Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение (Основные проблемы системы налогообложения физических лиц на современной этапе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сегодня перед российской властью стоит довольно противоречивая задача: с одной стороны, необходимо значительно повысить налоговые поступления в бюджеты всех уровней бюджетной системы, а с другой – следует существенно сократить налоговое бремя для плательщиков налогов и сборов. В нашей стране есть два больших резерва, которые пока мало используются и могли бы помочь решить стоящие проблемы – это льготы по уплате налогов и сборов и теневая экономика.

Налоговые льготники – эта та категория налогоплательщиков, которая получает поддержку из бюджета в полном объеме и вовремя, а иногда даже и раньше срока, в то время как другие бюджетные расходы урезаются и финансируются с большими задержками. Точную сумму предоставляемых налоговых льгот определить очень сложно, т.к. определенная категория налогоплательщиков путем заключения фиктивных сделок освобождается от обязанности по уплате налогов [20, с. 18-22].

Второй резерв – сектор теневой экономики – имеет еще большие масштабы. Высокие платежи по налогам и сборам наряду с отсутствием возможности получения кредитов и инвестиций, с физическим и моральным износом основных фондов и оборудования, с растущей конкуренцией предприятий-гигантов и иностранных производителей не дают возможности большей части отечественных предпринимателей даже для простого воспроизводства. Между тем те финансовые ресурсы, которые были скрыты для налогообложения, их владельцы даже при большом желании не всегда смогут вернуть в производственную сферу, потому что большие капиталовложения в отечественную экономику стали таким редким явлением, что обязательно привлекут внимание уполномоченных органов к природе этих средств. В связи с этим те капиталы, которые однажды оказались в секторе теневой экономик так и остаются там навсегда или же выводятся за пределы страны. А это в свою очередь не дает возможность повышать доходы работников, а, следовательно, и налоги ими уплачиваемые. Иными словами, современная налоговая политика России сама по себе не только не привлекает новые ресурсы в отечественную экономику, но и выталкивает имеющиеся денежные средства из нее [20, с. 18-22].

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, используемые сегодня формы и средства налоговой политики не учитывают реалии экономической ситуации в стране, они оказывают на производственные процессы только подавляющее влияние. Естественно, что в таких условиях даже те небольшие позитивные сдвиги в экономике страны не обеспечивают прирост бюджетных поступлений от налогов и сборов.


Очевидно, что в России назрела необходимость проведения серьезной налоговой политики, но очень важно определить стратегию ее проведения. Основным ее направлением должно стать повышение регулирующей роли налогов, нацеленной на согласование интересов государства и населения, проведение результативной политики в российских регионах, а также ликвидации противоречий в существующем налоговом законодательстве [7, с. 19-23].

Таким образом, исходя из главных целей проводимой в стране экономической политики, основными направлениями реформы в системе налогообложения физических лиц должно стать следующее:

- высокая прогрессивность обложения особо больших, спекулятивных доходов;

- установление определенного минимума, который не будет облагаться налогами, для некоторых категорий населения, получающих особо низкие доходов;

- предоставление максимально возможных налоговых льгот для низкооплачиваемого наемного труда;

- льготное налогообложение основных продуктов потребления, определяющих необходимый его минимум и, соответственно, стоимость рабочей силы;

- повышенное обложение налогами тех доходов, которые вывозятся за границу не с целью содействия экспорту товаров и услуг и др [10, с. 31-36].

Таким образом, можно сказать, что реформирование современной налоговой политики России должно носить комплексный характер, все разработанные в рамках ее механизмы должны запускаться в одно время и целиком. В связи с этим государству необходимо одновременно следовать в двух принципиальных направлениях:

1) Существенное снижение налоговой нагрузки путем уменьшения размеров ставок по налогам и, в первую очередь, для особо нуждающихся категорий граждан.

2) Обеспечить уплату всех причитающихся по закону налогов всеми налогоплательщиками [19, с. 3-8].

Говоря другими словами, главной целью налоговой политики современного развитого государства, каковым стремится стать России, является достижение максимальной эффективность бюджетной системы путем оптимального соотношения доходов и расходов бюджетов. Поэтому государственная налоговая политика в области налогообложения физических лиц должна быть тщательно проработана, а также в ней должны быть учтены все особенности функционирования государственной системы страны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении хотелось бы отметить, что сегодня в любой стране одним из главных источником пополнения доходной части бюджета выступают налоги, уплачиваемые физическими лицами. Как было установленно в работе, экономическое содержание налогов описывается денежными отношениями, которые складываются между государством и населением. Эти денежные отношения имеют большое общественное назначение – мобилизация денежных средств в распоряжении государства. Источниками налогов выступает национальный доход. Налоги в результате изъятия становятся собственностью государства и используются им для выполнения своих функций.


