Файл: Общая характеристика оперативно-розыскных мероприятий (Основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. О допуске к сведениям, составляющим государственную тайну.В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О государственной тайне» [9] предусмотренаспецификапроцедуры оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций - на проведение работ с использованием таких сведений.

2. О допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни, здоровья людей, а также для окружающей среды. К подобным объектам относятся организации и предприятия (государственные, частные, военные и гражданские), занимающиеся производством, обращением, хранением и утилизацией радиационно-опасных материалов или компонентов ядерного оружия, оборотом химических, бактериологических веществ и их отходов и др.

3. О допуске к участию вОРД или о доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления. ОРД реализовывается только уполномоченными законом лицами, а сведения, полученные в ходе проведения, являются закрытыми. В связи с этим ОРМ могут проводиться в отношении кандидатов, принимаемых на обучение в вузы МВД, ФСБ и на работу в оперативные подразделения различных субъектов ОРД, которые в соответствии со своими функциональными обязанностями будут иметь допуск к секретным документам и в компетенцию которых будет входить участие в ОРД[26, с. 204].

4. Об установлении или о поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий. Лица, привлекаемые к сотрудничеству с оперативно-розыскными органами, подготавливают ОРМ или становятся их участниками и выполняют различные задания по сбору информации дня решения задач ОРД. В процессе своей деятельности они вовлекаются в сферу конфиденциальных отношений, т.е. располагают негласной информацией; используют конспиративные приемы работы; знакомятся при необходимости с документами, содержащими государственную, служебную тайну; располагают информацией, каковая может заинтересовать представителей криминальной среды и различных спецслужб других государств[31, с.122].

5. По обеспечению безопасности органов, осуществляющих ОРД. Под обеспечением безопасности (собственной безопасности) понимается целенаправленный комплекс мер по пресечению проникновения в оперативные аппараты представителей криминальной среды, предотвращению утечки служебной информации и сведений, составляющих государственную тайну, выявлению фактов совершения должностных преступлений, коррупции и предательства интересов службы сотрудниками правоохранительных органов, а также осуществление защиты сотрудников оперативных аппаратов, членов их семей и лиц, оказывающих содействие на конфиденциальной основе, в случае реальной угрозы посягательства на их жизнь, здоровье и имущество.


6. О предоставлении либо об аннулировании лицензии на осуществление частной детективной или охранной деятельности, о переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензии, о выдаче (о продлении срока действия, об аннулировании) удостоверения частного охранника[31, с. 123].

Выдача лицензии производится лицензионно-разрешительными подразделениями ОВД. В соответствии со от. 6 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»[10] ОВД вправе устанавливать достоверность изложенных в представленных документах сведений, чтобы принять решение о выдаче лицензии. Аналогичное право по проверке документов на осуществление определенного вида деятельности предоставлено сотрудникам полиции н. 2 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции[6].

7. Органы, осуществляющие ОРД, при наличии запроса, направленного в соответствии с Федеральным законом «О противодействии коррупции»[7], другими нормативными правовыми актами РФ в области противодействия коррупции, в пределах своих полномочий проводят оперативно-розыскные мероприятия в целях добывания информации, необходимой для принятия следующих решений:

- о достоверности и полноте сведений, представляемых в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами гражданами, претендующими на замещение:государственных должностей Российской Федерации, если федеральными конституционными законами ими федеральными законами не установлен иной порядок проверки указанных сведений;государственных должностей субъектов РФ; должностей, замещаемых на постоянной основе; должностей федеральной государственной службы и субъектов РФ;должностей муниципальной службы; должностей в государственной корпорации, Пенсионном фонде РФ, Фонде социального страхования РФ, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов;отдельных должностей, замещаемых на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» [8]).

- о достоверности и полноте сведений, представляемых лицами, замещающими должности, если федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлен иной порядок проверки достоверности сведений.

- о соблюдении лицами, замещающими должности, указанные в н. 1 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об деятельности» [8], ограничений и запретов, которые установлены Федеральным законом «О противодействии коррупции»[7], требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и об исполнении ими обязанностей, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами и законами субъектов РФ, если федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлен иной порядок проверки соблюдения указанными лицами данных ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и об исполнении обязанностей.


- одостоверности и полноте сведений, представляемых гражданином, претендующим на замещение должности судьи[24,с. 24].

При этом в соответствии с оперативно-розыскным законодательством (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» [8]) не выказываются препятствием для проведения ОРМ гражданство, национальность, пол, место жительства, должностное и социальное положение лица, его принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии и политические убеждения. Исключением из этого предписания являются специальные упоминания в федеральных законах в отношении отдельных категорий должностных лиц. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 91, 98, 122)[3] неприкосновенны Президент РФ, депутаты назад Федерального Собрания РФ, судьи, прокуроры, Уполномоченный по правам человека, инспекторы Счетной палаты РФ, адвокаты. При этом неприкосновенность, например, депутата, судьи и прокурора должна ограничиваться только сферой их профессиональной деятельности.

Из всех оперативно-розыскных мероприятий, обозначенных в ст. 6 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об деятельности» [8]следует выделить только те, для которых законодательством предусмотрены определенные условия проведения. Они подразделяются на две группы:

- мероприятия, требующие судебного решения;

- мероприятия, требующие вынесения постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД (ведомственного санкционирования).

