Файл: Сущность и значение организационной структуры управления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

«Структура управления организацией», или «организационная структура управления» - одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. Структуру можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда - то внимание, которое руководители организаций уделяют принципам и методам построения структур управления, выбору их типов и видов, изучению тенденций изменения и оценкам соответствия задачам организаций.

Поскольку организация - это социально экономическая система, важно правильно организовать взаимодействие ее элементов, чтобы она была эффективно управляемой. Это актуально для любой организации, будь - то государственное учреждение или коммерческая организация.

Структура управления должна способствовать достижению целей организации. Для фирмы такими целями, как правило, являются: выживание в конкурентной борьбе, завоевание определенной доли рынка и получение прибыли. Поэтому структура управления должна быть максимально приспособлена к рыночным условиям. Рыночная среда характеризуется наличием нестабильности, подвижности, неопределенности и риска, а потому и структура управления должна изменяться, приспосабливаясь к этим условиям.

В ООО «Бузулукский ЖБИ» сформировалась такая ситуация, когда действующая организационная структура перестала в полной мере обеспечивать выполнение целей организации. Поэтому объективно назрела необходимость изменения структуры управления. Развитие российского рынка и происходящие на нем изменения требуют построения иной, более гибкой, адаптированной к рынку организационной структуры, ориентированной на стратегическое планирование. Какой должна быть новая структура? Очевидно, следует ориентироваться на опыт западных компаний в этой области. Поэтому в данной работе будут рассмотрены концепции построения структур управления, сформировавшиеся в зарубежной практике. В частности большое внимание следует уделить децентрализации управления компанией. Этому и посвящена данная дипломная работа.

Объектом является организационная структура управления ООО «Бузулукский ЖБИ».

Предметом исследования выступают элементы, связи, свойства организационной структуры управления предприятием ООО «Бузулукский ЖБИ».


Основной целью данной работы является разработка структуры управление организацией, ориентированной на решение стратегических задач (на примере ООО «Бузулукский ЖБИ»)

При этом основными задачами, которые должны быть выполнены, являются:

- анализ действующей организационной структуры управления ООО «Бузулукский ЖБИ»;

- рассмотрение проблем и путей их решений в области разработки структуры управления;

- оптимизация структуры с точки зрения основных целей фирмы;

- обоснование экономической целесообразности новой структуры;

- создание максимальной адаптации структуры к рыночным условиям;

- разработка структуры управления (на примере ООО «Бузулукский ЖБИ»), ориентированной на решение стратегических задач.

Работа содержит введение, две главы и заключение.

В первой главе рассматриваются сущность, свойства, характеристики, основные типы, достоинства и недостатки, принципы построения организационных структур, факторы воздействия на них.

Во второй главе проведен анализ организационной структуры и функций управления ООО «Бузулукский ЖБИ»

В заключении предложены варианты по совершенствованию организационной структуры предприятия.

Работа построена на трудах таких ученых – экономистов как: Басовский Л.Е., Веснин В.Р., Зиновьев В.Н., Герчикова И., Вершигора Е.Е. и др.

1 Сущность и значение организационной структуры

1.1 Сущность, свойства и значение организационной структуры

Эффективность управления организационной системой, а также содержание и характер труда как руководителя, так и подчиненных существенно зависят от принятой структуры управления организационной системой.

По отношению к структуре управления организацией существует несколько определений.

Под структурой управления организационной системой понимается форма разделения труда в управлении, закрепляющая деление управления на соответствующие функции.

Структура организации (организационная структура) – это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации (2).


Термин «функциональные области» не следует смешивать с функциями управления.

Понятие «функциональная область» относится к работе, которую выполняет подразделение для организации в целом, например, маркетинг, производство, финансы, кадры.

Организационная структура – это целостная система, специально разработанная таким образом, чтобы работающие в ее рамках люди могли наиболее эффективно добиться поставленной перед ними цели (3).

Организационная структура – это способ группировки работ и проведения линии подчинения, объединяющий работы (4).

Структура управления рассматривается как необходимая форма реализации функций управления.

Функции и структура управления представляют две неразрывно взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны единого целого – организации системы управления и выступают соответственно как содержание и форма процесса управления. Взаимообусловленность функций и структуры управления предполагает первичность функций и вторичность структуры управления. Однако первичность и вторичность функций и структуры относительны, а не абсолютны.

Организационная структура управления с заданными функциями есть ее устройство (строение), соответствующее по составу своих элементов назначению системы.

Элементами структуры являются органы управления, их подразделения или отдельные сотрудники. При этом сотрудником управления называется человек, выполняющий какую – либо функцию управления, а органом управления называется группа сотрудников управления, связанных между собой отношениями разделения труда и выполняющих совместно какую – либо фиксированную функцию управления.

Орган управления может состоять из одной или нескольких первичных групп. Первичной группой называется коллектив сотрудников управления, у которых есть общий руководитель, но которые не имеют подчиненных. Иногда первичные группы называют элементарными организациями. Первичная группа может быть как подразделением, так и самостоятельным органом управления.

