Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение (Основные проблемы системы налогообложения физических лиц на современной этапе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Налоги возникли на ранней стадии общественного труда и становления государственного образования. И на протяжении всего развития человеческого общества налоги играли важную роль в развитии государства.

Для каждой общественно-экономической стадии характерна ей присущая система налогообложения. Если с самого начала налоги взимались в виде различных натуральных податей, в виде дани с побежденных народов, трудовых повинностей, в виде дани с побежденных народов, то с развитием товарно-денежных отношений налоги стали приобретать денежную форму. С развитием государственности менялась сама роль налогов в обществе, а так же и процедура их взимания.

Актуальность выбранной темы определяется тем, что в современных условиях государство с помощью налогов, в том числе и взимаемых с населения, воздействует на экономику страны, таким образом, стремясь создать при этом равные условия всем участникам общественного воспроизводства. Государство также стимулирует ускоренное развитие приоритетных отраслей народного хозяйства, развитие важнейших регионов страны. В условиях развитой рыночной экономики основная роль, которую выполняют налоги – это формирование доходной части бюджетов различных уровней, это важный инструмент регулирования экономики.

Целью данной работы является изучение сущности налогов, взимаемых с физических лиц, и их экономического значения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- дать понятие налогов и осветить их экономическое содержание;

- охарактеризовать различные виды налогов, взимаемых с физических лиц;

- рассмотреть структуру налога как экономической категории;

- провести анализ современной системы налогообложения физических лиц в России;

- выявить проблемы политики налогообложения населения в России на современном этапе;

- определить пути повышения эффективности функционирования системы налогообложения физических лиц в России.

Объектом исследования в данной работе будут выступать налоги физических лиц, а предметом – их сущность и значение в экономике.

В работе будут использованы такие общенаучные методы исследования, как анализ, синтез, обобщение, оценка, сопоставление.

В научной литературе вопросам исследования концептуальных проблем взимания налогов, в том числе с физических лиц, посвящены работы Александрова И.М., Брызгалина А.В., Владимировой Н.П., Дуканич Л.В., Данилевского Ю.А., Шапигузова С.М., Никулкиной Л.В., Лыковой Л.Н., Осадчего Н.О., Панскова В. Г., Скрипниченко В.А. и др. 


Отдельные вопросы организации системы налогообложения населения освещены в научных статьях отечественных экономистов, таких как Афанасьев С.Г., Ершова М.И., Кашин В.А., Шаталов С.Д., Эпов Б.Д., Якимова А.Д. и др. В публикациях приведенных авторов проводится исследование процесса взимания налогов и сборов с физических лица, а также его отдельных элементов и инструментов.

Нормативную базу работы будут составлять положения официальных документов и законодательные акты Российской Федерации.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

1.1 Понятие и экономическое содержание налогов

Появление налогов связанно с необходимостью удовлетворять растущие потребности финансового хозяйства государства. Налоги были изобретены человечеством очень давно.

Они появились одновременно с государством и использовались для финансирования деятельности государственных органов и военных расходов. Издревле ни одна цивилизация не могла нормально функционировать без взимания различных налогов и податей. Можно сказать, что налоги являются основным признаком развитого государства [17, с. 54].

Процесс взимания налогов осуществляется только государством и является его важной функцией. Объем всех взимаемых налогов зависит от стадии экономического развития общества и определяется суммой расходов государства на исполнение его функций: оборонной, экономической, социальной, природоохранной деятельности, охраны правопорядка и т.д. Необходимость налогов обусловлена потребностями общественного развития.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований. Это классическое определение налога.

В расширенном смысле к налогам относят также сборы и пошлины, то есть обязательные платежи населения государству за предоставление прав, разрешений и выполнение других юридически значимых действий. Например, таможенные, лицензионные сборы, государственные пошлины за выполнение нотариальных действий, действий по записи актов гражданского состояния, за рассмотрение дел в судах и т.д. [15, с. 21-22]


Характерными чертами налога как платежа, исходя из вышеприведенного определения, являются:

1) Обязательность. Данный признак обеспечивается силой государства в лице налоговых, правоохранительных и судебных органов, что свидетельствует о том, что уплата налогов носит не добровольный, а принудительный характер [12, с. 57].

2) Индивидуальная безвозмездность: характеризуется односторонностью, безэквивалентностью и безвозвратностью налогов.

- обязательства по уплате налогов являются односторонними, и в налоговых правоотношениях существует только одна обязанная сторона - налогоплательщик. Государство, получая в бюджет налоги, не принимает каких-либо встречных обязательств перед налогоплательщиком и не должно что-либо совершить в его пользу. В то же время плательщик, уплатив налог, не приобретает каких-либо прав;

- налоги безэквивалентны и пользование общественными благами никак не пропорционально величине платежей, уплаченных налогоплательщиком;

- безвозвратность налога характеризуется тем, что налог подлежит возврату только в случае законно установленной льготы или в случае переплаты его в бюджет [11, с. 87-88].

3) Отчуждения денежных средств, принадлежащих физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. Иными словами, при уплате налога происходит переход части доходов или имущества налогоплательщика в собственность государству.

4) Направленность на финансирование деятельности государства или муниципальных образований. Налоги – это абстрактные платежи, которые при внесении их в бюджет не имеют целевого назначения. Это означает, что налоговые доходы не предназначены для конкретных государственных расходов. Денежные средства поступают в бюджет на нужды всего государства. Целевая направленность некоторых налоговых платежей прослеживается в их названии, например, платежи в дорожные фонды. Но целевые налоги, носящие некоторую содержательную направленность, не нарушают общего признака абстрактности налоговых платежей [12, с. 59-60].

Экономическое содержание налогов описывается денежными отношениями, которые складываются между государством и населением. Эти денежные отношения имеют большое общественное назначение – мобилизация денежных средств в распоряжении государства. Источниками налогов выступает национальный доход. Налоги в результате изъятия становятся собственностью государства и используются им для выполнения своих функций [16, с. 45] .


Экономическая сущность налогов выражается в их функциях.

Сегодня учеными не сформировано ни одно устойчивое мнение относительно количества выполняемых налогами функций. Наибольшее признание получили следующие функции налогов: стимулирующая, фискальная, регулирующая, распределительная, контрольная.

С помощью стимулирующей функции осуществляется поддержка любых экономических процессов. Он подразумевает использование системы льгот и освобождения от уплаты налогов. В системе налогообложения существует большой набор налоговых льгот для субъектов малого предпринимательства, предприятий инвалидов, сельскохозяйственных производителей, благотворительных организаций и т.п. Государство, оперируя этими инструментами, вынуждает хозяйствующие субъекты действовать в том направлении, которое выгодно для него [8, с. 83].

Фискальная функция является основной функцией налогов. Она присуща любому налогу и любой налоговой системе. Суть этой функции состоит в том, что при помощи налогов формируются финансовые ресурсы государства и тем самым создается материальная основа существования самого государства.

Недостаток финансовых ресурсов в бюджете определяет необходимость изменения налоговой, социальной или бюджетной политики страны. Посредством фискальной функции создаются реальные предпосылки для участия государства в экономических отношениях, и именно фискальная функция является основой появления других функций налога.

Регулирующая функция налогов проявляется в дифференциации условий налогообложения. Взимая налоги, государство всегда оказывает влияние на поведение экономических субъектов. Государство может создавать разные условия налогообложения для различных плательщиков, для осуществления одних и тех же видов деятельности на определенных территориях [16, с. 48-49].

Установленные условия взимания налогов могут либо помогать, либо препятствовать концентрации производства и капитала, способствовать росту или сдерживать экономическую активность в различные периоды. Налоги отражаются на уровне и структуре спроса и предложения, они могут способствовать расширению производства или тормозить его. От налогов зависит соотношение между расходами производства и стоимостью товаров и услуг.

Распределительная функция налогов заключается в перераспределении доходов общества. Суть ее состоит в том, что с помощью налога через бюджет и внебюджетные фонды государство распределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную, финансирует крупные межотраслевые и социальные целевые программы общегосударственного значения. Поэтому эту функцию налогов иногда называют социальной [8, с. 85].


Контрольная функция дает возможность государству следить за своевременностью и полнотой поступления в бюджет денежных средств. Она направлена на выявление нарушений налогового законодательства и привлечения виновных к ответственности. Механизм этой функции проявляется с одной стороны в проверке эффективности хозяйствования, а с другой стороны в экономической политике государства. В условиях конкуренции налоги – это один из главнейших инструментов независимого контроля за эффективностью финансово-хозяйственной деятельности. При прочих равных условиях из конкурентной борьбы выбывает тот, кто не может заплатить государству.

Также можно назвать воспроизводственную подфункцию налогов, предназначенную для накопления средств на восстановление используемых ресурсов – воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т.д. [6, с. 102].

1.2 Классификация налогов, взимаемых с физических лиц

Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает для физических лиц следующие виды налогов:

- подоходный налог или НДФЛ;

- имущественный налог;

- транспортный налог;

- земельный налог;

- акцизы;

- водный налог;

- сбор за охоту;

- сбор за вылов рыбы.

Естественно, начисляется и уплачивается любой налог только тогда, когда есть соответствующий ему объект [21, с. 24-29].

Основным критерием классификации налогов является их деление по способу взимания на прямые и косвенные.

Прямые налоги – это налоги, которые взимаются непосредственно с дохода или имущества налогоплательщика. Объектом этого вида налога являются доход, то есть заработная плата, получаемые проценты, доходы от сдачи имущества внаем, прибыль и т.п., и стоимость имущества – ценные бумаги, земельные участки, недвижимость и т.п. Основанием для налогообложения выступают факты получения доходов и владения имуществом, а налоговые отношения образуются непосредственно между государством и налогоплательщиком.

Косвенными налогами называются налоги, взимаемые в процессе оборота товаров или услуг. Они включаются в виде надбавки к цене, которая оплачивается в итоге конечным потребителем. Производитель товара или услуг при их реализации взимает с покупателя цену плюс сумму налога, которую затем перечисляет государству. Таким образом, косвенные налоги изначально предназначаются для перенесения налогового бремени их уплаты на конечного потребителя, а данную группу налогов часто называют налогами на потребление [18, с. 124-125].