Файл: Классификация функций в менеджменте.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Менеджмент представляет собой непрерывный процесс функционирования всей управляющей системы. Он обладает всеми чертами трудового процесса. В общем виде процесс менеджмента можно охарактеризовать с точки зрения технологии ( как делается), организации (кем и в каком порядке) и содержания ( что именно делается). В содержании процесса управления можно выделить аспекты: технический, производственный, экономический и социальный. В техническом плане – это управление процессом изготовления, например, получения металла или нефти; в производственном – это процесс организации производства, т.е. взаимодействия участков, цехов предприятия; в экономическом – руководство производством, рабочей силой и всей системой экономических отношений; в социальном – это удовлетворение социальных потребностей трудовых коллективов, воспитание человека. Технология процесса управления включает операции и процедуры, выполняемые работниками управления.

Таким образом, процесс менеджмента есть совокупность целенаправленных действий руководителя и аппарата управления по согласованию совместной деятельности людей для достижения поставленных целей.

Процесс менеджмента характеризуется этапами, операциями, средствами и способами осуществления операций. В зависимости от последовательности выполнения управленческой деятельности выделяют следующие его этапы: цель, ситуация, проблема, решение. Каждому акту воздействия предшествует уяснение его цели, так как управление осуществляется для достижения определенной цели. Следующим этапом управления является анализ ситуаций в процессе управления. Этап характеризует совокупность работ, связанных с оценкой состояния системы, поиском путей ее улучшения, либо устранения нежелательных тенденций ее функционирования. Этап проблемы предполагает выяснение основного противоречия в текущем состоянии относительно цели ее развития. Этап решения является переходом к практической организационной деятельности руководителя, а с принятием решения осуществляется реальное воздействие на управляемую систему.

Процесс управления можно подразделить на следующие стадии: целеполагания, информационной работы, аналитической работы, выбора вариантов действия и организационно – практической работы в управляемой системе.

Операции управления –простейшие действия руководителя и аппарата управления, последовательность и сочетание которых составляет процесс управления. Например, для аналитической необходимо взять годовые или месячные отчеты предприятия, ознакомиться с ними, глубоко изучить и выявить недостатки, разработать мероприятия и внедрить их в производство. К средствам осуществления процесса управления относится прежде всего информация. Большая часть операций управления представляет собой работу с информацией. Сюда же относятся технические средства, широко используемые в работе аппарата управления. Это средства обработки и передачи информации, а также традиционные средства оргтехники. Способами осуществления процесса управления являются информационно –аналитическая и организационная работа. К информационно – аналитической работе относятся способы сбора, хранения, передачи и переработки информации, анализа, расчета, разработки вариантов решений. К организационной работе –способы разъяснения, убеждения, стимулирования и распределения заданий, контроль исполнения, принуждения и т.д. Чтобы управлять, необходимо не только решать, что и как делать, но и организовывать, заинтересовать, проконтролировать. Из этих операций и складывается организаторская деятельность руководителя.


При организации процесса управления следует обеспечить увязку функций бизнес –плана и снабжения, финансирования и бизнес –плана, ценообразования и кредитования, согласование отдельных элементов системы управления (целей, методов, кадров и методов, методов структуры).

С связи с этим выбор темы курсовой работы считаю своевременным и целесообразным, так как будущему специалисту в данной области менеджмента необходимо и крайне важно знать основные функции в менеджменте и уметь использовать полученные знания в работе в качестве менеджера, одного из представителей аппарата руководства на производстве. В частности, мне также крайне важно знать и получать навыки для работы в качестве менеджера, работающего в сфере обслуг в ресторанном бизнесе.

1.Классификация функций в менеджменте

При условиях формирования планомерной рыночной экономики повышаются требования к управлению. Это обусловлено повышенной сложностью как производства продукции, так и ее реализации. Если в производстве товаров принимают участие десятки, сотни, а то и больше специализированных предприятий, то возникает необходимость рационального решения большого количества повседневных практических проблем, связанных с обеспечением предприятия квалифицированной рабочей силой, сырьем, материалами, выгодными рынками сбыта товаров и услуг. Без специальных знаний решить этот широкий круг проблем невозможно. Появляется особенная, относительно обособленная сфера управленческой деятельности - менеджмент.

Менеджмент - современная система управления предприятием, действующая в условиях рыночной экономики. Термин "Менеджмент" по сути является аналогом термина " управление", его синонимом. Однако есть отличие. Управление относится к живой и неживой сфере. Например, управление техникой, биологическими процессами, государством. Управление является более широким понятием. Менеджмент применяется только в управлении социально-экономическими системами. Менеджмент - это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности для достижения намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов.

Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других - это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями.


Функции управления (менеджмента) являются одной из важнейших характеристик процесса управления и несут в себе набор действий и решений, на которых основывается весь организационно-производственный процесс предприятия

Содержание менеджмента как процесса раскрывается в его функциях. Под функцией менеджмента понимается совокупность видов работы, направленных на решение определенных задач по управлению, Функции менеджмента зависят прежде всего от особенностей управляемого объекта.

В соответствии со структурой производства выделяют функции, отражающие:

- отраслевую структуру экономики

-ее территориальную структуру

-отдельные элементы производства.

Отраслевая структура экономики обуславливает в менеджменте прежде всего такие функции, как управление сферой материального производства и непроизводственной сферой. В составе первого выделяют функции сферой производства и сферой обращения. Территориальная структура отражается в функциях управления производством.

Основные функции: процесс управления (менеджмент) имеет пять взаимосвязанных функций – планирование, организацию мотивацию, стимулирование, контроль. Функция – широко распространенное понятие, применяемое во всех науках. Функцией в менеджменте называют особый вид управленческой деятельности, с помощью которой субъект управления воздействует на управляемый объект. Процесс менеджмента – это совокупность и непрерывная последовательность взаимосвязанных действий управленческих работников по реализации функций менеджмента, осуществляемых по определенной технологии и направленных на достижение цели социально –экономической системы. Функция менеджмента отражает содержание процесса управления, вил управленческой работы, совокупность обязанностей управляющей подсистемы

Основные функции менеджмента

Целевая модель организации является исходной базой для определения объема и видов управленческих работ, которые обеспечивают их достижение. Речь идет о функциях, которые входят составными частями в любой процесс управления вне зависимости от особенностей (размера, назначения, формы собственности и пр.) той или иной организации. Поэтому их называют общими функциями управления. Основные функции - это содержание управленческой деятельности.

Достижение цели требует не просто реализации основных функций, а вполне определенного их сопряжения, динамики приоритетов в этих функциях.


Основные функции менеджмента:

- планирование (предвидение, прогнозирование);

- организация;

-мотивация;

- стимулирование;

- контроль.

Функции менеджмента отражает содержание процесса управления, вид управленческой деятельности, совокупность обязанностей управляющей подсистемы (субъекта управления). Конечным результатом управления является выработка управленческого воздействия, команды, приказа, направленных на достижение поставленной цели. Все функции менеджмента можно разделить по двум признакам: со содержанию процесса управления (основные функции) и по направлению воздействия на объекты управления ( конкретные функции).

Основная задача менеджеров – добиться реальных конечных деятельности. Менеджеры должны правильно определить , уяснить свои цели, поставить цели персоналу с тем, чтобы определить и уточнить исходные данные, выяснить сильные и слабые стороны системы и эффективно их использовать.

Кроме того, к числу основных функций менеджмента относят маркетинг и бизнес –план. Маркетинг – это комплекс наиболее существенных рыночных отношений и информационных потоков, которые связывают предприятие с потребителями через рынок. Маркетинг включает в себя : изучение рынка; планирование ассортимента товаров, продвижение товаров на рынок; рекламу; предпринимательскую деятельность.

Бизнес –план – это творческое проектирование, прогнозирование. В бизнес –планах отражается экономическая стратегия, определяются цели и средства для дальнейшего развития.

Конкретные (специфические) функции управления являются результатом разделения управленческого труда и имеют конкретное содержание. На уровне предприятия можно выделить следующие конкретные функции управления:

- основным производством

-вспомогательным производством

-качеством продукции

-трудом и заработной платой

-кадрами, снабжением, финансами и кредитом, социальныи развитием коллектива

-маркетингом.

1.1. Планирование

Планирование - узловая основополагающая функция менеджмента. Она складывается из ряда простых подфункций:

- целеполагание и прогнозирование;

- оценка ресурсов;

- программа действий и бюджетирование;

- наделение полномочиями;

- установление критериев контроля.

Планирование (в узком смысле) - процесс по разработке системы мер, направленных на достижение определенных целей. Планирование даст ответы на вопросы: что необходимо сделать; за какой период времени; какие ресурсы необходимы; каким должен быть результат?


Планирование на микроуровне (в рамках конкретной организации) включает совокупность бизнес-планов, краткосрочных программ, которые должны содержать предполагаемые плановые показатели и необходимые меры для их достижения.

Планирование на макроуровне - это основная форма государственного регулирования объектов управления. Планирование дает ответ на следующие вопросы:

- какие параметры имеет объект управления в настоящее время;

- в каком направлении он должен изменяться;

- что нужно сделать для достижения поставленной цели?

С конца 20-х гг. XX в. в России основным управленческим элементом было планирование. В это время разрабатывались системы народно-хозяйственных планов: годовые, пятилетние, комплексные и пр.

В 90-е гг. XX в. приоритетным стало программирование, разработка программ на различных уровнях: общегосударственном, региональном и муниципальном. По периоду времени программы разделялись на долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные.

Цикл планирования развития объекта управления состоит из следующих звеньев:

- анализ внешней среды;

- определение сильных и слабых сторон развития; использование имеющихся преимуществ;

- разработка плана достижения целей;

- корректировка целей и отклонений;

- определение целей.

Цели – это конкретные желаемые результаты, которых стремится достичь коллектив в процессе их деятельности. Цели могут быть различные:экономические, социальные, маркентинговые и др.

Исходной функцией является планирование. Управлять — это, пре­жде всего, планировать. Планирование по своему содержанию означает разработку программы действий на определенный период и путей ее выполнения.

Планы должны быть унифицированы по «вертикали» и по «гори­зонтали». «Вертикальная» взаимосвязь определяется тем, что планы всех уровней субординированы: задания нижестоящим уровням явля­ются продолжением планов, выработанных на уровне высшего руко­водства компании. «Горизонтальное» единство планов всех подразде­лений и направлений деятельности определяется координацией производственной, финансовой, сбытовой и других сфер развития предприятия.

Современный темп изменения и увеличения знаний настолько большой, что планирование зачастую единственный способ фор­мального прогнозирования будущих проблем и возможностей. Формальное планирование дает основу для принятия решения, может способствовать снижению риска при принятии решения. То есть оно служит для формулирования установленных целей, по­могает создать единство общей цели внутри организации.