Файл: Налоговый контроль и налоговые проверки (Камеральные и выездные проверки как основные виды налогового контроля.).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

8.Отсутствие законодательной регламентации некоторых вопросов, которые касаются института дополнительных контрольных мероприятий, применяемых в процессе проведения камеральных налоговых проверок.

9. Неверное указание кодов в книгах покупок и продаж. В связи с введением новой формы декларации по НДС плательщики нередко допускают ошибки в ходе заполнения налоговой декларации. Неверное указание кодов способствует появлению проблем в процессе проведения камеральной проверки сведений, которые содержатся в разделах 8 и 9 Декларации по НДС. Особой ответственности за неверное указание кодов не предусмотрено. Целесообразно проводить семинары с налогоплательщиками, различные работы разъяснительного характера.

10. Несоответствия в нумерации счетов-фактур, отраженных в налоговой декларации по НДС. Как было отмечено, с 1.01.2016 г. по НДС введена новая форма декларации, при этом она должна включать в себя информацию обо всех счетах-фактурах. Номер счета-фактуры, который указывается в разделе 8 «Сведения из книги покупок...» Декларации покупателя, должен в полной мере совпадать с номером, который отражается в разделе 9 «Сведения из книги продаж» Декларации продавца. При том или ином несоответствии покупателю по итогам проверки его Декларации будут выдвинуты претензии относительно выявленных несоответствий между данными, отраженными в его Декларации и Декларации продавца.

11. Еще одна проблема, которую может встретить налоговая инспекция, заключается в отсутствии информации о контрагентах налогоплательщика в базе данных ЕГРЮЛ. В ходе проведения камеральных проверок налоговая инспекция вправе затребовать у контрагентов проверяемых лиц документы, которые доказывают обоснованность налоговых вычетов по НДС (в частности, документы у банков).

Представление со стороны плательщиком фальсифицированных документов и счетов-фактур, подтверждающих налоговые вычеты по НДС. В целях обеспечения эффективности камеральных проверок целесообразно будет введение системы электронной обработки всех предоставляемых налоговых документов. Эта система даст возможность произвести планомерный контроль за предоставляемыми и получаемыми счетами-фактурами с применением усиленной ЭЦП. Последствия этой меры будут следующими:

  1. снижение возможности ухода от налогообложения за счет выставления фальсифицированных счетов-фактур и документов;
  2. установление налоговых правонарушений касательно налогов, которые уплачиваются от выручки компании.

Характеризуя действенность налогового контроля, следует подчеркнуть, что одной из важных проблем, с которыми приходится сталкиваться налоговой инспекции в процессе осуществления камеральных проверок, является возмещение «экспортного» НДС.

Решение проблемы относительно возмещения экспортного НДС занимает достаточно долгий срок у налоговых инспекций, тем самым российские предприятия не имеют возможности использовать в производственных целях эти денежные суммы, что является определенным препятствием для осуществления экспортных операций.

Большое число методик анализа деклараций не дают возможность:

- учитывать сложившиеся характерные черты российской действительности;

- обеспечивать эффективность выездных проверок;

- упрощать работу специалиста налогового органа при выездной проверке.

Кроме этого, при создании большей части методик не учитывается необходимости обязательного комплексного подхода, дающего возможность установить четкую последовательность их использования. Так, из поля зрения отечественных налоговых инспекций выпадают важные проблемы, сопряженные с четкой проработкой концептуальных подходов повышения результативности налоговых проверок, в том числе, повышения результативности предпроверочного контроля

В соответствии со ст. 88 НК РФ камеральная проверка осуществляется по месту нахождения налоговой инспекции на основе налоговых деклараций, и других документов, имеющихся у налоговой инспекции в срок, не превышающий трех месяцев с момента представления плательщиками деклараций и бухгалтерской отчетности. Если налоговый и отчетный период не будут между собой совпадать, проверка осуществляется не позднее трех месяцев по завершение налогового периода. В процессе проверки налоговая инспекция вправе истребовать все документы, которые будут подтверждать сведения, отраженные в декларациях. Такое истребование осуществляется в соответствии со ст. 93 НК РФ.

При несоответствии сведений, отраженных в декларациях со сведениями, полученными в процессе налоговой проверки, налоговая инспекция осведомляет об этом налогоплательщиков, которые должны внести те или иные изменения в налоговые декларации.

Вместе с тем, необходимо брать во внимание, что плательщик будет освобожден от налоговой ответственности тогда, когда изменения будут внесены до завершения срока подачи налоговой декларации, до истечения срока уплаты, а также до факта выездной проверки.


3.2 Совершенствование проведения налоговых проверок физических и юридических лиц налоговыми органами

Для повышения результативности камеральной проверки мы предлагаем внести принципиальные изменения в законодательство, а точнее, в ст. 88 НК РФ:

1. При проведении камеральной проверки налоговые органы имеют право привлекать свидетелей, переводчиков и специалистов (ст. 90, ст.96, ст.97 НК РФ).

2. В случае невозможности осуществить камеральную проверку вследствие больших объемов материалов выносится решение о проведении выездной налоговой проверки.

3. Обязать должностных лиц налоговых органов истребовать с налогоплательщиков в обязательном порядке документы, подтверждающие получение выручки от реализации товаров (работ, услуг).

4. На суммы доплат по налогам и сборам, выявленным по результатам камеральной проверки, налоговые органы составляют акт камеральной проверки в соответствии с требованиями статьи 100 налогового кодекса. Дальнейшее делопроизводство осуществляется в соответствии с требованиями ст. 100 и ст. 101 НК РФ, т.е. налогоплательщик имеет право подать разногласия, которые рассматриваются в присутствии налогоплательщика и выносят два вида решения: о привлечении к налоговой ответственности и об отказе в привлечении к налоговой ответственности.

Эти изменения, которые рекомендуется внести в действующее налоговое законодательство, ни в коей мере не должно ущемлять права налогоплательщиков. Мы предлагаем несколько улучшить процедуру камеральной проверки с целью повышения эффективности этого вида налогового контроля и охвата им как можно большего количества налогоплательщиков.

С момента принятия в 2007 году Концепции системы планирования выездных налоговых проверок произошли положительные изменения в эффективности и качестве проведения выездных налоговых проверок, как в количественных, так и в качественных показателях. Поэтому, хоть проблемы на пути совершенствования данного вида налогового контроля непростые, надеемся качество налогового администрирования будет только улучшаться.

Отбор налогоплательщиков для проведения выездных проверок проводится на основании анализа финансово-хозяйственной деятельности. И как мы уже отмечали, что эта деятельность не закреплена законодательно.

Судебная практика по этому вопросу неоднозначна, но есть и такая практика, как решение Арбитражного суда Свердловской области от 28.10.2014 по делу N А60-27805/2014, в котором указано следующее:


«Формальное увеличение срока контрольной проверки инспекцией самостоятельно законодательством не предусмотрено, право получения информации о налогоплательщике не в рамках налоговой проверки (предпроверочные мероприятия) необоснованно.

Для того, чтобы действия налоговых органов при планировании выездных проверок были правомерными, и все понимали, что они направлены на повышение качества, эффективности и результативности проведения выездных налоговых проверок, а не создания «проблем» налогоплательщику необходимо закрепление на законодательном уровне данной деятельности налоговых органов.

Следующим предложением по улучшению процедуры выездной проверки будет предложение по созданию системы оценки контрольной работы как налоговых органов в целом, так и отдельных инспекторов. Конечно, все налогоплательщики должны представлять для инспекции одинаковы интерес. Но при ограниченном административном ресурсе, понятно, что занимаются инспекторы крупными предприятиями или уж очень явными нарушителями налогового законодательства. Этот факт и показывает проведенный раннее анализ: количество проверок падает, а средняя сумма доначисленных налогов, сборов и штрафов растет. Даже если предприятие является нарушителем налогового законодательства, но обороты у него маленькие, и как следствие доначисленные суммы будут небольшие, то у этого предприятия меньше шансов попасть в план выездных проверок, чем у крупного предприятия.

Эта система должна давать возможность объективно оценить насколько эффективно проведена работа по отбору налогоплательщиков для проведения выездной налоговой проверки. Стоит отметить, что помимо введения системы оценок, одновременно необходимо повышать уровень знаний в области налогообложения сотрудникам налоговых органов, иначе никакие изменения не дадут положительных результатов.

Самый сложный из вопросов по улучшению контрольной деятельности налоговых органов - это борьба с коррупционными проявлениями. С коррупцией, как справедливо отмечают многие специалисты, необходимо бороться в масштабах государства, используя комплексный подход. Как уже отмечено раннее, данный вид преступлений сложно доказуем. Коррупция – это «человеческий фактор» и необходимо отметить о наличии личного контакта налогоплательщика и инспектора при выездной налоговой проверке, что может содействовать данному виду преступлений. В налоговых органах утвержден и действует «План антикоррупционных мероприятий». Но более эффективным методом борьбы с коррупцией по-нашему мнению будет создание условия для служебного роста гражданского служащего, принятого на работу в налоговые органы, его материального обеспечения и одновременно с этим создание методики надзора за доходами работника налогового органа, его имуществом и коммерческими интересами. Самым эффективным средством борьбы с коррупцией может быть контроль за расходами налогового инспектора. Во многих странах уже разработаны такие методики. Только при таком контроле возможно выявить несоответствие доходов и расходов государственного служащего. И тогда уже задать вопрос о возникновении этих самых доходов.


Следующее предложение- расширить в пп. 7 п. 1 статьи 31 НК РФ перечень случаев, в которых налоговые органы имеют право определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками косвенными методами, т.е. расчет по аналогии. Налоговые органы исчисляют налоговую базу на основе имеющихся данных в случаях, предусмотренных Налоговым Кодексом РФ. Так, налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащих внесению налогоплательщиками в бюджет, расчетным путем на основании имеющейся информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках. Основаниями применения данного способа служат:

— отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий

— непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов

— отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги.

Хочется отметить, что правомерность определения налоговым органом налогов расчетных путем признается судами в практике. На деле хотелось бы, чтобы список основания применения расчетного метода был бы расширен, и административные ресурсы не растрачивались в судебных разбирательствах.

И в заключение отметим, что в настоящее время автоматизация процессов налогообложения является необходимым условием для своевременного налогового контроля. Автоматизация налогового контроля за счет применения взаимоувязанного комплекса мероприятий по внедрению системы формирования и сдачи в налоговые органы в электронном виде документов, автоматизированной камеральной проверки, внедрению прогрессивных автоматизированных методов планирования и сопровождения выездных налоговых проверок способствует рационализации и повышению результативности работы налоговых органов. Очевидно, что развитие технологии и четкой организации налогового контроля является необходимым условием для повышения его качества и эффективности, в том числе и выездных налоговых проверок. Технологии должны обеспечивать оперативность ввода информации в базу налоговых органов, автоматизацию сверки поступающих данных, качественную обработку отчетности и проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности. При этом автоматизация и организация налогового контроля требуют постоянного совершенствования в рамках реформы налоговой политики.