Файл: Налоговый контроль и налоговые проверки (Камеральные и выездные проверки как основные виды налогового контроля.).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 59

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 1. Отличительные особенности камеральных и выездных проверок

Важно обратить внимание на то, что с 1 января 2016 года налоговым органам дано право проводить осмотр территорий и помещений не только при проведении выездной, но и камеральной налоговой проверки деклараций по НДС в случаях, предусмотренных п.п. 8 и 8.1 ст. 88 НК РФ, а срок проведения выездной налоговой проверки может быть продлен до 4 или 6 месяцев в некоторых случаях[5].

Рассматривая особенности выездной проверки можно прийти к выводу, что она осуществляется по решению руководителя налогового органа, по месту нахождения налогоплательщика, в его присутствии и срок ее проведения имеет ограничения, как правило, два месяца.

Проверки, осуществляемые в рамках налогового контроля, классифицированы по разным основаниям:

1. В зависимости от объема проверяемой документации и места проведения налоговой проверки: камеральные и выездные

2. По способу организации: плановые проверки и внезапные проверки

3. По объему проверяемых документов: сплошные и выборочные

4. По характеру проверяемого материала: документальные и фактические

5. По объему проверяемых вопросов: тематические и комплексные

На основании вышеизложенного – основной формой проведения налогового контроля являются налоговые проверки налогоплательщиков. Проверки соблюдения законодательства о налогах, а также ряда других нормативных актов, в том числе и не относящихся к налоговому законодательству, то есть вся совокупность проверок отношений, в ходе которых формируются налоговые доходы государства, составляют понятие налоговых проверок.

В списке форм налогового контроля, перечисленных в статье 82 Налогового Кодекса РФ, первыми названы налоговые проверки. В узком смысле под налоговыми проверками понимают лишь камеральные и выездные проверки, а также совместные проверки с участием органов внутренних дел.

В науке « налоговое право» однако есть немалое количество доктринальних определений налоговых проверок, основные из них это следующие:

1. Налоговая проверка - совокупность специальных приемов налогового контроля, применяемых уполномоченными органами с целью установления достоверности и законности отражения объектов налогообложения и порядка уплаты налогов и сборов в бухгалтерской отчетности и других носителях информации.

2. Налоговая проверка - составная часть финансовых проверок, в том числе проверок процедур государственной регистрации и учета налогоплательщиков, отчетности и поступлений в бюджеты платежей от налогоплательщиков, проверок объектов, подлежащих налогообложению, и других сфер финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков.


Выездные налоговые проверки были и сейчас остаются одним из главных видов налогового контроля. Выездная налоговая проверка характеризуется углубленной формой контроля за соблюдением действующего законодательства в сфере налогообложения. Проведение данного вида проверки предполагает под собой: изучение, анализ, сопоставление и оценку документов бухгалтерского и налогового учета, а также проведение ряда специальных мероприятий контроля, например, осмотра и выемки документов и предметов, и задача такой проверки- выявление нарушений, не обнаруженных или в обстоятельствах невозможности их обнаружить в ходе камеральной проверки[6].

Существует два вида выездной налоговой проверки: комплексная и тематическая. Комплексная выездная налоговая проверка предусматривает полную проверку финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

При тематической выездной налоговой проверке проверяется начисление и уплата одного или нескольких налогов.

Полномочия налоговых органов и порядок проведения выездных налоговых проверок регулируются ст. ст. 89, 89.1, 89.2 НК РФ, а также внутренними регламентами налоговых органов, предназначенными исключительно для служебного пользования должностных лиц налоговых органов (Регламент планирования и подготовки выездных налоговых проверок, Регламент проведения выездных налоговых проверок.).

При этом совершенно логично то, что налоговые органы заранее планируют и тщательно готовятся к выездным проверкам, уделяя также свое внимание на вопросы процессуального характера, например, таких, как оформление результатов и вынесение решений.

Проводится выездная проверка на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для ее проведения, проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа (п. 1 ст. 89 НК РФ).

Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту физического лица (абзац. 1 п. 2 ст. 89 НК РФ).

Подготовительные мероприятия по выездной налоговой проверке можно представить в виде схемы на рисунке 2, свидетельствующий, что выездную проверку не стоит планировать без основательной подготовки.

Рис. 2. Подготовительные мероприятия по выездной налоговой проверке


В соответствии с НК РФ течение срока проведения выездной налоговой проверки начинается с даты вынесения решения о ее проведении и не зависит от даты ознакомления с ним проверяемого лиц. В то же время указанное решение является документом, на основании которого проверяющие должны быть допущены на территорию налогоплательщика для проведения проверки. При отсутствии решения проводить проверку инспекторы не в праве.

Но так как информировать заранее о планах провести выездную проверку, в соответствии с законодательством, налоговые органы не обязаны, в реальных условиях есть практика телефонного звонка с приглашением налогоплательщика в инспекцию для того, чтобы тот ознакомился с решением, или налогоплательщик узнает о проверке тогда, когда сотрудники налогового органа уже пришли для проведения проверки. Налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов. При этом, как следует из абзац. 2, 3 п. 12 ст. 89 НК РФ, проверяющими могут быть затребованы как оригиналы документов, так и их копии. Для проведения проверки сотрудникам налогового органа все-таки лучше подготовить рабочие места. После того как копия решения вручена налогоплательщику проверяющие обычно согласовывают технические и организационные вопросы с руководителем, главным бухгалтером и (или) иными должностными лицами проверяемой организации, индивидуальным предпринимателем, ответственными за ведение бухгалтерского и (или) налогового учета, а также за исчисление и уплату налогов.

Камеральная проверка является основной формой налогового контроля, которая заключается в исследовании должностными лицами налогового органа на соответствие налоговому законодательству налоговых деклараций- налоговых расчетов, которые представлены налогоплательщиком. Ее осуществление проводится по месту нахождения налогового органа, где налогоплательщик, подвергающийся проверке состоит на учете и куда он обязан представлять налоговую отчетность.

Камеральную проверку проводят работники налоговой службы без какого-либо специального разрешения в виде приказа руководства данного органа соответственно их функциональным обязанностям. Длится данный процесс проверки может не больше 3-х месяцев со дня предоставления по факту проверяющим необходимых документов.

Во исполнение 31 ст. Налогового кодекса РФ налоговыми органами при просмотре необходимой документации возможен вызов плательщика письменным уведомлением для некоторых пояснений. Помимо указанного, Камеральной проверкой, помимо указанного допускается получение информации о деятельности плательщика при взаимодействии с контрагентами.


Налоговым органом у таких субъектов хозяйствования также проводится запрос документов по указанному взаимодействию. Данная проверка называется «встречной».

Камеральная проверка состоит в осуществлении контроля правильности и полноты заполнения всех реквизитов, проверяется правильность расчетов поданной отчетности, сопоставимость их результатов, и соблюдение утвержденных правил для заполнения данной отчетности. В случае выявления каких-либо нарушений у плательщика законодательства, проверяющие составляют акт проверки. При исчисленной доплаты налогов, которая выявлена камеральной проверкой, налоговый орган направляет требование об уплате с пеней указанной суммы. Если предъявленное требование в установленный срок не исполняется налогоплательщиком, тогда налоговый орган решает вопрос по взысканию в принудительном порядке суммы налога и пени.

Камеральная проверка, соответственно Налоговому кодексу РФ, может охватывать может не больше 3-х лет деятельности субъекта, предшествующих проведению проверки. Российская налоговая политика в современности выбрала приоритетным направлением контроля усиление аналитической работы при применении экономико-правового анализа хозяйственной и финансовой деятельности субъектов. Именно по этой причине налоговый контроль сводится к проведению камеральных проверок.

2. Контрольная деятельность налоговых органов в сфере налогообложения

2.1 Камеральные и выездные проверки как основные виды налогового контроля.

С одной стороны можно сказать, что налогоплательщики стали больше нарушать, но с другой стороны наиболее вероятной, представляется рост выявленных нарушений за счет включения в камеральную проверку анализ уровня и динамики основных показателей финансово-хозяйственной деятельности организации, сравнительный анализ с использованием данных по аналогичным организациям, проверку логической связи между разными отчетными показателями, проверку отчетных показателей на предмет сопоставления с данными внешних источников. К тому же процедура камеральной проверки подверглась автоматизации, поэтому отпал риск влияния человеческого фактора на то, что какой-либо налогоплательщик не пройдёт камеральную проверку в соответствии со всеми требованиями. Немаловажным остается факт, что камеральная проверка проводится непосредственно в налоговом органе и не требует дополнительных затрат на проведение.


В настоящее время в системе налогового контроля камеральные проверки занимают лидирующие позиции, это обусловлено рядом факторов:

1) меньшая трудоёмкость по сравнению с проведением выездных проверок, максимальная возможность автоматизации;

2) полный (100%) охват налогоплательщиков, предоставивших налоговую отчётность в налоговые органы;

3) возможность анализа уровня и динамики основных показателей финансово-хозяйственной деятельности организаций, проверки отчётных показателей на предмет сопоставления с данными внешних источников

В связи с вышесказанным становится очевидным, что именно камеральные налоговые проверки становятся тем звеном, усилив которое налоговые органы смогут резко поднять эффективность своей работы.

В заключении, стоить отметить, что, рассмотрев теоретические основы организации и проведения КНП в Российской Федерации напрашивается вывод, что в НК РФ нет раскрытия понятия КНП, хотя при этом статья 88 НК РФ содержит только перечень квалифицирующих признаков этой категории, которые и дают возможность определения ее содержания. Под камеральной проверкой понимается проверка налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности либо других документов, представленных налогоплательщиком в налоговый орган, документов, которые необходимы при исчислении и для уплаты налогов, проверка которая проводится по месту нахождения налогового органа.

В течение последних лет отмечается курс снижения общего количества выездных налоговых проверок, и попадает под данный вид налогового контроля около 5% всех налогоплательщиков, что составляет незначительный пласт из общего числа. Следовательно, большинство налогоплательщиков не будет охвачено данным видом контроля в течение значительного времени и должны быть конкретные причины для принятия решения о выездной налоговой проверке, и проверка эта должна быть очень эффективной. Общее количество выездных проверок снизилось с 67 351 ед. в 2012 году до 30 663 ед. в 2016 году, что составляет 54% по сравнению с 2012 годом, доля выездных проверок, в ходе которых установлены нарушения увеличилась до 99,00 % в 2016 году с 98 ,85 % в 2012 году , но стоит отметить , что это повышение скорее всего нельзя считать существенным. Этого же мнения придерживаются и налоговые органы, и то, что 1% от общего числа выездных проходит без доначислений, по их мнению - результат «договорных» проверок, и проводят борьбу с коррупцией. Рассмотрим данные, приведенные в таблице 1.

Таблица 1

Количество выездных налоговых проверок, проведенных налоговыми органами России за 2012 -2016 года.