Файл: Налоговый контроль и налоговые проверки (Камеральные и выездные проверки как основные виды налогового контроля.).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Год/Количество единиц

2012

2013

2014

2015

2016

Всего - выездные проверки организаций и физических лиц

67351

58122

41330

35757

30663

из них: выявившие нарушения

66579

57544

40832

35314

30355

Доля из общего количества проверок, выявших нарушения

98,85%

99,01%

98,80%

98,76%

99,00%

Сумма дополнительно начисленных платежей по результатам данных выездных проверок, включая налоговые санкции и пени, в 2016 году составила 270 859 072 тыс. руб., в том числе сумма дополнительно начисленных налогов – 200 833 155 тыс. руб. (74,0% от общей суммы доначислений), что меньше на 16 391 632 тыс. руб. по сравнению с 2012 годом, однако в среднем по одной выездной проверке в 2016 году сумма дополнительно начисленных платежей составила 8833,4 тыс. руб., а по одной результативной выездной проверке – 8 923,0 тыс. рублей и этот показатель вырос на 207% и 206 % соответственно. Основные показатели результативности приведем в таблице 2.

Таблица 2

Основные показатели результативности выездных налоговых проверок, проведенных налоговыми органами России за 2012-2016 года

Год/Количество единиц

2012

2013

2014

2015

2016

Всего - выездные проверки организаций и физических лиц

67351

58122

41330

35757

30663

из них: выявившие нарушения

66579

57544

40832

35314

30355

Дополнительно начислено платежей (включая налоговые санкции и пени), тыс. рублей

287 178 704

314 675 965

280 808 014

290 694 036

270 859 072

из них: налогов

214 120 052

239 056 768

211 452 216

213 161 095

200 833 155

Дополнительно начислено платежей (включая налоговые санкции и пени), тыс. рублей в среднем по одной проверке

4 263,91

5 414,06

6 794,29

8 129,71

8 833,42

Дополнительно начислено платежей (включая налоговые санкции и пени), тыс. рублей в среднем по одной результативной проверке проверке

4 313,35

5 468,44

6 877,16

8 231,69

8 923,05

Итак, данный анализ результативности выездных налоговых проверок, показал, что результативность в среднем по одной выездной проверке имеет тенденцию к увеличению, что является важным показателем качества данного вида проверок. Данные по суммам дополнительно начисленных платежей приведены в таблице 3.


Таблица 3

Сумма дополнительно начисленных платежей

по результатам выездных налоговых проверок, проведенных налоговыми органами в 2012-2016 гг.

Год

Дополнительно начислено платежей (включая налоговые санкции и пени), тыс. рублей

% к предыдущему году

2012

287 178 704

2013

314 675 965

109,57%

2014

280 808 014

89,24%

2015

290 694 036

103,52%

2016

270 859 072

93,18%

Показатели сумм дополнительных начисленных платежей в % к предыдущему году не имеет стабильного роста или падения, по сравнению с устойчивым ростом показателя результативности в среднем по одной проведенной проверке.

Итак, по результатам выездных налоговых проверок, проведенным налоговыми органами в 2016 году, общая сумма дополнительно начисленных платежей составила 89 925 255 тыс. руб., что составляет 75,08 % от общей суммы дополнительно начисленных платежей по результатам проверок в целом по России. Данный показатель уменьшился на 13,68% по сравнению с 2012 годом. Но поскольку обшая сумма доначисленных платежей выросла на 37 250 тыс. руб. за анализируемый период, это говорит проводимых мероприятий в системе налогового контроля до вынесения решения о выездной проверке.

Рассмотрим показатель эффективности в разрезе дополнительно начисленных платежей именно выездных проверок с в системе налогового контроля за анализируемый период в таблице 4.

Таблица 4

Доля дополнительно начисленных платежей в результате выездных проверок

Год/Количество единиц

2012

2013

2014

2015

2016

Всего - выездные проверки организаций и физических лиц

67351

58122

41330

35757

30663

Дополнительно начислено платежей (включая налоговые санкции и пени), тыс. рублей

287 178 704

314 675 965

280 808 014

290 694 036

270 859 072

из них: налогов

214 120 052

239 056 768

211 452 216

213 161 095

200 833 155

Камеральные проверки / количество единиц

36 355 622

34 879 359

34 190 579

32 869 894

31 943 099

из них: выявившие нарушения

2 102 662

1 876 103

1 764 934

1 964 299

1 948 892

Дополнительно начислено платежей (включая налоговые санкции и пени), тыс. рублей

36 355 622

51 382 846

51 597 451

55 484 610

89 925 255

Доля дополнительно начисленных платежей в результате выездных проверок

88,76%

85,96%

84,48%

83,97%

75,08%


На основании результатов проведенного анализа результативности выездных проверок в период 2012-2016 гг. выявлено, что эффективность выездных проверок имеет тенденцию к росту. Действующая система планирования и методики проведения выездных проверок, закрепленная в «Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» в 2007 году и действующая, до сих пор способствует увеличению эффективности проводимых проверок. На основании проведенного анализа, напрашивается вывод, что нет необходимости в проведении выездной налоговой проверки без достаточной обоснованности и наличия сведений о возможных налоговых правонарушениях. В рассматриваемом периоде деятельность налоговых органов характеризуется тенденцией к снижению количества проводимых выездных налоговых проверок и увеличением сумм дополнительно начисленных платежей в расчете на одну проверку. Следовательно, у налоговых органов повышается качественный уровень методики для отбора налогоплательщиков, по которым необходимо принять решение о проведении проведение выездной налоговой проверки и какие вопросы требуют наиболее глубокого изучения в ходе проверки конкретного налогоплательщика.

2.2 Права и обязанности субъектов налогового контроля

Субъекты налогового контроля:

  • налоговые орга­ны;
  • таможенные органы;
  • органы внутренних дел;
  • следственные органы.

Отдельными контрольными полномочия­ми относительно сферы налогообложения обладают Счетная па­лата РФ и Министерство финансов РФ.

Подконтрольными субъектами выступают организации и фи­зические лица, на которых возложена обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Налоговый контроль за законностью распространяется и на совершение действий (операций), установленных не только за­прещающими нормами. Например, подконтрольными являются требования о предоставлении налоговым органам информации, необходимой для осуществления контроля за правильностью ис­числения и полнотой уплаты налогов.

В сферу налогового контроля не входит проверка исполне­ния финансовых требований и правил экономического, а не юридического характера, которые хотя и влияют на фискальные интересы государства, но не относятся к финансово-правовому регулированию (управление портфелем ценных бумаг, плани­рование прибыли на коммерческом предприятии, соблюдение экспортных и импортных квот и т.д.).


Налоговый контроль за частным сектором экономики затрагивает только сферу выпол­нения денежных обязательств перед государством (уплату нало­гов и иных обязательных платежей), соблюдение законности и целевого использования налоговых льгот, соблюдение установ­ленных государством правил ведения бухгалтерского учета, а также выполнение законных требований уполномоченных орга­нов государства относительно предоставления какой-либо фи­нансовой документации.

Эффективность налогового контроля во многом зависит от качества организации бухгалтерского и налогового учета.

Приоритеты налоговой политики Российской Федерации, определенные президентом нашей страны, на ближайшие годы это- структурные изменения экономики, снижение налоговой нагрузки, повышение качества налогового администрирования и повышение собираемости налогов. Наше государство, ведя борьбу на мировом рынке за привлечение инвестиций, должно быть конкурентоспособным в рамках налоговой системы, процедуры налогового администрирования должны быть максимально комфортными для добросовестных налогоплательщиков. Для решения этих задач одновременно с повышением эффективности работы налоговых органов, необходимо создать условия для добросовестного исполнения обязанности по уплате налогов для налогоплательщиков, уходя от тотального контроля к своевременному выявлению, предупреждению и пресечению налоговых правонарушений. При рассмотрении вопроса о трудностях, которые снижают эффективность работы налоговых органов на первый план выходят следующие:

- необходимость совершенствования законодательства, для того, чтобы исключить положения, объективно «играющих на руку» нарушителям законодательства

- развитие технологии и четкой организации налогового контроля

В подтверждение вышесказанного, как один из примеров, рассмотрим метод косвенного расчета налогов, применяемого во многих странах. Суть косвенных методов оценки налогооблагаемой базы заключается в использовании информации, которая отсутствует в обычной бухгалтерской документации. Тщательный анализ такой информации, выполненный профессионалом, позволяет выявлять не декларированный доход не хуже, чем по бухгалтерской отчетности налогоплательщика. Действующие законодательные и нормативные акты в Российской Федерации существенно ограничивают возможности налоговых органов по применению таких методов. Приведенный в пп. 7 п. 1 статьи 31 НК РФ перечень случаев, в которых налоговые органы имеют право определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками косвенными методами, ориентирован на применение этих методов в ходе только выездных проверок. В тоже время, вся информация, необходимая для применения косвенных методов имеется в информационной системе налоговых органов, соответственно, имеет смысл сделать возможным применение таких методов для расчета налоговых обязательств плательщиков также и в ходе камеральных проверок.


3. Направления развития налогового контроля в РФ

3.1 Пути развития налогового контроля в РФ

Самым эффективным методом налогового контроля на данный момент является выездная налоговая проверка. При этом в работе ФНС прослеживается одна очень важная тенденция: сокращение количества налоговых проверок при одновременном росте их эффективности. Эффективность выездных проверок оценивается количественным и качественным показателем. Количественный показатель отражает сумму дополнительно начисленных платежей и ее динамику по сравнению с предыдущими периодами, а качественный - отношение суммы дополнительно начисленных налоговых платежей к сумме фактических поступлений налоговых платежей. Для целей оценки эффективности налогового контроля проанализируем показатели контрольной деятельности налоговых органов за 2012-2016 года. Оценку количественного показателя за данный период мы провели в первой главе данной работы, по данным этого анализа, сделав вывод, что показатели сумм дополнительных начисленных платежей в % к предыдущему году не имеет стабильного роста или падения, по сравнению с устойчивым ростом показателя результативности в среднем по одной проведенной проверке. Проанализируем за данный период качественный показатель эффективности выездных проверок за 2012-2016 года на основании форм налоговой отчетности 2–НК «О результатах контрольной работы налоговых органов» и 1–НМ «О поступлении налогов сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ».

Рассмотрим таблицу 5.

Таблица 5

Удельный вес доначисленных платежей в сумме фактических налоговых поступлений

Год

Дополнительно начислено платежей по результатам выездных проверок (включая налоговые санкции и пени), тыс. рублей

Поступило налогов, сборов, иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ
-всего, тыс. руб.

Удельный вес доначисленных платежей в сумме фактических налоговых поступлений,%

2012

287 178 704

9 719 599 225

2,95%

2013

314 675 965

10 958 192 714

2,87%

2014

280 808 014

12 368 287 980

2,27%

2015

290 694 036

13 615 055 294

2,14%

2016

270 859 072

13 707 085 995

1,98%