Файл: Государственная служба в России: опыт, современное состояние и направления совершенствования (Особенности развития государственной службы в РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Немаловажной проблемой развития государственной службы по-прежнему остается вопрос о совершенствовании правового регулирования труда государственных служащих, их социальных гарантий, а также их подготовки. В 2014–2015 годы в Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»[26] был внесен ряд изменений.

Так, появились дополнительные ограничения для государственных служащих, был уточнен механизм прохождения испытательного срока. Также были конкретизированы нормы, регламентирующие ротацию на государственной службе: с 2016 года она начала действовать как целостная система в органах, которые осуществляют функции контроля и надзора. Некоторые изменения также были внесены в порядок исчисления стажа на государственной гражданской службе. Кроме того, поправки в закон, принятые в декабре 2015 года, определили минимальную продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска (28 календарных дней), а также порядок его замены денежной компенсацией.

На наш взгляд, регулирование труда и отдыха государственных служащих являются, бесспорно, важными аспектами государственной службы, ведь от этого зависит качество работы служащих и как следствие - эффективность самой системы государственной службы в целом. Новые подходы к профессиональному образованию и переподготовке государственных служащих обсуждались на заседании президентской комиссии по государственной службе в октябре 2016 года. В ближайшей перспективе произойдет переход от системы дополнительного профессионального образования к системе «профессионального развития» госслужащих.

В первую очередь это означает изменение принципа организации обучения, в том числе отказ от нормы, предписывающей проводить обучение гражданских служащих в форме повышения квалификации не реже одного раза в три года. Альтернативой должно стать создание механизмов материальной и нематериальной мотивации служащих к непрерывному профессиональному развитию, том числе путем самообразования. Отсюда следует важность повышения качества образовательных услуг и стимулирования конкуренции между образовательными организациями, которые реализуют соответствующие образовательные программы.

В первом полугодии 2017 года соответствующие вузы завершат переход к организации обучения гражданских служащих в дистанционном и очно-дистанционном формате, а также создадут на своей учебно-методической базе условия, необходимые для их самообразования. Весьма интересным на этот счет представляется проект Указа Президента РФ, подготовленный Министерством труда и социальной защиты РФ, «О федеральной программе «Развитие государственной службы Российской Федерации (2015 - 2018 годы)» и плане мероприятий по развитию государственной службы Российской Федерации (2015 - 2018 годы)».


В 2017 году были разработаны и утверждены стандарты оценки знаний и умений, необходимых для исполнения должностных обязанностей в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности, а также в соответствии с категориями и группами должностей государственной гражданской службы. При этом к началу 2017 года на базе вузов были созданы специальные центры оценки соответствия госслужащих и кандидатов квалификационным требованиям.

К 2018 году в государственных органах должны заработать единые основы современной организационной культуры, включающие в себя правила внутренних и внешних взаимодействий органов власти. Предполагается, что это обеспечит не только открытость гражданской службы, но и успешную реализацию задач ее кадрового обеспечения[27].

По нашему мнению, основной трудностью госслужбы в настоящее время так же является коррупция в органах власти. Уровень взяточничества за последние несколько лет значительно вырос настолько, что приобрел масштабный политический характер и стал большой угрозой безопасности страны. Для того, чтобы противодействовать коррупции в системе государственной службы Российской Федерации необходимо выявить причины ее возникновения. Они могут быть следующими:

— неэффективность использования кадров в системе государственной службы;

— низкий уровень компетентности и профессионализма высокопоставленных чиновников;

— неразвитость и безграмотность законодательства;

— экономический упадок и политическая нестабильность[28].

Необходимо отметить, что для результативного противодействия коррупции следует применять всю совокупность правовых средств, то есть таких как международные, конституционные, уголовные, информационные и т.д. В свою очередь, особое внимание нужно уделить административно-правовым средствам. Это связано с тем, что нормы административного права определяют порядок существования публичного управления в целом. Ими устанавливаются взаимоотношения разных участников в сфере распорядительно-исполнительного функционирования.

К числу административно-правовых средств противодействия коррупции можно отнести:

— испытание при поступлении на государственную службу;

— аттестация государственных служащих;

— квалификационный экзамен;

— отстранение от занимаемой должности государственной службы в случаях возникновения «конфликта интересов»;


— налоговый контроль имущественного положения государственного служащего и членов его семьи;

— режим служебной дисциплины на государственной службе.

Чтобы данные средства начали результативно применяться, следует увязать их между собой и комплексно применять. Только использование всех возможностей противодействия коррупции подведет нашу систему государственной службы России к желаемому результату и сведет взяточничество до степени, не предоставляющей опасности обществу и государству.

Следующей проблемой снижения производительности государственной гражданской службы стало то, что законодательство закрепляет за госслужащими большое количество ограничений и запретов. Его правовое положение определено в статьях 16,17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 N 79-ФЗ. Но прикрепив эти обязательства государственным служащим, для них не была предусмотрена система мотивации и стимулирования для добросовестной и честной работы сотрудников. До настоящего времени нет конкретно сформулированной системы социальных гарантий, кроме того, размер заработной платы не соответствует наделенной ответственности. К сожалению, новый нормативно-правовой акт об имущественном положении, который составил бы основу реформирования системы государственной службы, все еще не принят[29].

Также существуют проблемы философского, организационного и правового характера. Главным основанием существующих недостатков в системе государственной службы России стало:

— отсутствие целостной системы, которая применяет нормы законодательства о государственной службе;

— отсутствие системы управления, а также неэффективное управление ею;

— неспособность государственного аппарата решения стратегических задач; — незнание чиновниками науки управления;

— снижение престижа государственной службы и авторитета государственных служащих.

Если объединить все недостатки государственной службы в единое целое, то можно определить пути их решения. Для реализации программы реформирования государственной службы необходимо повысить контроль государственных структур за исполнение плана реформ. Также следует повысить качество государственного управления за счет развития интеллектуальной составляющей исполнительных органов государственной власти. К сожалению, в настоящее время достаточное количество служащих не способны делать анализ и прогнозировать тенденции принятых решений.


Создание интеллектуального ресурса составляет одну из главных предпосылок прогресса государственного управления. Основной метод решения этой цели — повышение профессионального образования государственных служащих всех категорий и групп должностей[30].

Развитие и улучшение системы государственной гражданской службы России обусловлена разработкой и реализацией методов, направленных на усовершенствование государственной службы как целой системы, в том числе практическим использованием современных технологий государственного и муниципального управления.

Таким образом, государственная служба в Российской Федерации должна постоянно совершенствоваться. В связи с этим очень позитивной представляется разработка проблем ее развития на теоретическом уровне и подготовка практических рекомендаций для их внедрения на уровне предложений в законодательные и иные нормативно правовые акты Российской Федерации в сфере государственной службы.

Глава 3. Пути совершенствования системы государственной службы в РФ

Как показывает практика, невысокий уровень материального обеспечения государственных гражданских служащих является одним из главных сдерживающих факторов для привлечения на государственную гражданскую службу высокопрофессиональных и квалифицированных специалистов. Соответствующая тенденция может быть устранена при сокращении численности государственных служащих с одновременным увеличением их денежного содержания.

В нынешних экономических условиях для реализации данного направления может быть использован механизм проведения внеочередной аттестации государственных гражданских служащих по аналогии с использованием этого механизма при реформировании системы органов внутренних дел РФ и создании полиции. Этот метод в системе системы органов внутренних дел РФ и создании полиции проявил себя достаточно успешно, и не исключено, что может также благоприятно применяться и в других структурах.

В процессе реформирования и развития государственной службы Российской Федерации все приоритетные направления кадровой политики обеспечены соответствующими кадровыми технологиями, закрепленными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и указами Президента Российской Федерации. На основе действующей нормативно-правовой базы происходит применение новых методов и процедур кадровой работы с государственными гражданскими служащими.


Так, в настоящее время действуют правовые нормативные и нормативные акты, которые определяют порядок конкурсного замещения вакантных должностей государственной и муниципальной службы, организацию наставничества в органах государственной власти, ведется поиск действенных методов управления персоналом гражданской службы и новых подходов к стимулированию и мотивации труда гражданских служащих.

На официальном сайте для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения Минтрудом России размещен проект указа Президента Российской Федерации «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016 – 2018 годы». Проектом указа предполагается утвердить основные направления развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016 – 2018.

Для совершенствования системы госслужбы важно идти по следующим направлениям. Необходимо формирование детализированной системы квалификационных требований к претендентам на замещение должностей гражданской службы и гражданским служащим, ориентированной на эффективное осуществление функций государственных органов, предусматривающее решение соответствующих задач. Также важно повысить качество отбора граждан, претендующих на замещение должностей гражданской службы. И одним из направлений должно быть повышение престижа гражданской службы, совершенствование системы мотивации гражданских служащих.

В обоснование приведенных доводов, стоит привести следующий пример. В Министерстве труда и соцзащиты решили усовершенствовать работу госслужащих и подготовили законопроект, по которому соискатели на чиновничью должность будут сдавать обязательные тесты. Кроме того, чтобы стать госслужащим, теперь недостаточно иметь просто высшее образование — все федеральные ведомства обяжут заниматься активным поиском специалистов и затем оценивать их деятельность по системе KPI (ключевые показатели эффективности), а данные этих показателей чиновников приравняют к эффективности работы ведомства.

Нынешняя система в силу довольно общего характера требований к кандидатам не позволяет в должной мере обеспечить эффективный поиск и отбор специалистов при поступлении на госслужбу. Поправки, в определенной мере ужесточающие поступление на госслужбу, зафиксированные в законопроекте, дадут возможность принимать на работу если не идеальных, то хорошо подготовленных людей.