К первой группе относятся ОРМ, которые затрагивают конституционные права и свободы человека и гражданина. В число закрепленных в Конституции РФ[3] прав граждан входят права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также право на неприкосновенность жилища. Соответственно перечисленные права граждан могут быть нарушены в результате проведения таких ОРМ, как негласное обследование жилого помещения, прослушивание телефонных переговоров, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, снятие информации с техническихканалов связи[26, с.204].

Наряду с этим имеются исключения, когда проведение оперативно-розыскных мероприятий, нарушающих конституционные нрава граждан, допускается без предварительного получения постановления судьи в следующих случаях:

- не терпящих отлагательства, если есть опасность совершения тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ. В этих случаях ОРМ проводятся на основании мотивированного постановления руководителя оперативно-розыскного органа с последующим уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. Во всех случаях в течение 48 часов орган, осуществляющий ОРМ, обязан получить судебное решение о его проведении либо прекратить его проведение;


- при возникновении угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласил в письменной форме разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД, с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов[31, с. 166].

Вторую группу в соответствии с ч. 5, 6 ст. 8 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об деятельности» [8] составляют такие мероприятия, как проверочная закупка или контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот ограничен, а также оперативный эксперимент или оперативное внедрение[26, с. 205]. Проведение данных мероприятий допускается только на основании соответствующего документа - постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД. Постановление утверждается начальником оперативно-розыскного органа и согласования с судом и прокурором не требует[31, с. 167].

Таким образом, можно сделать вывод о том,что проведение некоторых оперативно-розыскных мероприятий может быть многоэтапным или сложным для ОВД, могут быть задействованы другие оперативно-розыскные подразделения (органы безопасности, таможенные органы). Для их эффективного взаимодействия составляется план, каковой подлежит согласованию между заинтересованными органами и подразделениями. Для эффективного осуществления оперативно-розыскных мероприятий оперативные сотрудники должны знать не только их содержание, но прежде всего требования, предъявляемые законодателем к организации их проведения. Только знание оснований и условий проведения конкретных оперативно-розыскных мероприятий позволит избежать нарушений законности и достичь юридически значимого результата в рамках действующего оперативно-розыскного законодательства.

2. ОСОБЕННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

2.1. Несанкционируемые оперативно-розыскные мероприятия

К относятся следующие мероприятия: наведение сбор для исследования, предметов и отождествление а обследование зданий, участков и средств. на их может любыми оперативных и для как не получения санкций.


Опрос – (разведывательная) Целью является сбор и , которая по тем или иным представляет интерес. Он с каковые или располагать для задач Опрошены быть лица от возраста и положения и в подходящем для месте жилые я, отдыха и но с их [29, .

В от сфоﺍрмировавшихся условий и опﺍрашиваемого может гласный (с сﺍубъекта ОРД и вопﺍросов), (втайне от и (с истинной беседы, с легендой о его пﺍринадлежности, с пﺍрикрытия и хаﺍрактер. может быть и лицом по опеﺍративного [38].

Методика и тактика пﺍроведения опﺍроса фактически ничем не отличается от следственной тактики допроса. Однако у них разная пﺍравовая пﺍрирода, и на опﺍрос не распространяются пﺍроцессуальные пﺍредписания к допﺍросу участника процесса [42, с. 19].В связи с этим лица, отказавшиеся явиться для беседы или, прибыв на нее, не желающие беседовать, не могут быть подвергнуты приводу. Так же в этом случае на них не распространяются указания правовых норм об отказе или уклонении от дачи и за дачу заведомо ложных показаний.

В ходе опроса могут быть применять технические средства информации (видео- и аудиозаписи) как с согласия опрашиваемого, так и без его уведомления (негласно).

Содержательная часть опроса сформирована на применении одного из частных методов познания идеальных следов: в процессе опроса лицо, располагающее информацией, побуждается к воспроизведению хранящихся в его памяти сведений и передаче их опрашивающему в форме устного сообщения. В результате опроса информация, недоступная ни прямому, ни косвенному наблюдению, преобразуется в речь, т. е. приобретает объективную форму, благодаря чему восприятие становится возможным[29, с. 33].

В зависимости от целей, условий, личности опрашиваемого и ряда других факторов вОРД могут применяться следующие виды опросов: гласный, зашифрованный, негласный, легендированный, опрос с использованием полиграфа, а также с использованием гипноза[43, с. 83].

Гласный опрос проводится в тех случаях, когда отсутствуетнадобностьутаивать от окружающих факт его проведения и отдельные сведения. В этих случаях оперативный работник четко выражает цель беседы, и опрашиваемый понимает, что его информация будет применяться для выявления преступлений[42, с. 19].

Зашифрованный опрос заключается в использовании различных приемов, вводящих опрашиваемого в заблуждение относительно истинных целей беседы. Он имеет в ряде случаев гораздо большие возможности в получении оперативно-значимой информации. При таком опросе отвечая на вопросы, лицо не осознает значимости сообщаемых им сведений для раскрытия преступления. Такой вид опроса представляется необходимым в тех случаях, когда у оперативного работника зарождается сомнение в искренности опрашиваемых лиц; при опросе граждан, находящихся в близких отношениях с лицами, причастными к преступной деятельности; при опросах представителей криминальной среды[29, с.34].