Файл: Налоговый контроль и налоговые проверки (Камеральные и выездные проверки как основные виды налогового контроля.).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 51
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты налогового контроля
1.1 Понятие налогового контроля
1.2 Формы, методы и принципы налогового контроля
2. Контрольная деятельность налоговых органов в сфере налогообложения
2.1 Камеральные и выездные проверки как основные виды налогового контроля.
2.2 Права и обязанности субъектов налогового контроля
3. Направления развития налогового контроля в РФ
3.1 Пути развития налогового контроля в РФ
3.2 Совершенствование проведения налоговых проверок физических и юридических лиц налоговыми органами
Год/Количество единиц |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
Всего - выездные проверки организаций и физических лиц |
67351 |
58122 |
41330 |
35757 |
30663 |
из них: выявившие нарушения |
66579 |
57544 |
40832 |
35314 |
30355 |
Доля из общего количества проверок, выявших нарушения |
98,85% |
99,01% |
98,80% |
98,76% |
99,00% |
Сумма дополнительно начисленных платежей по результатам данных выездных проверок, включая налоговые санкции и пени, в 2016 году составила 270 859 072 тыс. руб., в том числе сумма дополнительно начисленных налогов – 200 833 155 тыс. руб. (74,0% от общей суммы доначислений), что меньше на 16 391 632 тыс. руб. по сравнению с 2012 годом, однако в среднем по одной выездной проверке в 2016 году сумма дополнительно начисленных платежей составила 8833,4 тыс. руб., а по одной результативной выездной проверке – 8 923,0 тыс. рублей и этот показатель вырос на 207% и 206 % соответственно. Основные показатели результативности приведем в таблице 2.
Таблица 2
Основные показатели результативности выездных налоговых проверок, проведенных налоговыми органами России за 2012-2016 года
Год/Количество единиц |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
Всего - выездные проверки организаций и физических лиц |
67351 |
58122 |
41330 |
35757 |
30663 |
из них: выявившие нарушения |
66579 |
57544 |
40832 |
35314 |
30355 |
Дополнительно начислено платежей (включая налоговые санкции и пени), тыс. рублей |
287 178 704 |
314 675 965 |
280 808 014 |
290 694 036 |
270 859 072 |
из них: налогов |
214 120 052 |
239 056 768 |
211 452 216 |
213 161 095 |
200 833 155 |
Дополнительно начислено платежей (включая налоговые санкции и пени), тыс. рублей в среднем по одной проверке |
4 263,91 |
5 414,06 |
6 794,29 |
8 129,71 |
8 833,42 |
Дополнительно начислено платежей (включая налоговые санкции и пени), тыс. рублей в среднем по одной результативной проверке проверке |
4 313,35 |
5 468,44 |
6 877,16 |
8 231,69 |
8 923,05 |
Итак, данный анализ результативности выездных налоговых проверок, показал, что результативность в среднем по одной выездной проверке имеет тенденцию к увеличению, что является важным показателем качества данного вида проверок. Данные по суммам дополнительно начисленных платежей приведены в таблице 3.
Таблица 3
Сумма дополнительно начисленных платежей
по результатам выездных налоговых проверок, проведенных налоговыми органами в 2012-2016 гг.
Год |
Дополнительно начислено платежей (включая налоговые санкции и пени), тыс. рублей |
% к предыдущему году |
2012 |
287 178 704 |
|
2013 |
314 675 965 |
109,57% |
2014 |
280 808 014 |
89,24% |
2015 |
290 694 036 |
103,52% |
2016 |
270 859 072 |
93,18% |
Показатели сумм дополнительных начисленных платежей в % к предыдущему году не имеет стабильного роста или падения, по сравнению с устойчивым ростом показателя результативности в среднем по одной проведенной проверке.
Итак, по результатам выездных налоговых проверок, проведенным налоговыми органами в 2016 году, общая сумма дополнительно начисленных платежей составила 89 925 255 тыс. руб., что составляет 75,08 % от общей суммы дополнительно начисленных платежей по результатам проверок в целом по России. Данный показатель уменьшился на 13,68% по сравнению с 2012 годом. Но поскольку обшая сумма доначисленных платежей выросла на 37 250 тыс. руб. за анализируемый период, это говорит проводимых мероприятий в системе налогового контроля до вынесения решения о выездной проверке.
Рассмотрим показатель эффективности в разрезе дополнительно начисленных платежей именно выездных проверок с в системе налогового контроля за анализируемый период в таблице 4.
Таблица 4
Доля дополнительно начисленных платежей в результате выездных проверок
Год/Количество единиц |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
Всего - выездные проверки организаций и физических лиц |
67351 |
58122 |
41330 |
35757 |
30663 |
Дополнительно начислено платежей (включая налоговые санкции и пени), тыс. рублей |
287 178 704 |
314 675 965 |
280 808 014 |
290 694 036 |
270 859 072 |
из них: налогов |
214 120 052 |
239 056 768 |
211 452 216 |
213 161 095 |
200 833 155 |
Камеральные проверки / количество единиц |
36 355 622 |
34 879 359 |
34 190 579 |
32 869 894 |
31 943 099 |
из них: выявившие нарушения |
2 102 662 |
1 876 103 |
1 764 934 |
1 964 299 |
1 948 892 |
Дополнительно начислено платежей (включая налоговые санкции и пени), тыс. рублей |
36 355 622 |
51 382 846 |
51 597 451 |
55 484 610 |
89 925 255 |
Доля дополнительно начисленных платежей в результате выездных проверок |
88,76% |
85,96% |
84,48% |
83,97% |
75,08% |
На основании результатов проведенного анализа результативности выездных проверок в период 2012-2016 гг. выявлено, что эффективность выездных проверок имеет тенденцию к росту. Действующая система планирования и методики проведения выездных проверок, закрепленная в «Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» в 2007 году и действующая, до сих пор способствует увеличению эффективности проводимых проверок. На основании проведенного анализа, напрашивается вывод, что нет необходимости в проведении выездной налоговой проверки без достаточной обоснованности и наличия сведений о возможных налоговых правонарушениях. В рассматриваемом периоде деятельность налоговых органов характеризуется тенденцией к снижению количества проводимых выездных налоговых проверок и увеличением сумм дополнительно начисленных платежей в расчете на одну проверку. Следовательно, у налоговых органов повышается качественный уровень методики для отбора налогоплательщиков, по которым необходимо принять решение о проведении проведение выездной налоговой проверки и какие вопросы требуют наиболее глубокого изучения в ходе проверки конкретного налогоплательщика.
2.2 Права и обязанности субъектов налогового контроля
Субъекты налогового контроля:
- налоговые органы;
- таможенные органы;
- органы внутренних дел;
- следственные органы.
Отдельными контрольными полномочиями относительно сферы налогообложения обладают Счетная палата РФ и Министерство финансов РФ.
Подконтрольными субъектами выступают организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Налоговый контроль за законностью распространяется и на совершение действий (операций), установленных не только запрещающими нормами. Например, подконтрольными являются требования о предоставлении налоговым органам информации, необходимой для осуществления контроля за правильностью исчисления и полнотой уплаты налогов.
В сферу налогового контроля не входит проверка исполнения финансовых требований и правил экономического, а не юридического характера, которые хотя и влияют на фискальные интересы государства, но не относятся к финансово-правовому регулированию (управление портфелем ценных бумаг, планирование прибыли на коммерческом предприятии, соблюдение экспортных и импортных квот и т.д.).
Налоговый контроль за частным сектором экономики затрагивает только сферу выполнения денежных обязательств перед государством (уплату налогов и иных обязательных платежей), соблюдение законности и целевого использования налоговых льгот, соблюдение установленных государством правил ведения бухгалтерского учета, а также выполнение законных требований уполномоченных органов государства относительно предоставления какой-либо финансовой документации.
Эффективность налогового контроля во многом зависит от качества организации бухгалтерского и налогового учета.
Приоритеты налоговой политики Российской Федерации, определенные президентом нашей страны, на ближайшие годы это- структурные изменения экономики, снижение налоговой нагрузки, повышение качества налогового администрирования и повышение собираемости налогов. Наше государство, ведя борьбу на мировом рынке за привлечение инвестиций, должно быть конкурентоспособным в рамках налоговой системы, процедуры налогового администрирования должны быть максимально комфортными для добросовестных налогоплательщиков. Для решения этих задач одновременно с повышением эффективности работы налоговых органов, необходимо создать условия для добросовестного исполнения обязанности по уплате налогов для налогоплательщиков, уходя от тотального контроля к своевременному выявлению, предупреждению и пресечению налоговых правонарушений. При рассмотрении вопроса о трудностях, которые снижают эффективность работы налоговых органов на первый план выходят следующие:
- необходимость совершенствования законодательства, для того, чтобы исключить положения, объективно «играющих на руку» нарушителям законодательства
- развитие технологии и четкой организации налогового контроля
В подтверждение вышесказанного, как один из примеров, рассмотрим метод косвенного расчета налогов, применяемого во многих странах. Суть косвенных методов оценки налогооблагаемой базы заключается в использовании информации, которая отсутствует в обычной бухгалтерской документации. Тщательный анализ такой информации, выполненный профессионалом, позволяет выявлять не декларированный доход не хуже, чем по бухгалтерской отчетности налогоплательщика. Действующие законодательные и нормативные акты в Российской Федерации существенно ограничивают возможности налоговых органов по применению таких методов. Приведенный в пп. 7 п. 1 статьи 31 НК РФ перечень случаев, в которых налоговые органы имеют право определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками косвенными методами, ориентирован на применение этих методов в ходе только выездных проверок. В тоже время, вся информация, необходимая для применения косвенных методов имеется в информационной системе налоговых органов, соответственно, имеет смысл сделать возможным применение таких методов для расчета налоговых обязательств плательщиков также и в ходе камеральных проверок.
3. Направления развития налогового контроля в РФ
3.1 Пути развития налогового контроля в РФ
Самым эффективным методом налогового контроля на данный момент является выездная налоговая проверка. При этом в работе ФНС прослеживается одна очень важная тенденция: сокращение количества налоговых проверок при одновременном росте их эффективности. Эффективность выездных проверок оценивается количественным и качественным показателем. Количественный показатель отражает сумму дополнительно начисленных платежей и ее динамику по сравнению с предыдущими периодами, а качественный - отношение суммы дополнительно начисленных налоговых платежей к сумме фактических поступлений налоговых платежей. Для целей оценки эффективности налогового контроля проанализируем показатели контрольной деятельности налоговых органов за 2012-2016 года. Оценку количественного показателя за данный период мы провели в первой главе данной работы, по данным этого анализа, сделав вывод, что показатели сумм дополнительных начисленных платежей в % к предыдущему году не имеет стабильного роста или падения, по сравнению с устойчивым ростом показателя результативности в среднем по одной проведенной проверке. Проанализируем за данный период качественный показатель эффективности выездных проверок за 2012-2016 года на основании форм налоговой отчетности 2–НК «О результатах контрольной работы налоговых органов» и 1–НМ «О поступлении налогов сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ».
Рассмотрим таблицу 5.
Таблица 5
Удельный вес доначисленных платежей в сумме фактических налоговых поступлений
Год |
Дополнительно начислено платежей по результатам выездных проверок (включая налоговые санкции и пени), тыс. рублей |
Поступило налогов, сборов, иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ |
Удельный вес доначисленных платежей в сумме фактических налоговых поступлений,% |
2012 |
287 178 704 |
9 719 599 225 |
2,95% |
2013 |
314 675 965 |
10 958 192 714 |
2,87% |
2014 |
280 808 014 |
12 368 287 980 |
2,27% |
2015 |
290 694 036 |
13 615 055 294 |
2,14% |
2016 |
270 859 072 |
13 707 085 995 |
1,98% |