Файл: Общая характеристика оперативно-розыскных мероприятий (Основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 49
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Оперативно-розыскные мероприятия: общие положения
1.1. Понятие и элементы оперативно-розыскные мероприятия
1.2. Классификация оперативно-розыскных мероприятий
1.3 Основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий
2. ОСОБЕННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
2.1. Несанкционируемые оперативно-розыскные мероприятия
2.2. Оперативно-розыскные мероприятия ведомственного санкционирования
2.3.Оперативно-розыскные мероприятия, требующие судебного решения
В то же время, привлекая к участию в расследовании сотрудников органов дознания, оперативно-розыскной деятельности, следователь осуществляет функции руководителя, определяя направление и зону поисков, исполнителей и сроки осуществления планируемых мероприятий.
Дискуссионным является вопрос о правомочиях следователя требовать от уполномоченных субъектов проведения конкретных оперативно-розыскных мероприятий, применения при этом определенных приемов и методов. Представители теории и практики оперативно-розыскной деятельности отрицают наличие у следователя таких прав, поскольку он не является субъектом оперативно-розыскных мероприятий. Приведенная позиция небезупречна, поскольку не позволяет следователю в полной мере контролировать качество выполнения поручений о производстве оперативно-розыскных мероприятий.
Оперативно-розыскные мероприятия приобретают планомерность и конкретность лишь в результате подготовки комплекса организационных приемов, базирующихся на анализе реальной оперативно-розыскной ситуации.Оперативно-розыскную ситуацию можно установить как совокупность сформировавшихся на назначенный момент времени обстоятельств, в каких действуют участники ОРД[32, с.62].
При проведении оперативно-розыскных мероприятийприменяютсяпо преимуществу специальные технические средства для негласного визуального наблюдения и документирования, негласного получения и регистрации акустической информации, негласной идентификации личности, негласного контроля запередвижением различных объектов и др.
Перечень специальных технических средств, предопределенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в процессе осуществления ОРД, утвержден постановлением Правительства РФ от 1 июля 1996 г. № 770[13].
Оформление результатов проведения оперативно-розыскных мероприятий представляет собой составление оперативно-служебных документов, отображающих полученные фактические данные (рапорты, справки, акты, сводки и др.), с приложением к ним материальных носителей информации (дисков, фотографий, образцов предметов и веществ и т.д.)[47, с.28].
Последовательное выполнение указанных элементов образует логический цикл, обхватывающий основные звенья деятельности оперативного сотрудника при проведении оперативно-розыскных мероприятий.
Таким образом, оперативно-розыскные мероприятия- это законодательно закрепленная и проводимая уполномоченными субъектами совокупность действий, которые основаны на применении гласных и негласных средств, наــпраــвленныхна выявление фактических данных, необходимых для решения конкретных тактических задач.
1.2. Классификация оперативно-розыскных мероприятий
Оперативно-розыскные мероприятия могут быть классифицированы по различным основаниям:
- по форме проведения: гласные и негласные;
При этом Конституционный Суд Российской Федерациинеоднократно отмечал, осуществление негласных оперативно-розыскных мероприятий с соблюдением требований конспирации и засекречивание сведений в области оперативно-розыскной деятельности, в том числе сведений об использованных средствах, само по себе не нарушает права граждан[18].
- в зависимости от продолжительности (времени) проведения: кратковременные (опрос, сбор образцов для сравнительного исследования, отождествление личности и др.); длящиеся (контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, контролируемая поставка и т.д.);
- по субъектам, участвующим в их проведении: проводимые всеми субъектами ОРД и проводимые специализированными субъектами;
- по направленности: разведывательные, контрразведывательные, оперативно-поисковые, вспомогательные;
- по степени ограничения конституционных прав граждан: ограничивающие и не ограничивающие данные права[24, с.22].
Наиболее целесообразно, на наш взгляд, использовать группирование, предлагаемое отдельными учеными (А.Е. Чечетин[44,с. 62]), каковаясформирована на таком условии их проведения, как надобностьприобретения на это соответственногодозволения (санкции).
С учетом поставленных оперативно-розыскным законодательством субъектов санкционирования все оперативно-розыскных мероприятий могут быть условно поделены на три группы:
- мероприятия, проводимые по решению непосредственно сотрудника оперативного аппарата (несанкционированные мероприятия):
- мероприятия, требующие вынесения постановления руководителем органа, выполняющего ОРД (мероприятия ведомственного санкционирования):
- мероприятия, требующие судебного разрешения (мероприятия судебного санкционирования)[44,с. 62].
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об деятельности» [8] при осуществлении ОРД проводятся следующие виды оперативно-розыскных мероприятий:опрос;исследование предметов и документов;наведение справок;проверочная закупка;контролируемая поставка;сбор образцов для сравнительного исследования;обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;наблюдение;отождествление личности;контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;прослушивание телефонных переговоров;снятие информации с технических каналов связи;оперативное внедрение;оперативный эксперимент[24, с.22].
Согласно приведенный оперативно-розыскных может изменен дополнен федеральным Данный порождает у в теории ибо подобном зарождается о многих действий, в оперативно-розыскной
В в ОРД используются действия, засада, с переговоры с высвобождение преследование по следам», легендированных и какие не в 6 Федерального от 12 1995 г. № «Об деятельности» .
наличествующей этой указанные доводится в тех иных показанных в перечне, обнаруживается не способом законности действий. решения проблемы предлагается на уровне проведение мероприятий, не в перечне [25, .
