Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение (Основные проблемы системы налогообложения физических лиц на современной этапе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, в случае, если налогоплательщик, который должен был предоставить сообщения и документы по тем объектам имущества, в отношении которых он уплачивает налоги, необходимой информации не предоставил, то налоговый орган при обнаружении данного нарушения обязан будет рассчитать соответствующий размер налога не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, а кроме того применить соответствующие штрафные санкции.

Федеральный закон № 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 ч.1 и ч.2 НК РФ и признании утратившим силу Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц», также принятый в 2014 г., внес главные изменения в регламентацию вопросов уплаты имущественных налогов.

Здесь следует отметить, что необходимость реформирования данной части налогового законодательства назревала уже давно. Обусловлено это было, в первую очередь, существенными различиями между рыночной стоимости объектов недвижимости и инвентаризационной стоимостью, то есть теми затратами, которые были понесены при строительстве объекта, с учетом износа. Кроме того, в состав объектов налогообложения не были включены отдельные объекты, которые начали эксплуатироваться с 2008 г., все объекты, введенные с 2013 г., а также те объекты, которые были куплены физическими лицами у организаций.

Новые положения принципиально отличаются от старых тем, что:

- во-первых, была изменена налоговая база с инвентаризационной на кадастровую;

- во-вторых, произошло снижения налоговой ставки: до этого максимальная ставка была установлена на уровне 2%, а теперь – 0-0,3%. Таким меры были приняты для уменьшения налоговой нагрузки плательщиков налогов в связи с увеличение размеров налоговой базы;

- в-третьих, были сохранены действующие до этого налоговые льготы и гарантии.

Здесь следует отметить, что налоговые льготы не предоставляются в отношении объектов, кадастровая стоимость которых превышает 300 млн. руб., а также тех объектов, которые используются в предпринимательской деятельности [10, с. 31-36].

Помимо предоставление налоговых льгот для некоторых категорий налогоплательщиков были установлены вычеты по налогу в виде снижения размера налоговой базы, значения которых зависят от объекта налогообложения.

Муниципальные органы власти получили право увеличивать размеры данных налоговых вычетов [7, с. 19-23].

Кроме того, изменениями налогового законодательства было предоставлено право субъектам РФ устанавливать единую дату начала применения на территории этого субъекта РФ порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения. До 1 января 2020 г. все субъекты РФ должны перейти на порядок определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.


При определении налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объекта, НК РФ установлены три налоговые ставки:

- в размере, не превышающем 0,1% в отношении жилых объектов, гаражей, машино-мест, объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом, единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы одно жилое помещение;

- в размере, не превышающем 2 % в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн.руб.;

- в размере, не превышающем 2% в отношении объектов торгово-офисного назначения, включенных в перечень субъекта РФ на очередной налоговый период;

- в размере, не превышающем 0,5% в отношении прочих объектов налогообложения [13, с. 3-7].

Кроме того, были внесены изменения в гл.31 НК РФ «Земельный налог», а именно:

- уточнена процедура учёта изменений кадастровой стоимости объектов недвижимости при определении налоговой базы по земельному налогу и налогу на имущество организаций: при технической ошибке – с налогового периода совершения ошибки, при оспаривании в комиссию или суд – с налогового периода подачи заявления в комиссию и суд;

- исключены из объектов налогообложения по земельному налогу земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома [7, с. 19-23].

Также при рассмотрении особенностей развития системы налогообложения физических лиц в современной России, нельзя не отметить еще одно изменение, направленное на стимулирование инвестиционной деятельности граждан. Так, новым законодательством были введены новые положения в рамках получения инвестиционных налоговых вычетов:

- в сумме положительного финансового результата, который был получен плательщиком налогов в соответствующем налоговом периоде от продажи им ценных бумаг, находящихся в его собственности более трех лет;

- в размере денежных средств, которые были внесены налогоплательщиком в определенном налоговом периоде на индивидуальный инвестиционный счет;

- в сумме тех доходов, которые были получены по операциям, отражаемым на индивидуальном инвестиционном счете.

Установление всех этих вычетов имеет четкую целевую направленность на побуждение граждан к инвестированию своих накоплений путем осуществления долгосрочных финансовых вложений [19, с. 3-8].

Таким образом, можно сделать вывод, что все изменения, происходящие в налоговой системе России в последние годы, нацелены на повышение ее устойчивости и эффективности в условиях неблагоприятной внешней и внутренней политической и экономической обстановки.


2.2 Основные проблемы системы налогообложения физических лиц на современной этапе

В современном мире налоговые поступления являются главными отчислениями и формируют основную часть доходов бюджетов разных уровней, они также являются важным источником денежных средств любого государства. Уплата налогов влияет на экономическую безопасность страны и на качество жизни общества в целом. Первостепенной задачей налоговых органов является контроль за соблюдением налогового законодательства, правильность исчисления налогов и платежей, своевременностью уплаты в бюджеты различных уровней Российской Федерации. Проанализировать динамику налоговых поступлений в бюджет РФ в целом за период 2016-2018 гг. можно по данным таблицы 1.

Таблица 1 – Динамика общих налоговых поступлений в бюджет РФ за 2016-2018 гг., млрд. руб [22].

Вид налога

Период поступления

2016

2017

2018

Налог на прибыль

2770,2

2850,6

4954,4

Налог на добычу полезных ископаемых

2929,4

3295

3512

Налог на доход физических лиц

3017,3

2530,5

2976,4

НДС

2657,4

2607,9

2847,6

Акцизы

1293,9

1259

1262,2

Имущественные налоги

1116,9

1034,6

1181,5

Как видно из данных таблицы, сейчас большую долю налоговых поступлений в бюджет государства составляет налог на прибыль. На его прирост за 2016-2018 гг. повлияли такие факторы, как наращивание экспортной выручки за счёт положительных курсовых разниц.

Налоги, взимаемые в РФ с доходов населения, занимают второе место в структуре общих налоговых поступлений в бюджет страны. Налог на доходы физических лиц в 2018 г. увеличился, и на это повлиял рост заработной платы населения Российской Федерации и уменьшение теневой экономики в отрасли заработной платы.


Таким образом, можно сделать вывод, что несмотря на то, что было в определенный период наблюдалось понижение зачислений в государственный бюджет по некоторым видам налогов общая картина показала увеличение налоговых поступлений. Сравнивая, 2016, 2017 и 2018 года прослеживается динамика к увеличению общих поступлений по налогам и сборам в бюджет Российской Федерации, в том числе и налогов, взимаемых с доходов физических лиц.

Но нельзя не отметить, что параллельно с подъемом поступлений в бюджет Российской Федерации возрастает и задолженность граждан по ним. Возникновение налоговых задолженностей перед бюджетом объясняется, прежде всего тем, что ухудшением финансового состояния населения в результате нестабильной экономической обстановки в стране. Кроме всего вышесказанного, на образование и увеличение налоговой задолженности физических лиц воздействует растущий уровень налоговой нагрузки [20, с. 18-22].

Основными проблемами современной налоговой политики России в области взимания налогов с населения являются:

1) Несоответствие уровня налогообложения тем финансовым возможностям, которые имеют налогоплательщики. Для большинства граждан в нашей стране уровень налогового бремени является слишком высоким. В связи с этим определенная часть доходов физических лиц уходит на уплату налогов.

2) Неопределенность системы налогообложения для граждан, что обусловлено наличием слишком сложной и запутанной системы законодательства и нормативно-правовых актов. Большая сложность возникает у налогоплательщиков при расчете суммы налогов. Кроме того, очень часто возникают споры по поводу содержания статей Налогового кодекса в части тех или иных элементов налогообложения.

3) Неполнота уплаты налогов физическими лицами. Главная причина этого, как уже говорилась, заключается в слишком высокой ставке налогов [13, с. 3-7].

4) Неэкономичность самой налоговой системы страны. Это обусловлено тем, что расходы на содержание налоговой системы и реализацию всего процесса сбора налогов являются существенно завышенными, что никак не сопоставляется с максимально возможными налоговыми ставками по налогам [10, с. 31-36].

5) Явная регрессивность системы отечественного налогообложения. Она проявляется в том, что только наемные работники, у которых наиболее низкие доходы, в полной мере уплачиваются все подоходные и социальные налоги.

6) Невключение в систему налоговых поступлений тех экономических выгод, которые были получены не в форме рублевых денежных доходов. Сюда относится выгода, полученная в ходе прямого присвоения имущества, в форме наличных поступлений в иностранной валюте, путем перевода денежных средств на счета, открытые в оффшорах и т.п. [21, с. 24-29]


Также следует отметить, что только в нашей стране имеется тенденция предоставлять льготные системы налогообложения для так называемых мобильных видов деятельности таких как финансовые операции, оказание посреднических услуг, сделок на рынке ценных бумаг и т.п., которые гораздо проще перенести за пределы границ России, а не для видов деятельности и доходов, которые имеют жесткую привязку к территории государства, например, доходы от работы по найму и т.п. [10, с. 31-36]

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что в России в настоящее время принимается недостаточно мер для того, чтобы сформировать финансово-налоговый механизм экономического роста, характерный для второго или третьего типа налоговой политики. Анализ современной ситуации в отечественной экономике приводит к выводу, что финансовая, и прежде всего налоговая система негативно влияет на развитие экономики.

Нарушается один из важнейших принципов – справедливость налогообложения. Кроме того, стимулирование активности и предприимчивости наиболее эффективно на стадии зарабатывания средств, получения дохода, а не на этапе его последующего перераспределения.

3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ НАЛООБЛОЖЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Исходя из указанных выше проблем, можно сделать вывод, что сегодня отечественная система налогообложения населения испытывает серьезный кризис, который не дает нашей стране достичь должного для такого мощного современного государства уровня социального и экономического развития.

Кроме того, следует отметить, что реформы, проводимые в последние годы в налоговой системе России, не дают ожидаемых положительных сдвигов. Все реформы проводятся спешно, а, следовательно, не являются столь результативными, как планировалось. Здесь можно выделить следующее:

- во-первых, около половины всех сборов налогов с граждан на возвраты;

- во-вторых, налог не доходы физических лиц не дает необходимого прироста поступлений;

- в-третьих, переход на так называемую плоскую шкалу определения налога на доход физических лиц не вывел из тени большие объемы заработной платы;

- в-четвертых, введение инвестиционной части пенсии создало в России довольно сложную проблему, такую как поиск надежных объектов для капиталовложений и др. [21, с. 24-29].