Файл: Управление товарооборотом и товарными запасами на предприятии с целью повышения эффективности коммерческой деятельности( ООО «Воды Балтики).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 64
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1 Современное состояние организации коммерческой деятельности
1.1 Цели, функции и принципы коммерческой деятельности
1.2 Особенности организации коммерческой деятельности в сфере услуг
1.3 Направления повышения эффективности коммерческой деятельности и показатели ее эффективности
2.2 Современное состояние организации управления коммерческой деятельности
2.3. Формирование ассортимента и ценообразование продукции
3 Рекомендации по совершенствованию коммерческой деятельности
Практика показывает, что 10% позиций ассортимента (группа А) дают 60-80% товарооборота; 10-20% позиций ассортимента (группа В) дают 10-20% товарооборота; 80-70% позиций ассортимента (группа С) дают 5-10% товарооборота.
Таблица 2.4 – АВС-анализ ассортимента товараООО «Воды Балтики». Продукция только под категорией А
Наименование |
Оборот, октябрь (руб.) |
Оборот, ноябрь (руб.) |
Оборот, декабрь (руб) |
Общий товарооборот за 4-й квартал, руб |
Доля в обороте |
Группа |
ИТОГО |
889 317 |
100% |
||||
Фильтр для умягчения воды ROOS/AMS-CI12E |
75 600 |
72 160 |
74 520 |
222 280 |
24,994 |
А |
Фильтр для умягчения воды ROOS/AMS-CI17E |
30 922 |
34 524 |
30 122 |
95 568 |
10,746 |
А |
Фильтр для умягчения воды ROOS/AMK-15E |
20 906 |
26 936 |
30 815 |
78 657 |
8,845 |
А |
Фильтр для умягчения воды ROOS/AMS-KI10 |
21 955 |
22 040 |
21 976 |
65 971 |
7,418 |
А |
Угольный фильтр ROOS/AA-TC12 |
17 170 |
18 700 |
21 760 |
57 630 |
6,480 |
А |
Угольный фильтр ROOS/AA-TC10 |
9 192 |
25 844 |
18 192 |
53 228 |
5,985 |
А |
По таблице 2.4, можно сделать вывод, что наибольшую долю в обороте составили такие товары как фильтры по умягчению воды и угольные фильтры. Общая сумма товарооборота за квартал составила 889317 рублей, из низ 24% составили продажи по продукции «фильтр умягчения воды ROOS/AMS-CI12E» суммой в 222280 рублей.
Рисунок 2.12 – Доля выручки фильтров за четвертый квартал 2017 года
На втором месте по доля оборота составили продажи фильтра для умягчения воды ROOS/AMS-CI17E. Общая сумма продаж за четвертый квартал составила 95568 рублей или 10,7% от доли товарооборота.
Таблица 2.5 – АВС-анализ ассортимента товара ООО «Воды Балтики»
Продукция только под категорией В
Наименование |
Оборот, октябрь (руб.) |
Оборот, ноябрь (руб.) |
Оборот, декабрь (руб) |
Общий товарооборот за 4-й квартал, руб |
Доля в обороте |
Группа |
ИТОГО |
889 317 |
100% |
||||
Фильтр для умягчения воды ROOS/AMS-CI10E |
12 062 |
11 484 |
12 174 |
35 720 |
4,017 |
В |
Фильтр для умягчения воды ROOS/AMS-C-CI08 |
11 683 |
11 530 |
11 066 |
34 279 |
3,855 |
В |
Фильтр для умягчения воды ROOS/AMS-CI08E |
10 541 |
11 225 |
11 117 |
32 883 |
3,698 |
В |
(УФ) Обеззараживания UV 48 GPM |
11 787 |
16 805 |
1 202 |
29 794 |
3,350 |
В |
Регенерируемый фильтр ROOS/AGM-EI12E |
6 130 |
6 091 |
6 312 |
18 533 |
2,084 |
В |
(УФ) Обеззараживания UV 36 GPM |
7 620 |
4 505 |
5 771 |
17 896 |
2,012 |
В |
Согласно проеденному анализу, к категории Б вошли такие разделы товаров как фильтры умягчения воды, регенерирующий и обеззараживающий.
Далее рассмотрим продукции под категорией С.
В категорию С вошли все остальные товары.
Таблица 2.5 – АВС-анализ ассортимента товараООО «Воды Балтики»
Продукция только под категорией С
Наименование |
Оборот, октябрь (руб.) |
Оборот, ноябрь (руб.) |
Оборот, декабрь (руб) |
Общий товарооборот за 4-й квартал, руб |
Доля в обороте |
Группа |
ИТОГО |
889 317 |
100% |
||||
(УФ) Обеззараживания UV 12 GPM |
10 300 |
2 893 |
3 900 |
17 093 |
1,922 |
С |
Oбезжелезиватель ROOS/AGO-EI12 |
5 377 |
5 032 |
5 732 |
16 141 |
1,815 |
С |
Фильтр для умягчения воды ROOS/AMK-CI30E |
5 261 |
5 312 |
5 261 |
15 834 |
1,780 |
С |
Фильтр для умягчения воды ROOS/AMK-CI10E |
4 151 |
4 758 |
4 905 |
13 814 |
1,553 |
С |
Фильтр для умягчения воды ROOS/AMK-25E |
2 482 |
3 939 |
4 526 |
10 947 |
1,231 |
С |
Фильтр для умягчения воды ROOS/AMS-KI10 |
3 203 |
3 318 |
3 188 |
9 709 |
1,092 |
С |
Фильтр для умягчения воды ROOS/AMS-CI09E |
3 024 |
3 154 |
3 124 |
9 302 |
1,046 |
С |
Угольный фильтр ROOS/AA-TC13 |
2 774 |
2 747 |
2 856 |
8 377 |
0,942 |
С |
Oбезжелезиватель ROOS/AGO-EI10 |
2 510 |
2 582 |
2 531 |
7 623 |
0,857 |
С |
Фильтр для умягчения воды ROOS/AMS-CI08E |
2 375 |
1 972 |
2 802 |
7 149 |
0,804 |
С |
Фильтр для умягчения воды ROOS/AMS-CI07 |
1 590 |
2 716 |
2 540 |
6 846 |
0,770 |
С |
Фильтр для умягчения воды ROOS/AMS-C-CI08 |
2 164 |
1 791 |
1 809 |
5 764 |
0,648 |
С |
Угольный фильтр ROOS/AA-TC13 |
1 543 |
2 377 |
1 212 |
5 132 |
0,577 |
С |
Угольный фильтр ROOS/AA-TC09 |
1 612 |
1 812 |
1 197 |
4 621 |
0,520 |
С |
(УФ) Обеззараживания UV 96 GPM |
1 485 |
1 128 |
1 731 |
4 344 |
0,488 |
С |
Угольный фильтр ROOS/AA-TC08 |
1 428 |
1 270 |
1 484 |
4 182 |
0,470 |
С |
Исходя из результатов проведенного исследования, было выявлено, что современный покупатель все большее предпочтение отдает товарам импортного производства. Особенно это касается фильтров смягчающих и обеззараживающих воду.
Проведем анализ еще одним популярным в зарубежных странах метод – XYZ-анализ. Смысл XYZ-анализа в изучении стабильности продаж. Если АВС-анализ позволяет определить вклад конкретного товара в итоговый результат (чаще всего в общую прибыль компании или в стоимость запасов), тоXYZ-анализ изучает отклонения, скачки, нестабильность сбыта, делит товары на группы в зависимости от стабильности спроса на них.
В категорию Х включают товары со стабильными продажами. Для группы Y допускаются более значительные отклонения.В категории Z оказываются товары, продажи которых точно прогнозировать невозможно, слишком велики колебания. Чем меньше разница между реальной продажей за единицу периода (например, за неделю) и средним арифметическим продаж за весь период (например, за квартал), тем более предсказуемы продажи товара в последующий период.
Цель XYZ-анализа – дифференциация товаров (номенклатуры) по группам в зависимости от равномерности спроса и точности прогнозирования. Для распределения товаров по категориям используется достаточно простой статистический аппарат. При сравнении данных используется формула расчета коэффициента вариации, который показывает степень отклонения данных от среднего значения. Номенклатурные позиции со значением коэффициента вариации от 0% до 10% попадают в категорию Х, от 10% до 25% - в категорию Y, остальные – в категорию Z.
Результаты анализа представлены в Приложении Г.
Согласно представленным расчетам, было выделено 4 наиболее популярным товара, выручка которых составила 460,09 тыс. рублей или 18,99% от всей выручки за 2017 год.
Около 12 товаров имеют низкий оборот и стабильность продаж, складирование данных товаров снижает выручку и увеличивает затраты на их хранение на складе.
Далее рассчитаем динамику продаж на 2017 год для выявления динамики показателей отклонения плана и факта. (см. табл 2.6.)
Таблица 2.6 – Анализ выполнения плана по продаже и реализации продукции за 2017 год
Период |
Продажа товара, тыс. руб. |
Удельный вес, % |
Выполнение плана,% |
||
План |
Факт |
План |
Факт |
||
I квартал |
600 |
592 |
24,78 |
24,55 |
98,67 |
II квартал |
609 |
597 |
25,15 |
24,76 |
98,04 |
III квартал |
604 |
606 |
24,94 |
25,13 |
100,35 |
IV квартал |
609 |
616 |
25,14 |
25,56 |
101,24 |
Итого |
2422 |
2411 |
100 |
100 |
99,57 |
Сведения таблицы 2.6 позволяют сделать вывод, что за отчетный год план по реализации выполнен на 99,57%.
