Файл: Правовое положение инвалидов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В настоящее время особую актуальность приобретает продолжительность жизни населения и постоянный рост численности пожилых людей, данная тенденция связана, прежде всего, с развитием медицинских и социальных технологий. На первый выходят такие проблемы, как ухудшение здоровья, снижение уровня жизни, изменение активности людей пожилого возраста и сокращение социальных связей и взаимодействий. С позиций инновации и применения социальных технологий старость рассматривается не как негативный феномен, а как этап жизненного цикла человека со свойственными ему особенностями.

Первостепенной задачей современного общества становится необходимость обеспечивать достойную старость его членам, удовлетворяя не только первостепенные базовые потребности, реализуемые с помощью социального обеспечения и медицинского обслуживания, но и потребности в личностном и культурном развитии.

Достигая пенсионного возраста, человек переживает кризисное состояние, поскольку из его жизни выпадают такие сферы, как профессиональная и образовательная, коммуникативная сфера сокращается из-за снижения числа контактов и взаимодействий, а бытовая, благодаря использованию современных технических средств, сокращается, что приводит к увеличению свободного времени.

Наряду с проблемой старения населения, свою актуальность не теряет и проблема социальной работы с инвалидами. Взаимодействие взрослых инвалидов с окружающим миром, является крайне важной проблемой, заключающейся в правовых, экономических, производственных, коммуникативных, психологических особенностях. Существующие социальные барьеры, не позволяющие взрослым инвалидам активно включиться в жизнь общества и полноценно участвовать в ней, остаются значительными. Поэтому приоритетной задачей государства является помощь в адаптации взрослых инвалидов в трудной жизненной ситуации и устранение существующих социальных барьеров. Необходимо принятие грамотных и обоснованных действий, в том числе, по улучшению и модернизации социального обслуживания взрослых инвалидов.

Степень научной разработанности проблемы. Актуальность изучения комплексной и многоплановой темы последствий инвалидности и прав инвалидов обусловила активный интерес ученых различных отраслей научного знания – юридических, социологических, медицинских, экономических, педагогических, психологических, политически, философских наук. Изучению отдельных вопросов положения инвалидов в обществе, проблем, с которыми сталкиваются инвалиды при реализации некоторых прав, посвящены работы А. Л. Буркова, А. Е. Думбаева, В. А. Иваненко, Н. Н. Малофеева, О. А. Парягиной, В. С. Ткаченко. Исследование проблем социальной защиты отдельных групп инвалидов встречается в трудах В. И. Абрамова, А. Н. Аверина, И. Л. Акимовой, А. Л. Буркова, К. Кирххова, А. Я. Неумывакина.


Объектом исследования в курсовой работы являются урегулированные норами права общественные отношения, возникающие между субъектами правового регулирования, в процессе защиты прав инвалидов в России.

Предмет исследования составляют нормы права, регулирующие отношения в сфере социального обеспечения инвалидов, закрепленные в Конституции РФ[1], в международно-правовых актах, в отечественном законодательстве, а также правоприменительная практика.

Целью курсовой работы является анализ и пути решения проблем социального обеспечения инвалидов в РФ.

Для достижения поставленной цели в работе ставятся задачи по изучению и анализу вопросов, касающихся:

- раскрыть особый социальный статус инвалидов вРроссии;

- провести анализ основных направлений социальной поддержки инвалидов;

- выявить особенности пенсионного обеспечения инвалидов в России;

- проанализировать практические проблемы реализации прав инвалидов на социальное обеспечение.

При исследовании были использованы следующие методы: логический, логическо – правовой, системно–структурный, сравнительный, аналитический, сравнительно-правовой и некоторые другие.

На основании поставленных задач построена и структура курсовой работы, включающая в себя следующие разделы: введение, четыре главы, заключение, список использованных источников и приложения.

1. ОСОБЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ИНВАЛИДОВ В РОССИИ

Системное устройство общества основано на принципах его дифференцированности, многоуровневости и функциональном взаимодействии составляющих его элементов. Такое общество обеспечивает эффективное участие различных социальных групп в поддержании своей жизнедеятельности и предоставляет возможности для защиты ими своих интересов. Неотъемлемой частью развития современного общества являются процессы интеграции инвалидов как активных субъектов общественной жизни.

На международном уровне и в России создана широкая законодательная база по поддержке людей с ограниченными возможностями. В мире сегодня насчитывается более 1 миллиарда человек, имеющих инвалидность, или 15% населения[2].

16 декабря 1976 года Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 1981 год Международным годом инвалидов, а с 1983 по 1992 годы ООН провела Десятилетие инвалидов. В 1992 году 3 декабря был учрежден как Международный день инвалидов. Основными международными документами о правах инвалидов являются: документы ООН – Декларация о правах умственно отсталых лиц (1971), Декларация о правах инвалидов (1975), Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (1993), Конвенция о правах инвалидов (2006); документы ВОЗ – Всемирный доклад об инвалидности (2011); документы МОТ – Конвенция о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов; документы Совета Европы – План действий Совета Европы в отношении людей с ограниченными возможностями на 2006-2015 гг. и др.


В нашей стране 13 млн. инвалидов (уровень инвалидизации 9,2%). Прогнозируется, что к 2016 году их число может превысить 15 млн[3].

В связи с этим создана нормативно-правовая база в отношении к инвалидам. Прежде всего, необходимо отметить, что в России в числе немногих государств статус инвалидов закреплен в Конституции Российской Федерации, где термин инвалидность присутствует в совокупности с понятиями «обеспечение государственной поддержки» (Ст. 7) и «гарантии социального обеспечения» (Ст. 39).

Приняты и реализуются Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ), Федеральный Закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ), Федеральный Закон «О государственной социальной помощи» (от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ). Предоставление правовых гарантий инвалидам обеспечивается изданием и применением указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ. 11 июня 1999 г ода Министерством Юстиции РФ за № 3714 зарегистрирован Общероссийский Союз общественных организаций инвалидов «Союз инвалидов России». Функционируют Всероссийское общество слепых и Всероссийское общество глухих.

В современной России содержание правового статуса инвалидов включает, во-первых, их правовое положение как субъектов права (Ст. 7 Конституции РФ), во-вторых, специальный фонд государственного социального страхования, в-третьих, меры социального обеспечения, в-четвертых, права в сфере материального обеспечения, социального обслуживания, социально-трудовой и медицинской реабилитации. Но, как отмечал

Ведь нормативы в отношении к инвалидам вырабатывает государство, а социальную ответственность несут граждане.

К тому же главным недостатком Российского законодательства является его декларативность, которая проявляется в плохом исполнении законодательства на практике.На практике сложилось существенное расхождение между социальным и правовым статусами инвалидов в российском обществе. Инвалиды занимают достаточно низкую позицию в системе социальной стратификации. Это означает, что с оциальная политика России не соответствует своему содержанию – обеспечению достойной жизни и свободного развития каждого человека.

Основным недостатком реализации конституционной нормы о достойной жизни инвалидов является отсутствие условий, обеспечивающих использование их возможностей в сфере социально-экономических и социокультурных прав. На сегодняшний день выделяют три главных типа ограничительных барьеров для инвалидов, снижающих их социальный статус. Это:


1) негативное аттитюды по отношению к инвалидам;

2) институциональные барьеры;

3) архитектурные и транспортные барьеры. Жизнь инвалидов характеризуется значительной экономической и социальной зависимостью, замкнутостью, отсутствием жизненных планов и уверенности в себе.

Ведь за установлением инвалидности следует прекращение работы (или изменение условий труда) и назначение государственного социального обеспечения (пенсия). Расхождения в статусах начинаются с момента установления инвалидности учреждениями медико-социальной э кспертизы, когда требуется очень много оснований и справок. Факт получения инвалидности предполагает особые взаимоотношения с обществом.

Первое – это выплата пенсии. Но ее размер настолько мал, что обрекает инвалидов на нищенское существование, особенно тех, кто ограничен в работоспособности (в России есть работа лишь для 3% инвалидов).

Второе – это установление льгот, которые практически очень трудно получить (особенно бесплатные лекарства и средства гигиены, путевки на санаторно-курортное лечение, ортопедические и технические средства, скидки по оплате жилья)[4].

В итоге инвалидность становится не столько свойством человека, сколько препятствиями, которые возникают у него в обществе. И трудности создаются в большинстве своем самим обществом, не формирующем необходимые условия для участия инвалидов во всеобщей деятельности. Неравенство в социальном статусе инвалидов складывается и из проблемы неприспособленности окружающей среды, вызываемой как отношением, так и другими свойствами социального окружения. В силу телесной патологии инвалидам приписывают статус девиантов, на этой базе формируются предубеждения и негативные стереотипы.

В результате у многих инвалидов складывается стигматизированная идентичность. Инвалиды в российском обществе остаются наиболее социально уязвимой частью населения. И именно они в первую очередь остро ощущают углубление кризисных процессов. У них сохраняется отсутствие равных шансов на получение образовательных, медицинских, социально-бытовых и иных социальных услуг, достойной работы. Многие из инвалидов находятся в особо неблагополучных условиях.

Большинство и з них не имеют доступа к информации о своих правах и возможностях. В итоге складывается такой сложный феномен как социальная дезадаптивность инвалидов, когда человек с таким статусом не может использовать социальные условия для своего жизнеобеспечения. Специалисты выделяют индивидуально-бытовую, семейную, к жилой среде, трудовую, потребительскую, образовательную, досуговую, политическую, психологическую дезадаптивности .


Все ее виды связаны с невозможностью для инвалидов самообслуживания, выполнять семейные обязанности, использовать инфраструктуру среды, выполнять трудовые операции, особенно в условиях новых технологических процессов и т.д. По данным исследователей в России получают необоснованный отказ в приеме в учебное заведение 54,2% инвалидов, в приеме на работу 51%, ущемлены в оплате труда 53,4%[5].

Вместе с тем необходимо отметить, что во многих городах России предпринимаются различные меры для создания более доступной среды для инвалидов и улучшения условий их жизнедеятельности.

2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ИНВАЛИДОВ

Льготы условно подразделяются на трудовые, налоговые, транспортные, льготы в сфере образования, в сфере санаторно-курортного лечения, в сфере жилищно-коммунального хозяйства и иные социальные льготы, не входящие ни в одну из вышеперечисленных категорий.

Трудовые льготы для инвалидов установлены двумя основными правовыми актами: Законом N 181-ФЗ и Трудовым кодексом РФ[6].

Закон о социальной защите инвалидов устанавливает следующие трудовые льготы и преференции:

- квотирование рабочих мест для инвалидов (ст. 21);

- резервирование рабочих мест, наиболее пригодных для труда инвалидов (ч. 3 ст. 20 Закона N 181-ФЗ и Постановление Минтруда России от 8 сентября 1993 г. N 150 "О Перечне приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда");

- организация специальных рабочих мест для инвалидов (ст. 22);

- специальные условия труда инвалидов (ст. 23 и отдельные нормы ТК РФ).

Рассмотрим эти вопросы подробнее.

Квотирование рабочих мест для инвалидов обязывает работодателя, имеющего в штате более 100 работников, создавать отдельные рабочие места для инвалидов по квоте в размере от 2 до 4% среднесписочной численности сотрудников. Работодатель, имеющий в штате от 35 до 100 работников, создает квоту для трудоустройства инвалидов в размере 3% или менее. Если работодателями являются общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, они освобождаются от соблюдения установленной квоты для приема на работу инвалидов.