Файл: Общая характеристика оперативно-розыскных мероприятий (Основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- зашифрованный оперативный осмотр полагает сокрытие подлинных целей поступков оперативного работника либо легендирование его должностного положения с применением документов, зашифровывающих личность.

При подобномосмотренепременно согласие владельца объекта, а также участие представителя организации, от имени какой оно проводится. Для этого вида обследования могут применятьсявсевозможные предлоги.

Например, осмотр автомашинвозможно проводить в процессе обследования их технического состояния или соответствия груза сопроводительным документам[12]; осмотр помещений - при обследовании их противопожарного состояния, ревизии сантехнического оборудования; осмотр жилых помещений - в процессе проведения профилактических бесед, контроля паспортного режима и т.д.[38]

- негласному обследованию, проводимому в тайне от обладателейобследуемых объектов и заинтересованных лиц, характернаособенная процедура, предусмотренная ведомственными нормативными актами. Реализовывается оно с применением оперативно-технических сил и средств правоохранительных органов при участии инициатора мероприятия либо по его заданию[26, с. 205].

При закрытом оперативном осмотре должна обеспечиваться сохранность первичной обстановки на осматриваемом объекте. Совместносданным в редких случаях допускается изъятие или замена некоторыхобличенных предметов (орудия, наркотиков, документов) при наличии разрешения руководителя, ратифицировавшего постановление на проведение мероприятия[31, с. 199].

Несанкционируемые ОРМ могут применяться как отдельно, так и в комплексе. Одним из наиболее распространенных является организационно-тактический комплекс несанкционируемых ОРМ, каковой в теории и практике ОРД получил традиционное название метода личного сыска.

Суть личного сыска состоит в негласном прямом (личном) распознании (выявлении) лиц, фактов и предметов, показывающих оперативный интерес, путем использования комплекса разнообразных оперативно-розыскных мероприятий в целях предупреждения, выявления преступлений и нахождения преступников. Применение даــнно  го метода, как правило, не требует санкции руководства, и он может использоваться по решению сотрудника оперативного аппарата[38].

При этом одним из существенных преимуществ личного сыска в сравнении с другими методами ОРД является возможность реализации полученной информации непосредственно в ходе его осуществления. Например, если оперативный работник в ходе личного сыска выявил лицо, сбывающее похищенную вещь, он может расшифроваться и задержать подозреваемого для установления его личности и проверки принадлежности вещи.


Реализация полученной информации может выступать основанием для возбуждения уголовного дела, например при задержании лица в момент совершения карманной кражи.

2.2. Оперативно-розыскные мероприятия ведомственного санкционирования

К ме-рроприятиям ведомственного санкционирования можно отнести такие ОРМ, как проверочная закупка, наблюдение, оперативное внедрение, контролируемая поставка и оперативный эксперимент. Вынесение решения на проведение данной группы мероприятий причислено к компетенции руководителей органов, осуществляющих ОРД.

Проверочная закупка- это осуществляемая в процессе ОРД закупка товаров, в целях проверки следования правилам торговли, ведения финансовой, хозяйственной или предпринимательской деятельности, а также обнаружения фактов распространения, реализования предметов и веществ, оборот которых ограничен или запрещен (драгоценных металлов, наркотических средств, оружия, ядов и др.)[28, с. 12].

Целями даــнно  го ОРМ являются: документирование противоправных действий лиц: покупка предметов для проведения их изучения и свидетельства факта незаконного сбыта; фиксация фактов торговли воспрещенными предметами, похищенным имуществом; документирование криминальных действий лиц, занимающихся мошенничеством в сфере потребительского рынка, и др.[31,с. 201]

Проверочная закупка считается оконченной после передачи товара покупателю и получения продавцом средств расчета. В зависимости от конкретных целей факт купли-продажи может быть легализован незамедлительно либо фиксироваться в течение обусловленного времени при надобности сбора всех фактических данных о незаконной деятельности подозреваемых лиц и определения их криминальных связей.В связи с этим выделяют два вида проверочных закупок: гласную и негласную[39, с. 47].

Гласная закупка реализовывается путем совершения сделки купли-продажи предметов, веществ, с последующим оглашением целей и проверкой купленных объектов (соответствие качеству, стандартам и др.).

Негласная (необъявляемая) закупка проводится в следующих случаях:

- закупки товара, вещества в целях его последующего негласного исследования (единичной дозы вещества для лабораторного исследования и подтверждения его отношения к наркотическим средствам; спиртных напитков для подтверждения их фальсификации);


- документирования действий, носящих систематичный характер, для нахождения всех лиц, участвующих в противозаконной сделке[30, с. 53].

Субъектами, реализовывающими проверочную закупку, обнаруживаются непосредственно оперативные работники или лица, работающие по их заданию (внештатные и конфиденциальные сотрудники, работники контролирующих органов).

Согласно нормам статей 6, 13 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»[8] правом на осуществление на территории Российской Федерации оперативно-розыскных мероприятий, к числу которых относится проверочная закупка, наделены, в том числе, оперативные подразделения органов внутренних дел Российской Федерации.

Органы налоговой инспекции в силу отмеченной нормы упомянутого Федерального закона, к органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, не отнесены[22].

Наблюдение- это негласное визуальное выслеживание оперативным работникомлиц, причастных к совершению криминального события.

Объектами слежкиобнаруживаются лица, подозреваемые в подготовке и совершении преступлений, их связи; места хранения похищенного; лица, поддерживающие отношения с разыскиваемыми преступниками.

Целью мероприятия показываются лица, обоснованно подозреваемые в подготовке, свершении и сокрытии преступлений, поддерживающие связи с сообщниками и разыскиваемыми преступниками[38].

Согласно действующему законодательству наблюдение, реализовываемое в общественных местах (улицах, скверах, магазинах, метро и т.д.), причисляется к наружномунаблюдению, и полагается, что оно не ограничивает конституционных прав граждан. Тем не менее, наблюдение, связанное с проникновением в жилище гражданина, ограничивает его право на неприкосновенность жилища и, следственно, причисляется ко второй группе ОРМ, каковые ограничивают конституционные права человека и гражданина[26, с. 205].

Наблюдение может быть: физическим; электронным; комплексным, т.е. сочетающим в себе элементы того и другого.

К физическому наблюдению, сформированному на визуальном способе слежения, причисляется деятельность сотрудников, специализирующихся на этих методах работы, каковаяреализовывается либо самим сотрудником, либо иными лицами по его заданию. В ходе физического наблюдения могут применяться технические средства фотоаппараты, видеокамеры, позволяющие сконцентрировать ход мероприятия, а также средства маскировки (видоизменение внешности с помощью грима, оснастка законспирированных стационарных постов наблюдения и др.). Информация, приобретенная в результате такого наблюдения, как правило, верна, ибо все события, соединённые с поведением объекта наблюдения, проходят под контролем наблюдателя[38].


Электронное наблюдение, организованное на использовании специальных технических средств для слежения за деяниями подозреваемого лица в помещениях и транспортных средствах, ведется сотрудником оперативно-технического подразделения. Электронное наблюдение может реализовываться с содействием аппаратуры аудиозаписи в целях слухового контроля и записи разговоров подозреваемых[8].

Всем видам наблюдения предшествуют:

-исследование и оценка оперативным сотрудником наличествующих материалов на объект наблюдения;

- изучение личностных особенностей объекта наблюдения, определение его общественной опасности и осведомленности о методах осуществления ОРД;

- постижение особенностей территории, местности, по каковой будет перемещаться объект, и способов передвижения (отсутствие или наличие автотранспорта);

- определение наилучшегочисла сотрудников и технических средств для удачногоисполнения наблюдения и фиксации противозаконных действий.

На основе высказанных мнений можно сделать вывод о том, что наблюдение - мероприятие исключительно негласного характера, и физическое участие в нем оперативных сотрудников реализовываются по решению руководителя оперативного подразделения. Электронное наблюдение, ограничивающее конституционное право граждан на неприкосновенность жилища, проводится на основании решения суда (например, с использованием скрытых средств фиксации и передачи информации)[31, 205].

Оперативное внедрение - это оперативно-розыскное мероприятие, охватывающее приобретение негласного источника информации внутри или в оцепление объекта оперативного интереса.

Цели оперативного внедрения устремлены на разведывательный сбор довольно обширной информации: о криминальных намерениях и поступках, о способах свершения преступлений и применяемых орудиях, о каналах сбыта похищенного и местах сохранения нажитых криминальным путем ценностей, о составе преступных групп и разделении в них ролей, об используемых способах маскировки и приемах противодействия правоохранительным органам, а также иной оперативно важной информации. Кроме того, в ряде случаев целью внедрения может быть разложение преступных групп, склонение лиц к отказу от осуществленияпротивозаконных намерений, сотворениеобстоятельств, мешающих совершению преступлений, оказание профилактического влияния на некоторых представителей криминальной среды и др.[35, с. 16]

Содержательная часть мероприятия заключает в себя два основных способа внедрения: легендированный ввод субъектов внедрения, а также привлечение к конфиденциальному содействию лиц из числа членов преступных групп[38]. Содержание обоих способов довольно сложно и заключает в себя массуавтономных и согласованных действий, а также применение элементов других оперативно-розыскных мероприятий: опроса, наведения справок, отождествления личности, наблюдения и некоторых других. Не случайно данное мероприятие причисляют к категории оперативно-розыскных операций[38].


Организационное и техническое обеспечение оперативного внедрения включает тщательное планирование как подготовительных действий, так и мер обеспечивающего и защитного характера. В постановлении на его проведение должны аргументироватьсянадобность, наличествующие возможности для реализации, разрешаемые задачи, сроки внедрения, линия поведения внедряемого лица, границы активности при имитации преступной деятельности, варианты действий в экстремальных ситуациях. Оперативное внедрение штатных сотрудников органов внутренних дел осуществляется, как правило, по имеющимся в производстве делам оперативного учета, а при их отсутствии - по разрешению федерального министра или его заместителей[35, с. 16].

В процессе оперативного внедрения для обеспечения конспирации его лица могут применить документы, зашифровывающие личность, а также ведомственную принадлежность используемых помещений и транспорта.

Контролируемая поставка - это оперативно-розыскное мероприятие, включающее в установлении контроля запередвижением предметов и веществ, изъятых из гражданского оборота либо выказывающихся объектами или орудиями преступных посягательств[27, с. 54].

Появление в российском законодательстве дозволения на проведение контролируемых поставок предопределено требованиями норм международного права. Надобностьприменения контролируемой поставки как метода обнаружения лиц, участвующих в незаконном обороте наркотиков, установлена в Венской конвенции ООН «О борьбе против незаконного оборота наркотических и психотропных средств» (1988 г.)[1]. В ряде других международно-правовых актовдекларируется возможностьиспользования этого метода не только лишь для пресечения незаконного оборота наркотиков, но и оружия, культурных ценностей и иных предметов[2].

Объекты контролируемой поставкивозможно разделить на две группы: предметы и вещества, свободная реализация каковыхвоспрещена или оборот каких ограничен, и предметы, находящиеся в свободном обороте.

В зависимости от местонахождения отправного и концевоготочекпередвиженияобъектов контролируемые поставки можно распределить на три вида:

- внутренние - на территории Российской Федерации;

- внешние - на территории иностранных государств;

- транзитные - проводимые через территорию Российской Федерации по инициативе правоохранительных органов иностранных государств или международных правоохранительных организаций[27, с. 54].

Оперативный эксперимент- это способ приобретения информации путем воспроизведения негласно проверяемых условий и объектов для проявления противоправных намерений лиц,подозреваемых в подготовке или совершении преступлений.