Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (ОАО «Катерина»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность исследования. Любая организация находится и функционирует в рамках внешней и внутренней сред. Они предопределяют успешность функционирования компании, накладывают определенные ограничения на операционные действия и, в какой-то степени, каждое действие компании возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Эволюция современного менеджмента ставит вопрос о целесообразности системного подхода в рамках исследования среды организации. Анализ факторов, препятствующих успеху организации, должен осуществляться постоянно, так как результат должен находиться на достаточно высоком уровне компетентности. Изучение данных вопросов актуально, поскольку именно их результаты являются основополагающими для принятия управленческого решения.

Цель курсовой работы – проанализировать внешнюю и внутреннюю среду организации.

Задачи курсовой работы:

  • исследовать понятия внешней и внутренней среды на предприятии;
  • провести анализ деятельности ОАО «Катерина»;
  • провести анализ внешней и внутренней среды ОАО «Катерина»;
  • разработать предложения по совершенствованию стратегии развития предприятия.

Объект исследования - ОАО «Катерина».

Предмет исследования – внешняя и внутренняя среда организации.

Теоретической и методологической основой курсовой работы являются основные положения стратегического менеджмента, маркетинга, экономического анализа.

При проведении исследований в курсовой работе применялись как методы общенаучного анализа: системное исследование, обобщение, сравнение и пр., так и специальные методы, в частности, методы анкетирования, экспертного исследования качества продукции.

Информационная основа выполнения курсовой работы – текущая и отчетная документация ОАО «Катерина», результаты проведенных опросов и оценок.

Глава 1. Теоретические аспекты внешней и внутренней среды организации


1.1. Состав внутренней среды фирмы

Внутренняя среда организации представляет собой часть среды, находящейся в пределах организации. Внутренняя среда включает цели и задачи организации, её структуру, работников, технику и технологии, применяемые на производстве, внутреннюю информацию, организационную культуру и другие элементы[1].

Внутренняя среда предприятия формируется под влиянием факторов внешней среды, государственного регулирования, а также принятия множества управленческих решений внутри самого предприятия с целью достижения наилучших результатов хозяйственно- финансовой деятельности[2].

Внутренняя среда находится под непосредственным контролем руководителей предприятия и специалистов аппарата управления[3].

К внутренней среде предприятия относятся следующие подсистемы:

1) кадровая подсистема, характеристиками которой является:

- характеристики персонала предприятия;

- эффективность использования кадрового потенциала;

2) управленческая подсистема, характеристиками которой являются:

- аппарат управления;

- механизм, методы, функции управления;

3) организационная подсистема, характеристиками которой являются:

- организационная структура;

- формальные и неформальные коммуникации между сотрудниками и подразделениями;

4) имущественная подсистема, характеристиками которой являются:

- наличие и состояние основных производственных фондов, эффективность их использования;

- наличие, состояние основных непроизводственных фондов, эффективность их использования;

5) технологическая подсистема, характеристиками которой является[4]:

- используемые технологии, их новизна, характеристики;

- эффективность использования технологий;

6) научно-исследовательская подсистема, характеристиками которой являются:

- результаты разработок новой продукции и услуг;

- результаты разработок новых технологий;

- результаты разработок в области подбора, обучения, переподготовки кадров;

- результаты разработок по совершенствованию организации производства и труда;

7) финансовая подсистема, характеристиками которой являются:

- наличие денежных средств у предприятия;

- ценные бумаги других предприятий, приобретенные данным;

8) информационная подсистема, характеристиками которой являются:


- организация сбора, обработки, контроля информации;

- количество и качество поступающей информации;

- организация движения и использования информации;

9) маркетинговая подсистема, характеристиками которой являются:

- методы и результаты исследований рынка;

- разработанность путей реализации продукции, подход к установлению цен, формированию ассортимента;

- разработанность путей, схем снабжения предприятия необходимыми ресурсами[5].

Рисунок 1.Внутрення среда предприятия[6]

На все составляющие внутренней среды большое влияние оказывают технологии, которые применяются на предприятии[7]. Социальные условия и составляющие − комплекс социальных отношений между работниками предприятия: их способности и отношение к труду, мотивация, организационная и производственная культура, профессиональная и деловая этика в процессе выполнения партнерами взаимных обязательств, взаимоотношения с властными структурами. Данное понятие рассматривается очень широко, оно объединяет весь комплекс взаимодействий между людьми, которые работают на предприятии, ведь от их умения, навыков и работоспособности в большинстве случаев зависит благосостояние всего предприятия[8].

В более развитых предприятиях все больше стали обращать внимание на такой значимый фактор, как деловые отношения и поведение сотрудников. Данный фактор очень важен в современных условиях, он оказывает большое воздействие на взаимоотношение и поведение людей, способствует установлению контактов с коллегами, эффективно влияет на выбор потребителей.

Немаловажны и экономические факторы включающие движение капитала и денежных средств, уровень производительности труда, показатели эффективности использования основного и оборотного капитала и нематериальных активов, и прежде всего рентабельности ресурсов. Рассматриваемый фактор объединяет процессы обеспечения эффективного использования и движения денежных средств на предприятии[9].

Для анализа внутренней среды организации часто используется SWOT - анализ.

В 1963 году в Гарварде на конференции по проблемам бизнес политики проф. K. Andrews впервые публично озвучил акроним SWOT (Strengths, Weaknesses, Opportunities, Threats), что означает «Сила», «Слабость», «Возможности», «Угрозы». С 1960-х годов и по сей день SWOT- анализ широко применяется в процессе стратегического планирования. С появлением SWOT модели аналитики получили инструмент для своей интеллектуальной работы. SWOT-анализ применяется в любой отрасли народного хозяйства, в том числе и в агропромышленном комплексе[10].


SWOT-анализ позволяет определить причины эффективной или неэффективной работы компании на рынке, это сжатый анализ маркетинговой информации на основании которого делается вывод о том, в каком направлении организация должна развивать свой бизнес и в конечном итоге определяется распределение ресурсов по сегментам. Результатом анализа является разработка маркетинговой стратегии или гипотезы для дальнейшей проверки[11].

Благодаря своей концептуальной простоте SWOT- анализ стал легко применимым для менеджеров и столь же подверженным неправильному применению. Для его проведения не требуются ни обширные базы данных, ни формальная подготовка. Любой, кто хоть немного знаком с компанией и имеет представление о рынке, может составить простой SWOT — анализ[12].

Успешная деятельность предприятия во многом зависит от внешнего окружения.

1.2. Внешняя среда организации

Внешняя среда организации выступает основным источником поступления ресурсов, необходимых для функционирования организации. Различают две относительно автономные части внешней среды, которые по-разному влияют на организацию - макроокружение и непосредственное окружение. Макроокружение - часть внешней среды, общей для всех организаций[13].

В экономической литературе часто высказывается мнение, что факторами внешней среды наиболее важными с точки зрения положения фирмы на рынке, являются экономические факторы: уровень доходов, ставка ссудного процента, курс валюты, уровень безработицы. Остальные факторы такие, как социальные, юридические, технологические, политические факторы являются второстепенными.[14].

Большое влияние на предприятие могут оказывать внешние политические условия[15]. Основой для них являются федеральные и местные законодательные акты, которые направлены на установление контроля над деятельностью компании. Именно поэтому руководитель должен постоянно изучать и анализировать эти условия. Ведь политическая обстановка страны может благоприятно влиять на развитии предприятия или, наоборот, создавать проблемы для него[16].

К внешним правовым составляющим относятся степень правовой урегулированности общественных отношений, состав действующих законов и подзаконных актов, гарантии обеспечения безопасности предприятий и граждан, четкость формулировок правовых норм. Все эти составляющие оказывают значительное воздействие на деятельность предприятия[17].


Определяющее значение на эффективность функционирования предприятия оказывают внешние научные и технические факторы. Благодаря своевременному использованию этих факторов происходит обновление материально-технической базы предприятия, новой продукции и повышается эффективность производства[18]. Наконец, немаловажное воздействие на деятельность предприятия оказывает уровень природно-климатических факторов. Любое предприятие должно заботиться о решении проблем по обеспечению экономики природными ресурсами и способствовать предотвращению загрязнению окружающей среды. Отдельного внимания со стороны руководителя заслуживает изучение части внешней среды предприятия – микросреды или деловой среды[19].

Микросреда – это совокупность факторов, имеющих прямое и непосредственное влияние на благосостояние предприятия. Сюда относят такие факторы, как поставщики, конкуренты, потребители, инфраструктура, государственные и муниципальные предприятия и международный сектор. Поставщики - это разные субъекты хозяйствования, поставляющие ресурсы для продажи, осуществления производства товаров (услуг). Предприятие в большой степени зависит от поставщиков. Недостаток материалов, поставка некачественной продукции и повышение цен на сырье могут нарушить работу всего предприятия в целом[20].

Большое значение на предприятие оказывает такой фактор деловой среды, как конкуренция. Конкуренция — это соперничество предприятий, функционирующих в одной отрасли, за завоевание большей части рынка и получения наивысшей прибыли[21]. Руководителю предприятия необходимо постоянно изучать возможности своих конкурентов для того, чтобы обезопасить себя от всевозможных угроз с их стороны. Важное место в составе микросреды предприятия занимают потребители. Исследование спроса потребителей помогает понять, какие товары и услуги им необходимы, и по какой цене их реализовывать[22].

Государственная власть при помощи принятия законов оказывает большое влияние на функционирование предприятия. В современных условиях влияние этой части деловой среды на работу предприятия очень велико, ведь она часто подвергается внезапным изменениям, что затрудняет деятельность предприятия. Особое воздействие на деятельность предприятия оказывает международный сектор микросреды предприятия. Создание совместных предприятий, выполнение общих проектов, покупка акций отечественных предприятий зарубежными инвесторами все это в наибольшей степени проявляет влияние международного сектора[23].