Файл: Управление товарооборотом и товарными запасами на предприятии с целью повышения эффективности коммерческой деятельности( ООО «Воды Балтики).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К показателям эффективности коммерческой деятельности можно выделить:

  • Показатели рентабельности, рассчитываемые для оценки финансового состояния, и методика их расчета, представлены в табл.1.3.

Таблица 1.3 - Анализ показателей рентабельности

Показатели

Ед. измерения

Рентабельность продаж (Rп)

Рентабельность затрат (Rод)

Рентабельность всего капитала предприятия (Rк)

Рентабельность собственного капитала (Rск) (ROE)

Рентабельность активов (Rак) определяется отношением балансовой прибыли ко всем видам активов: внеоборотным (основные средства), оборотным и нематериальным:

Рентабельность затрат характеризует окупаемость затрачиваемых на производство средств, показывает прибыль, получаемую с каждого вложенного в производство и реализацию рубля. Используется для оценки эффективности трат.

Рентабельность активов – это отражение финансовой состоятельности предприятия, ее кредитоспособность и конкурентоспособность. Формула рентабельности активов, выражается в коэффициенте, получен- ном в результате деления прибыли производства за определенный период времени до вычета налога на активы предприятия.

  • Сегодня действуют два метода расчета – кассовый (по фактическому объему проданных товаров или оказанных слуг) и начисленный (по факту получения дохода с момента отгрузки товара, независимо от поступления оплаты). Обобщенная формула расчета: 

TR = Q * P,  (1.1)

где TR (totalrevenue) – это выручка от реализации товара или услуг;

P – цена продукта;

Q – количество единиц товара, который был продан.

Данную формулу расчета используют для оценки деятельности предприятия, построения долгосрочных планов. Это внутренние сведения, и они не отображаются в балансе. Начисленный метод расчета [15, c. 70]:

TR = Ост.п (н) + ГП — Ост.п (к), (2.2)

где Ост.п (н) и Ост.п (к) – остатки готовой продукции на начало и конец

отчетного периода;

ГП – выпуск готовой продукции, которую планируется продать.

Выручка учитывается на счете 90 «Продажи» (без НДС) для выявления финансовых результатов от реализации продукции (работ, услуг).

Себестоимость отражает производственные затраты на производство продукции (работ, услуг) без учета коммерческих и управленческих расходов.


  • Валовая прибыль – отражает разницу между выручкой от реализованной продукции (без НДС) и себестоимостью реализованной продукции (работ, услуг). [15, с.71] Такая прибыль представляет полученную величину денег компанией от продаж до учета других затрат. Рассчитывается по формуле:

Валовая прибыль = В − СС , (1.3)

где В – выручка от реализованной продукции (без НДС), руб.;

СС – себестоимость реализованной продукции, руб.

  • Один из наиболее распространенных показателей – коэффициент ритмичности. Коэффициент ритмичности рассчитывается по формуле [12]:

, (1.4)

где - коэффициент ритмичности;

- плановый выпуск продукции за i-е периоды;

- невыполнение плана по выпуску продукции в i-м периоде.

  • Коэффициент вариации (KВ) определяется как отношение среднеквадратического отклонения от планового задания за сутки (декаду, месяц, квартал) к среднесуточному (среднедекадному, среднемесячному, среднеквартальному) плановому выпуску продукции по формуле [11]:

, (1.5)

где  — квадратическое отклонение от среднедекадного (в данном случае)

задания;

n — число суммируемых плановых заданий;

 — среднедекадное задание по графику.

  • Неритмичность производства или иначе коэффициент аритмичности рассчитывается по формуле:

, (1.6)

где - коэффициент аритмичности производства;

- коэффициент ритмичности;

Стоимость недовыпущенной продукции считается по формуле:

К недовып.=Впл * Каритм (1.7)

Для оценки ритмичности производства на предприятии также рассчитывается показатель аритмичности как сумма положительных и отрицательных отклонений в выпуске продукции от плана за каждый день (неделю, декаду). Чем менее ритмично работает предприятие, тем выше показатель аритмичности [11].

Для разработки методов совершенствования торговой деятельности на предприятии необходимо провести оценку ее существующего состояния:

  • деятельность, характеристика предприятия;
  • организация труда;
  • анализ поставщиков;

В современных условиях рынка потребитель диктует производителю требования, предъявляемые к продукции, формирует торговый ассортимент предприятий, указывает пути совершенствования торговой деятельности. Краткий обзор путей ее совершенствования приведен в таблице 1.

Таблица 1.1 – Пути и методы совершенствования торговой деятельности[7]

Пути совершенствования

Методы совершенствования

Предложение дополнительных услуг

- выявления потребности, путем исследований, и изыскания путей ее удовлетворения;

- продажа товаров в кредит;

- доставка купленных товаров на дом;

- прием индивидуальных заказов;

- расширение каналов продаж;

- бонусная программа.

Сокращение издержек

- сокращение затрат на закупку продукции, поставку

- контроль уровня ЗП

- уменьшение затрат на рекламу

Расширение ассортимента

- производство собственной продукции;

- закупка товаров – новинок (увеличение коэффициента новизны).

Осуществление планирования

- разработка бизнес – планов;

- вовлечение персонала в корпоративную культуру;

- постановка конкретных измеримых целей, задач предприятия и систематическое отслеживание стадии их выполнения.

Смена формы и/или метода продажи

- перевод продажи с традиционного метода на самообслуживание;

- организация дополнительных мест продажи;

- участие в ярмарках.

Компьютеризация процесса закупки товаров

- компьютеризация предприятия;

- установление необходимого программного обеспечения;

- использование метода продажи товаров в таре – оборудовании;

- создание базы данных поставщиков.

Оперативное отслеживание потребностей покупателей

- привлечение новых клиентов засчет открытия штата маркетолога или использования новых форм маркетинга;

- четко определить целевую аудиторию;

- проводить день клиента (день открытых дверей);

- проводить соц. опросы, анкетирование;


Развитие оказания дополнительных услуг потребителям может служить не только средством привлечения потребителей, но и источником дополнительного дохода. Согласно статьи 16, Федерального закона «О защите прав потребителей», неприемлемо навязывать дополнительные услуги потребителю, поэтому розничной торговой организации необходимо продвигать их за счет организации и проведения мероприятий по стимулированию сбыта[1]. Самым эффективным каналом привлечения клиентов является сарафанное радио. Плюсы данного канала- экономичность, эффективность. Минусы - время, идеальное качество обслуживания и удовлетворения потребности.

Таким образом, высокая культура торгового обслуживания способствует увеличению товарооборачиваемости, выполнению плана товарооборота, снижению издержек обращения, увеличению суммы валового дохода, повышению прибыли торговых предприятий. Совершенствование торговой деятельности на предприятиях должно проводиться системно, постоянно, эффективно.

2 Организация и совершенствование коммерческой деятельности предприятия торговли на примере ООО «Воды Балтики»

2.1 Характеристика компании

ООО «Воды Балтики» осуществляет свою деятельность с 2011 года. Генеральный директор организации Грунин Николай Леонидович. Основным видом деятельности компании является услуга оптовой торговли. Размер уставного капитала 10 000 руб. Организационно-правовая форма – общество с ограниченной ответственностью. Деятельность подтверждена Свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр. Предприятие относится к средним. Расчеты с налоговой и фондами ведутся только через расчетный счет. Также компания имеет свой учредительный документ – устав.

Рисунок 2.1 – Логотип ООО «Воды Балтики»

Организационная структура – линейно-функциональная. (см. рис 2.2.)

Рисунок 2.2 –Организационная структура ООО «Воды Балтики»

Возглавляет предприятие директор. Он осуществляется контроль и общее руководство предприятием, несет ответственность и организует взаимодействие со всеми структурами компании. В его подчинении три отдела: бухгалтерия, склад и отдел продаж.


Достаточная обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значения для увеличения объемов выручки и повышения эффективности производства.

В качестве организационно-правовой формы используется общество с ограниченной ответственностью, основной причиной служит отсутствие угроз личного имущества.

2.2 Современное состояние организации управления коммерческой деятельности

Предприятие относится к малым, т.к. количество занятых на данном предприятии человек не превышает 50 (постоянный штат работников). Численность персонала в магазине «Воды Балтики» - 12 человек.

В магазине представлена складская форма товароснабжения. Завоз товаров осуществляется, в основном, силами и средствами поставщиков. Предприятие отбирает поставщиков и подписывает с ними договор поставки.

Формирование заявок у поставщика осуществляется следующим образом. Товаровед высылает поставщику по e-mail заказ, в котором перечисляется интересующая продукция, количество, условия, сроки поставки или резервирования. На основании полученного заказа поставщик выставляет подтверждение с указанием номенклатуры, цен, количества, условий и сроков поставки продукции. Товар доставляется в магазин в установленный срок, осуществляется приемка по количеству, качеству происходит сопоставление характеристик полученного материала с заявленными поставщиком. При выявлении пересортицы, задержки, и других не выполненных условий договора пишется претензия по факту отступления от условий договора торговому представителю, который при личной встрече помогает уладить проблему.

За период с 2015-2017 года выручка увеличилась на 322 тыс. рублей и составила в 2017 году 2422 тыс. рублей. За 2017 год показатель выручки увеличился на 7,9%. Себестоимость за 2017 год составила 1928 тыс. рублей и это на 53 тыс. рублей больше чем за тот же период 2016 года.

Рисунок 2.6 – Динамика финансовых показателей ООО «Воды Балтики»

Чистая прибыль в 2017 году составила 384 тыс. рублей что больше показателя 2015 года на 5 тыс. рублей.

Далее благодаря отчету о финансовых результатах в приложении Б рассчитаем показатели рентабельности.Рентабельность продаж показывает, какую сумму прибыли получает предприятие с каждого рубля проданной продукции. За 2017 год рентабельность продаж составила 20,4 %, за 2015 год 16,4% что говорит о росте показателя на 4%.


Рентабельность активов показывает результативность функционирования менеджеров предприятия и эффективности принимаемых решений руководством и собственниками предприятия (организации). У предприятия ООО «Воды Балтики» за анализируемый период рентабельность активов снизилась с 0,6 до 0,5%, таким образом, прибыльность имущества компании снизилась.(см. рис. 2.7)

Рисунок 2.7 – Динамика показателей рентабельности ООО «Воды Балтики»

Рентабельность затрат на 2017 год составила на 1 рубль затрат 25,6 рублей прибыли. В целом показатель имеет тенденцию роста.

Далее проанализируем показатели ликвидности на рисунке 2.8. Коэффициент абсолютной ликвидности за 2017 год составил 0,145 и снизился на 0,328% по сравнению с годом ранее. Данный показатель говорит, что каждый день подлежат погашению не менее 14,5% краткосрочных обязательств компании.

Можно сделать вывод, что предприятие активно развивается на рынке услуг, финансово-устойчиво. Принимаемые менеджментом компании управленческие решения оказывают положительное влияние на увеличение прибыли компании и могут считаться эффективными, поэтому эффективность управления прибылью в ООО «Воды Балтики» можно оценить, как высокую, о чем свидетельствует рост всех показателей рентабельности.

Согласно проведенному анализу, было выявлено неравномерное увеличение себестоимости по отношению к тему роста выручки. (см. рис. 2.11)

Рисунок 2.11 – Динамика роста себестоимости и выручки за 2016-2017 года

Как видно из рисунка 2.11, несмотря на стабильный рост выручки на 6,8-7,4% в год, видна нестабильность роста себестоимости продаж, так за 2016 год темп роста себестоимости превышал темп роста выручки на 0,59% что говорит о отрицательной тенденции поскольку повышение себестоимости снижает валовую прибыль компании. Данная проблема для компании является актуальной, поэтому проведем более детальный анализ ассортимента продукции и ценообразования в следующем разделе работы.

2.3. Формирование ассортимента и ценообразование продукции

Для анализа ассортимента товаров используем методику АВС-анализа и проанализируем показатели 2017 года за три месяца: сентябрь, октябрь и ноябрь. Рассчитаем и расставим показатели по группам:

  • Группа А – очень важные товары, которые всегда должны присутствовать в ассортименте. Если в качестве параметра в анализе использовался объем продаж, то в данную группу входят лидеры продаж по количеству. Если в качестве параметра в анализе использовалась торговая наценка, то в данную группу входят наиболее прибыльные товары.
  • Группа В – товары средней степени важности.
  • Группа С – наименее важные товары, это "претенденты" на исключение из ассортимента и товары-новинки.