Файл: Общая характеристика оперативно-розыскных мероприятий (Основные положения осуществления оперативно-розыскных мероприятий).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;

- контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;

- прослушивание телефонных переговоров;

- снятие информации с технических каналов связи.

Эти условия лежат в основе выделения льготного состава ОРМ.

Глава 3. Категории оперативно-розыскные мероприятия

3.1. Оперативно-розыскные мероприятия первой категории

Опрос

Определения этого ОРМ в ФЗ об ОРД нет, оно выработано в оперативно-розыскной теории. Опрос – постановка в устной или письменной форме вопросов человеку в целях получения информации, необходимой для решения задач ОРД. На практике опрос зачастую называют сыскным, оперативным или разведывательным.

Опрос характеризуется как простое ОРМ, совершаемое в виде оперативно-розыскного действия. В оперативно-розыскном законодательстве выделяют как основной состав опроса, так и ограничительный. Объект опроса общий – все общественные отношения и блага, защищаемые ФЗ об ОРД. В составе этого ОРМ в качестве обязательного признака выступает лицо – носитель информации: каждый опрашиваемый, который обладает или вероятно обладает необходимой для оперативника информацией (включая несовершеннолетнего). Однако не может выступать в качестве такого лица психически больной человек, так как он не осознает характер и последствия своей беседы с оперативником[6].

С предметно-практической стороны различают следующие виды опроса.

В зависимости от стадии осуществления выделяют опрос заранее подготовленный и неподготовленный, т.е. проводимый экспромтом.

С учетом того, вступал ли опрашиваемый в личный контакт с лицом – носителем информации различают опрос контактный (например, личная беседа оперативника с опрашиваемым), бесконтактный (оперативником по телефону, Интернету и т.п.), с помощью бесконтактного полиграфа, путем проведения анкетирования. В зависимости от определенности числа опрашиваемых известен опрос определенного лица, группы лиц (двух и более) и неопределенного числа лиц (как правило, анкетирование).


Формы проведения опроса – как гласно, так и негласно (конфиденциально). Причем гласная форма предполагает два способа: 1) официальное представление оперативника и 2) его зашифрованные действия (легендирование истинной цели опроса и др.).

Место и время (сроки) проведения опроса ФЗ об ОРД не ограничены. Опрос может быть проведен в любом месте и в различной обстановке (в квартире опрашиваемого, в служебном кабинете оперативника и т.п.).

Используемые средства: при проведении опроса его субъекты вправе использовать технические (например, полиграф) и иные средства – видео-, кинокамеру, магнитофон и т.п. Субъект опроса простой: основной – оперативник или по его заданию агент либо иное лицо, содействующее проведению ОРД; дополнительный – сотрудник специального подразделения право охранительного органа или спецслужбы, проводящий опрос по поручению оперативника. Характеристика особенностей ограничительного состава опроса. В оперативно-розыскном законодательстве известны следующие особенности ограничительного состава этого ОРМ.

Специфичны условия опроса: адвоката, когда это ОРМ связанно с ограничением адвокатской тайны. Применяют Федеральный закон об адвокатуре; судьи, когда это ОРМ связанно с ограничением его гражданских прав или с нарушением его неприкосновенности. Применяют правила Закона о статусе судей.

В этой разновидности ограничительного состава опроса субъект проведения сложный: кроме оперативника в обязательном порядке задействованы руководитель оперативно-розыскного органа и судья, которые санкционируют проведение ОРМ (в отношении судьи – коллегия судей). Имеет отличительные черты опрос: подозреваемого, содержащегося под стражей. Его опрос возможен только с разрешения соответствующего субъекта уголовного процесса (дознаватель, следователь, прокурор, суд), в производстве которого находится уголовное дело (ст. 95 УПК); обвиняемого (по поручению следователя). Опрос допустим только при соблюдении норм УПК (присутствие адвоката и др.).

Субъект проведения данного вида опроса также сложный: кроме оперативника субъектами опроса становятся те участники судопроизводства, которые разрешают (запрещают) опрос подозреваемого или обвиняемого.

Основания (фактические и юридические – поводы), а также условия для проведения опроса – общие. Вместе с тем практика выработала специфическое условие, характерное именно для опроса, – добровольное согласие лица на опрос (беседу), выраженное оперативнику недвусмысленным способом.


Успех такого вида опроса во многом зависит от определения его цели, места проведения и поводов, ознакомления с имеющимися сведениями о личности опрашиваемого, прогнозирования его возможной реакции, уяснения вопросов и очередности их постановки и т.д. Осуществление этого вида опроса классическое: он проходит все стадии, начиная с подготовки.

Необходимость осуществление опроса, проводимого экспромтом, зависит от конкретной оперативно-розыскной ситуации. Начало осуществления этого вида опроса совпадает с этапом его непосредственного проведения.

Полученная в итоге опроса информация, как правило, документируется. Сведения оформляют рапортом (актом, справкой и др.) должностного лица, проводившего опрос (как правило, оперативника). К акту могут прилагаться аудио-, видеозаписи и другие технические носители информации. Если опрос проводился в гласной форме, его данные могут быть оформлены письменным объяснением лица по фактическим обстоятельствам, о которых ему были заданы вопросы в ходе опроса (заявление, явка с повинной и пр.). Данные, полученные в результате опроса и направляемые в уголовный процесс, подлежат оформлению по правилам, изложенным в Инструкции о результатах ОРД.

Наведения справок как ОРМ и его нормативная фиксация.

Определения этого ОРМ так же выработано в оперативно-розыскной теории. Наведение справок – направление запроса определенному юридическому или физическому лицу и получение ответа на него либо непосредственное ознакомление оперативника (агента и др.) с содержанием материального носителя информации (документа и т.п.). В оперативно-розыскном законодательстве известен как основной состав наведения справок, так и ограничительный.