Для анализа ритмичности продажпроанализируем объем поступления продукции по всем видам товаров в Приложении Д.
За первый квартал 2017 года недовыполнение плана составило 8 тыс. рублей в основном за счет таких товаров как:
- Угольные фильтры, около 12 тыс. рублей невыполнения плана реализации;
- Фильтры оббезараживания, около 1 тыс. рублей невыполнения плана реализации;
- Регенирируемый фильтр, около 3 тыс. рублей невыполнения плана реализации;
Во втром квартале показатель превысил плановое на 8 тыс. рублей. За третий квартал реализации продукции превысила плановые на 2 тыс. рублей. За последний, четвертый квартал реализация продукции составила 8 тыс. рублей.
Проанализируем динамику показателей между фактическими и плановыми результатами на рисунке 2.12.
Рисунок 2.12 – Разница фактической и плановой товаров за 4 квартала 2017 года
Рассчитаем ритмичность реализации продукции за 2017 год ниже по формуле:
, (2.1)
Полученные расчеты представим в таблице 2.7.
Как видно из таблицы в янвраре два вида товаров не реализованы, согласно плана, тем самым создают неликвидные товарные запасы.
Неритмичная реализация на 2017 составит:
Следовательно можно сделать вывод, что компания продала товара меньше нормы и в первом квартале видна нестабильная ритмичность производства. (см. табл. 2.8). Также расчеты представим в приложении Д.
Проведем рассчет показателей ритмичности производства и обозначим основные отклонения от плана продаж и факта в игоге рассчетов. (см. табл 2.7, 2.8).
Таблица 2.7 - Показатели ритмичности реализации товаров
Коэф. ритмичности 1 квартал |
Коэф. ритмичности 2 квартал |
Коэф. ритмичности 3 квартал |
Коэф. ритмичности 4 квартал |
|
Ассортиментная группа 1 (фильтры для умягчения воды) |
1,000 |
1,000 |
1,000 |
1,000 |
Ассортиментная группа2 (угольные фильтры) |
1,000 |
1,000 |
1,000 |
1,000 |
Ассортиментная группа3 (Уф обеззараживания) |
1,000 |
1,000 |
1,000 |
1,000 |
Ассортиментная группа4 (обезжеливатель) |
0,992 |
1,000 |
1,000 |
1,000 |
Ассортиментная группа5 (регенерируемый фильтр) |
0,979 |
1,000 |
1,000 |
1,000 |
Также запишем результаты в таблицу 2.8.
Таблица 2.8– Показатели неритмичности реализации товаров
Коэф. аритмичности 1 квартал |
Коэф. аритмичности 2 квартал |
Коэф. аритмичности 3 квартал |
Коэф. аритмичности 4 квартал |
|
Категория продукции 1 ( фильтры для умягчения воды) |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
Категория продукции 2 (угольные фильтры) |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
Категория продукции 3 (Уф обеззараживания) |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
Категория продукции 4 (обеззежеливатель) |
-0,008 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
Категория продукции 5 (регенерируемый фильтр) |
-0,021 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
Всего |
0,993 |
1,000 |
1,000 |
1,000 |
Отрицательные показатели в первом квартале года обусловлены рядом причин:
- Праздничные дни в январе и феврале месяце повлияли на реализацию продаж, где общий коэффициент аритмичности составил -0,029%.
- Отсутствие анализа и прогнозирования затрат повысили долю складироваемой продукции.
Далее рассчитаем вариацию по формуле ниже:
Полученные расчеты представим в таблице2.9.
Таблица 2.9 – Расчет дисперсии по 4 кварталам
№ |
Xi |
X |
(Xi-X) |
(Xi-x)2 |
(Xi-x)2/4 |
КОРЕНЬ |
1 |
592 |
968609,8 |
-968018 |
9,37058 |
2,34265 |
484008,9 |
2 |
597 |
968609,8 |
-968013 |
9,37049 |
2,34262 |
484006,4 |
3 |
605,9771 |
968609,8 |
-968004 |
9,37031 |
2,34258 |
484001,9 |
4 |
616,441291 |
968609,8 |
-967993 |
9,37011 |
2,34253 |
483996,7 |
ИТОГО |
2411,41839 |
3874439 |
-3872028 |
3,74815 |
9,37037 |
968006,9 |
Таблица 2.10 – Расчет дисперсии по 4 кварталам по всему ассортименту
№ |
V |
1 |
0,49969441 |
2 |
0,49969183 |
3 |
0,49968719 |
4 |
0,49968179 |
ИТОГО |
0,2498444 |
Коэффициент вариации показывает, насколько фактическое значение показателей отклоняется от среднего значения. В данном случае это отклонение составляет 2,49%. Следовательно, по анализу ритмичности можно сделать вывод, что компания продала товара меньше нормы и в первом квартале видна нестабильная ритмичность продаж.