Файл: Общая характеристика оперативно-розыскных мероприятий (Основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- внести изменения в правовое регулирование проведения и использования результатов указанного ОРМ в отношении лиц, не являющихся объектом или связью объекта дела оперативного учета, в действиях которых содержится информация о совершении лицом средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений. Если полученная информация необходима для выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия вышеуказанной категории преступлений, то запись может быть сохранена, а информация включена в картотеку организации, проводящей досудебное расследование[33, с.44].

Снятие информации с технических каналов связи – это ОРМ, осуществляемое путем негласного контроля и фиксации информации, передаваемой по техническим каналам связи либо содержащейся в информационнотелекоммуникационных сетях в целях решения оперативно-розыскных задач. Это мероприятие, весьма близкое по своему характеру и содержанию к прослушиванию телефонных переговоров[45, с. 28].

Основанием для принятия решения о проведении данного ОРМ является наличие в распоряжении оперативно-розыскных органов сведений о подготавливаемом, совершенном или совершаемом преступлении, по которому производство предварительного следствия обязательно, и лицах, причастных к этому, а также о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической и экологической безопасности государства.

Мероприятие проводится только с разрешения судьи по мотивированному постановлению органа, осуществляющего ОРД[38].

В исключительных случаях при возникновении неотложных обстоятельств данное ОРМ может быть начато по решению руководителей оперативных подразделений на основании постановления органа, но при условии получения судебного решения не позднее 48 часов с момента его начала.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги, выделим следующие особенности ОРМ:

- оперативно-розыскные мероприятия надлежитразбирать в качестве составных структурных элементов оперативно-розыскной деятельности, каковые составляют ее содержание. Как предварительное расследование проводится посредством следственных действий, так и ОРД реализовывается путем проведения оперативно-розыскных мероприятий. ОРМ могут исполняться в рамках исключительноданного вида государственной правоохранительной деятельности;

- оперативно-розыскные мероприятия располагаютнормотивным закреплением в ст. 6 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», где приведен их перечень. Всякоевидоизменение или дополнение настоящегоперечнявозможно осуществитьлишь федеральным законом;


- ОРМ исполняются посредством конкретных практических действий субъектов ОРД (познавательных приемов), связанных в единую систему, а потомусформированных и управляемых. В разнообразных мероприятиях число составляющих их действий будет разным. В одних случаях, скажем при проведении опроса, это может быть обыкновенное обращение с вопросами к человеку, располагающему интересующей оперативного работника информацией, в иных, к примеру при проведении оперативного эксперимента, - целостная система целенаــпраــвленных действий оперативных работников по моделированию обстановки, в какойобнаруживаютсякриминальные намерения правонарушителей, и проверкесовершающихся в данной обстановке событий;

- оперативно-розыскные мероприятия обладают, разведывательно-поисковой направленностью, т. е. устремлены на получение неведомой ранее и надобной для решения задач ОРД информации о преступных событиях и причастных к ним лицах;

- с помощью ОРМ решаются конкретные тактические задачи, каковые в своей совокупности дозволяютразрешить задачи ОРД в целом. Так, скажем, для выполнения задачи обнаружения преступлений,надобно решить целый порядок промежуточных задач тактического характера, обращенных на определение подозреваемых лиц, исследование их образа жизни, определение содержания ведущихся обследуемыми телефонных переговоров, раскрытие мест хранения украденного имущества и т. д. Тактические задачи, появляющиеся в процессе осуществления ОРД, могут быть весьма разнообразны, ибообусловленыформирующейсяобстановкой и наблюдающейсяотправной информацией.

Таким образом, следует учитывать, что ОРМ - это категория правовая, в отличие от применяемых в теории и практике ОРД подобных понятий, как оперативно-розыскные действия, меры, методы и др.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (заключена в г. Вене 20.12.1988) // Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации.Вып. XLVII.- М., 1994. - С. 133 – 157.
  2. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о порядке осуществления контроля за наличием и целевым использованием продукции военного назначения, поставляемой в рамках Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о развитии военно-технического сотрудничества от 10 декабря 2009 года (Заключено в г. Москве 25.11.2011) //Бюллетень международных договоров. - 2013. - № 1. -С. 124 - 127.
  3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. - 1993.- 25 декабря.- № 237.
  4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2001. - № 52 (ч. I). - Ст. 4921.
  5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ.1 – 1996.- № 25. - Ст.2954.
  6. Федеральный закон от 07 февраля 2011г.№ 3-ФЗ «О полиции»// Собрание законодательства РФ. – 2011. - № 7. – Ст. 900.
  7. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ. – 2008. - № 52 (ч. 1). - Ст. 6228.
  8. Федеральный закон от 12 августа 1995г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства РФ. – 1995. - №33. - Ст. 3349.
  9. Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» // Российская газета. 1993. – 21 сентября. - № 182.
  10. Закон РФ от 11 марта 1992 г.№ 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. – 1992. - № 17.- Ст. 888.
  11. Постановление Правительства РФ от 31 июля 2014 г.№ 743 «Об утверждении Правил взаимодействия организаторов распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2014. - № 32. - Ст. 4516.
  12. Постановление Правительства РФ от 17 апреля 2013 г.№ 348 «О техническом осмотре транспортных средств органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность»// Собрание законодательства РФ. - 2013,. - № 16. Ст. 1975.
  13. Постановление Правительства РФ от 01 июля 1996 г.№ 770 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности физических и юридических лиц, не уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности, связанной с разработкой, производством, реализацией, приобретением в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, и Перечня видов специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности // Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 28. - Ст. 3382
  14. Приказ МВД РФ №786, Минюста РФ № 310, ФСБ РФ № 470, ФСО РФ № 454, ФСКН РФ № 333, ФТС РФ № 971 от 06 октября 2006г. «Об утверждении Инструкции по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2006. - № 47.
  15. Письмо Генеральной прокуратуры России от 14 февраля 2006 года №28-15-05 // СПС «Консультант плюс».
  16. Определение Конституционного Суда РФ от 28 марта 2017 г. № 669-О // СПС «КонсультантПлюс».
  17. Определение Конституционного Суда РФ от 01 декабря 1999 г. № 211-О// Вестник Конституционного Суда РФ. – 2000. - № 2.
  18. Определение Конституционного Суда РФ от 14 июля 1998 г.№ 86-О // Вестник Конституционного Суда РФ. – 1998. - № 6.
  19. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15 ноября 2016 г. №48 «О практике применения судами законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности за преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности» // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2017. - № 1.
  20. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1996. – №1.
  21. Определение Верховного Суда РФ от 10 октября 2012г.№ 60-Д12-2 // СПС «КонсультантПлюс».
  22. Решение Арбитражного суда Свердловской области от 30 августа 2005 по делу № А60-26327/2005-С8 // СПС «КонсультантПлюс.
  23. Информация о Постановлении ЕСПЧ от 08.01.2013 по делу «Букур и Тома (BucurandToma) против Румынии» (жалоба № 40238/02) // Бюллетень Европейского Суда по правам человека. – 2013. - № 6.
  24. Атмажитов В.М. О некоторых наــпраــвлениях развития теории оперативно-розыскной деятельности // Оперативник (сыщик). –2015. - № 1. - С.19-27.
  25. Введенский А.Ю. Законодательное закрепление новых оперативно-розыскных мероприятий не необходимость, а реальность, продиктованная практикой // Пробелы в российском законодательстве. – 2014. - № 1. - С. 189-192.
  26. Габзалилов В.Ф. Теоретические аспекты обеспечения прав и свобод человека и гражданина в ходе осуществления оперативно-розыскных мероприятий // Пробелы в российском законодательстве. – 2014. - № 5. - С. 204-206.
  27. Гаврюшкин Ю.Б., Дикарев В.Г. Особенности проведения оперативного внедрения в рамках оперативно-разыскного мероприятия «контролируемая поставка» // Вестник Московского университета МВД России. – 2016. - № 6. - С. 53-55.
  28. Гармидов Ю.А., Холопова Е.Н. Правовая характеристика оперативно-розыскного мероприятия «проверочная закупка»: монография. - М.: Юрлитинформ, 2014. - 160 c.
  29. Грозина Е.В., Ларин Е.И. Отдельные аспекты опроса как оперативно-розыскного мероприятия // Криминалистика: вчера, сегодня, завтра: сборник научных трудов. – 2013. - Вып. 3-4. - С. 32-36.
  30. Залов А. Проверочная закупка как процессуальная предпосылка квалификации деяния // Законность. – 2014. - № 4. - С. 52-55.
  31. Захарцев С.И., Игнащенков Ю.Ю., Сальников В.П. Оперативно-розыскная деятельность в XXI веке: монография. - М.: Норма, 2015. - 400 c.
  32. Зенкин А.Н. Подмена уголовно-процессуальных действий оперативно-розыскными мероприятиями // Законность. - 2017. - № 1. - С. 61 - 63.
  33. Иванов В.В. К вопросу о правовом регулировании отдельных условий проведения оперативно-розыскного мероприятия «прослушивание телефонных переговоров» и перспективы его совершенствования // Российский следователь. - 2016. -№ 11.- С. 42 - 45.
  34. Коллантай В.А. О судебном санкционировании проведения оперативно-розыскного мероприятия «наведение справок» // Российский следователь. – 2014. - № 10. - С. 36-40.
  35. Расцветаев А.Ю.Оперативное внедрение в общей системе оперативно-розыскных мероприятий: монография. - Краснодар: КубИСЭПОУП ВПО «АТ и СО», 2013. - 121 c.
  36. Смешкова Л.В. О некоторых аспектах проведения оперативно-розыскного мероприятия в виде прослушивания телефонных переговоров // Проблемы юриспруденции: сборник научных статей и тезисов. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2014, Вып. 7. - С. 113-118.
  37. Смирнов И.А. Понятие информации и системы информации при организации и проведении оперативно-розыскного мероприятия «Наведение справок» // Актуаــльные проблемы профилактики наркомании и противодействия правонарушениям в сфере легального и нелегального оборота наркотиков: материалы XVI международной научно-практической конференции (18-19 апреля 2013 г.): в 2 ч. - Красноярск: СибЮИ МВД России, 2013, Ч. 2. - С. 287-290
  38. Смирнов М.П. Комментарии законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации и за рубежом: учебное пособие (постатейный). // СПС «КонсультантПлюс».
  39. Супрун С.В. Оперативно-розыскное задержание при проведении ОРМ «проверочная закупка» // Уголовный процесс. – 2014. - № 3. - С. 46-52.
  40. Сыченко Е. Прослушивание рабочего телефона, обыск служебных помещений и съёмка работника на видео: практика Европейского суда по правам человека // Административное право. – 2015. - № 1. - С. 77-82.
  41. Терещенко Е.Н. Признаки и определение оперативно-розыскного мероприятия // Концептуальные наــпраــвления реформирования уголовно-исполнительной системы: материалы межрегиональной научно-практической конференции, 13 августа 2012 г. - Краснодар, 2012. - С. 126-129
  42. Чашин А.Н. Соотношение оперативного опроса и допроса свидетеля // Адвокатская практика. – 2013. - № 6. - С. 18-20.
  43. Черепанов Г.Г., Шмидт А.А. Гипноз как нетрадиционный способ проведения оперативно-розыскного мероприятия «опрос» // Юридическая наука и правоохранительная практика. –2013. - № 3. - С. 83-87.
  44. Чечетин А.Е. Проблемы обеспечения прав личности при проведении оперативно-розыскных мероприятий // Следователь. - 2015,. - № 1. - С.62-64 .
  45. Чуркин А.В. Допустимо ли прослушивание «иных переговоров» в оперативно-розыскной деятельности? (По материалам Европейского Суда по правам человека) // Оперативник (сыщик). – 2013. - № 2. - С. 24-25.
  46. Шлецер И.А. Опрос с использованием полиграфа при осуществлении оперативно-розыскной деятельности // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями: материалы одиннадцатой международной научно-практической конференции. - Барнаул: Изд-во Барнаул.юрид. ин-та МВД России, 2013, Ч. 1. - С. 71-73.
  47. Эрхардт Ю.А. Использование результатов оперативно-розыскных мероприятий в решении задач оперативно-розыскной деятельности // Российский следователь. - 2009. - № 24. - С. 26 - 29.