Файл: Нотариальные действия (Cтадии нотариального производства).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 43
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Нотариальное действие: общая характеристика
1.1 Понятие нотариального действия и условия его действительности
1.2 Виды нотариального действия
2. Стадии нотариального производства
2.1 Первая стадия – возбуждение производства
2.3 Третья стадия – совершение нотариального нотариусом
3. Взаимоотношения нотариусов, осуществляющих регистрацию прав на имущество и сделок с ним
3.1 Деятельности нотариуса и регистратора по прав на недвижимое и сделок с ним
в любом случае в деятельности органов встанут , связанные с необходимостью проработки содержания . Соответствующую работу содержания брать на себя всего нотариусы[16].
2. работа с самим – как нынешним, так и : проверка выявления воли сторон, ими значения своих , момента , что обеспечивалось зачитыванием сделки нотариусом, и ответами участников , выяснением значения своих , ее правовых последствий, не только существенных, но и условий . Подобный пробел восполняться также удостоверением сделок с .
Данная деятельность носит содержательный характер. судебной практики , что в основном в оспариваются не условия сделки, а ее исполнение из сторон.
3. Упрощается выдачи при распоряжении недвижимостью, что не обеспечивать в полной проверку законности действий гражданского оборота.
В законе «О регистрации на недвижимое имущество и с ним» речь идет о том, что должен представить образом оформленную (ст. 16 и др.). Но дело в том, что ст. 185 ГК такая доверенность быть совершена в письменной форме, для сделок по недвижимости не установлена нотариальная форма. регистратор вправе доверенность в письменной форме. То же относится и к доверенностям на дубликатов утраченных документов (продажи, передачи помещения в собственность и т.д.). доверенности также совершаться в письменной форме.
введение простой формы привело бы к криминализации недвижимости, то здесь стихийно пошла по использования в основном удостоверенных либо требования о на государственную регистрацию участников сделки.
4. государственной может существенно гражданский оборот в недвижимости, например с ипотечным , когда приобретается , которая должна заложена под полученный . Кроме , установленный месячный регистрации ипотеки в кредитного обязательства в современных финансовых отношений длителен, в особенности срок будет инвестиционные по программам микрокредитования[17].
может осложнить важного и практически условия – по договору купли. Дело в том, что сделка совершенной с момента , которая по закону через . В этой ситуации продавец – поскольку при после ему придется по суду исполнения условий в этой части, как и покупатель – ему , произойдет регистрация нет, так как в этом случае, деньги, он может их обратно с трудом. Кроме , дело в том, что в современном обороте значительная сделок продажи – это на самом длинные обменные , когда покупка после продажи и т.д. Здесь сроки регистрации препятствовать динамике оборота.
С минимизации последствий правового регламента ввести процедуры регистрации для удостоверенных сделок, на период регистрации по оплате сторонам со фирм , которые в этом должны быть крупными, и т.д.
5. Регистратор в с юридической своей деятельности не правовую помощь , в том числе бесплатно. того, не льготы для граждан при сбора за регистрацию. являются субъектами, на государством обязанность обеспечивать права граждан на в соответствии со ст. 48 Конституции РФ юридической , в том числе бесплатной. тем регистратор в соответствии со моделью деятельности помощь не , поскольку стороны ему представить уже готовый и текст сделки.
того, при к нотариусу, в отличие от , целый ряд граждан и имеют право на – бесплатное на льготных условиях нотариальных действий.
6. правовой статус и требования к и нотариусу. Нотариус действовать самостоятельно выступать как государственный . Что касается , то это государственный служащий, ведущую государственную . Существенно различен квалификационных к нотариусу и регистратору. Для , претендующего на занятие как нотариуса, занимающегося практикой, так и нотариуса, необходимо высшего юридического , прохождение стажировки у по общему сроком не менее года, сдача экзамена. Только может возможность конкурсного вакантной должности .
Для занятия должности высшее образование не обязательно, прав может назначено лицо, опыт в органах государственной прав не менее лет, т.е. с опытом, но со средним . Кроме , регистратору не надо стажировку, достаточно специальные курсы ( программа до 150 ) и сдать квалификационный . Таким образом, удивление, что для столь и содержательной деятельности регистратора в устанавливаются достаточно квалификационные требования.
образом, регистратора должна государственные гарантии и за соблюдением правового на стадии прав и сделок, всего путем единого реестра. Но это за счет правовых гарантий на согласования условий , проверки наличия законных ее совершения. Тем самым сфера публично контроля в сфере оборота, с недвижимостью, и увеличивается частноправового взаимодействия . Восполнение данных возможно стимулирования граждан на к нотариусу. Здесь иметь в виду .
Современное гражданское законодательство и сам гражданский оборот по своей идеологии носят состязательный характер, в котором каждый защищает свои собственные права и интересы. Вместе с тем пришло понимание того вопроса, что государство должно обеспечивать равные стартовые условия в состязательном гражданском обороте, защищать экономически и юридически слабую сторону гражданского оборота. Такое понимание приходит к специалистам в гражданском и арбитражном процессах, в целом в сфере гражданской юрисдикции. Правовой основой защиты экономически и юридически слабой стороны является ст. 48 Конституции РФ, закрепляющая право каждого на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе бесплатно.
Обеспечивает ли система государственной регистрации реализацию такого права, защищает ли она экономически и юридически слабую сторону гражданского оборота, связанного с недвижимостью? Ответ на основании проведенного анализа модели юридической деятельности регистратора в соответствии с Федеральным законом «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» скорее будет отрицательным, чем утвердительным. Модель регистрации рассчитана на юридически осведомленных граждан, которые сами могут разобраться во всех тонкостях гражданского и жилищного законодательства, либо заинтересованная сторона может воспользоваться услугами адвоката или иного правового консультанта.[18]
Как видно, в отличие от нотариальной правовая помощь гражданам при регистрации не оказывается, льгот по уплате сбора за регистрацию не устанавливается. Таким образом, эта публично‑правовая деятельность не имеет ряда необходимых характеристик, которые должны присутствовать в ее деятельности. Полагаю, необходимо, чтобы государственные регистраторы также оказывали правовую и консультационную помощь при совершении сделок, льготы по уплате сбора за регистрацию должны быть аналогичны льготам по уплате пошлины по нотариальным действиям. Дело в том, что многие сделки между членами семьи совершались по достаточно низким тарифам, а установленный размер платы за регистрацию может быть существенно выше. В любом случае правила регистрации должны стимулировать граждан на обращение к нотариусу по этим вопросам.
Полагаться же на правовую помощь адвокатов, риэлтерских фирм, частных юристов вряд ли стоит. Независимо от их квалификации, а она, несомненно, высока, в их деятельности заложен один неустранимый порок – их деятельность не носит публично‑правового характера, не связана рамками юридической процедуры, они не обязаны по закону оказывать правовую помощь бесплатно, они не ведут публичного реестра совершенных ими правовых действий, их архивы являются их частной собственностью и не имеют публичного характера. Их работа нацелена на защиту в состязательной форме интересов клиента. Нотариальная же деятельность по своей правовой природе носит несостязательный характер, поскольку нотариус представляет одновременно государство, всех участников нотариального действия, а также лиц, не участвующих, но права которых затрагиваются совершением данного действия.
Поэтому вряд ли будет правильным передавать функции оказания правовой помощи на стадии согласования условий сделки, которые не охватываются деятельностью регистраторов, лицам и организациям, которые работают на частноправовой основе, отстаивая в состязательной форме интересы клиента.
Логичнее сохранить здесь деятельность того лица, которое действует для защиты экономически и юридически слабой стороны, действует в рамках публично‑правовой процедуры от имени государства в интересах всех сторон. Пока что в действующей правовой системе России в настоящее время нет другого правового института, который бы выполнял эти функции, кроме нотариуса. Что касается обычного возражения о том, что юридически слабая сторона не лишена возможности обратиться к нотариусу либо к другому юристу, то надо исходить из наших реалий. Мы живем в стране, где является традицией пренебрегать правовыми процедурами, рассматриваемыми как ненужные и обременяющие формальности. Поэтому для государства и системы регистрации защита экономически и юридически слабой стороны также должна быть в центре внимания.
Таким образом, можно прийти к следующим выводам.
1. Система регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним как общегосударственная система учета и регистрации объектов недвижимости на территории России объективно необходима, ее следовало создавать после начала процессов приватизации.
2. Деятельность регистратора носит при работе с документами квазинотариальный характер и тем самым частично закрывает проблемы, образующиеся в связи с отказом от обязательного нотариального удостоверения сделок с недвижимостью.
3. Однако деятельностью регистратора не охватывается, к сожалению, та часть полномочий нотариуса, которая связана с взаимодействием с самим правообладателем, как будущим, так и настоящим, на этапе согласования условия сделки и ее заключения.
4. Введение в действие Федерального закона «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» приводит к ряду новых правовых решений (простая письменная форма доверенности в сфере недвижимости), последствия которых никем не прогнозировались и не просчитывались.
5. Поэтому является важным обеспечить условия для защиты экономически и юридически слабой стороны в гражданском обороте, связанном с недвижимостью, реализацию конституционного (ст. 48 Конституции РФ) права на получение бесплатной юридической помощи, причем в таких правовых процедурах и такими лицами, которые осуществляют публично‑правовые функции. Нельзя систему оборота недвижимости переводить на «полностью состязательные рельсы», переводить в сферу частноправовых отношений и отбрасывать публично‑правовые начала, осуществляемые нотариусами, поскольку государственная регистрация осуществляет только небольшую часть необходимого публично‑правового регулирования.
В конечном счете и система учреждений юстиции, и система нотариата, и регистраторы прав, и нотариусы имеют одну цель – обеспечить правовую защиту прав участников рынка недвижимости, стабильность и бесспорность отношений собственности на недвижимость. Поэтому конечная цель совместной работы – поиск взаимодополняющего варианта юридической деятельности, когда и регистраторы, и нотариусы являются звеньями одной системы обеспечения законности в гражданском обороте, связанном с недвижимостью.
Заключение
Нотариат в РФ обеспечивает в соответствии с Конституцией РФ и действующим законодательством защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, путем совершения предусмотренных законом нотариальных действий. Нотариальные действия могут совершать как государственные нотариусы, так и частнопрактикующие.
Нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует извлечения прибыли. При совершении нотариальных действий нотариусы обладают равными правами и исполняют одинаковые обязанности независимо от того работают ли они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой. Оформленные нотариусами документы имеют одинаковую юридическую силу.
Основные правила совершения нотариальных действий касаются всех должностных лиц, имеющих право совершать нотариальные действия от имени государства, а также действия, приравненные к нотариальным.
Правила и процедура совершения нотариальных действий регламентирована Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, некоторыми федеральными законами, в которых предписывается тот или иной документ оформлять у нотариуса, Методическими рекомендациями по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации, утвержденных приказом Министра юстиции № 91 от 15 марта 2000 года.
Основные правила совершения нотариальных действий: установление личности обратившегося за совершением нотариального действия; порядок подписи нотариально удостоверяемой сделки, заявлений и других документов; требования к документам, представляемым для совершения нотариальных действий; отказ в совершении нотариального действия и вынесение соответствующего постановления; регистрация нотариальных действий.