Объект наведения справок общий – все общественные отношения и блага, защищаемые ФЗ об ОРД. В качестве обязательного признака выступают предмет или лицо – носитель информации (иначе – адресат наведения справок). Предмет наведения справок – оперативные, криминалистические и иные базы данных (учеты), информационные системы (местные, региональные и федеральные информационно-поисковые системы) и архивы, другие документальные источники, включая редкие коллекции, и т.п. (это могут быть пофамильные картотеки и картотеки неопознанных трупов, учеты (дактилоскопический, утраченного или похищенного оружия, преступников по внешним признакам, например фотоальбомы, и по способу совершения преступления, похищенных и утраченных паспортов и др.). Адресатом наведения справок может выступать как юридическое, так и физическое лицо, но только вполне определенное (если лицо не определено, информацию получают в рамках такого вида опроса, как анкетирование).


Юридическими лицами являются российские правоохранительные органы и спецслужбы, суды, а также иные органы государственной власти или местного самоуправления, учреждения и организации (включая общественные и частные), в распоряжении которых находится предмет наведения справок (паспортные столы, бюро загсов, справочные и аварийные службы и т.п.).

Физические лица как адресат наведения справок – это связи изучаемого лица (родственники, близкие лица и знакомые), специалисты в различных областях искусства, науки, техники и ремесла (коллекционеры, архивариусы и др.).

Кроме того, оперативно-розыскные органы вправе обращаться в соответствующие правоприменительные органы других государств с просьбой о наведении справок на территории иностранного государства. Такие запросы исполняются на основании международного соглашения или договора.

С предметно-практической стороны для наведения справок характерны два основных способа проведения:

1) непосредственное обращение оперативника в ту или иную организацию и личное ознакомление с документами (или по его заданию агента);

2) направление запроса, как правило документального, в ту или иную инстанцию. Формы проведения: это ОРМ проводится как негласно, так и гласно.

Основания (фактические и юридические – поводы), а также условия для проведения наведения справок – общие. Вместе с тем на практике следует учитывать следующее. Во-первых, непосредственное ознакомление оперативника с документами в гласной форме допустимо только при условии добровольного согласия лица, располагающего этими документами. Во-вторых, в отдельных случаях при обращении к субъектам – обладателям тайны (государственной, профессиональной и т.п.) с просьбой сообщить сведения, составляющие определенную тайну, необходимо соблюдать условия, предъявляемые к режиму сохранения такой тайны. Одним из них является направление запроса исключительно в письменной форме (в виде документа с соответствующим реквизитами).

Федеральным законодательством охраняется информация, содержащая:

- данные служебного характера;

- конфиденциальные данные;

- налоговую тайну, банковскую тайну и тайну денежных вкладов;

- нотариальную тайну;

- врачебную (медицинскую) тайну;

- тайну связи;

- тайну страхования;

- тайну усыновления;

- адвокатскую тайну;

- и так далее.

Обращаясь при наведении справок к должностному лицу или гражданину о предоставлении информации, следует учитывать, что на некоторых лицах лежит обязанность хранить в тайне доверенную им чужую информацию (адвокаты, нотариусы, журналисты, священнослужители и др.). Оперативникам следует им объяснять, что их ознакомление с конфиденциальными сведениями о частной жизни человека допустимо на основании ФЗ об ОРД. Причем их разглашения не произойдет, так как изменится только форма хранения данных: сведения трансформируются в служебную тайну, которую оперативник обязан хранить.


Полученная в итоге наведения справок информация, как правило, документируется. Эти сведения оформляют в виде справки-меморандума (справки), акта оперативника, который проводил это ОРМ, и др. В оперативно-служебном документе указывается основание для наведения справок и другие обстоятельства. Если из запрашиваемого адресата ответ получен в письменной форме, то документ приобщается к акту. К нему также могут прилагаться аудио-, видеозаписи и другие технические носители информации и предметы. Все данные, полученные в результате наведения справок и направляемые в уголовный процесс, подлежат оформлению по правилам, изложенным в Инструкции о результатах ОРД.

Наблюдение – направленное систематическое визуальное непосредственное или опосредованное восприятие деяния лица (явления, события, факта, процесса), как правило, его фиксация и регистрация.

В оперативно-розыскном законодательстве выделяют основной и ограничительный составы наблюдения. Кроме того, в оперативно-розыскной теории выделяют такой вариант ограничительного состава, как наблюдение, связанное с ограничением конституционных прав гражданина (на неприкосновенность частной жизни и др.). Объект этого ОРМ общий – все блага, защищаемые ФЗ об ОРД[7]. В составе наблюдения возможно наличие как предмета (например, транспортного средства, документа, который передают из рук в руки), так и лица – носителя информации. Среди последних различают изучаемых лиц (фигурантов) и лиц, являющихся их связями (реальными или вероятными).

С предметно-практической стороны в зависимости от способа получения информации выделяют три вида наблюдения:

1) физическое. Оно основано на визуальном методе получения информации и заключается в негласном, направленном, непосредственном восприятии наблюдателем деятельности изучаемого лица или объекта (человека, транспортного средства и др.). Наблюдателем может быть оперативник как негласной службы – сотрудник оперативно-поискового подразделения (ведет наружное наблюдение), так и гласной (наблюдает в ходе так называемого личного сыска). Ведут наблюдение и иные субъекты (в частности, агенты);

2) электронное (или техническое). Оно основано на опосредованном методе получения информации и заключается в негласном, направленном восприятии деятельности изучаемого лица или материального объекта с помощью технических средств (телевизионных систем, радиолокационных станций и др.). Электронное наблюдение как одна из форм наблюдения специально выделено в Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности;