Файл: Дифференциация продукта на отраслевом рынке (ООО «Устюженский Агропромышленный комбинат»).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 56
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты дифференциации продуктов
1.1. Понятие дифференциации и виды продукта
1.2. Дифференциация продукта как способ конкуренции
1.3. Положительные и отрицательные эффекты дифференциации продуктов
2.1. Краткая характеристика предприятия
2.2. Анализ товарной политики ООО «Устюженский Агропромышленный Комбинат»
Глава 3. Рекомендации по дифференциации продукции ООО «Устюженский Агропромышленный комбинат»
Рисунок 3. Матрица БКГ[42]
Распределение продуктов по категориям представлено в таблице 7.
Таблица 7
Распределение продуктов по категориям[43]
Распределение продуктов по категориям |
|||
Категория |
Число |
Продажи |
Инвестиции |
Звезды |
1 |
2975000 |
0 |
Дойные коровы |
4 |
563380 |
0 |
Проблема |
0 |
0 |
0 |
Собаки |
0 |
0 |
0 |
Распределение продаж представлено на рисунке 4.
Рисунок 4. Распределение продаж[44]
Интерпретация матрицы предоставлена в таблице 8.
Таблица 8
Интерпретация матрицы
Оси координат делят диаграмму BCG на четыре сектора (квадранта) |
|
Звезды (левый верхний сектор) |
Перспективные продукты, обеспечивающие будущее компании, лидеры на растущем рынке |
Преимущество лидерства и рост рынка |
Рекомендуется обращать больше внимания на эти продукты и активно инвестировать в их развитие, т.к. в будущем, по мере роста рынка, это обеспечит рост доходов компании. |
Дойные коровы (левый нижний сектор) |
Источник стабильных доходов, не имеющий, однако, больших перспектив. |
Преимущество лидерства |
Основная стратегия для этих бизнес - единиц - сохранение существующего уровня. Инвестировать в их развитие рекомендуется в объеме, необходимом для поддержания доли рынка. |
Вопросительные знаки (правый верхний сектор) |
Перспективные бизнес - единицы с высокой степенью неопределенности |
Рост рынка |
Как правило, требуют значительных затрат для увеличения доли рынка. Однако, инвестиции в «вопросительные знаки» связаны с высоким уровнем риска, поэтому не рекомендуется направлять на их развитие слишком большую долю средств. |
Собаки (правый нижний сектор) |
Направления, которые не приносят высоких доходов и не имеют текущих перспектив. Таких продуктов не должно быть много и в их развитие, как правило, не рекомендуется инвестировать существенные средства, так как они не обеспечивают долгосрочную конкурентоспособность компании. Обычная стратегия для «собак» заключается в получении максимального дохода при минимальных инвестициях и последующем исключении продукта из портфеля. |
По матрице БКГ наблюдается, что наибольшие количество товаров на предприятии ООО «Устюженский Агропромышленный комбинат» товары – «Звезды», к ним относится творог. Перспективные продукты, обеспечивающие будущее компании, лидеры на растущем рынке. Так же на предприятии имеются «Дойные коровы». К ним относятся – масло, молоко и сметана. Источник стабильных доходов, не имеющий, однако, больших перспектив.
Анализ деятельности конкурентов с помощью системы семантических дифференциалов представлен в таблице 9.
Таблица 9
Анализ деятельности конкурентов с помощью системы
семантических дифференциалов[45]
Вид молока |
Качество |
Цена |
Финансовое положение |
Сбыт |
Новый продукт |
Маркетинговые исследования |
Имидж |
«Молоко» |
8 |
7 |
7 |
7 |
9 |
5 |
10 |
«Заря» |
6 |
9 |
9 |
5 |
5 |
7 |
7 |
«Устюженский АПК» |
8 |
5 |
6 |
7 |
5 |
7 |
8 |
Далее необходимо построить лепестковую диаграмму (рисунок 5). По диаграмме видно, что наибольшее количество высоких баллов по критериям занимает конкурент – «Молоко», самые высокие баллы по рекламе, новому продукту, по маркетинговому исследованию и качеству баллы предприятие имеет одинаковый балл, равный 8. «Заря» имеет высокие баллы по цене и финансовому положению, равные 9, самый низкий балл по сбыту и новой продукции – по 5. На исследуемом предприятии ООО «Устюженский Агропромышленный» комбинат» самый высокий балл – качество, имидж, цена и сбыт имеют одинаковый балл – 7. Самый маленький балл, это реклама и новый продукт, он равен всего 5.
Рисунок 5. Анализ деятельности конкурентов с помощью лепестковой диаграммы[46]
Выводы
Проведенный анализ показал, что доля ООО «Устюженский Агропромышленный комбинат» на рынке в целом с каждым годом возрастает, так в 2016 г. она составила 15,76%, в 2017 г. она возросла на 1,82% и составила 17,58, а в 2018 г. она доля достигла 17,71%. Увеличение доли по молоку и творогу, произошло за счет снижения производства данной продукции по всей области.
По матрице БКГ наблюдается, что наибольшие количество товаров на предприятии ООО «Устюженский Агропромышленный комбинат» товары – «Звезды», к ним относится творог. Перспективные продукты, обеспечивающие будущее компании, лидеры на растущем рынке. Так же на предприятии имеются «Дойные коровы». К ним относятся – масло, молоко и сметана. Источник стабильных доходов, не имеющий, однако, больших перспектив.
Слабой стороной предприятия ООО «Устюженский Агропромышленный комбинат» является развитие новых продуктов. В связи с этим предлагается диверсификация деятельности - производство детских молочных продуктов: молоко, сметана, кефир, творог.
Глава 3. Рекомендации по дифференциации продукции ООО «Устюженский Агропромышленный комбинат»
Так как по лепестковой диаграмме было выявлено, что слабой стороной предприятия ООО «Устюженский Агропромышленный комбинат» является цена и развитие нового продукта, то первое предлагаемое мероприятие по увеличению прибыли – производство линии детских молочных продуктов: молоко, сметана, кефир, творог.
Для того чтобы предприятие могло увеличить прибыль предлагается ввести в производство линию детских молочных продуктов: молоко, кефир, сметана, творог. Для этого необходимо приобрести линию по производству детского молочного питания. Оборудование для производства детского питания включает: загрузочную емкость (ВДП); роторно-вакуумная установка (РВУ); гомогенизатор; насос винтовой; накопительная емкость; дозатор-полуавтомат. Состав и стоимость линии по производству детского молочного питания представлена в таблице 10.
Таблица 10
Состав и стоимость линии по производству детского молочного питания[47]
Состав линии |
Стоимость, тыс. руб. |
Загрузочная емкость |
780 |
Роторно-вакуумная установка |
890 |
Гомогенизатор |
580 |
Насос винтовой |
340 |
Накопительная емкость |
730 |
Дозатор-полуавтомат |
160 |
Итого |
3480 |
Линии по производству продуктов комплектуются оборудованием, позволяющим строго выполнить технологию их приготовления.
Приобретение линии по производству детского молочного питания обойдется предприятию в 3 480 тыс. руб. Мощность линии – 20 тонн в сутки.
Организация построит линию за счет чистой прибыли.
Также предприятие будет нести расходы, связанные с приобретением оборудования по приготовлению детской продукции – 12 840 тыс. руб., найму и оплате труда пятнадцати человек, которые будут работать на этой линии, на покупку сырья. Затраты предприятия, которые связаны с производством детского молочного питания представлены в таблице 11.
Таблица 11
Годовые затраты предприятия, связанные с производством детского молочного питания[48]
Статьи расходов |
Сумма, тыс. руб. |
Материальные затраты |
5995,70 |
Затраты на оплату труда |
4895 |
Отчисления |
1335,30 |
Амортизация |
614 |
Итого |
12840 |
Годовые затраты предприятия в связи с производством детской молочной продукции составят 12 840 тыс. руб.
Предполагаемый ассортимент продукции представлен в таблице 12.
Таблица 12
Предполагаемый ассортимент продукции и цены[49]
Наименование продукции |
Вес упаковки |
Цена за 1 шт. |
Детский творог |
200 гр. |
42 руб. |
Детский кефир |
200 гр. |
23 руб. |
Детская сметана |
200 гр. |
26 руб. |
Детское стерилизованное витаминизированное молоко |
300 гр. |
36 руб. |
Предполагается, что новая продукция будет пользоваться большим спросом в связи с повышением рождаемости в районе. Данная продукция поступала бы на реализацию во все торговые точки Устюжны, а также близлежащие деревни, города, торгующие продукцией комбината, что было бы удобно для покупателей. Кроме того, это мероприятие нашло бы поддержку городских и областных властей. Предположительно в первый год работы молочный комбинат произведет следующее количество продукции:
– Детский творог – 47 289 кг по цене 210 руб./кг (1 упаковка 200 гр. – 42 руб.);
– Детский кефир – 51 001,20 л по цене 115 руб./л (1 упаковка 200 гр. – 23 руб.);
– Детская сметана – 24 686,40 л по цене 130 руб./л (1 упаковка 200 гр. – 26 руб.);
– Детское молоко – 14 767,20 л по цене 120 руб./л (1 упаковка 300 гр. – 36 руб.);
Ожидаемые доходы от производства новой продукции представлены в таблице 13.
Таблица 13
Ожидаемые годовые доходы от производства новой продукции[50]
Вид продукции |
Выпуск продукции, кг, л |
Цена за упаковку, руб. |
Вес упаковки, гр. |
Количество упаковок, шт. |
Общая стоимость, тыс. руб. |
Детский творог |
47 289 |
42 |
200 |
236 448 |
9 930,82 |
Детский кефир |
51 001,20 |
23 |
200 |
255 006 |
5 865,14 |
Детская сметана |
24 686,40 |
26 |
200 |
123 432 |
3 209,23 |
Детское стерилизованное витаминизированное молоко |
14 767,20 |
36 |
300 |
49 224 |
1 772,06 |
Итого |
- |
- |
- |
- |
20 777,45 |
Из таблицы следует, что выручка молокозавода от производства детский линии молочных продуктов составит 20 777,45 тыс. руб.
Прогнозный отчет о финансовых результатах представлен в таблице 14.
Таблица 14
Прогнозный отчет о финансовых результатах предприятия,
тыс. руб. [51]
Показатели |
До внедрения мероприятия |
После внедрения мероприятия |
Экономический эффект |
1 |
2 |
3 |
4 |
Выручка от реализации |
3 662 820 |
3 683 597,45 |
20 777,45 |
Себестоимость продукции |
1 929 320 |
1 942 160 |
12 840 |
Прибыль от продаж |
1 733 550 |
1 741 437,45 |
7 887,45 |