Файл: Общая характеристика оперативно-розыскных мероприятий (Основные положения осуществления оперативно-розыскных мероприятий).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Перевозка (переноска) – пространственное перемещение контролируемого предмета из одного места в другое любым видом транспорта (лично человеком), независимо от способа транспортировки и места хранения незаконно перемещаемых товаров Перевозка может осуществляться не только владельцем контролируемого товара, но и другими лицами, получившими его на временное хранение. Пересылка – отправка предмета (товара) из одного места в другое по почте или багажом, с нарочным, а также используя животных (например, лошадей, собак) или птиц (например, голубей). Транспортировка предметов осуществляется без участия отправителя.

В зависимости от товара (предмета) и его отношения к преступной деятельности различают три вида контроля оборота:

1) товара или предметов, свободная реализация которых запрещена или оборот которых ограничен;

2) предметов, добытых преступным путем или сохранивших на себе следы преступления;

3) орудий или средств совершения преступления.

Контролируемая поставка проводится только негласно.

Понятие оперативного внедрения как ОРМ и его нормативное обоснование.

Оперативное внедрение – приобретение оперативно-розыскным органом конфиденциального источника информации (как правило, в лице своего сотрудника или агента) внутри преступного сообщества, организованной преступной группы или иного объекта оперативного интереса либо в его окружении.

Внедрение в теории характеризуется как сложное составное ОРМ. В оперативно-розыскном законодательстве отмечено наличие основного, ограничительного и льготного составов оперативного внедрения. Объект этого ОРМ общий – все блага, защищаемые ФЗ об ОРД. Обязательным признаком в составе данного ОРМ является адресат, или объект оперативного интереса (объект устремления оперативно-розыскного органа).

Как правило, им при оперативном внедрении выступают:

- преступное сообщество, т.е. сплоченная организованная группа (организация), созданная для совершения тяжких или особо тяжких преступлений, либо объединение организованных групп, созданных в тех же целях;

- организованная группа;

- группа лиц по предварительному сговору, т.е. два и более лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления;

- иной, кроме преступной группировки, объект оперативного интереса (так, допустимо внедрение на предприятие с целью обнаружения уклонения от уплаты налогов); «околокриминальная» неорганизованная среда – окружение объекта оперативного интереса.


Предметно-практическая сторона оперативного внедрения характеризуется приобретением конфиденциального источника информации внутри объекта оперативного интереса, т.е. осуществлением оперативно-розыскным органом комплекса мер, в результате которых он получает от «своего человека», например в банде, играющего роль соучастника в совершении преступления, информацию о замыслах, решениях и действиях, направленных на совершение преступлений. Такое приобретение зависит от способа оперативного внедрения.

Оперативное внедрение проводится путем:

- ввода конфидента (оперативника или агента) в объект оперативного интереса или его окружение. Характерны действия по его продвижению в изучаемый объект или в его окружение, закреплению в нем (среде), приобретению им оперативно значимых позиций, позволяющих своевременно получать необходимую информацию, налаживание надежной связи с оперативно-розыскным органом и т.п.;

- вербовки агента из числа членов объекта оперативного интереса. Допустима вербовка лиц, совершающих преступления.

В зависимости от внедряемых субъектов различают внедрение:

- оперативника (должностного лица органа, осуществляющего ОРД);

- лица, оказывающего конфиденциальное содействие (агента и др.).

Форма проведения – единственная: негласное внедрение оперативного источника информации. Для соблюдения негласного характера этого ОРМ и усиления гарантий безопасности внедренных конфидентов в ФЗ об ОРД предусмотрены дополнительные нормативные гарантии. Используемые средства

Основные правила осуществления оперативного внедрения и оформления его результатов.

Основания (фактические и юридические – поводы) для проведения оперативного внедрения (его основного состава) – общие.

Общеобязательные условия проведения оперативного внедрения специфичны:

- оперативное внедрение допустимо только на основании постановления, утвержденного руководителем оперативно-розыскного органа;

- для успешного внедрения допустимо использовать документы оперативного прикрытия;

- внедренное лицо не должно превышать пределы правомерности действий в случае вынужденного причинения вреда правоохраняемым интересам (документом, определяющим пределы правомерности действий внедренного лица, служит постановление об оперативном внедрении). При соблюдении этого условия такое лицо может быть освобождено от уголовной ответственности или наказания. В ином случае оперативно-розыскной орган вправе ходатайствовать о помиловании внедренного лица, превысившего пределы правомерности действий.


В законе выделяют запреты на:

- использование технических и иных средств, угрожающих жизни и здоровью людей и причиняющих вред окружающей среде;

- искусственное создание доказательства совершения преступления;

- подстрекательство (провокацию) лица к совершению преступления.

Факультативное условие: это ОРМ проводится в случае, когда применение других ОРМ объективно не может обеспечить эффективное выполнение задач ОРД. Допустимость применения оперативно-розыскных мер пресечения. При проведении этого ОРМ разрешается прерывать предоставление услуг связи, изымать предметы, материалы и сообщения. Эти меры применяются при выполнении определенных условий.

Следовательно, эта поощрительная норма ФЗ об ОРД может быть применена к любому из числа членов преступной группы, который даст оперативно-розыскному органу согласие оказывать конфиденциальное содействие.

3.3. Оперативно-розыскные мероприятия третьей категории

Понятие контроля почтового отправления, телеграфного или иного сообщения как ОРМ и его нормативное обоснование.

Контроль почтового отправления, телеграфного или иного сообщения (далее – КПО) – конспиративное прочтение или просмотр письменной или иным способом зафиксированной на материальном носителе корреспонденции, а также конспиративное установление отправителя и (или) адресата

Характеристика обязательного юридического содержания контроля почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений. КПО характеризуется как сложное ОРМ с альтернативными действиями.

Различают основной, ограничительный и льготный составы этого ОРМ. Причем его основной состав относится ко второй категории ОРМ, а ограничительный состав – к третьей.

Объект КПО усеченный. С его помощью допустимо защищать не все общественные отношения, предусмотренные ФЗ об ОРД, а только те блага, на которые совершают преступные посягательства.

Обязательным признаком в объекте этого ОРМ является предмет. Он представлен в качестве почтового отправления, телеграфного сообщения и иного сообщения. Почтовое отправление – адресованная письменная корреспонденция, посылки, прямые почтовые контейнеры.

Письменная корреспонденция – это простые и регистрируемые письма, почтовые карточки, секограммы (почтовое отправление, подаваемое в открытом виде, с вложением, предназначенным исключительно для слепых), бандероли и мелкие пакеты


Посылка – почтовое отправление, размеры, вес и способ упаковки которого определены Правилами оказания услуг почтовой связи, с вложением, не запрещенным к пересылке законодательством Прямой почтовый контейнер – почтовое отправление с товарами и другими материальными ценностями, опломбированное (опечатанное) отправителем в установленном порядке и направляемое к месту назначения.

Телеграфное сообщение – разновидность корреспонденции. Состоит в адресованной электропередаче информации по техническому каналу связи (телеграфному) с фиксацией выходных данных на материальном носителе (бумаге и др.) в виде печатного текста. Этим материальным носителем является телеграмма – текстовое сообщение, предназначенное для передачи средствами телеграфной связи. В зависимости от страны нахождения отправителя и адресата различают внутреннюю и международную телеграмму. Иное сообщение – любая, кроме почтового отправления и телеграфного сообщения, корреспонденция, отправленная по сети почтовой, электрической связи или иным способом.

По результатам КПО в обязательном порядке возникают юридически значимые последствия:

- негативного свойства – ограничение конституционного права каждого на тайну переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23 Конституции);

- законно расширяется круг носителей тайны связи (за счет оперативников, судей и других субъектов участников КПО), с возникновением у них соответствующих обязанностей, прав и ответственности.

В ФЗ об ОРД предусмотрено одно характерное условие льготного состава КПО – контроль допускается без предварительного разрешения судьи в случаях:

- при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу безопасности России (государственной, военной, экономической или экологической). которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления. Для внесудебного КПО обязательно:

- наличие мотивированного постановления одного из руководителей оперативно-розыскного органа;

- уведомление суда (судьи) в течение 24 ч о начале его проведения;

- получение оперативно-розыскным органом в течение 48 ч с момента его начала судебного решения на его дальнейшее проведение;

- прекращение проведения в случае отказа судьи.

Не подлежат контролю почтовые отправления задержанных или заключенных под стражу лиц, а также лиц, арестованных и осужденных, если в корреспонденции содержатся предложения, заявления и жалобы, адресованные в органы прокуратуры, суд или в государственные органы, обладающие правом контроля над деятельностью мест содержания под стражей и уголовно-исполнительных учреждений, а также Уполномоченному по правам человека.


Этапами КПО являются поиск, отбор, вскрытие, ознакомление с содержанием, оценка корреспонденции, фиксация необходимых сведений на соответствующих носителях информации, повторная упаковка, отправление в адрес, контроль перемещения предмета этого ОРМ, установление отправителя и (или) адресата. Как правило, все этапы процесса КПО проводятся последовательно. Однако известны ситуации, в которых этот порядок нарушается. Так, операторы почтовой связи могут самостоятельно обнаружить в почтовых отправлениях запрещенные вложения (в данном случае они должны действовать согласно Правилам оказания услуг почтовой связи).

Понятие прослушивания телефонных переговоров как ОРМ и его нормативное обоснование.

Прослушивание телефонных переговоров (далее – ПТП) есть конспиративный слуховой контроль посредством технических средств переговоров или односторонних звуковых сообщений, ведущихся с помощью телефонной связи и, как правило, их фиксация. ПТП является разновидностью сыскного контроля устных сообщений, включающего сыскной контроль устных сообщений посредством использования технических устройств (в том числе телефона) и голоса, или слуховой контроль (например, прослушивание агентом лиц, разговаривающих в соседней комнате).

Под прослушиванием иных, кроме телефонных, переговоров в ОРД следует понимать часть такого ОРМ, которое раньше называлось прослушиванием телефонных переговоров. Суть его состоит в контроле речевой информации, включая тонально-эмоциональную, любого, кроме телефонного, устного общения между двумя и более лицами или одностороннего устного сообщения (без использования ими электрических сетей) при условии их конфиденциальности. Не образует прослушивания иных переговоров восприятие беседы лиц в общественном транспорте и т.п. Может быть предложено следующее общее определение прослушивания телефонных и (или) иных переговоров – это конспиративный слуховой контроль посредством технических средств переговоров или односторонних звуковых сообщений, ведущихся с помощью телефонной связи, а равно контроль речевой информации, включая тонально-эмоциональную, любого, кроме телефонного, конфиденциального устного общения между двумя и более лицами или односторонних устных сообщений (без использования ими электрических сетей) и, как правило, их фиксация.

В зависимости от средства передачи информации различают прослушивание:

1) собственно телефонных переговоров или сообщений. Характерным и обязательным признаком этого вида является подключение к линии телефонной связи или сканирование радиоканала.