В закрепленном розыскных нашли традиционные оперативно-розыскной сформированные практикой с и в прошлом в нормативных Сопоставляя традиционных ОРД и мероприятий, устремить на что последних в раза численность Отсюда сделать что существенно арсенал собирания информации [25, с. .
Вместе с нельзя не что в опеﺍративно-розыскных отсﺍутствуют тﺍрадиционных и на метода - сыск и установка. не это не что отвеﺍрг пﺍриемы, пﺍродолжительным работы. в что методы располагают стﺍруктурой и из более способов инфоﺍрмации, в меﺍроприятиях, наблюдение, наведение и Употﺍребляя закона, методы можно рассмотрению комплексы меﺍроприятий[24, с.22].
В с что охватывают в стﺍруктуру законом нет дополнительно их в и их на надлежит пﺍравомерным. пﺍреемственность закﺍрепления методов вполне показывается в синонимов «методы «способы инфоﺍрмации» и меﺍроприятия» [31, .
Следует отметить, что свойственными особенностями перечисленных ОРМ обнаруживается их целенаправленность, внутренняя структурированность, специфические формы исполнения, легитимность и законность.
1.3 Основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий
Для принятия решения о производстве оперативно-розыскных мероприятий должны быть повод и основания. При этом необходимо заострить внимание на том, что гражданство, национальность,……………..пол,местожительства,..имущественное, должностное и социальное положение, принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии и политические убеждения отдельных лиц не являются помехой для проведения в отношении их ОРМ на территории РФ, если иное не предусмотрено федеральным законом (ст. 8 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» [8]).
Поводом могут являться поступившие к оперативному сотруднику сведения о признаках противозаконного деяния (события, процесса, явления), каковые входят в сферу оперативно-розыскных отношений. Сведения могут поступать в письменной (оперативно-служебные документы, публикации в СМИ, материалы проверок, сообщения конфиденциальных сотрудников и др.) и устной (в случаях необходимости быстрого реагирования на развитие криминогенной ситуации) форме [31,с.88].
Основаниями для проведения ОРМ обнаруживаются фактические данные о прямых признаках противоправности деяния или угрозы общественной безопасности, требующие реагирования оперативно-розыскных органов [24, с.23].Все основания проведения оперативно-розыскных мероприятий можно разбить на две группы:
- выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, розыск лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания и без вести пропавших;
- сбор сведений, необходимых для принятия решения о допуске отдельных лиц к сведениям, составляющим государственную тайну, различным видам деятельности, а также для обеспечения безопасности органов, выполняющих ОРД [24, с.23].
К первой группе ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» [8]относит шесть оснований проведения ОРМ:
1. наличие возбужденного уголовного дела по конкретному событию, факту.
2. сведения, ставшие известными органам, выполняющим ОРД.
Сведения о признаках подготавливаемого, свершаемого или содеянного противоправного деяния, производство предварительного следствия по которому обязательно, могут быть получены путем анализа и оценки оперативной обстановки, изучения образа жизни подозреваемого, его связей с криминогенной средой и др. Под подготавливаемым, свершаемым или сделанным противоправным деянием следует разуметь совершение преступления на различных стадиях: неоконченной (приготовление и покушение) и оконченной (ст. 29, 30 Уголовного кодексаРФ (далее – УК РФ)[5]).Данные сведения могут содержаться в письмах, заявлениях граждан, сообщениях должностных лиц предприятий, учреждений, организаций, СМИ, а также в конфиденциальных сообщениях.
3. поручение следователя, руководителя следственного органа, органа дознания, указание прокурора или определение суда по делам, находящимся в их производстве. При этом поручение может даваться следователем в письменной форме (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ[4]) оперативно-розыскному органу любого ведомства (МВД, ФСБ, ФСКН и др.).
4. запросы других органов, реализовывающих ОРД (и. 4 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» [8]).
5. постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, которые исполняются уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством РФ (п. 5 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»[8]).
Поводом для применения мер безопасности в отношении защищаемых лиц являются:
а) заявление должностного лица, в отношении какого имеется угроза посягательства на его жизнь, здоровье, имущество в связи с его служебной деятельностью:
б)обращение к председателю суда или руководителю правоохранительного органа о наличии реальной угрозы безопасности указанного лица;
в)получение органом, обеспечивающим безопасность, оперативной информации о наличии угрозы в отношении должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов [26, с. 204].
Применение мер безопасности исполняется специализированными подразделениями, которые функционируют в каждом органе, реализовывающим ОРД (МВД РФ, ФСБ РФ и др.). Например, основным направлением деятельности полиции предопределившей необходимость особой правовой регламентации, является государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц (п. 11 ч. 1 ст. 2 Закона о полиции[6]). В структуре полиции применение защитных мер поручается на территориальные подразделения (центры, отделы) управления по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите МВД РФ, и подразделения собственной безопасности.
6. запросы международных правоохранительных организаций и органов иностранных государств в соответствии с международными договорами России (п. 6 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» [8]).
Наиболее известной международной организацией является Международная организация уголовной полиции (Интерпол)[14]. В России имеется свое отделение - Национальное центральное бюро (НЦБ) Интерпола при МВД России, куда могут поступать запросы из Генерального секретариата Интерпола, его представительств.
Вторая группа оснований проведения ОРМ - сбор сведений для обеспечения административно-режимных целей. В связи с этим органы, реализовывающие ОРД, в пределах своих полномочий вправе собирать данные, необходимые для принятия следующих решений: