Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение (Основные проблемы системы налогообложения физических лиц на современной этапе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Косвенные налоги обладают наиболее простым механизмом взимания, и в то же время они достаточно сложны для налогоплательщиков в плане уклонения от их уплаты. Кроме того, эти налоги обеспечивают устойчивость налоговых поступлений даже в условиях спада экономики, тогда как поступления от прямых налогов сильно связаны с уровнем экономической активности.

Но при всех своих преимуществах косвенные налоги имеют существенные недостатки:

- они не учитывают финансовое состояние реального налогоплательщика;

- косвенные налоги определяются уровнем потребления: косвенное налогообложение для малообеспеченных слоев населения является более тяжелым, чем прямое, по которому им, как правило, предоставляются значительные льготы;

- данные налоги, являясь причиной повышения цен на товары, ограничивают объем потребления, влияя тем самым и на предложение, а значит, и производство этих товаров [9, с. 41-42].

Однако эффективность налогообложения достигается за счет правильного сочетания прямых и косвенных налогов, соотношение которых определяется уровнем социально-экономического развития страны и необходимостью обеспечения доходной части бюджета.

В развитых странах с высокими доходами физических и юридических лиц преобладают прямые налоги, в то время как в развивающихся странах наблюдается доминирование косвенных налогов, которое обусловлено низкими доходами большей части населения, неустойчивым финансовым положением предприятий, малой имущественной обеспеченностью [18, с. 127].

По характеру налоговых ставок налоги делятся на:

- прогрессивные налоги: это налоги, ставки которых возрастают по мере роста величины объекта налогообложения. Такая система налогообложения в максимальной степени способствует перераспределению доходов, поскольку более богатые граждане платят в виде налогов большую часть своих доходов, чем менее обеспеченные;

- пропорциональные налоги: это налоги, ставки которых являются неизменными вне зависимости от величины объекта налогообложения. Примером пропорционального налога (или налога «с плоской шкалой») в современной России является налог на прибыль организаций;

- регрессивные налоги: это налоги, ставки которых уменьшаются по мере роста величины объекта налогообложения. Использование регрессивной системы налогообложения преследует, в первую очередь, цели вывода «из тени» доходов состоятельных граждан [6, с. 107-108].

В зависимости от характера распределения сумм налога они делятся на закрепленные и регулирующие. Закрепленными называются такие налоги, которые на длительный период полностью или в части закреплены за определенным бюджетом. Регулирующие налоги ежегодно перераспределяются вышестоящими органами власти между нижестоящими бюджетами с целью устранения их несбалансированности [15, с. 58-59].


 В зависимости от характера использования налоги делятся на:

- общие налоги, которые составляют основную налоговую массу, не имеют привязки к определенным расходам и поступают в бюджет, как в общий денежный фонд, на общий счет;

- целевые же налоги не поступают в общий денежный фонд территории, а учитываются отдельно и используются на конкретные цели, например, налоги, зачисляемые в дорожные фонды [8, с. 98-99].

Согласно налоговому законодательству РФ все налоги делятся по уровням налоговой системы на федеральные, региональные, местные налоги, а также выделяются налоги и сборы, которые вводятся решениями местных органов власти.

В состав федеральных налогов входят: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организации, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина, единый сельскохозяйственный налог, УСН, ЕНВД, СРП, ПСН.

Налогами субъектов Российской Федерации являются налог на имущество предприятий, налог на игорный бизнес, транспортный налог.

Местные налоги и сборы включают в себя налог на имущество физических лиц, земельный налог, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью

Налоги и сборы, которые вводятся решениями местных органов власти – это налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне; курортный сбор; сбор за право торговли; целевые сборы с населения и предприятий всех организационно-правовых форм на содержание милиции, на благоустройство, образование и другие цели; налог на рекламу; налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров; сбор с владельцев собак; лицензионный сбор за право торговли спиртными напитками; лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей; сбор за выдачу ордера на квартиру; сбор за парковку автотранспорта; сбор за право использования местной символики; сбор за участие в бегах на ипподроме; сбор за выигрыши на бегах; сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме; сбор со сделок, произведенных на биржах; сбор за право проведения кино- и телесъемок; сбор за уборку территорий населенных пунктов; сбор за открытие игорного бизнеса; налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы [1].


1.3 Структура налога и его элементы

Налог – это сложная система отношений, включающая в себя ряд взаимодействующих составляющих, каждая из которых имеет самостоятельное юридическое значение. Эти составляющие именуются элементами налога.

Только при наличии полной совокупности элементов обязанность по уплате налога может считаться установленной. Неполнота, нечеткость или двусмысленность закона о налоги могут привести к уклонению от уплаты налога на законных основаниях или к нарушениям со стороны налоговых органов, т.е. к расширительному толкованию положений закона. Если закон не установил или не определил хотя бы один из элементов, то налогоплательщик получает право не уплачивать налог [6, с. 115].

Хотя структура налогов различна и число налогов велико, элементы налогообложения имеют универсальное значение. Те элементы, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определенными, называют существенными или обязательными элементами закона о налоге. Налог как экономическая категория обладает следующими обязательными элементами: субъект налогообложения или налогоплательщик; налоговая база; ставка налога; налоговый период; льготы по уплате налога; объект налога; срок уплаты налога.

Дополнительные элементы налогов – те составные части, которые не предусмотрены законодательно для установления налога, но полнее характеризуют налоговое обязательство и порядок его исполнения. К ним относятся – предмет налога; масштаб налога; единица налога; источник налога; налоговый оклад; получатель налога [9, с. 124-125].

На практике целесообразно применять все приведенные выше элементы для того, чтобы точно определить налог, порядок его исчисления и уплаты. Рассмотрим указанные элементы более подробно.

Субъект налога – это физическое лицо, которое несет установленную законом обязанность по уплате определенных налогов или сборов

Все налогоплательщики плательщики подлежат обязательной регистрации в налоговых органах [17, с. 115-116].

Субъектом налога не всегда является его реальный плательщик, т.к. отечественное законодательство дает возможность переложить бремя уплаты с того субъекта, которое перечисляет денежные средства в бюджет, на иное лицо. Последнее называется носителем налога.

Под объектом налога подразумевается доход или имущество физического лица, которые согласно законодательству подлежат обложению налогом. Определения объекта налогообложения недостаточно для исчисления суммы, подлежащей к уплате, т.к. необходимо рассчитать еще и налогооблагаемую базу. Именно она является основой количественного измерения объекта налога.


Для того, чтобы определить размер налогооблагаемой базы следует установить единицу налогообложения, т.е. единицу, в которой измеряется объекта налога. С этой целью используют два вида единиц налогообложения – денежные и натуральные [13, с. 3-7].

На практике часто бывают ситуации, когда налог уплачивается не со всего объекта, а только с определенной его части. Кроме того, налоговое законодательство устанавливает определенные виды деятельности или тип налогоплательщиков, которые освобождаются от уплаты налогов. Такие объекты или субъекты попадают под налоговые льготы [15, с. 84-85].

Под налоговыми льготами понимается полное или частичное освобождение от уплаты налогов физических лиц в соответствии с действующим законодательством.

Налоговой ставкой называется это величина налога на единицу обложения.

Если налогооблагаемую базу умножить на налоговую ставку, то получится величина, называемая налоговым окладом. Налоговый оклад – это сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта [14, с. 85-86].

Источник налога – это доход, из которого субъект уплачивает налог. По ряду налогов объект и источник налога могут совпадать.

Под налоговым периодом понимается период времени, за который производится обложение налогом. Налоговым периодом может являться квартал, месяц, год, период с начала года и т.п.

Срок уплаты налога – это срок, в течение которого налог уплачивается в бюджет или внебюджетные фонды. Срок уплаты определяется законом. Если налогоплательщик не уплатил налог в срок, то к нему применяются финансовые и налоговые санкции [6, с. 110-111].

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что налог представляет собой сложную экономическую категорию, состоящую из большого количества разнообразных элементов. Налоги выполняют важнейшие функции в экономической системе, которые в единстве определяют эффективность функционирования финансово-бюджетных отношений и налоговой политики.

Полноценное установление налога осуществляется только после определения основных его элементов и категорий лиц, обязующихся к уплате. Не стоит забывать и об установлении отдельной группы физических лиц, которые могут рассчитывать на скидки или льготы.

2. ПОЛИТИКА ВЗИМАНИЯ НАЛОГОВ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ


2.1 Анализ российской системы налогообложения физических лиц

Главным фактором современной налоговой политики РФ является необходимость поддержания баланса бюджетной системы государства. Но вместе с этим необходимо удержать на том же уровне налоговую нагрузку для населения. Именно этими требованиями и обусловлены проводимые Правительством РФ в последние годы налоговые реформы.

В 2013 г. был принят Федеральный закон «О внесении изменений в ч.2 НК РФ и ст. 5 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц». Новыми положениями был установлен единый срок уплаты физическими лицами таких налогов, как налог на имущество, земельный и транспортный налоги. Этим сроком является 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Изменение срока уплаты было сделано, в первую очередь, для удобства администрирования таких налогов путем предоставления единого налогового уведомления, а также для того, чтобы соответствующие бюджеты могли раньше получить предназначенные им средства [7, с. 19-23].

Другим принятым в последние годы нормативным актом, вносившим изменения в налоговую систему РФ, стал Федеральный закон № 52-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ». Им была установлена обязанность физических лиц предоставлять налоговым органам данные о том имуществе, в отношении которого ими не были получены налоговые уведомления и, соответственно, они не уплачивали налоги. Такую информацию можно предоставить налоговым органам по месту проживания налогоплательщика или по месту нахождения объекта налогообложения – недвижимости или транспортных средств.

Введение данного положения с 1 января 2015 г. потребовало от налоговой службы проведения активной информационной работы с плательщиками налогов для того, чтобы объяснить им новые условия уплаты налогов и устранить все появившиеся недопонимания.

Кроме того, с 1 января 2017 г. вступили в силу новые положения Налогового Кодекса РФ, которыми предусмотрены штрафы для граждан, не получивших уведомление об уплате налога и самостоятельно не сообщивших сведения о своей недвижимости или транспортных средствах. Штраф составляет 20 процентов от неуплаченной суммы налога в отношении «сокрытого» от инспекторов объекта налогообложения [4].