Файл: Конкурентные стратегии фирм на внутреннем и/или мировом рынках ( Изменение поведения потребителей под влиянием социально-экономической и культурной ситуации ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НА РЫНКЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

2.1. Методология исследования

Исходя из приведённых ранее классификаций факторов, мы можем синтезировать новый перечень факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность компаний на рынке общепита.

Во-первых, нам необходимо взять за основу определенный перечень за основу. Далее, рассматривая другие перечни, вносить изменения в итоговый перечень факторов.

За базовую модель мы возьмем перечень факторов Almquist, Senior & Bloch, а именно:

  • Качество;
  • Органолептические свойства;
  • Разнообразие;
  • Дизайн и эстетическое восприятие продукции;
  • Полезность продукции.

Явными преимуществами данной модели являются ее практическая доказанность и факт того, что этот перечень основан на комплексной и полученной в ходе лонгитюдного исследования модели. Однако недостатками данной модели является то, что она не учитывает специфику рынка быстрого питания и рассматривает лишь факторы, относящие к продукции, но не к организации. Теперь рассмотрим, что можно добавить в текущий перечень из перечня Добролюбовой. Фактор «характеристики, которых потребители ждут от продукции всех ваших конкурентов», будет избыточным в модели, так как повторяет многие, уже имеющиеся. То же самое будет происходить и с фактором «способность организации удовлетворять персональные запросы потребителей», который во многом учитывается уже в факторе «разнообразие». Однако факторы «система обслуживания продукта» (внесем в модель как «сервис») и «способность компании компенсировать ущерб» являются новыми и будут внесены в текущую модель. Новый вид текущей модели:

  • Качество;
  • Органолептические свойства;
  • Разнообразие;
  • Дизайн и эстетическое восприятие продукции;
  • Полезность продукции;
  • Сервис;
  • Способность компании компенсировать ущерб.

Следующей рассмотрим классификацию Доморацкой. Факторы «качество, свежесть и натуральность продуктов», «широкий ассортимент, разнообразие товаров» и «быстрое и качественное обслуживание, вежливость продавцов» являются избыточными, так как повторяют уже имеющиеся. Факторы «производство чего-либо на своей земле» и «питание вне дома» не являются релевантными для исследования конкурентоспособности. Факторы «близость к дому или работе» (в модель будет включен как «близость к территориальному центру исследуемого рынка») и «уровень цен». Текущая модель:


  • Качество;
  • Органолептические свойства;
  • Разнообразие;
  • Дизайн и эстетическое восприятие продукции;
  • Полезность продукции;
  • Сервис;
  • Способность компании компенсировать ущерб;
  • Близость к территориальному центру исследуемого рынка;
  • Уровень цен.

Далее рассмотрим классификацию Бойко Р. Данная классификация раскрывает структуру понятия качества продукции в сфере фастфуда. Главным выводом из данной работы является то, что ключевыми характеристиками, на которые можно декомпозировать «качество» и которые потребитель может воспринять непосредственно, являются «органолептические свойства», «полезность продукции», «соблюдение санитарных норм и правил» и «время до реализации» (в модели «время выполнения заказа»). Таким образом, перечень факторов видоизменяется:

  • Органолептические свойства;
  • Разнообразие;
  • Дизайн и эстетическое восприятие продукции;
  • Полезность продукции;
  • Сервис;
  • Способность компании компенсировать ущерб;
  • Близость к территориальному центру исследуемого рынка;
  • Уровень цен;
  • Соблюдение санитарных правил и норм;
  • Время выполнения заказа.

Однако в данной модели «чистота» и «время приготовления» частично могут повторяться в рамках понятия «сервис», поэтому мы изменим понятие «сервис» на «взаимодействие обслуживающего персонала с потребителем». Текущий вид перечня:

  • Органолептические свойства;
  • Полезность продукции;
  • Соблюдение санитарных правил и норм;
  • Время выполнения заказа;
  • Разнообразие;
  • Дизайн и эстетическое восприятие продукции;
  • Взаимодействие обслуживающего персонала с потребителем;
  • Способность компании компенсировать ущерб;
  • Близость к территориальному центру исследуемого рынка;
  • Уровень цен.

Завершаем составление нашего итогового перечня факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность, анализом перечня Антоновой и Пятковской. Факторы «ассортимент блюд», «соблюдение требований санитарии и гигиены», «внешний вид и поведение персонала, уровень сервисного обслуживания» (из данного фактора возьмем формулировку частично), «скорость обслуживания» и «качество блюд» повторяют уже включенные в текущий перечень факторы. «Внешний вид здания, витрин, входной двери: состояние прилегающей территории» (в текущий перечень будет включён как «внешний вид заведения»), «внутренний интерьер предприятия» и «комплекс услуг» (в текущий перечень будет включен как «дополнительные услуги») имеет смысл включить в итоговый перечень. Получается следующий итоговый перечень факторов, влияющих на конкурентоспособность, которые будут рассматриваться в рамках будущей модели в текущей работе (с учетом изменения некоторых формулировок):


  • Органолептические свойства;
  • Полезность продукции;
  • Соблюдение санитарных правил и норм;
  • Время выполнения заказа;
  • Широта ассортимента;
  • Дизайн и эстетическое восприятие продукции;
  • Внешний вид и поведение персонала;
  • Способность компании компенсировать ущерб;
  • Близость к территориальному центру исследуемого рынка;
  • Уровень цен;
  • Внешний вид заведения;
  • Внутренний интерьер предприятия;
  • Дополнительные услуги.

Теперь для данных характеристик необходимо определить показатели, с помощью которых они будут измеряться для каждого из объектов выборки. Показатели должны отвечать нескольким критериям:

  • Измеряемость. Каждый показатель должен быть некоей количественной величиной;
  • Легкая доступность. Показатель необходимо иметь в относительно открытом для исследователя доступе;
  • Небольшие трудозатраты при сборе информации и ее обработке. Для соответствия условию экспресс-методики, чтобы иметь возможность синтезировать актуальные для текущей ситуации результаты, высокая скорость сбора и обработки информации является необходимостью;
  • Максимальная информативность с точки зрения соответствия искомой характеристике. Для каждой характеристики должен быть выбран такой набор показателей, чтобы они отражали ее в максимальной степени, но не излишне;
  • Независимость. Показатели должны учитывать разные характеристики или разные аспекты одной и той же характеристики.

Очевидно, что выполнение требований на практике всех требований маловероятно, но необходимо будет максимально их учитывать.

Получившийся список также стоит скорректировать на следующих основаниях:

  1. Необходимо определить результирующую переменную, которая будет отражать саму конкурентоспособность. Исходя из критериев выше, самой доступной для исследования и эффективной видится выручка предприятия, являющаяся результатом произведения среднего чека в данном заведении на количество посетителей.
  2. Также стоит скорректировать текущий перечень исследуемых на предмет сокращения ввиду того, что большое количество исследуемых переменных снижает валидность исследования, особенно на относительно небольших выборках. Предлагаемый (скорректированный) перечень исследуемых переменных:
  • Оценочная выручка (результирующая характеристика)
  • Средний чек
  • Количество посетителей
  • Широта ассортимента
  • Среднее время выполнения заказа
  • Наличие дополнительных услуг
  • Внутренний и внешний вид помещения
  • Органолептические свойства продукции
  • Полезность продукции
  • Привлекательность внешнего вида продукции
  • Привлекательность сервиса

Для приведенных выше переменных предлагается следующая структура сбора данных и анализа:

Таблица 1. Методика сбора и анализа данных

№ п/п

Исследуемая переменная

Метод сбора данных

Единицы измерения

Шкала измерения

Особенности сбора данных на практике

1

Оценочная выручка

Расчет

Руб.

Расчетное значение как произведение переменных «2» и «3»

Проводился расчет на основании собранных данных

2

Средний чек

Анализ данных открытых источников

Руб.

Номинал среднего чека в рублях

Проводился анализ открытых источников (преимущественно анализировались данные двух информационных площадок – «2ГИС» и «Яндекс»; при отсутствии на этих ресурсах данные уточнялись на других ресурсах)

3

Количество посетителей

Наблюдение (в течение 15 мин на 1 заведение)

Чел.

Количество посетителей в течение 15 минут

Наблюдалось количество посетителей в случайное время (исключая время бизнес-ланчей и позднее вечернее, как и раннее утреннее)

4

Широта ассортимента

Наблюдение

Ед. продукции в меню

Число позиций в меню

Наблюдалось количество позиций в меню

5

Среднее время выполнения заказа

Наблюдение

Мин.

Количество минут на выполнение заказа в среднем (наблюдаемое)

Наблюдалась по нескольким заказам и вычислялось среднее арифметическое

6

Наличие дополнительных услуг

Наблюдение

Наличие / Отсутствие

1/3 (где 1 – «Наличие», 3 – «Отсутствие»)

Наблюдалось наличие дополнительных услуг (услуги, которые оказываются кафе, но при этом не связаны напрямую с оказанием услуг по общественному питанию – например, подача кальянов, проведение спортивных трансляций и т.д.)

7

Внутренний и внешний вид помещения

Опрос

Баллы

От 1 до 3 (где 1 – «Не понравился», 2 – «Нейтрально», 3 – «Понравился»)

Проводился опрос случайных посетителей в и рядом с выходом из кафе с вопросом «Понравился ли вам внутренний вид и внешний вид помещения?»

8

Органолептические свойства продукции

Опрос

Баллы

От 1 до 3 (где 1 – «Не вкусно», 2 – «Нейтрально», 3 – «Вкусно»)

Проводился опрос случайных посетителей в и рядом с выходом из кафе с вопросом «Насколько было вкусно?»

9

Полезность продукции

Опрос

Баллы

От 1 до 3 (где 1 – «Вредно», 2 – «Нейтрально», 3 – «Полезно»)

Проводился опрос случайных посетителей в и рядом с выходом из кафе с вопросом «Как считаете, насколько здесь полезная еда?»

10

Привлекательность внешнего вида продукции

Опрос

Баллы

От 1 до 3 (где 1 – «Не понравилась», 2 – «Нейтрально», 3 – «Понравилась»)

Проводился опрос случайных посетителей в и рядом с выходом из кафе с вопросом «Понравилась ли вам подача?»

11

Привлекательность сервиса

Опрос

Баллы

От 1 до 3 (где 1 – «Не понравился», 2 – «Нейтрально», 3 – «Понравился»)

Проводился опрос случайных посетителей в и рядом с выходом из кафе с вопросом «Понравилось ли вам обслуживание здесь?»


Таблица 3. Данные по средним чекам организаций

№ п/п

Заведение

Тип заведения

Известный средний чек

Данные 2ГИС

Данные Яндекс

Сводные Данные

1

Нью-Йорк

Ресторан американской кухни

600

???

600

2

Самурай

Кафе

490

500

495

3

Moloko Leto

Кафе

???

700

700

4

Berezka Bar

Кафе-бар

800

1750

1275

5

KFC

Ресторан быстрого питания

250

400

325

6

Синнабон

Ресторан быстрого питания

250

200

225

7

Bruce & Lee

Кафе

400

500

450

8

Бенье

Кафе-пекарня

600

375

487,5

9

Traveler's Coffee

Кофейня

300

1100

700

10

Чёрточка кофе

Кофейня

???

???

#ДЕЛ/0!

11

Позавчера

Кафе

700

900

800

12

Шоколадница

Кофейня

600

700

650

13

Look

Кафе

1300

1500

1400

14

Coffee Cake

Кофейня

550

700

625

15

Butcher Burger Bar

Кафе

500

350

425

16

Совок

Лапшичная

250

275

262,5

17

Мишки

Кофейня

???

700

700

19

Чипер

Кофейня

???

???

700

20

Biblioteca

Литературное кафе

600

700

650

21

Фонотека

Музыкальный бар

500

600

550

22

Black Star Burger

Ресторан быстрого питания

400

600

500

23

Хачапурия (ул. Б. Покровская, 49; рядом с пл. Горького)

Кафе

600

700

650

24

Хачапури и Вино

Ресторан грузинской кухни

500

700

600

25

Лепи тесто

Пельменная

250

375

312,5

26

Марк Твен

Кафе-бар

500

500

500

27

Cinnabon

Ресторан быстрого питания

250

200

225

28

Шоколатье

Кофейня

250

200

225

29

Лаваш

Ресторан быстрого питания

100

150

125

30

Dark side Шаурма & Гриль

Кафе быстрого питания

150

250

200

31

Волга-Мама

Кафе

600

550

575

32

Ёмаё

Пати-бар

700

450

575

33

Halli Galli

Бар

1000

650

825

34

Счастливые люди

Кафе

???

???

1000

35

Freakadely

Кафе

300

350

325

36

Молодость

Кафе-магазин

300

300

300

37

Beerloga

Кафе

500

250

375

38

МЯСОROOB

Ресторан быстрого питания

400

425

412,5

39

Coffee like

Кофе-бар

180

180

180

40

Рандеву на Покровке

Кафе

800

800

800

41

Цейлон

Кафе-бистро

350

800

575

42

Sолянка

Кафе-столовая

240

???

240

43

Noot

Кафе

300

350

325

44

Тарелкин

Кафе

800

650

725

45

Мир пиццы

Кафе-пиццерия

300

275

287,5

46

ДжорДжия

Кафе

400

425

412,5

47

Мэй Вэй

Кафе

300

475

387,5

48

Кофе - это фрукт

Кофейня

300

175

237,5

49

Верхушка кофе

Кофейня

250

215

232,5

50

Skuratov coffee roasters

Кофейня

170

170

170

51

Surf Coffee x Cinema

Кафе-кондитерская

200

700

450

52

Green bar

Спортбар

800

1500

1150

54

ХИППИ

Кофейня

300

300

300

55

ДЫМ

Ориентал-кафе

???

700

700

56

LoveАШ

Кафе

???

106,5

106,5

57

Хачапурия (ул. Б. Покровская, 6; рядом с пл. Минина)

Кафе

700

650

675