Правильно выбранная налоговая политика позволит справиться с поставленными целями и задачами государства. Для страны в целом эффективность системы налогообложения граждан сводится первостепенно к увеличению доходов за счет налоговых поступлений, а также к развитию базы налогообложения. Для населения страны эффективность налогообложения сводится к получению социальных льгот и услуг при уплате обязательных налоговых платежей.

Что касается участия налогов в формировании бюджета государства, то проведенный анализ показал, что пοступления налогов населения в государственный бюджет имеют пοлοжительную динамику. Колебания сумм поступающих налогов в сторону уменьшения обусловлены изменениями тех или иных факторов экономической среды. Кроме того, на сегодняшний день налоги, взимаемые с физических лиц, занимают второе место в структуре общих налоговых платежей.

Но, несмотря на положительные тенденции, имеющиеся сегодня в отношениях меду бюджетом и налогами, сумма налоговой задолженности населения также продолжает увеличиваться. Главным фактором современной налоговой политики РФ является необходимость поддержания баланса бюджетной системы государства. Но вместе с этим необходимо удержать на том же уровне налоговую нагрузку для граждан страны. Именно в рамках этих направлений сегодня проводятся различные изменения налогового законодательства и налоговой политики России.

Таким образом, подводя итог проделанной работе, можно сделать вывод, что для того, чтобы повысить эффективность функционирования системы налогообложения физических лиц на современном этапе необходимо сформировать в стране такие условия, которые, с одной стороны, не принуждали бы честного и законопослушного налогоплательщика искать и находить пути ухода от налогообложения, а с другой – закрыли бы для нечестного плательщика налогов и сборов все ныне используемые лазейки.

В заключении можно сделать вывод, что налоги – это та часть финансовой системы, без которой ни одно государство не может и не будет стабильно развиваться, будь то высокоразвитая страна Европы или отсталое государство Африки. Построение эффективной системы взимания налогов с физических лиц и проведение взвешенной налоговой политики в этой сфере – это на сегодняшний день одна из главных финансовых задач правительства, как отдельной страны, так и крупных международных сообществ.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1 Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ: [Электронный ресурс] // Сайт КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/

2 Федеральный закон от 11.11.2003 г. № 139-ФЗ в ред. от 02.11.2013 г. «О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменения и дополнения в статью 20 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов»: [Электронный ресурс] // Сайт КонсультантПлюс. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44971/

3 Федеральный закон от 04.10.2014 г. № 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц»: [Электронный ресурс] // Сайт КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_169428/

4 Федеральный закон от 02.04.2014 г. № 52-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»: [Электронный ресурс] // Сайт КонсультантПлюс. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_161213/

5 Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 420-ФЗ «О внесении изменений в статью 27.5-3 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» и части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»: [Электронный ресурс] // Сайт КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156529/

6 Александров И.М. Налоги и налогообложение: учебник / И.М. Александров. – М.: Издательский дом «Дашков и К», 2014. – 286с.

7 Афанасьев С.Г. Перспективы развития в бюджетной и налоговой политике // Финансы. – 2017. – №2. – с. 19-23.

8 Брызгалин А.В. Налоги и налоговое право: учебное пособие / А.В. Брызгалин. – М.: Аналитик-пресс, 2015. – 608с.

9 Владимирова Н.П. Налоги и налогообложение: учебник / Н.П. Владимирова. – М.: КНОРУС, 2013. – 232с.

10 Ершова М.И. Налоговая политика России и стран СНГ: сравнение и характеристика // Мировая экономика. – 2018. – № 5. – С. 31-36.

11 Данилевский Ю.А., Шапигузов С.М. Налоговая система России: учебное пособие / Ю.А. Данилевский, С.М. Шапигузов. – М.: Финансы и статистика, 2015 – 395с.

12 Дуканич Л. В. Налоги и налогообложение: учбник / Л.В. Дуканич. – Ростов на Дону.: Феникс, 2014. – 226с.

13 Кашин В.А. Налоговая политика России на современном этапе // Финансы. – 2017. – № 4. – С. 3-7.


14 Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: учебное пособие / Л.Н. Лыкова. – М.: Бек, 2016. – 278с.

15 Никулкина И.В. Общая теория налогообложения: учебник / И.В.Никулкина. – М.: Эксмо, 2015. – 497 с.

16 Осадчий Н.О. Общая теория налогообложения: учебник / Н.О. Осадчий. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 581 с.

17 Пансков В. Г. Налоги и налогообложение: учебник / В.Г. Пансков. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 426 с.

18 Скрипниченко В.А. Налоги и налогообложение: учебник / В.А. Скрипниченко. – М.: Бинфа, 2014. – 452 с.

19 Шаталов С.Д. Развитие российской налоговой системы // Финансы. – 2018. – №2. – C.3-8.

20 Эпов Б.Д. Какую налоговую политику реализуют в современной России // Налоги. – 2017. – № 10. – С. 18-22.

21 Якимова А.Д. Основные проблемы взимания налогов с населения в России: история и совремнность // Экономика и жизнь. – 2018. – № 5. – С. 24-29.

22 Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru/