Файл: Общая характеристика оперативно-розыскных мероприятий (Основные положения осуществления оперативно-розыскных мероприятий).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- выбор определенного ОРМ среди других ОРМ;

- принятие решения о целесообразности подготовки конкретного ОРМ.

Подготовка ОРМ – самостоятельный этап процесса осуществления ОРМ. Этот этап заключается в создании условий для успешного проведения ОРМ. Подготовку составляет совокупность решений и действий, которые, по мнению готовящего проведение ОРМ оперативника, будут способствовать или облегчать его осуществление. В подготовке ОРМ как этапе осуществления ОРМ выделяют три фазы: 1) начало подготовки; 2) ход подготовки; 3) окончание подготовки (результат).[3]

Начало подготовки ОРМ связано с принятием оперативником решения о целесообразности проведения конкретного ОРМ. Здесь устанавливают законное основание и повод для проведения ОРМ, а также определяют его нормативные условия.

Содержание хода подготовки ОРМ составляет:

- планирование (разработка плана проведения ОРМ и при необходимости его утверждение у руководства и т.п.);

- поиск (приобретение и подготовка) оперативных сил;

- поиск и приобретение средств для успешного проведения ОРМ (специальные технические средства, транспортные средства, документы оперативного прикрытия, инструменты, приспособления и т.п.);

- формирование среды для оптимального проведения ОРМ, и др.

Об окончании подготовки (результат) ОРМ свидетельствует принятие решения о начале проведения ОРМ, которое базируется на объективных данных о готовности (оперативника и др.) к его проведению. Различают два вида решений: первое полномочен принимать оперативник самостоятельно (например опросить кого-либо), второе требует санкции (руководителя оперативно-розыскного органа или, кроме того, судьи).

2.3. Установление основания для проведения оперативно-розыскного мероприятия

В ФЗ об ОРД одним и тем же термином «основания» названы собственно основания (фактические) для осуществления ОРМ и соответствующие формально-определенные поводы для их проведения. В оперативно-розыскной теории различают понятия оснований и поводов для проведения ОРМ. Так, собственно под основанием (фактическим) для осуществления ОРМ понимается объективная непосредственная причина его реализации, материализованная в указании законодателя или фактических данных о признаках деяния (события, процесса, явления), которые входят в объект ОРД (п. 1 и 2 ч. 1, ч. 2 ст. 7 ФЗ об ОРД).


Фактические основания для осуществления ОРМ, предусмотренные в оперативно-розыскном законе. Анализ норм ФЗ об ОРД позволяет выделить две группы таких фактических оснований (по характеру причины).

Первая группа характеризуется наличием данных о:

- совершении преступления;

- безвестном отсутствии лица.

Вторая группа связана с необходимостью:

- предупреждения совершения преступлений и поиска латентных преступлений;

- соблюдения административно-правовых режимов;

- исполнения международного договора России.

Перечень фактических оснований для осуществления ОРМ может быть изменен или дополнен только посредством их внесения в ФЗ об ОРД. Понятие повода к осуществлению ОРМ. Кроме фактических оснований, в оперативно-розыскной теории различают поводы (или формальные, юридические основания) к осуществлению ОРМ. Поводом служит обстоятельство, побуждающее совершить определенное ОРМ. Как правило, этим обстоятельством (поводом) является поступивший в оперативно-розыскной орган (к оперативнику) документальный источник фактической информации, который должен содержать сведения об основании для осуществления ОРМ.

Основными поводами для осуществления ОРМ являются:

- возбуждение уголовного дела, по которому не установлено (не обнаружено) лицо, совершившее преступление;

- поручения органа дознания, дознавателя, следователя по уголовному делу, находящемуся в их производстве, а равно указание прокурора;

- запрос органа, осуществляющего ОРД, по основаниям, указанным в ст. 7 ФЗ об ОРД[4];

- постановление руководителя органа, осуществляющего ОРД, о проведении ОРМ по сбору данных, которые необходимы для решения задач административно-проверочной работы;

- мотивированное постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то органами государственной власти в порядке, предусмотренном федеральным законом;

- запрос правоохранительного органа, спецслужбы иностранного государства или международной правоохранительной организации в соответствии с международным договором России.

Поводом к осуществлению ОРМ может стать любой источник информации о совершении преступления или об ином основании для проведения ОРМ.

Все поводы к осуществлению ОРМ можно разделить на две группы:

1) исходящие от непосредственных участников ОРД – оперативно-розыскных органов и их должностных лиц.

2) исходящие от иных субъектов. 


Классификация оснований для проведения ОРМ. В оперативно-розыскной теории известны различные критерии такой классификации. Так, их группируют по степени конкретизации данных, по относимости данных к лицу или факту либо по их характеру (содержанию).

В зависимости от характера содержания в том или ином основании определенных фактических данных можно выделить три группы оснований для осуществления ОРМ:

1) уголовно-правового характера, т.е. такие, которые содержат сведения сугубо криминального свойства;

2) административно-правового характера, т.е. такие, которые напрямую не содержат «криминальной» информации, а включают данные, необходимые для административной оперативно-проверочной работы;

3) так называемого смешанного характера. Информация в этом основании может содержать различные признаки: криминального свойства (напрямую не выраженные), административно-правового характера и другие (например, гражданско-правовой запрос иностранной организации в соответствии с заключенным с Россией международным договором).

Такое деление, имея научное обоснование, вместе с тем обладает несомненным практическим значением, так как базируется на правилах ФЗ об ОРД и позволяет оперативникам достаточно легко ориентироваться в «хитросплетениях» норм этого Закона.

Основания уголовно-правового характера для проведения ОРМ. Различают три таких основания (фактические и юридические без выделения):

1) наличие возбужденного уголовного дела;

2) ставшие известными оперативно-розыскному органу сведения о: признаках противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела; лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

3) поручения следователя, органа дознания, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве.

Основания административно-правового характера для проведения ОРМ. Они предусмотрены законодателем в ч. 2 ст. 7 ФЗ об ОРД. Согласно ее предписаниям органы, осуществляющие ОРД, в пределах полномочий вправе собирать данные, необходимые для принятия соответствующих решений административного свойства.

Основания смешанного характера для проведения ОРМ. Известны пять таких оснований (без выделения из них поводов), изложенных в ФЗ об ОРД:

1) запрос другого российского оперативно-розыскного органа;


2) постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемого лица;

3) запрос международной правоохранительной организации или правоохранительного органа иностранного государства в соответствии с международным договором России;

4) наличие сведений о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности России;

5) ставшие известными оперативно-розыскному органу сведения о лице, без вести пропавшем, и об обнаружении неопознанного трупа.

В ФЗ об ОРД предусмотрены четыре общих условия, определяющие допустимость осуществления ОРМ:

1) на всей территории России, если иное не предусмотрено федеральным законом;

2) в отношении каждого, если иное не предусмотрено федеральным законом;

3) для достижения всех целей и решения всех задач ОРД, если иное не предусмотрено ФЗ об ОРД;

4) посредством использования любых технических и иных средств, при условии ненанесения ущерба жизни и здоровью людей и непричинения вреда окружающей среде.

Проведение ОРМ, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается только:

1) на основании судебного решения;

2) и при наличии информации о:

- признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно;

- лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно;

- событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности России.

Отдельные ОРМ допустимо проводить только на основании утвержденного руководителем оперативно-розыскного органа постановления.

Это правило распространяется на следующую группу ОРМ:

- оперативный эксперимент;

- оперативное внедрение;

- проверочная закупка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен;

- контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен [5].

Некоторые из ОРМ допустимо проводить только по тяжким или особо тяжким преступлениям. Это правило распространяется на:


1) прослушивание телефонных переговоров (прослушивание иных переговоров, кроме телефонных, в ФЗ об ОРД в виде самостоятельного ОРМ не предусмотрено);

2) оперативный эксперимент.

Ряд ОРМ проводится только с использованием оперативно-технических сил и средств ФСБ России, МВД России и ФСКН России. Это правило распространяется на следующую группу ОРМ:

- снятие информации с технических каналов связи;

- контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений с подключением к станционной аппаратуре;

- прослушивание телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре.

Характеристика условий второй группы – экстренного характера осуществления ОРМ. В ФЗ об ОРД предусмотрено три ситуации (случая) экстренного характера, в которых допускается осуществление отдельных ОРМ, влекущих ограничение конституционных прав граждан, с некоторым послаблением, с отступлениями от общих правил (эти условия лежат в основе выделения льготного состава ОРМ). Допускается проведение обследования жилища и других ОРМ, предусмотренных ч. 2 ст. 8 ФЗ об ОРД, без получения разрешения судьи. Это допустимо в случаях, во-первых, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления (первая ситуация экстренного характера); во-вторых, при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу безопасности России (вторая ситуация экстренного характера).

В этом случае ОРМ проводится на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего ОРД, с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 ч после его проведения. В течение 48 ч с момента начала проведения ОРМ орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о его проведении или его прекратить.

Третья ситуация экстренного характера предусмотрена для случая возникновения угрозы жизни, здоровью или собственности отдельных лиц. По заявлению лица или с его согласия в письменной форме разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с его телефона. Это допустимо на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД, с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 ч.

Характеристика условий третьей группы – осуществления ОРМ для обеспечения безопасности оперативно-розыскных органов. Для обеспечения безопасности органов, осуществляющих ОРД, разрешается без судебного решения и только при наличии письменного согласия гражданина осуществлять такие ОРМ, как: