Файл: Государственная служба в России: опыт, современное состояние и направления совершенствования (Особенности развития государственной службы в РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Создавая эффективные системы отбора и оценки персонала, нужно прописать систему мотивации. Если ужесточаем требования к специалистам, мы должны понимать, за какие деньги они работают и какой у них уровень гарантированности своего положения. Чтобы люди стремились эффективно и качественно соблюдать обязанности, они должны понимать, что если они хорошо работают, то им не нужно думать о поиске новой работы или о том, как обогатиться, обойдя закон[31].

Действительно, в законопроекте прописана мотивационная составляющая. В частности, есть пункты, касающиеся определения размеров премий по результатам оценки квалификации, эффективности служебной деятельности. Приведенные меры будут способствовать совершенствованию системы государственной гражданской (муниципальной) службы. Следует планомерно реализовывать данные меры, выявлять положительные и негативные стороны нововведений, продолжать совершенствование нормативно-правовой базы данной системы.

Как уже было указано, исследуемая система является динамичной, меняются экономические и политические курсы, а это непосредственно сказывается и на государственном управлении. Важно учитывать эти факторы, и находить способы по решению возникающих проблем, по улучшению состояния системы госуправления, положения государственных служащих, повышения мотивации в работе государственного (муниципального) служащего. Все это, в свою очередь, коренным образом повлияет на состояние современного госуправления.

Важно уделять внимание отбору кадров на государственную службу, в последующем реализовывать меры по повышению профессионального уровня госслужащего. Необходимо также провести работу над снижением бюрократического аппарата, повысить прозрачность в системе государственного управления.

Также следует уделить внимание проблемам системы муниципальной службы. В целом в системе муниципальной службы присутствуют аналогичные уже рассмотренным выше проблемы. И потому, не станем останавливаться на каждом из уже описанных аспектов, а выделим одну из наиболее значимых проблем, которая является костяком складывающихся в дальнейшем сложностей в развитии системы муниципальной службы. Отметим, что одной из наиболее приоритетных задач органов местного самоуправления муниципального образования является кадровая политика.

Именно от того, как будет налажена работа с кадрами в муниципальном образовании, во многом зависит деятельность органов местного самоуправления в целом, решение вопросов местного значения, а также выполнение государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень. Как уже отмечалось выше в отношении государственной гражданской службы, решение любых проблем, в том числе и кадровых, должно основываться на детально проработанной концепции, которая не может быть постоянной, ввиду того, что зависит от изменений в политической и экономической сфере[32].


Изучение зарубежного и отечественного опыта осуществления кадрового отбора наиболее подготовленных специалистов на вакантные должности однозначно позволяет утверждать о том, что среди кадровых технологий, используемых в этих целях, приоритет принадлежит подготовке и проведению конкурса. Применение конкурсных процедур при замещении вакантных должностей является сегодня характерной чертой государственной службы зарубежных стран.

Реформы, проводимые в этих странах, направлены на усовершенствование процедуры конкурсного отбора и привлечение на государственную службу наиболее подготовленных кадров. Считается, что подобный порядок создает здоровую конкурентную среду, являющуюся условием успешного отбора профессионально совершенных кадров, отвечающих данным требованиям, делает возможным восхождение на высшие ступени государственного управления действительно талантливых и достойных людей, предотвращает бюрократизацию госаппарата и его превращение в самодовлеющую силу, оторванную от гражданского общества.

Для повышения эффективности кадровой политики как одного из направлений по совершенствованию системы муниципальной службы, необходимо создавать взаимосвязанные резервы кадров (федеральный, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований). Данная мера позволяет формировать единый реестр профессиональных служащих, применять разнообразные кадровые технологии в работе с кадровым резервом органов местного самоуправления, особенно при проведении конкурсов непосредственно по включению в кадровый резерв. Важно также разрабатывать методики работы с кадровым резервом муниципальной службы на среднесрочную перспективу, закрепляя соответствующие положения в нормативных правовых актах и программах развития муниципальной службы.

Полагаем, что грамотный подход в кадровой политике - это одно из важнейших направлений в совершенствовании системы муниципальной службы[33].

Таким образом, мы приходим к выводу о том, что в настоящее время присутствуют некоторые проблемы, мешающие развитию государственной (муниципальной) службы, однако предпринимаются и будут предприниматься меры по совершенствованию данной системы. И важно учесть вышеуказанные предложенные меры по усовершенствованию изучаемой системы управления, так как в современных условиях возрастающего кризиса, проблемы могут стать более весомыми, что может породить еще больший рост коррупции.


Конечно, нельзя с твердой уверенностью сказать, что предпринимаемые меры в полной мере позволят разрешить недостатки системы. Однако необходимо в постоянно меняющихся условиях подбирать динамичные методы, которые смогут реальным образом повлиять на усовершенствование системы государственного управления. Для этого необходимо постоянно мониторить протекающие процессы в системе государственного управления и оперативно подстраиваться под них путем совершенствования системы государственной и муниципальной службы.

