Файл: Основные функции в системе менеджмента (ООО «Акваарт»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Данная работа посвящена управлению рисками. Теоретическая актуальность работы подтверждается общей заинтересованностью исследователей темой. В частности, идеи, посвященные анализу сущности понятий неопределенности и риска, раскрывались в работах следующих зарубежных и российских исследователей: М. Мескон, П. Друкер, М. Фоллетт, О. С. Виханский А. И. Наумов, Балдин, К. В. А. Файоль, Р. Дафт, Г.Я. Гольдштейн, М. Мескона, М. Альберта и Ф. Хедоури.

Практическая актуальность работы подтверждается тем, что эффективно действующий объект способен принести значительный вклад в экономическую жизнь. Так же решается одна из главных социальных задач, предоставление постоянных рабочих мест. Эффективно функционирующие предприятие расширяет границы своей деятельности, что естественным образом значительно сказывается на увеличении штата сотрудников. Рекомендации, предложенные в данной курсовой работе, могут быть внедрены для любой организации со схожими проблемами и видом деятельности.

Целью курсовой работы является разработка рекомендации для ООО Акваарт по совершенствованию системы управления в разрезе функций менеджмента. В соответствии с поставленной целью в работе будут последовательно решены следующие задачи:

  1. Проанализировать определения авторов понятия менеджмента.
  2. Углубить знания об основных функциях в системе менеджмента.
  3. Провести диагностику основных функций в системе менеджмента ООО Акваарт.
  4. Сформулировать рекомендации для ООО Акваарт по совершенствованию системы управления в разрезе функций менеджмента.

Предмет курсовой работы составляет управление функциями менеджмента.

Объектом являются компания ООО Акваарт.

По структуре, - в главе 1 будут даны теоретические управления организацией. Во второй, практической главе – разработаны рекомендации для ООО Акваарт по совершенствованию системы управления в разрезе функций менеджмента.

Глава 1. Теоретические основы управления организацией


1.1 Сущность и определение системы менеджмента

В переводной литературе «менеджмент» и «управление» встречаются как синонимы. М. Мескон считал, что менеджмент – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.[1] П. Друкер полагал, что менеджмент – особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу[2]. М. Фоллетт давал определение: менеджмент – умение добиваться целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения людей в фирме.[3]

Вне зависимости от определения есть субъект и объект управления. Субъект – подразделение системы управления, источник воздействия, менеджера. Объект управления – социально-экономическая система (организация в целом, подразделение, сотрудники и т.п.)[4]. Выделяют следующие подходы к определению сущности и содержание «менеджмента»:

1) область знаний, наука, искусство управления, так как организация – сложный социально-техническая система, на которую влияют различные факторы, и нужен опыт и талант, чтобы ей управлять.

2) функция или вид деятельности

3) процесс управления – менеджмент это ряд функций, которые в связаны между собой и менеджер обязан последовательно выполнять функции: стратегический маркетинг, планирование, организация работ, мероприятий по выполнению планов, контроль за результатами, мотивация, анализ работ, их корректировка, увязка всех функций между собой.

4) категория управленцев-профессионалов

5) орган управления с собственной иерархией

Рис. 1. Подходы к определению сущности и содержания менеджмента

При системном научном подходе к менеджменту фирму рассматривают как единое целое, которое состоит из ряда компонентов. Главное заключается в умении организовать взаимодействие, чтобы оно приносило прибыль. Это эффект синергии. Качество процесса производства зависит от взаимодействия с внешней средой.

Ситуационный подход объединяет теории, которые рассматривают организацию относительно набора ситуаций, и предопределяется системными чертами самой организации и ее окружения.

Рис. 2. Место процесса управления в организации


Менеджмент не эквивалентен всей деятельности организации по достижению конечных целей, а включает в себя только функции и действия, которые связаны с координацией и установлением взаимодействия внутри организации, с побуждением деятельности, с целевой ориентацией деятельности и т.п. (рис.).[5]

Рис. 3. Структура стратегического управления (О.С.Виханский)[6]

Рассмотрим эволюцию систем управления для лучшего понимания современного состояния. Схематичное их изображение представлено в Приложении 1. Первой системой управления называют бюджетирование, возникшее в период с 1900 годов[7], и поддерживающее допущения о том, что прошлое повторяется и изменения происходят медленнее реакции фирмы. Основой управления был контроль отклонений.

Второй системой управления с 1950-х гг. выделяют долгосрочное планирование, при котором уже считают, что тенденции сохраняются, потому используют экстраполяцию. Тип изменений уже сравним с реакцией фирмы, а основой управления стало предвидение роста.

Третьей системой управления выделяют стратегическое планирование, в котором отмечают возможности к предсказанию деятельности. Внимание в управлении уделяется исследованиям теории циклов в фирме, изменению стратегических возможностей.

С 1980-х возникает новая система управления - стратегический менеджмент, при которой впервые изменения происходят быстрее реакции фирмы, деятельность считается частично предсказуемой, по слабым сигналам. Основа управления - учет развития внешней среды, а акцент в управлении стали ставить на творчество.

Концепция Виханского О.С. и Наумова А.И., (1996) основана на том, что система управления является формой реального воплощения управленческих взаимосвязей. Система управления распадается на подсистемы (рис. 3.2)[8]

Рис. 4. Схема системы управления[9]

Структурно-функциональная подсистема состоит из: организационной структуры, функций, методов управления.

Схема информационно-поведенческой подсистемы представлена ниже.

Рис. 5. Схема информационно-поведенческой подсистемы

При формальном типе ИПП деятельность требует формального контроля, отношение к работе безразличное, безответственное и безынициативное. Уровень информированности невысок, доступность информации низкая из-за формальных ограничений, и по причине неразвитости технической базы.


Нестабильный тип ИПП характеризуется конфликтами, стремлением к привнесению изменений за счет других либо организационными перестройками. Нет заинтересованности в повышении эффективности. Доминируют собственные цели и интересы. Практикуются неформальный сбор информации, закрытые обсуждения в узком кругу.

При развивающемся типе ИПП есть заинтересованность в результатах за счет совершенствования отношений, повышения уровня совместной деятельности. Распространены группы, но они формальны. Характерны доброжелательность, стремление к разрешению конфликтов, открытость, склонность к сотрудничеству, появление активности, зарождение творчества. Создается атмосфера гласности и общей информированности.

Партнерский тип ИПП характеризуется сочетанием личных интересов со стремлением к получению высоких результатов организации, самоорганизуемость. Получение передача и обработка информации, осуществляются с помощью быстродействующей.

Подсистема саморазвития (ПСС) отражает самосовершенствование, гибкость и адаптивность к изменениям, поиск идей и введение их в практику.

Рис. 6. Схема подсистемы саморазвития

Таким образом, в параграфе приведены определения менеджмента согласно различным авторам и пять основных подходов к сущности менеджмента. Важно понимать, что менеджмент не эквивалентен всей деятельности, а включает в себя только функции и действия, по координации взаимодействия, с побуждением деятельности, с целевой ориентацией деятельности.

1.2 Основные функции в системе менеджмента

Рассмотрев сущность понятия менеджмент, обратимся к функциям, которые должен осуществлять управленец для влияния на объект деятельности.

Основатель классической школы менеджмента Анри Файоль, выделял пять функций[10]:

1) предвидение - планировать, разрабатывать программу действий;

2) организация - создавать материальный и социальный организм;

3) распорядительство - стимулировать кадры к эффективному труду;

4) координация – состыковывать работу частей фирмы для нивелирования дублирования операций;

5) контроль - проверять статус работы согласно плану и принципам.

В книге профессора Г.Я. Гольдштейна представлено пять функций в менеджменте[11]: - Планирование - Организация – Мотивация - Координация - Контроль, учет, анализ.


Р. Дафт выделяет четыре основных функций менеджмента: - Планирование - Организация - Лидерство - Контроль.[12]

Функции управления по Виханскому О.С. и Наумову А.И. включают:[13]

  • Постановка цели (определение будущего состояния организации).
  • Разработка стратегии (определение способов достижения цели).
  • Планирование работы (определение задач конкретным исполнителем).
  • Проектирование работы (определение рабочих функций исполнителей).
  • Мотивирование к работе (целенаправленное воздействие на исполнителей).
  • Координация работы (согласование усилий исполнителей).
  • Учёт и оценка работы (измерение результатов и их анализ).
  • Контроль выполнения работы (сопоставление результатов с целями.
  • Обратная связь (корректировка).

В книге Основы менеджмента М. Мескона, М. Альберта и Ф. Хедоури выделяют семь функций менеджмента [14]: -Руководство (Лидерство), -Планирование, -Организация, -Мотивация, -Коммуникации, -Принятие Решений, -Контроль.

В данной работе мы будем придерживаться этих основных четырех функций (Планирование - Организация - Мотивация – Контроль), ниже раскроем содержание каждой из них.

Функция планирования на уровне всей организации предполагает:

  1. Анализ внешней и внутренней среды, возможностей и угроз;
  2. Формулирование стратегических целей и миссии организации;
  3. Разработка политик и процедур, устанавливающих стандарты и нормы действий работников;
  4. Анализ и разработка оперативных планов для работы подразделений.
  5. Разработка среднесрочного плана и политик и процедур, устанавливающих стандарты и нормы действий работников;
  6. Периодическое текущее (постоянное) планирование.

По сути, функция планирования отвечает на три вопроса: Где мы находимся в настоящее время (внешние возможности и угрозы, сильные и слабые стороны финансов, маркетинга, производства, научных исследований и разработок, трудовых ресурсов и т.д.)? Куда мы хотим двигаться (цели организации и причины, которые могут помешать их достичь)? Как мы собираемся сделать это?

Рис. 7. Уровни планов/целей в организации[15]

Р. Дафт выделял уровни планов, изображенные на рисунке 7. От уровней планов следует отличать уровни стратегии организации, они изображены на рисунке 8. Также ученый разделял единовременные (для достижения целей, которые вряд ли возникнут когда-либо еще в будущем) и постоянные планы (для координации повторяющихся рабочих заданий). Примерами постоянных планов служат: политика организации, принятые в ней правила и процедуры относительно таких аспектов ее деятельности, как заболевания работников, отсутствие на рабочем месте, курение, дисциплина, наем, увольнение.