Файл: Общая характеристика оперативно-розыскных мероприятий (Основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 47
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Оперативно-розыскные мероприятия: общие положения
1.1. Понятие и элементы оперативно-розыскные мероприятия
1.2. Классификация оперативно-розыскных мероприятий
1.3 Основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий
2. ОСОБЕННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
2.1. Несанкционируемые оперативно-розыскные мероприятия
2.2. Оперативно-розыскные мероприятия ведомственного санкционирования
2.3.Оперативно-розыскные мероприятия, требующие судебного решения
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальным рассмотрения организационно-розыскных мероприятий обусловлена следующими аспектами.
Борьба с преступностью в нынешних условиях реализовывается в не простой криминальной обстановке, связанной с ростом за последнее десятилетие числа преступлений. В ситуации совершенствования криминального профессионализма выявление преступлений исключительно гласными методами затруднено. В связи с чем в ряду прочих государственно-правовых форм борьбы с преступностью (административно-правовых, уголовно-правовых, уголовно-процессуальных) оперативно-розыскная деятельность (далее – ОРД) обладает особым значением.
Всё жебесспорнаязначительностьдаــнно го вида деятельности совершенно не обозначает придания ей исключительного характера. Речь идет о дифференцированном, системном освещении роли и места только одного из звеньев полной системы, реализовывающей комплекс особых мер борьбы с преступностью в целях упрочения законности и правопорядка в России. Оттого борьба с преступностью, в том числе путем использованияособых мер, обязана вестись сплоченными усилиями всех компетентных государственных органов с учетом строгого соотношения содержания их конкретной деятельности и функций.
Действенная организация борьбы с нарастающим валом преступности может быть снабженатолько при условии сочетания организационно-розыскных мероприятий (далее – ОРМ) со следственными действиями. Иными словами, тайным, замаскированным и организованным действиям лиц, свершающих преступления, нужнопротивоположитьтаковые меры негласного характера, каковыесодействовали бы своевременному предотвращению и обнаружению подобных незаконных деяний. Как раз подобным обширным арсеналом мер обладает ОРД.
Оперативно-розыскная деятельность, как указано в ст. 1 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об о.п.е.р-ат.ивно-р-оз-ы-ск-ной д.еятель.ности» [8], исполняется посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий, которые составляют ее основное содержание. Поэтому представляется весьма важным определить понятие и содержание этой правовой категории.Законодатель, к сожалению, не сформулировал определения оперативно-розыскных мероприятий, поэтому в учебной и научной литературе можно обнаружить не один десяток определений ОРМ, каковые порой весьма существенно отличаются друг от друга.
Целью работы являетсявыявление сущности и назначения оперативно-розыскных мероприятий.
В соответствии с данной целью были определены следующие задачи:
- рассмотреть понятие и элементы оперативно-розыскные мероприятия;
- изучить основания классификации оперативно-розыскных мероприятий;
- раскрыть основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий;
- рассмотреть несанкционируемые оперативно-розыскные мероприятия;
- изучить оперативно-розыскные мероприятия ведомственного санкционирования;
- проанализировать оперативно-розыскные мероприятия, требующие судебного решения.
Объектом исследования выступают правовые основания и условия проведения ОРМ. Предметом исследования являются отдельные виды ОРМ.
Нормативную основу работы составили законодательные положения, регулирующие сущность и виды оперативно-розыскных мероприятий.
Методологическую основу составляют такие методы, каканализ, классификация, синтез, сравнительно-правовой.
Эмпирическую базу составили материалы судебной практики.
Работа состоит из введения, двух глав, поделенных на параграфы, заключения и списка использованных источников.
1. Оперативно-розыскные мероприятия: общие положения
1.1. Понятие и элементы оперативно-розыскные мероприятия
Оперативно-розыскные мероприятия являются составным структурным элементом ОРД, состоящим из системы взаимосвязанных организационных действий, которые позволяют решать конкретные тактические задачи.
Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий согласно ст. 7 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ [8] «Об деятельности» являются:
1) наличие возбужденного уголовного дела;
2) ставшие известными органам, реализовывающим ОРД, сведения:
- о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
- о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ;
- о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;
- о лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трудов[24, с. 19];
3) поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания или определения суда по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящихся в их производстве;
4) запросы других органов, выполняющих ОРД;
5) постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, реализовываемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством РФ[47, с. 26];
6) запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами РФ[31, с. 32].
Разбирая ОРМ с точки зрения системного подхода, можно выделить в нем следующие взаимосвязанные элементы: объект; цель; содержание; субъекты его проведения; комплекс организационных приемов, повышающих его эффективность; информационно-техническое обеспечение; оформление результатов.
Цель оперативно-розыскных мероприятий- прогнозируемый результат, непосредственно на достижение какового оно устремлено. Достижение цели претворяется посредством сбора конкретной информации для решения общих (ст. 2 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об деятельности» [8]) и частных задач[41, с. 126].
Решение частных задач может содержать в себеприобретение сведений о преступных связях подозреваемого, местах реализацииукраденного, закупке орудий преступления, определение линий оперативно-розыскной профилактики, нахождение граждан, владеющих оперативно-значимой информацией, и др.
Оперативно-розыскные мероприятия, проводимые для обеспечения производства предварительного расследования, не могут подменять собой непосредственно уголовно-процессуальные действия, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом РФ[4] (далее - УПК РФ)[17].
Содержательная часть оперативно-розыскных мероприятийвыказываетсясущественным элементом его структуры. Содержание любого ОРМ выступаеткак сочетание определенных действий и приемов, устремленных на достижение его главной цели -приобретениесвежей информации.
Эффективность проведения оперативно-розыскных мероприятий во многом зависит от умелого сочетания оперативным сотрудником определенных действий, охватывающих приемы конспирации и способы сбора, фиксации, обследования и применения фактических данных. Одной из особенностей оперативно-розыскных мероприятийобнаруживаетсяприменение приемов маскировки (к примеру, присутствие оперативного работника на месте его проведения или зашифровка его личности и целей мероприятия).
Оперативно-розыскные действия составляют внутреннее содержание оперативно-розыскных мероприятий. Показанные действия могут быть разбиты на основные и вспомогательные[24, с. 20].
Основные действия обращенынепосредственно на приобретение информации по нахождению и разоблачению всех участников подготавливаемого, свершаемого и содеянного преступления.
Вспомогательные действия лишь толькообразовывают условия, нужные дня достижения определённой цели. К ним относятся:
- анализ и оценка оперативно-розыскной ситуации и прогнозирование потенциального ее видоизменения;
- расчет сил (участников), их инструктаж, экипировка, снабжение необходимыми документами прикрытия, специальными техническими средствами и т.п.;
- разработка легенд, сотворение условий или объектов, обеспечивающих проведение запланированного мероприятия;
- разработка приемов, обеспечивающих обнаружение, сохранность и использование приобретённых данных как судебных доказательств[25, с. 189].
Объектом оперативно-розыскных мероприятийпредставляется то, на что непосредственно устремлено конкретное оперативно-розыскное мероприятие, в касательстве кого или чего при его проведении осуществляется сбор оперативно-розыскной информации. К числу объектов оперативно-розыскных мероприятий, прежде всего, причисляются лица, подготавливающие, свершающие или содеявшие преступления, а также граждане, укрывающиеся от органов следствия и суда, уклоняющиеся от уголовного наказания и лица, без вести пропавшие. Наряду с тем, к основным объектам ОРМ можно причесть, например, места совершения преступлений, сбыта похищенного и сосредоточения криминального контингента (криминогенные объекты), а также хозяйственные предприятия и коммерческие организации, где совершаются экономические преступления[31, с. 44]. В качестве объектов оперативно-розыскных мероприятий в некоторых случаях могут выступать также события и факты криминального характера, скажем факт выявления в почтовом отправлении наркотических или взрывчатых веществ.
Наряду с этим в ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об деятельности» [8] обозначен довольно характерный круг объектов, сбор сведений о каковыхнадобен для профилактических целей. В их число входят:
- граждане, в касательствекаковых решается вопрос о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну, или работам, связанным с эксплуатацией объектов, каковые представляют повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также окружающей среды;
- лица, в отношении которых решается вопрос о допуске к участию вОРД или материалам, приобретённым в результате ее осуществления;
- лица, с какими устанавливаются или поддерживаются взаимоотношения конфиденциального сотрудничества при подготовке и проведении ОРМ;
- лица, сбор сведений о которых нужен для принятия решения по обеспечению безопасности сотрудников органов, реализовывающих ОРД;
- граждане, обращающиеся в полицию с просьбой о выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность[24,с.20].
Субъекты оперативно-розыскных мероприятий - это лица, организующие оперативно-розыскных мероприятий, непосредственно проводящие их и привлекаемые к их осуществлению. В зависимости от осуществляемой роли и объема полномочий субъекты ОРМ могут быть распределены на две категории: основные и дополнительные[47,с.27].
К основным субъектам следует, прежде всего, относить должностных лиц оперативных аппаратов органов, выполняющих ОРД, каковые наделены подобающими властными полномочиями. Согласно ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об деятельности»[8] они решают поставленные задачи посредством личного участия в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, используя помощь должностных лиц, специалистов, а также отдельных граждан с их согласия. К числу основных субъектов отдельных ОРМ, ограничивающих перечисленные в Федеральном законе от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» [8] конституционные права граждан, могут быть причислены и судьи, которые дают разрешение на их проведение, ибо они прямовтянуты в процесс их организации и наделены соответствующими правами и обязанностями.
К дополнительным субъектам или участникам оперативно-розыскных мероприятийнадлежит относить должностных лиц неоперативных подразделений правоохранительных органов, а также должностных лиц иных государственных и негосударственных органов, чьи полномочия и профессиональные навыки могут быть полезны при проведении отдельных ОРМ. Данной категории участников касаются также специалисты, владеющие научными, техническими и иными специальными знаниями[31, с.55].
В отдельную категорию дополнительных участников можно выделять граждан, оказывающих содействие органам, исполняющим ОРД, как на гласной, так и на негласной основе.Дополнительные субъекты, в отличие от основных, принимают участие в ОРМ, как правило, в добровольном порядке. Они могут оказывать влияние лишь в пределах тех заданий или поручений, какие им дали оперативные сотрудники и при этом не несут ответственности за свои действия, если не вышли за указанные им рамки поведения.