Файл: Общая характеристика оперативно-розыскных мероприятий (Основные положения осуществления оперативно-розыскных мероприятий).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Невозможно на сегодняшний день представить себе оперативно-розыскную деятельность органов внутренних дел без такого важного элемента как оперативно-розыскные мероприятия, представляющие собой систему взаимосвязанных действий, целью которых является решение конкретных поставленных задач.

ОРМ - это составной структурный элемент оперативно-розыскной деятельности, состоящий из системы взаимосвязанных действий, направленных на решение конкретных тактических задач. По своей сути ОРМ направлены на добывание информации, выявление скрытых (скрываемых) преступлений, признаков и фактов преступной деятельности, их субъектов, розыск скрывшихся лиц.

Они носят четко выраженный разведывательно-поисковый характер и осуществляются как гласно, так и негласно, а также могут носить смешанный, гласно-негласный характер. Необходимо иметь в виду, что в оперативно-розыскной деятельности практикуется, как правило, проведение комплекса мероприятий, позволяющих изучить интересующий вопрос всесторонне. Так, наблюдение зачастую осуществляется совместно с прослушиванием телефонных переговоров, контрольная поставка - совместно со сбором образцов для сравнительного исследования и т.п. Оперативно-розыскные мероприятия включают в себя комплекс оперативно-розыскных действий и зачастую имеют значительную временную протяженность, от нескольких часов до нескольких месяцев и лет.

Подобные мероприятия по своему характеру относятся к поисковым мероприятиям, которые могут проходить как в открытой, так и скрытой формах.

Сущность таких мероприятий кроется в добыче информации, выявлении скрываемых преступлений или преступных умыслов, розыск скрывающихся лиц и т.д.

Цель исследования заключается в изучении основных характеристик оперативно-розыскных мероприятий, без которых невозможно понять сущность данных мероприятий.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть понятие и виды оперативно-розыскных мероприятий;

2. Изучить правовую основу оперативно-розыскных мероприятий;

3. Рассмотреть содержание основных оперативно-розыскных мероприятий;

4. Изучить основания применения оперативно-розыскных мероприятий.

Рассматриваемые в курсовой работе мероприятия включают в себя элементарные операции, действия, виды которых весьма разнообразны, как многообразны и явления, процессы, информацию о которых необходимо иметь для раскрытия преступления или выполнения их задач оперативно-розыскной деятельности.


В данной работе дается подробная характеристика оперативно-розыскных мероприятий, рассматривается структура каждого вида ОРМ, а также раскрывается и анализируется значение оперативно-розыскных мероприятий для выполнения задач оперативно-розыскной деятельности.

Глава 1. Оперативно-розыскные мероприятия: общие положения

В процессе развития российского законодательства в юридический язык был введен новый правовой термин – «оперативно-розыскные мероприятия». Первоначально этот термин в качестве правовой категории появился в Законе РФ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации. Затем он появляется в Федеральном законе «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов и целом ряде других законодательных актов, ни в одном из которых законодатель не сформулировал его дефиницию. В этой ситуации вполне естественно возникает потребность в определении содержания нового правового термина для его единообразного применения.

В теории ОРД указанный термин, в отличие от законодательства, используется давно и достаточно широко, но при этом употребляется в различных значениях. В частности, в одних случаях ОРМ связываются с познавательной стороной ОРД, направленной на поиск, обнаружение и фиксацию информации, представляющей интерес для оперативных аппаратов, в других – с деятельной стороной, направленной на реализацию полученной оперативно-розыскной информацией. Отсюда возникает потребность приведения используемого термина к единому значению в употреблении.[1]

Методологической основой при определении понятия ОРМ являются законы и правила логики – науки о формах и законах правильного мышления, ведущего к истине. Определение понятия в теории ОРД, как и в любой другой науке, является ничем иным как логической операцией, в процессе которой раскрывается его содержание. Современные авторы называют эту операцию конструированием понятий, отмечая, что этот процесс протекает в виде поиска такого множества необходимых условий, которое было бы достаточным для однозначного определения требуемого класса вещей. Поскольку содержание всякого понятия составляют существенные признаки предметов действительности, то определение понятия есть вместе с тем раскрытие сущности соответствующего предмета.


Одно из первых определений ОРМ было сформулировано как действия работников органов охраны общественного порядка, основанные на использовании имеющихся в их распоряжении негласных средств и методов в сочетании с гласными и направленные на решение частных задач оперативно-розыскной деятельности.

Логический анализ данного определения позволяет сделать вывод, что в качестве родового объекта понятия ОРМ здесь рассматриваются действия работников органов охраны общественного порядка. В числе отличительных признаков оперативно-розыскных мероприятий в данном определении указаны следующие:

- специальный субъект действий в лице сотрудников органов внутренних дел;

- использование гласных и негласных средств и методов;

- направленность на решение частных задач ОРД.

Первый признак ОРМ, включенный в определение, указывает на субъектов ОРМ, в качестве которых могут выступать любые должностные лица органов внутренних дел.

Вторым отличительным признаком ОРМ, является их основанность на использовании как гласных, так и негласных средств и методов.

Третий отличительный признак ОРМ отражает цель, которая может быть достигнута в результате его проведения.

Как известно, под силами ОРД понимаются сотрудники оперативных аппаратов, штатные негласные сотрудники, сотрудники других служб правоохранительных органов, привлекаемые к проведению отдельных ОРМ, внештатные сотрудники, а также лица, оказывающие содействие.

Интерес к затронутой проблеме возник с зарождением оперативно-розыскного законодательства, поскольку понятие оперативно-розыскных мероприятий приобрело правовой статус. После принятия Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» 1995 г. одним из первых на страницах открытой литературы появилось понятие оперативно-розыскного мероприятия, сформулированное в комментарии к этому законодательному акту. В нем под ОРМ предлагалось понимать «составной структурный элемент оперативно-розыскной деятельности, состоящий из системы взаимосвязанных действий, направленных на решение конкретных тактических задач».

Классификация ОРМ[2]:

1. В зависимости от ограничения прав и свобод граждан:

– ОРМ, не ограничивающие конституционные права граждан (опрос, наблюдение, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочная закупка, исследование предметов и документов, отождествление личности, оперативное внедрение, контролируемая поставка и оперативный эксперимент).


- ограничивающие конституционные права граждан (негласное обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи).

2. В зависимости от продолжительности проведения:

- Разовые ОРМ (опрос, наведение справок, отождествление личности, оперативный эксперимент, закупка и так далее)

- Длящиеся ОРМ (контроль почтовых отправлений, оперативное внедрение, прослушивание телефонных переговоров, наблюдение и так далее).

3. В зависимости от видов санкционирования:

а) не требующие какого-либо санкционирования:

- опрос;

- наведение справок;

- сбор образцов для сравнительного исследования;

- исследование предметов и документов;

- наблюдение;

- отождествление личности;

- проверочная закупка и контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которой разрешена.

б) требующие ведомственного санкционирования руководителем органа осуществляющего ОРД:

- проверочная закупка и контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которой разрешена.

- оперативный эксперимент

- оперативное внедрение

в) требующие судебного санкционирования(решения):

- контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений

- прослушивание телефонных переговоров,

- снятие информации с технических каналов связи

- негласное обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

Глава 2. Основные положения осуществления оперативно-розыскных мероприятий

2.1. Понятие осуществления ОРМ и порядок такого осуществления.

 

Осуществление ОРМ – это единство процесса и результата реализации оперативно-процессуальных (сыскных) процедур в оперативно-розыскной практике для получения необходимой информации. Причем под оперативно-процессуальной процедурой ОРМ понимают установленный оперативно-розыскным законодательством порядок осуществления (производства) конкретного ОРМ.


Порядок осуществления конкретного ОРМ (его процесс) есть юридически значимое поэтапное выполнение набора взаимообусловленных решений и действий по подготовке ОРМ, его проведению, фиксации и хранению полученной информации, а также реализации результатов ОРМ. Такой порядок является обязательной частью нормативно-правового компонента ОРМ.

В оперативно-розыскном законодательстве жесткого требования к тому, что все ОРМ в обязательном порядке должны осуществляться поэтапно, не содержится. На практике многое зависит от конкретной оперативно-розыскной ситуации, а также от того, какое ОРМ осуществляется, простое или сложное. Вместе с тем с позиций теории осуществление любого ОРМ невозможно без принятия решения о его осуществление, а это уже часть предварительного этапа.

Так, опрос может быть проведен как с предварительной подготовкой к нему, так и, что называется, экспромтом, без серьезной подготовки. Тем не менее в любом случае (хотя бы мысленно) оперативник составляет оперативный замысел на его проведение. Наконец трудно представить, чтобы такие ОРМ, как прослушивание телефонных переговоров или оперативный эксперимент, проводились без соответствующей подготовки.

2.2. Формирование оперативного замысла и подготовка к проведению оперативно-розыскного мероприятия

Замысел есть единство первых трех предварительных этапов осуществления ОРМ. Формирования оперативного замысла заключается во взаимосвязанных мыслительно-логических операциях оперативника, позволяющих ему прийти к выводу о целесообразности подготовки соответствующего ОРМ. В этом мыслительном процессе оперативника важную роль играет его интуиция и профессионализм.

Оперативник обязан мысленно определиться в том, что ему предстоит проводить ОРМ для зашиты соответствующего объекта именно от преступного посягательства. Конституционный Суд РФ разъяснил, что если отсутствие в деянии признаков преступления выявляется до начала ОРД, то проведение на основании таких сведений каких-либо ОРМ не может быть начато.

В содержание формирования оперативного замысла входит:

- изучение оперативной обстановки в районе проведения ОРМ (на конкретном участке, линии, объекте ОРД);