Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 17
Скачиваний: 0
Таких наказаний, связанных с потерей материальных благ, должно быть как минимум два: частичная выплата вознаграждения или разрыв трудовых соглашений. Работник должен знать, какие требования к нему предъявляются, какое вознаграждение он получит при их неукоснительном соблюдении, какие санкции последуют в случае их нарушения. Дисциплина несет в себе элементы принуждения, ограничения свободы действия. Однако грань между контролированием и стимулированием условна и подвижна, т.к. работник с сильной мотивацией обладает самодисциплиной, привычкой добросовестно выполнять требования и относиться к ним как к собственным нормам поведения. Система стимулирования вырастает как бы из административно-правовых методов управления, но не заменяет их, т.к. стимулирование труда эффективно в том случае, если органы управления умеют добиваться того уровня, за который платят. Цель стимулирования – не только побудить человека работать вообще, а побудить его делать лучше ( больше) того, что обусловлено трудовыми соглашениями.
По виду потребностей, которые удовлетворяют стимулы, последние можно разделить на внутренние и внешние. К первым относят чувство самоуважения, удовлетворения от достижения результатов, ощущение содержательности и значимости своего труда, «роскошь человеческого общения», возникающего в процессе выполнения работы. Их также можно назвать моральными стимулами. Внешним вознаграждением является то, что предоставляется кампанией взамен выполненной работы: заработная плата, премии, служебный рост, символы статуса и престижа, разнообразные льготы и поощрения. Их также можно назвать денежными и материально –социальными стимулами.
Система стимулирования труда:
1.Материально –денежное стимулирование.
Деньги –это наиболее очевидный и наиболее используемый способ, которым организация может вознаградить сотрудников.
2.Материально –социальные стимулы.
К ним относят :
-создание необходимых условий высокопроизводительного труда. К таким условиям относят: оптимальную организацию рабочего места, отсутствие отвлекающих шумов (особенно монотонных), достаточную освещенность, темп, режим труда;
-возможность ухода от монотонного к более интересному, творческому, содержательному трудовому процессу. Под монотонностью одни понимают объективную характеристику самого процесса труда, другие – только психическое состояние человека, являющееся следствием однообразия работы;
-стимулирование свободным временем. В результате недостатка свободного времени многие работники трудятся с ощущением хронической усталости, испытывают постоянные нервно –эмоциональные перегрузки;
-улучшение отношений в коллективе. К внутренним условиям создания психологического микроклимата в коллективе, благотворно влияющего на состояние работающих, относят авторитет и особенности личности руководителя, стиль его руководства, совместимость членов коллектива по характерам, ценностным ориентациям, эмоциональным и другим свойствам, наличие влиятельных лидеров в неофициальных группах и отношение этих лидеров к производственным задачам, стоящим перед коллективом;
-продвижение по службе. Один из наиболее действенных стимулов, т.к. во –первых, при этом повышается оклад; во –вторых, расширяется круг полномочий и соответственно работник становится причастным к принятию важных решений; в –третьих, повышается степень ответственности, что заставляет человека работать эффективнее и не допускать промахи и ошибки; в –четвертых, повышает доступ к информации.
Морально –психологические стимулы
Эти стимулы ориентированы на мотивацию человека как личности, а не только механизма, призванного выполнять производственные функции. В отличие от вышеописанных стимулов, моральные являются внутренними стимулами, т.е. напрямую ими нельзя воздействовать на человека. Гуманизация отражает социальный характер менеджмента и роль человеческого фактора как объекта менеджмента. Гуманизация касается этики деятельности, природы и механизмов воздействия как одной из сторон социальной деятельности человека. С помощью функции гуманизации формируется и развивается культура фирмы, культура управления.
Корпоративность –новая функция менеджмента включает в себя виды деятельности по формированию атмосферы фирмы, ее социально –психологического климата.
Контроль оказывает сильное влияние на организацию поведения системы. Неудачно спроектированные системы контроля могут сделать поведение работников ориентированным на них, т.е. люди будут стремиться к удовлетворению требований контроля, а не к достижению поставленных целей. Такие воздействия могут также привести к выдаче неверной информации.
Проблем, возникающих вследствие воздействия системы контроля, можно избежать, задавая приемлемые стандарты контроля, устанавливая двустороннюю связь, задавая напряженные, но достижимые стандарты контроля, избегая излишнего контроля, а также вознаграждая за достижение заданных стандартов контроля.
Профессионализация — ключевая особенность менеджмента. Именно профессионализация деятельности управленческого персонала отличает менеджмент от других видов социального управления. Базой формирования данной особенности менеджмента служит развитие теории и методологии менеджмента, обобщение искусства управления и опыта хозяйствования, действующая разветвленная система подготовки менеджеров, разнообразные программы и формы обучения.
По критерию профессионализации менеджмента выделяются две группы функций:
I. Функции профессионализации
II. Функции профессионализма деятельности менеджеров:
-ментальность;
- интеллектуальность;
-инновационность;
- компетентность;
-предприимчивость;
- правовое сознание;
-ответственность и риск;
- инициативность;
- результативность и эффективность;
- целенаправленность;
-лидерство;
- организованность;
-управляемость и оперативность;
- этичность поведения.
Функции профессионализации менеджмента обусловлены объективными факторами, определяющими сущность управленческой деятельности. Напомним главные из них. Прежде всего это тип управления людьми, занятыми в совместной производственно-хозяйственной деятельности. Менталитет нации определяет демократичность отношений, формальные и неформальные методы и процедуры. Менеджмент как тип управления характерен для рыночных отношений, обусловливающих требования результативности и эффективности управления, управляемости и конкурентоспособности. Менеджер должен ориентировать деятельность системы управления организацией на достижение конечных положительных результатов, что возможно при наличии инновационной предприимчивости, социальной ответственности, оперативности, стремления к лидерству.
Естественно, что с развитием менеджмента функции профессионализации управления обогащаются новым содержанием, возникают новые функции, появляется необходимость дальнейшей детализации и дифференциации функций. В настоящее время активно разрабатывается проблема профессионализации функциональных менеджеров, а также управленческого персонала, создаются модели формирования карьеры по основным управленческим профессиям.
Подготовка профессиональных менеджеров в России, переориентация кадров, повышение квалификации — ключевые проблемы в менеджменте. Прежде всего это обусловлено традиционной для России структурой управленческого персонала, в которой почти половину численности управленческого аппарата основного звена хозяйствования составляют линейные руководители, специалисты (22%), экономисты и инженеры-экономисты (9%).
Численность аппарата управления в народном хозяйстве в дореформенном периоде составляла 15% общей численности занятых работников.
В России проявляется тенденция роста численности аппарата управления после коренных структурных преобразований в управлении экономикой и менеджменте. По данным за 1995 г. численность аппарата управления в основном звене промышленного производства составила 19%. Деформированная структура управленческих кадров характерна для всех уровней управления экономикой. По данным за 1995 г., в органах государственной власти и управления сложилась следующая структура: руководители составляют 36,5%, специалисты — 43,6%, служащие — 7,9%, рабочие —12,1%.
Эти данные убеждают в необходимости комплексного подхода к использованию управленческого кадрового потенциала и прежде всего к повышению профессионализма и предприимчивости.
Функции профессионализации следует рассматривать как связующие звенья в методологии исследования управленческой деятельности. На рис. 4.8 отражены взаимосвязи функций менеджмента, последовательность их формирования и оценки, а также роль в процессах развития экономики и менеджмента.
При формировании результативно и эффективно действующей системы менеджмента ключевую роль играют специфика и назначение объекта управления, его структура и взаимосвязи (тип менеджмента). Характеристики менеджмента выступают исходным условием формирования процессов управления, выбора средств воздействия и последовательности основных функций. Специфика и качество решаемых проблем и состояния объекта управления позволяют формировать процессы развития системы менеджмента.
Вся рассмотренная совокупность функций воздействует на профессиональные требования к управленческому аппарату и менеджерам, представляя содержание функций профессионализации менеджмента.
Результативность профессионализации является основой результативности процессов выработки управленческих решений, правильного выбора и эффективного использования средств и методов воздействия, формирования последовательности основных функций менеджмента. Способности системы управления реализовать потенциальные возможности объекта управления в реальных социально-экономических условиях позволяют достичь определенного уровня развития.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- Менеджмент представляет собой непрерывный процесс функционирования всей управляющей системы. Он обладает всеми чертами трудового процесса. В общем виде процесс менеджмента можно охарактеризовать с точки зрения технологии (как делается), организации (кем и в каком порядке) и содержания (что именно делается).
- Процесс менеджмента есть совокупность целенаправленных действий руководителя и аппарата управления по согласованию совместной деятельности людей для достижения поставленных целей.
- Содержание менеджмента как процесса раскрывается в его функциях. Под функцией менеджмента понимается совокупность видов работы, направленной на решение определенных задач по управлению. Функции менеджмента зависят прежде всего от особенностей управляемого объекта. В соответствии со структурой производства выделяют функции, отражающие:
–отраслевую структуру экономики;
-ее территориальную структуру;
-отдельные элементы производства.
4.Все функции менеджмента можно разделить по двум признакам: по содержанию процесса управления (основные функции) и по направлению воздействия на объекты управления (специфические или конкретные функции).
5.Основными функциями менеджмента являются следующие пять взаимосвязанных функций: планирование, организация, мотивация, стимулирование и контроль.
6.Конкретные (специфические) функции управления являются результатом разделения управленческого труда и имеют конкретное содержание. На уровне предприятия можно выделить следующие конкретные функции управления:
А) основным производством
Б) вспомогательным производством
В) качеством продукции
Г) трудом и заработной платой
Д) кадрами, снабжением, финансами и кредитом, социальным развитием коллектива
Е) маркетингом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Кузнецов Ю.В., Подлесных В.И. Основы менеджмента – 2-е изд. СПб.: издательство ОЛБИС, 2008.
- Основы менеджмента: Учеб. для вузов/ Д.Д. Вачугов, Т.Е. Березкина, Н.А. Кислякова – М.: - Высш. школа, 2012.
- Кошелев А.Н. Основы менеджмента: учебник. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.
- Менеджмент: Учебник/ под ред. проф. В.И. Королева. – М.: Экономист, 2009.
- Веснин В.Р. Основы менеджмента. М.: Т.Д. «Элит-2000», 2010.
- Зайнутдинов Ш.Н. Менеджмент,Т. Издательско –полиграфический дом имени Чулпана, 2011