Файл: Цели создания запасов и их классификация (Методы учета, оценки и анализа запасов на предприятии).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 8
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы управления запасами торгового предприятия
1.1. Понятие и виды запасов предприятия
1.2. Методы учета, оценки и анализа запасов на предприятии
Глава 2. Современное состояние системы управления запасами ООО «Адидас»
2.1. Организационно–экономическая характеристика предприятия
2.2. Анализ управления запасами предприятия
Наконец, гарантийный запас создается на предприятиях в целях обеспечения непрерывности снабжения потребителей продукцией в различного рода непредвиденных ситуациях. Таким образом, значение материальных запасов в обеспечении непрерывности производственного процесса и в экономике страны в целом весьма велико, при этом концентрироваться они могут в таких сферах обращения и производства, как[17]:
- склады готовой продукции у производителей, являющиеся отправной точкой перемещения готовой продукции из сферы производства в сферу обращения;
- транспортные средства, перемещающиеся в соответствии со своими маршрутами между пунктами производства готовой продукции и пунктами ее потребления (так называемые «запасы в пути»);
- склады и терминалы маркетинговых и снабженческих организаций, на которых готовая продукция хранится в небольших количествах, необходимых для осуществления соответствующей деятельности;
- склады предприятий, непосредственно потребляющих готовую продукцию, являющиеся конечной точкой контакта сфер производства и обращения[18].
Таким образом, материальные запасы предназначаются для обеспечения непрерывности происходящих на предприятии технологических и производственных процессов, позволяя избегать сбоев из-за временного отсутствия необходимых для производства продукции материалов и сырья.
1.2. Методы учета, оценки и анализа запасов на предприятии
Анализ материально-производственных запасов предполагает выявление упущенных возможностей предприятия, необходимых для скорейшего достижения основной его цели – увеличения прибыли.
Направления анализа материально-производственных запасов, соответствующие задачи и источники информации представлены в таблице 1[19].
Таблица 1
Направления, задачи и источники информации для анализа материально-производственных запасов
Направление анализа |
Задачи анализа |
Источники информации |
1.Анализ обеспеченности предприятия материальными ресурсами |
1. Оценить обеспеченность потребности в завозе ресурсов договорами на поставку; 2. Выявить фактическое выполнение поставки ресурсов |
Бизнес-план; Оперативно-техническая отчетность |
2. Анализ структуры и динамики запасов |
Оценить наличие материалов на предприятии, их состав, качество и динамику |
Форма бухгалтерской отчетности №1; Результаты учета по счетам: 10,41,43 |
3. Анализ ритмичности формирования запасов |
1. Оценить процесс снабжения; 2. Выявить наличие/отсутствие рисков |
Производственная программа предприятия |
4. Анализ эффективности использования материальных ресурсов |
1. Оценить эффективность использования запасов; 2. Определить факторы, оказывающие влияние на обеспеченность объекта анализа материальными ресурсами |
Форма бухгалтерской отчетности №2; Результаты учета по счету 20 |
Для осуществления анализа запасов необходимо выявить общую методику его проведения. Основные методики приведены в таблице 2.
Таблица 2
Методики анализа материально-производственных запасов
Авторы |
Этапы анализа |
1. Алексеева А. И., Васильев Ю. В., Малеева А. В[20] |
1. Анализ обеспеченности организации материальными ресурсами: расчет коэффициентов обеспечения; 2. Анализ норм расхода материальных ресурсов; 3. Анализ запасов материальных ресурсов; 4. Анализ оборачиваемости материальных ресурсов; 5. Анализ использования материальных ресурсов; 6. Анализ резервов увеличения объема производства товаров и снижения расхода материальных ресурсов |
1. Анализ эффективности использования материальных ресурсов; 2. Анализ влияния эффективности использования материальных ресурсов на величину материальных расходов; 3. Анализ обеспеченности организации материальными ресурсами; 4. Анализ обоснованности норм расхода материальных ресурсов; 5. Обоснование оптимальной потребности в материальных ресурсах |
|
3. Чуев И. Н., Чуева Л. Н.[23] |
1. Анализ уровня обеспеченности организации материальными ресурсами; 2. Анализ эффективности |
использования материалов; 3. Оценка использования отходов производства; 4. Анализ материальных затрат |
|
4. Ендовицкий Д.А.[24] |
1. Анализ состава, структуры и динамики изменения материальных запасов; 2. Анализ потребности в материальных ресурсах; 3. Анализ эффективности использования материальных ресурсов |
Устранение различий между российскими стандартами и международными – является одной из главных черт, характеризующих современный учет. Обусловлено это наличием необходимости в сотрудничестве на международной экономической площадке.
«Международные стандарты отчетности представляют собой правила, основываясь на которых, хозяйствующие субъекты оформляют отчетность»[25]. О.А. Овчинникова дополняет, что данный проект разработан на основании международных стандартов, в чем заключается факт сближения отечественного и зарубежного учета[26].
И.Р. Сухаревым[27] и Е.В. Логиновой[28] выявлены недостатки учета согласно стандарту, В.А. Анциферова[29], напротив, считает необходимым дальнейшую «активизацию использования» международных стандартов. С целью постоянного процесса реализации любой организации следует обладать в большом количестве разнообразными материально-производственными запасами.
