Файл: Построение организационных структур (Теоретические основы построения эффективных организационных структур на предприятии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Матричная организация характеризуется тем, что члены проектной группы находятся в подчинении как руководителя проекта, так и руководителей функциональных подразделений, в которых они работают постоянно. Матричная структура позволяет достичь большей гибкости и большей координации работ, чем в функциональных и дивизиональных структурах, то есть она лучше и быстрее реагирует на изменения внешней среды. Вместе с тем наиболее существенный недостаток матричной структуры - это ее сложность.

Изменение стратегии фирм также является важной причиной их перехода к новым формам организационных структур. Органическими элементами стратегии становится увеличение размеров фирмы и расширение ее производственно-хозяйственных операций, диверсификация производства, интенсивное проникновение на зарубежные рынки.[6]

Западные специалисты указывают на тесную зависимость между размерами фирмы и организационной структурой управления. Расширение размеров предприятия, усложнение внутренних взаимосвязей создают условия, а также обуславливают необходимость для принятия комплексных решений, направленных на перестройку организации внутрифирменного управления, увеличение размеров фирмы ведет к углублению структурной дифференциации (филиалов, уровней управления, организационных подразделений). В свою очередь это приводит к росту административно-управленческих расходов, а также затрат, связанных с координацией, но не снижает преимущество гомогенности крупных фирм, которые обусловлены тем, что эти фирмы управляются из единого центра. Однако структурная дифференциация, свойственная крупным фирмам, требует применения косвенных (экономических) методов управления и координации деятельности различных организационных подразделений.

В числе главных целей, преследуемых крупными и средними фирмами при перестройке организационных структур, выделяются следующие:

1. Выделение основных, четко очерченных сфер ответственности в управлении конкретными объектами и связанное с этим совершенствование процессов управления, а также разгрузка работы звеньев и органов высшего уровня управления;

2. Переход к использованию систем контроля, основанных на учете конкретных результатов деятельности крупных автономных производств - хозяйственных подразделений фирм;

3. Усиление ориентации звеньев и органов управления на рынок;

4. Повышение ответственности сотрудников фирмы за сокращение уровня издержек производства продукции и услуг;


5. Улучшение мотивации сотрудников фирмы.

Важнейшим средством управления, присущим практически всем организационным структурам управления и в особенности организационным структурам крупных организаций, являются комитеты или комиссии. Комитет - одна из форм разделения управленческой работы, которая характеризуется общей работой. Члены комитета осуществляют определенную управленческую функцию, несут за нее ответственность и обладают определенными полномочиями. К несомненным преимуществам комитетов относится коллективное управление, координация и взаимодействие, обмен информацией и идеями и т.д.[1]

Комитеты формируются с целью решения каких-либо постоянных и временных задач. Рассмотрение опыта построения организационных структур показывает, что формирование управляющих подразделений находится под существенным влиянием внешней и внутренней среды организации. Это является главной причиной невозможности применения единой модели управленческой структуры для всех организаций. Кроме того, эта невозможность обусловлена специфическими особенностями конкретной организации. Создание современной эффективной управленческой структуры должно опираться на научные методы и принципы построения организационных структур.

2. Анализ функционирования предприятия ООО "Уфа-КПДстрой"

2.1. Общая характеристика организации

На сегодняшний день в Башкортостане практически нет населенных пунктов, где строителями не использовались или не продолжают использоваться материалы ООО "Уфа-КПДстрой" - независимо от того возведение это жилья или обустройство какого-либо производства. Кроме того, на заводе осваиваются новые технологии выпуска продукции.

Предприятие ООО "Уфа-КПДстрой" занимается производством и реализацией стройматериалов, строительством жилых домов.

Основными заказчиками на продукцию являются Государственное унитарное предприятие инвестиционно-строительный комитет ГУП ИСК, УКС КМ РБ. Объем производимой и отпускаемой для них продукции составляет около 80%. Домодетали серии 121-У (Трехслойные стеновые панели с повышенной тепловой защитой) в РБ производит только ООО "Уфа-КПДстрой". Основная часть продукции потребляется на территории республики.


Поставщики сырья и материалов, на которых приходится более 50% всех поставок: цемент: ООО "Ирис" г. Уфа, ООО "Мар" г. Уфа, ООО "КПД" г. Уфа, металл: ООО "Омита" г. Екатеринбург, песок, гравий: ООО "Уфимский речной порт", керамзит: ГУП "Шакшинский керамзитовый завод".

Рынки сбыта и использования продукции: детали КПД: ООО "Уфа-КПДстрой" - 99,4%, промжелезобетон: ООО "Уфа-КПДстрой" - 47%, ОАО "Промстройбыт" - 8,6%, Прочие организации - 27,2%.

Таким образом, 99,4 % деталей КПД и 47 % промышленного железобетона предприятие использует для строительства домов, остальную часть продукции продает на сторону.

Объем инвестиций, направленных на реконструкцию производства, техническое перевооружение, строительство новых объектов: в 2015 г. - 1806,1 т.р. (на газификацию и приобретение механизмов), в 2016 г. - 3018,0 т.р. (то же).

Расчленение предприятия на производственные подразделения (цехи, участки, службы), принципы их построения, взаимной связи и размещения принято называть производственной структурой предприятия. Производственная структура ООО "Уфа-КПДстрой" представлена на рис.5.

Рисунок 5 - Производственная структура ООО "Уфа-КПДстрой"

Производственная структура предприятия определяет разделение труда между отдельными его частями, т. е. внутризаводскую специализацию и кооперирование производства. На предприятии ООО "Уфа-КПДстрой" производство продукции организовано в трех основных цехах: производство изделий КПД, промжелезобетон, бытовые изделия, товарный бетон, товарная арматура. Кроме основных цехов на предприятии функционируют вспомогательный цеха: цементно-сырьевой склад, энергетическая служба, цех отгрузки, ремонтно-механическая служба, ремонтно-строительная механическая группа. На предприятии функционируют также столовая, служба охраны и медпункт.

2.2. Управленческий анализ деятельности предприятия

В процессе подготовки, принятия и организации выполнения управленческих решений на ООО "Уфа-КПДстрой" принимают участие все категории работников аппарата управления: руководители, специалисты и технические исполнители. Общее состояние руководства предприятием достаточно демократично (табл. 1). Готовность к переменам имеется, работоспособность высокая.

Факторы управленческого потенциала

Характеристика

1

2

Организационный климат (желание реагировать):

1) характер мышления

Руководитель предприимчив, хороший организатор

2) полномочия

Обладает высоким уровнем полномочий

2. Компетенция (способность реагировать):

3) таланты (способности)

Среди личных качеств руководителя необходимо отметить следующие: целеустремленность, желание вывести предприятие на лидирующие позиции

4) умения/знания

Большой опыт в технологии производства, постоянное обучение по специализированным журналам способов стратегического управления кампанией

5) метод решения проблем фирмы

Разный, как директивный (на основании издания внутренних приказов, распоряжений), так возможность решения дел в различных инстанциях

6) информация, используемая для управления

Отчеты (внутренние), приказы (внешние), СМИ

7) организационная структура

Линейная.

8) процедура решения проблем фирмы

При обнаружении проблем создается группа, которая пытается найти оптимальное решение. Возможные варианты представляются директору, который выбирает оптимальный, обговаривает возможность такого решения проблем со специалистами предприятия и назначает ответственного за исполнение.

9) определение должностных обязанностей

В соответствии с технологическими требованиями (к производственным специалистам), на основании стандартных должностных инструкций (к специалистам управления)

10) технические средства, облегчающие принятие решений

Отсутствуют

11) стиль управления

Смешанный.

2. Возможность действовать (диапазон реакции):

12) личная работоспособность

Высокая

13) манера работать

Старается быть в курсе современных проблем. В отношении с подчиненными больше доброжелательный

14) вознаграждение и экономические стимулы

Выплаты премиальных, социальные пакеты (страховки, путевки), иногда – объявление благодарности

15) определение объема работы

В соответствии с переданными полномочиями

16) наличие кадров

Штат укомплектован

17) рычаги руководства

Экономический


Таблица 1 - Обследование общего руководства организации

Анализ динамики объема реализации продукции представлен в таблице 2.

№ п/п

Показатели

2015 год

2016 год

Изменение

(+,-)

Изменение, %

1

2

3

4

5

6

1

Объем реализации (в сопоставимых ценах), тыс.руб.

2755,7

5792,4

3036,7

110,2

2

Среднесписочная численность персонала, чел.

463

609

+146

31,53

3

Материальные затраты (в сопоставимых ценах), тыс. руб.

982

1762

+780

79,43

4

Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб.

2154,3

2559,1

404,8

18,8

5

Производительность труда, тыс. руб.

162,1

222,8

60,7

37,4

6

Материалоемкость продукции, руб.

0,36

0,3

-0,06

-16,67

7

Материалоотдача, руб.

2,81

3,29

0,48

17,08

8

Фондоотдача, руб.

1,28

2,26

0,98

76,95

9

Фондоемкость продукции,руб.

0,78

0,44

-0,34

-43,49

Таблица 2- Основные факторы, определяющие объем реализацию продукции

Объем реализации продукции увеличился в отчетном году по сравнению с базисным годом на 3036,7 тыс.руб. Среднесписочная численность персонала также растет, но меньшими темпами, чем производительность труда. Материалоемкость продукции уменьшилась на 0,06 руб., следовательно, удельный вес материальных затрат в объеме реализации уменьшился.

2.3. Маркетинговый анализ деятельности предприятия

Проведем анализ основных конкурентов предприятия.

1. ОАО Саратовский завод крупнопанельного домостроения: выпуск комплектов крупнопанельных домов серии 90 ЩС; ж/б изделия общестроительного назначения (сваи, плиты и т.п.).

2. ОАО Пензенский завод крупнопанельного домостроения Основные виды продукции - продукция производственно-технического назначения: канальные плиты; лестничные марши; лестничные площадки; лестничные ступеньки, перемычки; плиты балконные, карнизные, дорожные; прогоны, проступи; фундаментные блоки; детали КПД; промжелезобетон; бетонные изделия; товарный бетон; товарный раствор; товарная арматура; товарные з/детали; товары народного потребления; элементы забора.


3. Казанский ДСК: разработка конструкции жилых домов на базе типовых серий 90 и 121 в целях улучшения их комфортности и архитектурного облика, освоение производства несущих конструкций для домов универсальной каркасной безригельной системы, расширение производства пенобетонных стеновых материалов для домов с многослойными плитами, отвечающими повышенным требованиям по теплозащите, внедрение линий отечественного производства по выпуску мелкоштучных изделий методом вибропрессования и экструзионных пустотных плит перекрытий на длинномерном стенде.

Анализируемое предприятие является единственным в Башкортостане, производящее трехслойные стеновые панели с повышенной тепловой защитой, выгодно отличается этим от своих основных конкурентов. Далее проведем оценку соперничества между фирмами внутри отрасли. Изучение конкурентов, т.е. тех, с кем организации приходится бороться за покупателя и за ресурсы, которые она стремится получить из внешней среды, чтобы обеспечить свое существование, занимает особое и очень важное место в стратегическом управлении.

Фирма-конкурент

Место расположения

ОАО Саратовский завод крупнопанельного домостроения

г. Саратов

ОАО Пензенский завод крупнопанельного домостроения

г. Пенза

Казанский ДСК

г. Казань

Таблица 3 - Основные конкуренты ООО "Уфа-КПДстрой"

Такое изучение направлено на то, чтобы выявить слабые и сильные стороны конкурентов и на базе этого построить свою стратегию конкурентной борьбы. Как видим большое количество конкурентов на внутреннем и внешнем рынках способствует постоянному контролю конкурентоспособности продукции.

Вопрос

Ответ

1

2

1. Какова степень насыщенности рынка?

Высокая

2. Каковы тенденции изменения емкости и насыщенности рынка на ближайшие 2-5 лет?

Возможно рынок еще увеличится в ближайшие 5 лет

3. Какие признаки указывают на падение либо рост емкости рынка

Увеличение строительства жилья

4. Что будет происходить с долей исследуемой организации по мере сокращения либо расширения рынка?

Возможно увеличение доли рынка, если не появятся новые конкуренты

5. Относится данный рынок к числу конкурентных или нет? Почему?

Да. Большое количество производителей, предлагающих одноименную продукцию.

6. Какова общая тенденция спроса на продукт данной организации?

Спрос растет

7. Какие имеются возможности для сегментации рынка?

Сегментация по товарам:

А- строительные материалы

Б – строительство жилья

В –разработка проектов

Сегментация по социально-демографическим признакам:

С – взрослое население со средним уровнем доходов

D – взрослое население с высоким уровнем доходов

Сегментация по географии распространения:

Е – реализация на внутреннем рынке (Башкортостан)

F – сегментация на внешнем рынке - Россия

8. Экономическая ситуация в важнейших потребляющих регионах?

Жилищно-коммунальный комплекс является развивающимся.

9. Динамика рентабельности потребляющих рынков?

Уровень рентабельности строительных организаций - высокий