Заключение

Государственная служба имеет неразрывную связь с государством. Она является самостоятельным видом профессиональной деятельности, осуществляемой государственными служащими. Эта деятельность обеспечивает исполнение полномочий, которые возложены на государственные органы. Государственная служба является системой правоотношений, регулируемых как административно-правовыми нормами, так и нормами других отраслей права, включая международное, конституционное, муниципальное, трудовое, финансовое, гражданское, уголовное.

По нашему мнению, ключевыми предпосылками формирования современной системы государственной службы стали административная реформа и принятие базового законодательного акта – Федерального закона «О системе государственной службы».

Система правового регулирования государственной службы Российской Федерации состоит из базового федерального закона о системе государственной службы и федеральных законов о видах государственной службы: гражданской, военной и государственной службе иных видов. Таким образом должны быть обеспечены единство и дифференциация правового регулирования государственной службы Российской Федерации. При этом термин «правоохранительная служба», ранее присутствовавший в «базовом» федеральном законе, исключен. Формально-юридически служба в правоохранительных органах разделена на разные виды государственной службы.

Резюмируя проведенный анализ динамики развития современной системы государственной службы, считаем целесообразным подчеркнуть несколько ключевых точек развития рассмотренной системы. Во-первых, это само установление системы государственной службы. Во-вторых, это принятые меры по противодействию коррупции, оказавшие непосредственное влияние на развитие правового статуса государственных служащих. В-третьих, это закрепление положений о государственной гражданской службе как модельных для других видов службы в той мере, в какой это прямо допустимо специальным законом о виде государственной службы. В-четвертых, произошел отказ от категории «правоохранительная служба» с параллельным оформлением новых «иных» видов государственной службы.


Причем, такое оформление, институционализация еще не закончилась в отношении службы в органах и учреждениях исполнения наказания. Также нельзя признать до конца состоявшуюся как вид государственной службы службу судебных приставов. Обращает на себя внимание, что оба вида службы осуществляются в органах юстиции, что может стать общим знаменателем для развития этих служб как самостоятельных в системе государственной службы.

Можно выделить следующие проблемы государственной службы:

  1. повышение доверия граждан к аппарату государственной власти и его деятельности;
  2. вопрос о совершенствовании правового регулирования труда государственных служащих, их социальных гарантий, а также их подготовки;
  3. коррупция в органах власти;
  4. закрепление за госслужащими большое количество ограничений и запретов.

Для совершенствования системы госслужбы важно идти по следующим направлениям.

  1. Необходимо формирование детализированной системы квалификационных требований к претендентам на замещение должностей гражданской службы и гражданским служащим, ориентированной на эффективное осуществление функций государственных органов, предусматривающее решение соответствующих задач.
  2. Также важно повысить качество отбора граждан, претендующих на замещение должностей гражданской службы.
  3. И одним из направлений должно быть повышение престижа гражданской службы, совершенствование системы мотивации гражданских служащих.
  4. Создание механизмов материальной и нематериальной мотивации служащих к непрерывному профессиональному развитию, том числе путем самообразования

К числу административно-правовых средств противодействия коррупции можно отнести:

— испытание при поступлении на государственную службу;

— аттестация государственных служащих;

— квалификационный экзамен;

— отстранение от занимаемой должности государственной службы в случаях возникновения «конфликта интересов»;

— налоговый контроль имущественного положения государственного служащего и членов его семьи;

— режим служебной дисциплины на государственной службе.

Список литературы

"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // "Собрание законодательства РФ", 04.08.2014, № 31, ст. 4398.


Закон РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (ред. от 28.12.2016) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 33. ст. 1316.

Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с прохождением службы федеральными государственными служащими (сотрудниками органов внутренних дел, сотрудниками органов уголовно-исполнительной системы, сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, сотрудниками иных органов, в которых предусмотрена федеральная государственная служба) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017) [электронный ресурс] // Система ГАРАНТ (дата обращения: 30.08.2018).

Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (ред. от 01.02.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 47. Ст. 4472.

Федеральный закон от 31.07.1995 № 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 31.07.1995, № 31, ст. 2990

Федеральный закон от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (ред. от 01.07.2017) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 30. ст. 3586.

Федеральный закон от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (ред. от 01.07.2017) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 30. ст. 3586.

Федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» (ред. от 29.12.2017) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 30. ст. 3590.

Федеральный закон от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» (ред. от 01.02.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 1. Ст. 15.

Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 01.07.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 49 (ч. 1). Ст. 7020.

Федеральный закон от 23.05.2016 № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 01.07.2017) // Собрание законодательства РФ. 2016. № 22. ст. 3089.

Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Собрание законодательства РФ. 2016. № 22. Ст. 3091.

Атаманчук Г. В. Обеспечение рациональности государственного управления. М.: Наука. —2014. — С.320

Борщевский Георгий Александрович Реформирование государственной службы в России: промежуточные итоги и перспективы // Вопросы государственного и муниципального управления. 2014. №2. С. 78-81.