментальная

17,47

14 детей - 93%

1 ребенок - 7%

Контрольная

13

9 детей - 60%

6 детей - 40%

На Рисунке 2 можно увидеть, насколько отличается средний уровень произвольности экспериментальной и контрольной групп. В экспериментальной группе большее количество детей справились с заданием.

Рис.2 Средние значения результатов методики «Да и нет»

При определении U-критерия мы выявили, что в данной методике мы можем констатировать достоверные различия, так как Uэмп=60, значения Uкр=72 (р< 0,05) и Uкр=56 (р< 0,01).

Uэмп = Uкр – принимается гипотеза H1, которая гласит, что уровень произвольности внимания, регуляции и памяти экспериментальной группы превосходит уровень произвольности внимания, регуляции и памяти контрольной группы.

3. Методика «Последовательность событий», представляет собой задание на понимание смысла сюжета, изображенного на картинках, предъявленных испытуемому. Она позволяет исследовать такие качества мышления, как процесс обобщения и способность устанавливать причинно-следственные связи, а также выявляет уровень речевого развития, произвольного внимания, произвольной регуляции деятельности, кругозор ребенка, т.е. уровень развития интеллектуальной сферы. Результаты диагностики интеллектуальной сферы представлены в Таблице 6.

Таблица 6

Результаты диагностики интеллектуальной сферы

Группа

3балла

2балла

1балл

0баллов

Экспериментальная

11 детей – 73%

3 ребенка – 20%

1 ребенок – 7%

-

Контрольная

7 детей – 47%

3 ребенка – 20%

4 ребенка –27%

1 ребенок-6%

На Рисунке 3 представлены результаты методики «Последовательность событий» в виде диаграмм.

Рис. 3 Результаты методики «Последовательность событий»


Дети из экспериментальной группы показали результаты выше, чем дети из контрольной группы, но обращаясь к математической статистике, мы не можем констатировать достоверные различия, так как Uэмп=81, значения Uкр=72 (р< 0,05) и Uкр=56 (р< 0,01).

Uэмп > Uкр – принимается гипотеза H0, которая гласит, что качество мышления испытуемых экспериментальной группы не отличается от качества мышления испытуемых контрольной группы.

4.Методика «Звуковые прятки» - методика представляет собой игру, позволяющую проверить фонематический слух ребенка. Хороший результат в ней невозможен без произвольного внимания и произвольной регуляции деятельности. Анализ показателей произвольного внимания и произвольной регуляции деятельности испытуемых экспериментальной и контрольной групп позволяет проверить фонематический слух детей.

Результаты диагностики фонематического слуха ребенка представлены в Таблице 7.

Таблица 7

Результаты диагностики фонематического слуха

Группа

2 балла

1 балл

0 баллов

Экспериментальная

14 детей – 93%

1 ребенок – 7%

-

Контрольная

5 детей – 33%

8 детей – 53%

2 ребенка – 14%

На Рисунке 4 представлены результаты методики «Звуковые прятки» в виде диаграмм.

Рис. 4 Результаты методики «Звуковые прятки»

У детей из экспериментальной группы было больше правильных ответов.

При определении U-критерия выявлено, что в данной методике мы можем констатировать достоверные различия, так как Uэмп=52, значения Uкр=72 (р< 0,05) и Uкр=56(р <0,01).

Uэмп < Uкр – принимается гипотеза H1, которая гласит, что уровень фонематического слуха экспериментальной группы превосходит уровень фонематического слуха контрольной группы.

5.Методика «Домик» - это задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельный детали которого составлены из геометрических фигур и элементов прописных букв. Задание позволяет выявить умение ребенка воспроизводить зрительно воспринимаемый образец, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки, а также произвольную регуляцию деятельности. Методика имеет клинический характер и не предполагает получение нормативных показателей.


При анализе результатов по данной методике было выявлено, что практически все дети контрольной и экспериментальной групп достаточно хорошо справились с заданием. Дети редко отвлекались во время выполнения работы, с удовольствием рисовали, старались скрупулезно повторить образец рисунка. Следует отметить, что большая часть детей из экспериментальной группы быстрее справилась с заданием, и реже, чем в контрольной группе сверялась с образцом. Практически никто в экспериментальной группе не допустил грубых ошибок в рисунке.

В экспериментальной группе увеличилось количество детей с доминированием познавательного мотива. Повысился уровень произвольности внимания, регуляции и памяти у детей экспериментальной группы. Качество мышления испытуемых экспериментальной и контрольной групп оказалось на одном уровне. Повысился уровень речи и пространственного представления экспериментальной группы, а также уровень произвольного внимания и произвольной регуляции деятельности. Дети из экспериментальной группы выполнили задания на более высоком уровне, что позволяет сделать выводы о сформированности у них тех психических свойств, на изучение которых направлены методики. Предложенная и проведенная развивающая программа с использованием игровых методов наибольшее влияние оказала на развитие мотивационной, произвольной и речевой сфер. Интерес детей к занятиям в игровой форме был очень высок, дети играли с удовольствием, старались быстрее освоить правила игры и полностью соответствовать им. Тогда как занятия в форме упражнений не вызывали такого энтузиазма.

В результате проведенной работы были сформированы компоненты готовности к школьному обучению, а именно: интеллектуальная готовность (восприятие, внимание, память, мышление); волевая готовность (произвольность психических процессов, волевая регуляция деятельности); личностная (мотивационная) готовность (широкие социальные мотивы учения, познавательные мотивы); речевая готовность (речевое развитие, фонематический слух).

Выводы:

1.Исследование показало, что использование развивающих занятий, включающих в себя игровые методы, оказывается более эффективным для повышения уровня готовности к школьному обучению.

2.Результаты проведенного эксперимента показали, что общий уровень готовности к школьному обучению детей экспериментальной группы повысился, и это позволяет сделать следующее заключение:

- в игре дети быстрее усваивают новые знания и понятия; игра формирует способность подчиняться правилам, что является основным условием для развития произвольности всех психических процессов;


- в игре закладываются и развиваются основные познавательные процессы и новые виды деятельности;

- именно в игре происходит переход от мотивов, имеющих форму непосредственных желаний, к мотивам, имеющим форму обобщенных намерений, стоящих на грани сознательности, т.е. формируется мотивационная готовность к школе;

- результаты диагностики подтвердили приоритет игровой формы занятий.

3. Были сформированы необходимые компоненты готовности к школьному обучению, такие как интеллектуальная, волевая, личностная (мотивационная) и речевая готовность.

4.Результаты экспериментальной работы подтвердили гипотезу о том, если программа занятий с детьми подготовительных групп дошкольного учреждения построена на преимущественном использовании игровых методик, то это позволит повысить уровень их готовности к школьному обучению.

Заключение

В представленной курсовой работе сделан теоретический анализ проблем готовности к школьному обучению и методов ее формирования в детских дошкольных учреждениях. На его основе в практической части исследования составлена и реализована комплексная программа развивающих игр. Ее применение было направлено на формирование основных психических компонентов, характеризующих школьную зрелость. Основанием для построения данной программы послужило принятое в отечественной психологии представление о том, что ведущей в дошкольном возрасте деятельностью, создающей наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка, является игра.

По результатам исследования можно сделать следующие обобщения:

- критерии готовности к школьному обучению связаны с психологическим возрастом ребенка, который отсчитывается не по часам физического времени, а по шкале психологического развития. Особенности и этапы психологического развития необходимо знать и учитывать при работе с детьми;

- в дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребенку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия. Знания, поданные в готовой форме, не связанные с жизненными интересами дошкольников, плохо ими усваиваются и не развивают их. В игре же ребенок сам стремится научиться тому, чего он еще не умеет;


- развивающая игра – это не любые действия с дидактическим материалом и не игровой прием на обязательном учебном занятии. Это специфическая, полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность. Она имеет свои побудительные мотивы и свои способы действий.

В процессе исследования было установлено, что огромные возможности развивающих игр в детских дошкольных учреждениях, как правило, используются недостаточно, репертуар их беден и охватывает узкий круг задач. Особенно мало совместных игр, в которых участвует вся группа. Практически отсутствуют игры, направленные на развитие волевых, нравственных качеств личности. Кроме того, нередко на занятии развивающая игра подменяется простыми упражнениями или игровыми приемами, где преобладает активность взрослого.

Для того, чтобы практически доказать эффективность занятий по представленной нами программе и подтвердить исходную гипотезу был проведен формирующий эксперимент на базе МДОУ № 5 «Сказка» г. Климовск. В нем участвовали дети, посещающие экспериментальную и контрольную подготовительные группы. Результаты проведенного эксперимента показали, что общий уровень готовности к школьному обучению детей экспериментальной группы повысился, что подтверждает приоритет игровой формы и достоверность выдвинутой нами гипотезы исследования.

Таким образом, мы доказали, что игра, являясь ведущим видом деятельности дошкольного возраста, способствует наиболее эффективному формированию основных компонентов психологической готовности к школьному обучению. Данный вывод позволяет в качестве конкретного предложения по итогам исследования рекомендовать представленную нами программу развивающих игр психологам и педагогам как один из вариантов более эффективной подготовки к школьному обучению в условиях детских дошкольных учреждений.

На практике проблема подготовки к школьному обучению заключается в том, что назрела необходимость в составлении и широкой реализации в дошкольных учреждениях новых программ, которые значительно расширили бы репертуар игровых развивающих занятий, наилучшим образом соответствующих возрастным особенностям, поскольку игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Список литературы

  1. Бабкина Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе: Пособие для психологов и специалистов коррекционно-развивающего обучения. – СПб: Лига. 2010. - 273 с.
  2. Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. – М: Академия. 2009. - 201 с.
  3. Бурлачук Д.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. (Серия «Учебник нового века») – СПб.: Питер, 2004. - 351 с.
  4. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. М.: Изд-во МГУ, 2009. - 136 с.
  5. Венгер Л.А. Старший дошкольник. – Спб.: Изд-во Спб ГУ, 2008. – 139 с.
  6. Волков Б.С., Волкова Н.В. Сюжетно-ролевая игра как фактор, формирующий психологическую готовность к обучению в школе. – М: Тезаурус. 2010. – 232 с.
  7. Выготский Л.С. Детская психология // Собр. соч.: В 6 т. – М.,1984. – т.4.
  8. Гаврилова Т.П. Психическое развитие дошкольников. – М.: ТЦ «Сфера», 2005. - 262 с.
  9. Готовность ребенка к школе. Медико-психологические критерии: Учебное пособие / Под ред. А.В. Гордиец. – Ростов н/Д: Феникс; Красноярск: Издательские проекты, 2006. – 128 с
  10. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе.– СПб.: Питер, 2006. – 208 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).
  11. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. – М.: Школа-Пресс, 2008. – 476 с.
  12. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога /И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др./ Под ред. И.В. Дубровиной.— М: Академия, 2011.— 303 с.
  13. Запорожец А.В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики /Под редакцией А.В. Запорожца, Г.А. Марковой. - М: Гардарика, 2009. – 980 с.
  14. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. – СПб.: Питер, 2008. - 319 с.
  15. Кравцова Е.Е. «Психологические проблемы, готовности детей к обучению в школе». М: Академия. 2007. - 145 с.
  16. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М: Смысл, 2007. - 304 с.
  17. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка // Избранные психологические произведения. – М.: Педагогика, 1983. – т.1.
  18. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М: МОДЭК, 2009. - 383 с.
  19. Лисина М.И., Сильвестру А.И. Психология самопознания у дошкольников. – Спб.: Питер, 2005. - 218 с.
  20. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Владос. 2009. – 144 с.
  21. Нежнова Т.А. Диагностика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту // Вестник МГУ. Психология. – 2008. - №1.
  22. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений.. – М.: ВЛАДОС, 2010. - 477 с.
  23. Нижегородцева Н.В. Развитие познавательных процессов и личности в старшем дошкольном возрасте. – Ростов –н/Д: Феникс, 2010. - 255 с.
  24. Овчарова Р. В.Технологии практического психолога образования: Учебное пособие. - М.: ТЦ «Сфера», 2010. - 448 с.
  25. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М.: Школа-Пресс, 2005. – 254 с.
  26. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – СПб.: Питер, 2005. – 456 с.
  27. Петровский А.В. Ведение в психологию. – Ростов-н/Д: Феникс, 2006. – 222 с.
  28. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М: Академия, 2010. – 184 с.
  29. Поддъяков Н.И. Мышление дошкольника. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 236 с.
  30. Практическая психология образования: Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И.В. Дубровиной – СПб.: Питер, 2007. – 365 с.
  31. Пузырей А.А. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского и современная психология: Учеб.пособие. - М.: Академия, 2009. – 289 с.
  32. Рогов Н. И. «Настольная книга практического психолога» - М: Волтерс Клувер. 2009. – 214 с.
  33. . Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2004.- 713с.: ил. - (серия «Мастера психологии»).
  34. Смирнова Е.О. Детская психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 378 с.
  35. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 12-е изд. Учебное пособие - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - 601 с.
  36. Ульянкова У.В. Исследование психологической готовности шестилетних детей к школе//Вопр. психол. - 2007. - № 4. - С.21-29.
  37. Усова А.П. Обучение в детском саду. – М.: Педагогика, 2006. - 157 с.
  38. Шамардина М. В. Особенности адаптации к школе детей, пришедших из разных образовательных сред: Дис. канд. психол. Наук. СПБ: Речь. 2009. - 155 с.
  39. Эльконин Д.Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет). – СПб.: Питер, 2009. - 501 с.
  40. Эльконин Д.Б. Психология игры. – СПб.: Питер, 2009. - 221 с.