Процесс планирования запасов на предприятии позволяет наиболее эффективно распределять ресурсы и получать у контрагентов (в частности поставщиков) наиболее выгодные условия[30]. Мы в состоянии осуществлять манипуляции по управлению (замедлять или ускорять транспортное средство), однако при этом мы не знаем куда именно мы едем, зачем мы туда едем, и не находится ли на пути следования непреодолимое препятствие, достаточно ли топлива, и есть ли дальше проезд[31].
Управление запасами, в свою очередь, является одним из ключевых элементов системы управления потоками сырья, потоками комплектующих и товарными потоками. Наиболее важной задачей управления запасами является поддержание необходимого и достаточного для выполнения плана продаж объема запасов на предприятии.
Решение данной задачи возможно только при следующих условиях:
1. Выбор наиболее эффективного метода управления запасами для каждой номенклатурной позиции. Выполнение данного условия позволяет компенсировать риски, связанные с дальнейшим планированием и прогнозирование продаж;
2. Выбор наиболее эффективного режима пополнения запасов. Данное условие также необходимо для выполнения плана продаж.
Выделяют следующие этапы планирования запасов[32]:
1. Составление плана-графика продаж в единицах товара, с распределением по шагам планирования. В том случае, что невозможно осуществить планирование по шагам, то следует планировать равномерное распределение;
2. Составление плана-графика запасов. Данные этап позволяет обеспечить грамотное выполнение плана-графика продаж. План-график запасов составляется с учетом ранее выбранной для каждой товарной позиции политики управления запасом.
Предприятия, исключающие данный этап, с большой долей вероятности могут столкнуться с затоваривание или дефицитом. При этом данные явления могут наблюдаться одновременно, по разным номенклатурным позициям. План-график запасов также дает предприятию возможность планировать собственную потребность в складских площадях;
3. Составление плана-графика поступления товара со склада предприятия в продажу. Данный план-график позволяет поддерживать эффективное выполнение плана-графика запасов. Также, данный план-график дает возможность планировать потребности предприятия в ресурсах для погрузочно-разгрузочных работ;
4. Составление плана-графики закупок;
5. Составление плана-графика потребности в перевозочных средствах;
6. Составление плана-графика доходов от продаж. Данный план-график формируется с учетов определенных условий оплаты;
7. Составление плана-графика затрат. Данный план-график нередко называют платежным календарем. Он включает в себя все расходы, предназначенные для обеспечения товарных потоков[33].
Выживание предприятия в условиях рынка значительно усилило роль управления, в котором одной из подсистем, влияющих на результативность управления в целом, является процесс управления запасами.
Глава 2. Современное состояние системы управления запасами ООО «Адидас»
2.1. Организационно–экономическая характеристика предприятия
ООО «Адидас» является дочерней компанией немецкой группы Adidas AG, головной офис которой находится в городе Херцогенаурах, который является ведущей компанией на мировом рынке спортивных товаров и экипировки.
Миссия компании: «Меняем жизнь людей через спорт».
Цель компании - быть лидером среди мировых спортивных брендов. Задачи: укрепление имиджа бренда, увеличение его популярности, повышения качества товара, увеличение качества предоставляемых услуг, увеличение продаж и прибыли.
Основными потребителями является молодежь в возрасте от 18-25 лет, а наименьшую долю занимают потребителя в возрасте выше. Конкуренты компании: Nike, Puma, Decathlon, Спортмастер.
В таблице 3 представлены организационно – экономические показатели ООО «Адидас», которые получены в результате деятельности компании в России.
Таблица 3
Организационно – экономические показатели ООО «Адидас»
Показатели |
Значение показателя |
2018 г. к 2017 г., % |
2018 г. к 2016 г., % |
||
2016 г. |
2017 г. |
2018г. |
|||
Выручка |
52596824 |
46735704 |
47252786 |
101,1 |
89,83 |
Себестоимость продукции, работ, услуг |
22161835 |
26153824 |
20392872 |
77,97 |
92,02 |
Валовая прибыль |
22161835 |
26153824 |
26859914 |
102,69 |
121,19 |
Управленческие расходы |
10000255 |
11002356 |
14255655 |
129,57 |
142,55 |
Коммерческие расходы |
29575763 |
26623175 |
27781892 |
104,35 |
93,93 |
Прибыль (убыток) от продаж |
-471654 |
-469351 |
-921978 |
196,43 |
195,47 |
Чистая прибыль (убыток) |
-119591 |
-1873437 |
-2216183 |
118,29 |
51,74 |
Основные средства |
4282889 |
8622430 |
8783997 |
101,87 |
205,09 |
Оборотные активы |
39335983 |
41779275 |
36557773 |
87,50 |
92,93 |
Численность, чел. |
40,1 |
48,5 |
52,89 |
109,05 |
131,89 |
Фонд оплаты труда ППП |
4944160 |
6185823 |
6759037 |
109,26 |
136,70 |
Производительность труда работающего |
1311641,50 |
963622,76 |
893416,26 |
92,71 |
68,11 |
Среднегодовая заработная плата работающего |
123295,76 |
127542,74 |
127794,23 |
100,19 |
103,64 |
Фондоотдача |
12,28 |
5,42 |
5,38 |
99,26 |
44,17 |
Оборачиваемость активов |
1,34 |
1,12 |
1,29 |
115,17 |
96,26 |
Затраты на рубль выручки |
117,38 |
124,55 |
132,12 |
106,07 |
112,55 |