Органы управления подразделяются по их положению в структуре управления на вышестоящие, нижестоящие и одноуровневые.

Связи между элементами структуры управления могут быть вертикальными (связи руководства и подчинения) и горизонтальными (связи координации между одноуровневыми элементами).

Вертикальные связи подразделяются на линейные (обязательное подчинение по всем вопросам управления) и функциональные (подчинение только по определенной группе вопросов управления).


Важной количественной характеристикой вертикальных связей является масштаб управления (диапазон, сфера руководства), определяемый числом подчиненных одному руководителю сотрудников или числом подчиненных органу управления нижестоящих органов.

Характеристикой горизонтальных связей является масштаб координации, определяемый общим числом сотрудников и общим количеством функций взаимодействия.

При создании или анализе структур управления необходимо учитывать, что они должны удовлетворять и таким качественным требованиям, как оперативность, надежность, гибкость, экономичность.

Требование оперативности означает, что структура управления должна обеспечивать достаточную быстроту функционирования всех звеньев управления.. Доводить до исполнителя и реализовывать необходимые управляющие воздействия.

Надежность структуры управления обеспечивает функционирование всех звеньев управления, при котором непрерывно и достоверно отображаются все происходящие в организационной системе процессы и существует совокупность стимулов. Гарантирующих эту достоверность.

Совокупность свойств структуры, связанных с ее надежностью показана на рис. 1, страница 11.

Надежность

Непрерывность

Достоверность изображения

Самокоррекция

Гарантийные стимулы

Обратная связь (контроль)

Рис.1 Свойства структуры, связанные с надежностью

Непрерывность управления необходимо понимать с учетом скорости изменения управляемого процесса. Применительно к организационным системам это означает: если управляемый объект может плавно изменять свое состояние не быстрее чем с частотой один раз в сутки, то информацию о нем для обеспечения эффективного управления необходимо получать с частотой не менее двух раз в сутки. С такой же периодичностью необходимо осуществлять и управляющие воздействия на этот объект. С учетом этих особенностей необходимо рассматривать и непрерывность общения субъекта и объекта управления.

Самокоррекция структуры обеспечивает своевременную локализацию отклонения функционирования управляемого объекта в ближайшем к нему управляющем органе. Отработка нижестоящими звеньями управления детальных планов и представление их в вышестоящие управленческие звенья обеспечивает самокоррекцию ошибок, которые допущены в исходном плане вышестоящего звена, например, из – за неучета местных условий.

Требования гибкости структуры управления связано с необходимостью обеспечения такого важнейшего свойства организационной системы, как респонсивность, т.е. способность системы к различным изменениям и перестройкам. Гибкость структуры управления обеспечивает динамичность и мобильность всех звеньев управления, их способность быстро и адекватно приспосабливаться ко всем изменениям, которые могут происходить в организационной системе (11).


Система имеет тем большую респонсивность, чем более способна изменять свою структуру, методы, стиль и темпы работы.

Различают стратегическую, оперативную и структурную респонсивность организационной системы.

Стратегическая респонсивность означает способность организационной системы изменять конечные цели деятельности. Оперативная (техническая) респонсивность предполагает способность организационной системы видоизменять структуру без ущерба для общего показателя эффективности системы. Она частично определяется гибкостью структуры управления.

Современные организационные системы должны обладать достаточно высоким уровнем респонсивности, обусловленным в первую очередь необходимостью в сжатые сроки осваивать и эксплуатировать новые виды технических средств, новые способы и технологические процессы. Это предъявляет особые требования к гибкости структур управления этими системами (26).

Экономичность структуры управления определяет затраты материальных средств, расходуемых как на содержание органов управления, так и на реализацию всех управленческих функций. Из совокупности структур одинаковых уровней управления более экономичной остается та, которая при прочих равных условиях требует меньших затрат материальных ресурсов. Факторы, влияющие на экономичность структуры, показаны на рис.2, страница 13.

Экономичность

Содержание организации

Реализация управления

Штат

Структура

Рациональный

состав

Уменьшение переписки

Стандартные

бланки

Сокращение информации

Рис.2 Экономичность структуры

Одним из направлений уменьшения затрат на реализацию функций управления является передача информации не о всех параметрах процесса, а только об отклонениях от плановых значений. Такой способ не только уменьшает затраты на передачу информации, но и разгружает руководителя от известной ему плановой информации, освобождает его от необходимости самому отыскивать отклонения от плана.

Рациональный состав органов управления, сбалансированное количество в них высококвалифицированных сотрудников и технических исполнителей снижает стоимость их содержания.

Нерациональная структура управления, требующая обильной переписки, представления различных громоздких отчетов и таблиц, использование квалифицированных специалистов не по назначению – все это источники дополнительных затрат не только материальных средств, но и времени (25).