Файл: Проблема детской лжи (Методики исследования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Также в исследовании приняли участие родители детей дошкольного и младшего школьного возраста. Также в общем количестве 30 человек.

2.3. Методики исследования

В соответствии с целью, задачами и гипотезой исследования нами была сформирована батарея тестов, состоящая из следующих психодиагностических методик.

1. На определение специфики семейного взаимодействия

- «Кинетический рисунок семьи»

- «Опросник эмоциональных отношений в семье» Е.И. Захаровой

2. На изучение особенностей отношения детей к обману

- Методика П. Экмана «Мотивы детской лжи»

- Методика Ж. Пиаже «Рассказы»

- Анкета для родителей «Отношение Вашего ребенка к обману»

По всем методикам сообщается об их психодиагностической надежности, валидности и возрастному и психическому развитию испытуемых.

2.4. Организация психодиагностического обследования

На первом этапе - знакомство с испытуемыми, установление первичного контакта, наблюдение за ними в естественных условиях.

На втором этапе – проведение психодиагностического тестирования с целью подтверждения гипотезы.

  • Исследование проводилось как в индивидуальной, так и в групповой форме. Исследование проводилось на добровольной основе.
  • В соответствие с целью и задачами исследования испытуемым были предложены методики: «Кинетический рисунок семьи», «Опросник эмоциональных отношений в семье» Е.И. Захаровой, Методика П. Экмана «Мотивы детской лжи», Методика Ж. Пиаже «Рассказы», Анкета для родителей «Отношение Вашего ребенка к обману».
  • Испытуемым необходимо было ответить на вопросы по опросникам, по одной из методик необходимо было выполнить рисунок, а также ответить на вопросы анкеты.
  • На третьем этапе - данные исследования были подвергнуты математическому анализу с использованием программы STATISTICA 8.0. Используемые стандартные статистические методики обработки данных – корреляционный анализ, критерий Манна-Уитни. Корреляционный анализ позволит проверить наличие статистической взаимосвязи между двумя величинами, а именно между особенностями воспитания и отношением детей к обману. Критерий Манна-Уитни использовался нами как статистический критерий, позволяющий провести оценку различий между группами по уровню признака, в данном случае по отношению к обману.

2.5. Анализ полученных данных эмпирического исследования

Как мы уже отмечали ранее, целью нашего исследования является изучение взаимосвязи отношения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста к обману и особенностями семейного воспитания.

В результате проведенных психодиагностических методик нами были получены следующие результаты. По методике «Кинетический рисунок семьи» нами были получены следующие результаты в выборке испытуемых.

Рис. 1. Средний балл по симптомам в методике «Кинетический рисунок семьи» в группе дошкольников.

Как мы видим по представленным выше данным, преобладающим симптомом выступает благоприятная семейная ситуация. В то же время значительный балл был набран детьми по шкале тревожность и конфликтность в семье. В группе детей младшего школьного возраста нами были получены примерно те же результаты.

Рис. 2. Средний балл по симптомам в методике «Кинетический рисунок семьи» в группе младших школьников.

Здесь как мы видим, имеется единственное отличие в уровне выраженности симптома тревожности по итогам выполненного задания. Математико-статистический анализ показал наличие статистически значимых различий на уровне значимости p≤0,05 по шкале «тревожность» (U = 333 при p≤0,05) и по шкале «враждебность в семейной ситуации» (U = 336,5 при p≤0,05). Здесь мы видим, что для детей младшего школьного возраста в большей степени характерно наличие тревожности и враждебности в семейной ситуации.

Далее по опроснику эмоциональных отношений в семье нами были получены следующие результаты.

Таблица 1

Шкалы методики

Среднее значение по выборке

Критериальное значение

Дошкольники

Младшие школьники

Способность воспринимать состояние ребенка

4,21

4,11

3,7

Понимание причин состояния

3,70

3,14

3,2

Эмпатия

3,41

3,40

2,8

Чувства родителей в ситуации взаимодействия

3,89

3,58

3,3

Безусловное принятие

3,64

3,18

3,2

Принятие себя в качестве родителя

3,51

3,47

3,1

Преобладающий эмоциональный фон

3,56

3,66

3,0

Стремление к телесному контакту

4,12

2,78

3,3

Оказание эмоциональной поддержки

3,57

3,52

2,8

Ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия

2,65

1,60

2,3

Умение воздействовать на эмоциональное состояние ребенка

3,71

3,61

3,2


Следует отметить, что указанное критериальное значение показывает, что в ситуации занижения данного показателя имеется дефицит соответствующей характеристики в эмоциональной стороне взаимодействия в семье.

Таким образом, здесь мы видим отличия показателей по данным шкалам у родителей дошкольников и младших школьников. Однако в целом данные показатели свидетельствуют о том, что родителей детей младшего школьного возраста относятся к своим детям с повышенной требовательностью, строгостью по сравнению с родителями детей дошкольного возраста, где преобладает положительный эмоциональный фон и оказание эмоциональной поддержки.

Далее мы использовали ряд методик, направленных на изучение отношения к обману детей 5-9 лет.

По итогам проведенной методики П. Экмана нами были получены следующие результаты.

Рис. 3. Результаты диагностики в целом по выборке.

По итогам диагностики были получены данные, которые соотносятся с результатами Экмана, т.е. не отличаются от них. Автор указывал, что в младшем школьном возрасте преобладающим мотивом выступает мотив избегания наказания, что и показало наше исследование – 64% младших школьников получили максимальный балл по данной шкале.

В то же время в группе дошкольников преобладающим мотивом выступает желание не создавать неловкой ситуации – 51% испытуемых. Как мы видим по графику среди дошкольников и младших школьников отсутствуют такие мотивы, как ложь с целью защиты товарища, а также ложь с целью повышения своего социального статуса.

Статистически значимые различия здесь были получены по шкалам «ли во избегание наказания» (U = 346,5 при p ≤0,05). Таким образом, школьники в большей степени склонны использовать обман как способ избегания наказания.

Далее нами была проведена методика Ж. Пиаже, которая позволила нам изучить особенности в определении лжи детьми дошкольного и младшего школьного возраста. В понимании дошкольниками обмана как негативного явления представлено меньше испытуемых, чем детей младшего школьного возраста. Практически все испытуемые дошкольного и младшего школьного возраста были способны воспроизвести и дать простое определение обману, как феномену. Однако в ответах дошкольников нами были встречено отождествление понятия лжи и гадкого слова, чего в ответах младших школьников выявлено не было.

Рис. 4. Уровни выраженности по выборкам испытуемых в определении лжи.

Как мы видим по рисунку, представленному выше, среди детей дошкольного возраста отсутствуют те, которые были бы способны уверенно различать понятия «гадкого слова», «ошибки» и «лжи». Наоборот, дети младшего школьного возраста уверенно различают данные понятия и определяют ложь как преднамеренное говорение неправды. Различия здесь были получены по шкалам 1 уровня (U = 348,5 при p ≤0,05) и 4 уровня (U = 349,5 при p ≤0,05).


Дошкольники в большей степени были склонны обращать внимание только на внешние признаки, на степень ложного утверждения. Для детей же младшего уровня характерен более высокий уровень в восприятии обмана. Они способны оценивать ложь по существенному признаку, по ее цели и значению. Также они были способны делать различия между фантазированием, преувеличением и умышленной ложью, видеть причины лжи.

По итогам анкетирования родителей нами были получены следующие результаты. Родители дошкольников указывали, что их дети лгут несколько раз в неделю, к такому выводу пришло более половины респондентов – 56%. Родители же младших школьников указали на то, что их дети обманывают намного чаще по несколько раз в день – 47% респондентов. Родители дошкольников указывали, что их дети чаще фантазируют 45% против родителей младших школьников 35%.

Родители дошкольников чаще указывали на наличие похвалы за признание в проступке 39%. Родители детей младшего школьного возраста в свою очередь чаще проверяют ребенка на наличие лжи 71%.

Таким образом, здесь мы видим, что имеются существенные различия в отношении детей дошкольного и младшего школьного возраста к обману. Далее для проверки второй гипотезы мы использовали коэффициент корреляции Пирсона, который позволяет установить наличие связи между признаками. Величина коэффициента линейной корреляции Пирсона не может превышать +1 и быть меньше чем -1. Эти числа являются границами для данного коэффициента. Если коэффициент корреляции по модулю оказывается близким к 1, то это соответствует высокому уровню связи между переменными.

Знак полученного коэффициента очень важен для интерпретации. Если знак – плюс, то связь между коррелирующими признаками такова, что большей величине одного признака соответствует большая величина другого признака. Если же получен знак минус, то большей величине одного признака соответствует меньшая величина другого. Такая зависимость носит название обратно пропорциональной зависимости. В общем виде формула для подсчета коэффициента корреляции такова:

rxy = ∑ (xi – y)*(yi – y)___

√∑(xi – x)²*∑(yi – y)²

где xi – значения, принимаемые переменной X

yi – значения, принимаемые переменной Y

x – средняя по X

y – средняя по Y.

Критическое значение коэффициента корреляции Пирсона для выборки размером 30 человек равен:

rкр = 0.29 при уровне значимости 0,05

0,37 при уровне значимости 0,01

Связь считается значимой, если эмпирическое значение превышает критическое значение при уровне значимости 0,05 и тем более значимой, если – при 0,01.


Таблица 2

Шкалы

Благоприятная обстановка

Тревожность

Конфликтность в семье

Чувство неполноценности в семье

Враждебность семейной обстановки

Ложь во избежание наказания

-0,642055

-0,304978

0,334237

0,631226

0,810191

Ложь с целью защиты товарища

-0,659470

-0,290225

-0,346050

-0,663834

0,815881

Ложь во избежание унижения, стыда

-0,320913

0,527456

-0,304978

-0,278342

0,206557

Ложь с целью повышения своего социального статуса

-0,411335

0,462405

-0,290225

-0,353134

-0,325023

Желание не создавать неловкой ситуации

-0,382887

0,422525

0,527456

-0,401085

0,241738

«Оправданная» ложь

-0,321773

0,374973

0, 565884

-0,383216

-0,219525

По итогам проведенного статистического анализа, мы видим, что ряд значений превышают критическое значение по нескольким шкалам. Представим некоторые из них. Так, мы видим, что имеется значимая отрицательная связь между шкалами благоприятной семейной обстановки и лжи во избежание наказания, что свидетельствует о том, что данные шкалы прямо противопоставлены друг другу. Также положительная связь получена по шкалам тревожности, враждебность в семейной обстановке в семье и лжи с целью избегания унижения и стыда, таким образом, в тех семьях, где имеется неблагоприятная семейная обстановка, враждебность и повышенная тревожность у детей преобладает мотив лжи, как избегания унижения.

Таким образом, возрастные особенности, причины, мотивы лжи зависят от того, кто окружает детей, от характера взаимоотношений с родителями, сверстниками и учителями. Поэтому, очень важно создавать атмосферу понимания, доверия, терпения как общения в семье, так и в школе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ психологической литературы показал, что, несмотря на очевидную актуальность обсуждаемой темы, в отечественной науке сравнительно немного исследований, касающихся изучению взаимосвязи семейной обстановки, особенностей воспитания и отношения детей к обману и лжи.