Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 25
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ОТНОШЕНИЯ ДЕТСКОЙ ЛЖИ
1.1 Понятие и виды детской лжи
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ ДЕТСКОЙ ЛЖИ
2.1. Цель, гипотезы и задачи исследования
2.2. Описание выборки исследования
2.4. Организация психодиагностического обследования
Для достижения поставленной цели нами было организовано теоретическое и эмпирическое исследование, направленное на изучение данной взаимосвязи и особенностей в отношении к обману детей дошкольного и младшего школьного возраста.
В частности мы сформулировали собственное определение лжи, на основе концепции В.В. Знакова: ложь – это форма адаптивного поведения индивида, проявляющаяся в умышленной с помощью вербальных или невербальных средств коммуникации передаче сведений, не соответствующих действительности. А также составлена классификация видов лжи по основанию психологических детерминант феномена лжи:
1) защищающая ложь (ложь как защита);
2) социально-одобряемая ложь (ложь как следование правилам этикета);
3) макиавеллиева ложь (ложь как манипулирование другими людьми);
4) хвастовство (ложь как самоутверждение в социуме);
5) хроническая ложь (ложь как личностная черта).
В работе мы также установили, что на возникновение лжи у детей играют большую роль социальные факторы, к которым мы отнесли семейные и внесемейные факторы. К семейным факторам можно отнести враждебность обстановки, неблагоприятный эмоциональный и психологический климат, повышенная тревожность и прочие.
В ходе эмпирического исследования была подтверждена гипотеза об имеющихся значимых различиях в отношениях детей дошкольного и младшего школьного возраста к обману и лжи, а также подтверждена гипотеза об имеющейся существенной связи между семейной обстановкой и отношением ко лжи у детей.
Мы считаем, что поднятая в нашей работе тема нуждается в дальнейшем изучении.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Братченко С.Л. Диагностика личностно-развивающего потенциала: Методическое пособие для школьных психологов. – Псков: Издательство Псковского областного института повышения квалификации работников образования, 1997. – 69с.
- Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов пед. вузов / Сост. и науч. ред В.С Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Академия, 2000. – 624 с.
- Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. – СПб.: Речь, 2004. – 304с.
- Дубровский Д.И. Обман как социальный феномен // Реклама: внушение и манипуляция. Медиа-ориентированный подход. / Ред. - сост. Д.Я. Райгородский. – Самара: Изд. Дом «БАХРАХ - М», 2001. – 752с.
- Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. – 2-е изд., испр. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. – 336с.
- Знаков В.В. Западные и русские традиции в понимании лжи: размышления российского психолога над исследованиями Пола Экмана // Экман П. Психология лжи. – СПб.: Изд. «Питер», 1999. – 272с.
- Знаков В.В. Категории правды и лжи в русской духовной традиции и современной психологии понимания // Вопросы психологии. – 1994. - №2. – С. 55-63.
- Знаков В.В. Макиавеллизм и феномен вранья // Вопросы психологии. – 1999. - №6. – С. 59-70.
- Знаков В.В. Макиавеллизм, манипулятивное поведение и взаимопонимание в межличностном общении // Вопросы психологии. – 2002 - № 6 – С.45-54.
- Знаков В.В. Методика исследования макиавеллизма личности. – М.: Смысл, 2001. – 20с.
- Знаков В.В. Неправда, ложь и обман как проблемы психологии понимания // Вопросы психологии. – 1993. - №2. – С.9-16.
- Знаков В.В. Половые различия в понимании неправды, лжи и обмана // Психологический журнал. – 1997. №1. – С.38-49.
- Исследуем ложь. Теории, практика обнаружения / Под ред. М. Льюиса, К, Саарни. – СПб.: «прайм - ЕВРОЗНАК», 2004. – 288с.
- Истратова О.Н. Большая книга детского психолога. Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 568 с.
- Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы. Ростов н/Д.: Феникс, 2003. – 443 с.
- Каптерев П.Ф. Детская и педагогическая психология. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. – 336с. (Серия «Психологи Отечества»).
- Карандашев В.Н. Педагогическая психология. Спб.: Питер, 2006. – 411 с.
- Карандашев В.Н. Психология: Введение в профессию. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 382с.
- Красников М.А. Феномен лжи в межличностном общении // Общественные науки и современность. – 1999. - №2. – С.176-185.
- Куницына В.Н., Казарина Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб.: Питер. 2001. – 544с.
- Макаренко О.В. Манипуляция и психологи // http:www.drupal.psychosfera.ru
- Макиавеллизм в структуре личностных черт // http:www.referat-psychology.info
- Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. М.: Эксмо, 2006. – 781 с.
- Мананникова Е.Н. Педагогическая психология. М.: Дашков и К, 2007. – 223 с.
- Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. М., 1990.
- Овчарова Р.В. Практическая психология образования. М.: Академия, 2007. – 446 с.
- Особенности психического развития детей 6 - 7 летнего возраста. /Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера/ Москва. 1988 г.
- Симоненко С.И. Психологические основания оценки ложности и правдивости сообщений // Вопросы психологии. – 1998. - №3. – С. 78-85.
- Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 800с.
- Тарасов А.Н. Психология лжи. – М.: Книжный мир, 2005. – 327с.
- Шалютин Б.С. Человек лгущий // Человек. – 1996. - №2. – С.151-159.
- Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М.: Гардарики, 2005. – 349 с.
- Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 383 с.
- Щербатых Ю.В. Искусство обмана. Популярная энциклопедия. – М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. – 544с.
- Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 1999. - 656 с.
- Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 2000. – 656с.
- Экман П. Почему дети лгут? / Пер. с англ. – М.: Педагогика – Пресс. 1993. – 272с.: ил.
- Экман П. Психология лжи. – СПб.: Изд. «Питер», 1999. – 272с.