Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 25
Скачиваний: 0
Таким образом, планирование — это задача в плане показать то, что необходимо достичь, какими рычагами, сообразуясь со временем и пространством необходимо воспользоваться для этого. Планирование определяет перспективу развития и будущее состояние системы производства как объекта, так и субъекта управления, вместе взятого. Являясь активным управленческим процессом оказания воздействия на систему, оно усиливает темпы развития производства, способствует мобилизации дополнительных резервов, материальных источников, требует применения передовых методов и форм воздействия на весь процесс производства. Чтобы снизить риск принятия неправильного решения из-за ошибочной или недостоверной информации, руководство принимает обоснованные и систематизированные перспективные плановые решения. Краткосрочное планирование способствует созданию единство общей цели внутри организации.
В зависимости от направленности и характера решаемых задач различают три вида планирования:
- стратегическое;
- среднесрочное;
- тактическое или текущее (бюджетное).
Задачи планирования определяются каждой организацией самостоятельно в зависимости от деятельности, которой она занимается. В целом же задачи стратегического планирования любой организации сводятся к:
- планированию роста прибыли;
- планированию издержек предприятия, и, как следствие, их уменьшение;
- увеличению доли рынка, увеличение доли продаж;
- обеспечению необходимым количественным и качественным составом персонала;
- улучшению социальной политики организации.
Подготовку к практическому воплощению замыслов, содержащихся в планах, программах, стратегиях берет на себя организационная функция.
Организационная работа (организация) — это процесс распределения ресурсов для выполнения планов. В данном случае менеджер должен учесть все виды деятельности, выполняемые персоналом — от программного обеспечения компьютеров фирмы до работы водителей грузовиков и отправки корреспонденции, а также все технические средства и оборудование, используемые работниками в своей деятельности.
Планирование –основная функция менеджмента представляет собой вид деятельности по формированию средств воздействия, обеспечивающих достижение поставленных целей. Согласно концепции немецкого профессора Д.Хана планирование –это ориентированный в будущее систематический процесс принятия решений. Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития предприятия на установленный срок: определение хозяйственных задач, средств их достижения,сроков и последовательности реализации, выявление материальных трудовых и финансовых ресурсов для решения поставленной задачи.
В зависимости от содержания целей и задач можно выделить следующие формы планирования и виды планов:
Формы планирования: -перспективное (стратегическое)
-среднесрочное
-текущее (бюджетное, оперативное).
Стратегическое планирование ориентировано на продолжительный срок более 10 -20 лет. Оно предусматривает разработку общих целей предприятия на перспективу. Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Планирование может создать ряд важных и часто существенных благоприятных факторов для организации.
Среднесрочное планирование чаще всего составляется на 5 лет, так как именно это срок более всего соответствует периоду обновления производства и ассортимента продукции. В этих планах формулируются основные задачи на установленный срок, стратегия сбыта, финансовая стратегия, кадровая политика.
Текущее (оперативное) планирование заключается в определении промежуточных целей и задач. При этом детально разрабатываются средства и способы решения задач, использования ресурсов, внедрение новых технологий. Текущее планирование осуществляется путем детальной разработки оперативных планов по производству, материально –техническому снабжению. Основными звеньями текущего плана являются календарные планы ( месячные, квартальные, полугодовые), которые представляют собой детальную конкретизацию целей и задач.
1.2. Организация
Важной функцией управления является функция организации, котрая заключается в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями предприятия, определении порядка и условий функционирования предприятия. Организация как процесс представляет собой функцию по координации многих задач. Функции организации реализуется двумя путями: через административно –организационное управление и через оперативное управление.
Административно –организационное управление –предполагает определение структуры предприятия. Установление взаимосвязей и распределение функций между всеми подразделениями, предоставление прав и установление ответственности между работниками аппарата управления.
Оперативное управление обеспечивает функционирование предприятия в соответствии с утвержденным планом. Оно заключается в периодическом или непрерывном сравнении фактически полученных результатов с результатами, намеченными планом, и последующей их корректировкой. Оперативное планирование тесно связано с текущим планированием. Существует два основных аспекта организационного процесса:
1.Деление предприятия на подразделения соответственно целям и стратегиям.
2.Делегирование полномочий. Делегирование как термин, используемый в теории управления, означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.
Организация - управленческая деятельность, направленная на обеспечение упорядочения процесса управления в целом. Организация представляет собой распределение как функций исполнения управленческих решений, так и функций управления и позволяет обеспечить основу целесообразного построения определенного органа управления, определить компетенцию его структурных подразделений.
Задачи организации:
- обеспечение деятельности организации ресурсами (финансовыми, материальными, информационными, человеческими);
- утверждение определенных параметров, режимов работы подразделений организации, отношений между ними;
- формирование структуры организации с учетом размера предприятия, его целей, технологии, персонала.
Основные этапы (функции) организации:
- создание организационной структуры. На этом этапе осуществляется деление организации на блоки в соответствии с се целями и стратегиями, определяются задачи и функции выделенных подразделений;
- установление взаимоотношений полномочий, которые связывают высшее руководство с нижестоящими уровнями управления и персоналом организации и обеспечивают возможность распределения и координации задач .
Принципы, которые необходимо учитывать в процессе выполнения функции организации:
- единство цели (каждое подразделение и члены организации должны работать на общую цель);
- неразрывная связь с целями предприятия, определяемыми в ходе планирования;
- поручение различных задач работникам (разделение труда) и объединение их в управляемые рабочие группы или подразделения;
- координация различных видов деятельности (члены группы должны знать, что они должны делать, в какие сроки и кто ими руководит |9|).
Подготовку к практическому воплощению замыслов, содержащихся в планах, программах, стратегиях берет на себя организационная функция.
Организационная работа (организация) — это процесс распределения ресурсов для выполнения планов. В данном случае менеджер должен учесть все виды деятельности, выполняемые персоналом — от программного обеспечения компьютеров фирмы до работы водителей грузовиков и отправки корреспонденции, а также все технические средства и оборудование, используемые работниками в своей деятельности.
Функция организации реализуется: через административно-организационное управление и через оперативное управление.
Административно-организационное управление предполагает определение структуры фирмы, установление взаимосвязей и распределение функций между всеми подразделениями, предоставление прав и установление ответственности между работниками аппарата управления.
Оперативное управление обеспечивает функционирование фирмы в соответствии с утвержденным планом; заключается в периодическом или непрерывном сравнении фактически полученных результатов с результатами, определенными планом, и последующей их корректировке. Оперативное управление тесно связано с текущим планированием.
Организация как процесс представляет собой функцию по координации многих задач. Основные аспекты организационного процесса:
1) деление организации на подразделения соответственно целям и стратегиям;
2) делегирование полномочий.
Делегирование — термин, используемый в теории управления — означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.
Под организационной структурой понимается организация из отдельных подразделений с их взаимосвязями, которые определяются поставленными перед организацией целями и распределением между ее подразделениями функциями. Организационная структура предусматривает распределение функций и полномочий на принятие решений между руководящими работниками фирмы, ответственными за деятельность структурных подразделений, составляющих организацию фирмы.
Основные проблемы, возникающие при разработке структур управления, заключаются в установлении правильных взаимоотношений между отдельными подразделениями. Это связано с определением их целей, условий работы и стимулирования, с распределением ответственности между руководителями, выбором определенных схем управления и последовательности процедур при принятии решений, организации информационных потоков, выборе соответствующих технических средств.
Проблема совершенствования организационной структуры управления предполагает уточнение функций подразделения, определение прав и обязанностей каждого руководителя и сотрудника, устранение многоступенчатости, дублирования функций и информационных потоков. Основная задача здесь — повышение эффективности управления.
1.3. Контроль
Контроль –это системное наблюдение за выполнением планов, заданий и результатами хозяйственной деятельности, обеспечение с помощью информации обратной связи с управляемым объектом. Учет и контроль необходимы для управления плановой, финансовой, производственной и трудовой дисциплины на предприятии. Контроль как основная функция менеджмента объединяет все виды управленческой деятельности, связанные с формированием информации о состоянии и функционирования объекта управления (учет), изучения информации о процессах и результатах деятельности (анализ), работой по оценке результатов деятельности. Процесс контроля состоит из установки стандартов, изменения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.
Существует три основных вида контроля: предварительный, текущий и заключительный. Предварительный контроли обычно реализуется в форме определенной политики, процедур и правил. Прежде всего он применяется по отношению к трудовым , материальным и финансовым ресурсам.
Текущий контроль осуществляется, когда работа уже идет и обычно произодится в виде контроля работы подчиненного его непосредственным начальником.
Заключительный контроль осуществляется после того, как работа закончена или истекло отведенное для нее время.
При всей значимости рассмотренных выше функций основное место в менеджменте занимает функция координации. Координация предполагает обеспечение согласованности в работе всех элементов хозяйственного механизма организации. Это происходит за счет установления рациональных связей (коммуникаций) между структурными подразделениями и отдельными исполнителями. Именно координация действий обеспечивает бесперебойность в работе фирмы и взаимосвязь всех функций менеджмента, Основу координации составляет обмен информацией. Большую часть своего времени менеджеры тратят на коммуникации.
Содержание коммуникационного процесса зависит от координируемых процессов. Особенно широко используются заседания, документы, отчеты, служебные записки, компьютерная и телефонная связь, средства радио- и телевещания. С помощью этих и других форм связи обеспечивается единство и согласование всех стадий процесса управления (планирования, организации, мотивации, контроля), а также действий руководителя.
Координация синхронизирует не только процесс функционирования организации, но позволяет осуществлять согласованные действия по ее изменению, адаптации к меняющимся условиям и требованиям рынка. Это имеет особое значение в современных условиях, когда приспособляемость к рыночной конъюнктуре становится одним из основных факторов развития фирмы. На деятельность организации влияют многочисленные факторы внешней и внутренней среды, действие которых предвидеть с достаточной степенью вероятности практически невозможно, так как планы не всегда выполняются или же не могут быть реализованы в первоначальном варианте. В данном случае, у руководства появляется возможность обнаружить собственные ошибки и ошибки персонала, а также определить, достигнуты ли поставленные цели благодаря выполнению еще одной функции менеджмента, которой является функция контроля.