Файл: Роль мотивации в поведении организации (Сущность мотивации как процесса трудовой деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 91

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Одним из направлений совершенствования системы стимулирования труда в ООО «Пико М Сервис» является правильное определение материальных стимулов для повышения заинтересованности рабочих и служащих в общих результатах деятельности организации. Предложенная система оплаты труда для работников НИИ в общем виде представлена на рис. 6.

Рис. 6. Предлагаемая система оплаты труда

Расчет премии рабочему можно производить по формуле : [21]

где Пi – размер премии i-го подразделения или исполнителя (в руб. или %);

Пср – средний размер премии,

Эi – эффективность работы i-го подразделения или исполнителя,

Эмин - минимальное значение эффективности работы,

К - коэффициент, регулирующий дифференциацию размера премий.

При значении коэффициента К=1, премии будут изменяться, как правило, в пределах от 0 до (2•Пср), а при значении К=0,5 – от (0,5•Пср) до (1,5•Пср).

Рассчитаем премию на одного сотрудника, достигшего определенных показателей:

Общий премиальный фонд предприятия составил 371700 – в 2018 году и 326400 – в 2019. При этом среднесписочная численность сотрудников 444 и 400 человек соответственно. Тогда средний размер премии составит:

Пi = (371700:444) + (371700:444) * 80% *1 = 1729 2018 год

75%

Пi = (326400:400) + (326400:400) * 87% *1 = 1763 2019 год

75%

Из расчетов видно, что при общем снижении премиального фонда предприятия (не только из-за снижения количества сотрудников, вызванного мировым финансовым кризисом, но и за счет экономии фонда оплаты труда, о чем сказано в параграфе 2.3. настоящего исследования), и при снижении средней премиальной величины (837 руб в 2018 году и 816 руб в 2019), размер премии i-го сотрудника в рублях возрос: 1763 – 1729 = 34. Для рассматриваемого предприятия это неплохой результат в условиях общего спада производства, снижения числа заказов на ремонтные работы в связи со снижением интенсивности деятельности заказчиков предприятия в условиях кризиса.

Таким образом, можно сделать вывод, что предлагаемая система мотивации сотрудников (рекомендации и мероприятия по ее внедрению показаны в табл. 3.14) положительно влияет и на результаты финансово-хозяйственной деятельности организации и на морально-психологический климат в коллективе, его сплоченность и т.д.

Приведенные выше данные показывают, что на анализируемом предприятии темпы роста оплаты труда опережают темпы роста производительности труда, что способствовало перерасходу фонда зарплаты в размере 168,8 руб. Среди причин такого опережения были выделены: уменьшение среднечасовой выработки рабочих; сверхплановые целодневные и внутрисменные потери рабочего времени; сокращение среднесписочной численности работников; сокращение объемов производства. Вместе с тем, по результатам исследования работы предприятия следует отметить повышение интенсивности работы сотрудников в связи с нововведениями в области внедрения разработанной системы мотивации. Это еще раз подтверждает целесообразность использования предлагаемой системы в практике ЗАО «Пико М Сервис».


Рис. 7. Предложенный состав компенсационного пакета для работников ЗАО «Пико М Сервис»

Для устранения недостатков в системе мотивации персонала ЗАО «Пико М Сервис» предлагаем внести изменения в действующую систему

материальной мотивации, в виде так называемого компенсационного пакета, представленного на рис. 7.

На основе реализации предложенных мероприятий перспективная структура оплаты труда в ЗАО «Пико М Сервис» будет иметь вид, представленный на рис. 8.

Рис. 8. Перспективная структура оплаты труда в ЗАО «Пико М Сервис».

Суммы расчета заработной платы для наглядности выполнены в условных единицах.

Выводы по третьей главе

Для рассматриваемого предприятия ЗАО «Пико М Сервис» целесообразно использовать системы оплаты труда, построенные с учетом трудовых навыков, знаний и компетенций работников, так называемые SBP системы: skill-based pay system, то есть системы оплаты, базирующиеся на навыках. Для рассматриваемого предприятия такие системы подходят, поскольку организация занимается производством продукции и выполнением работ, требующих высокой профессиональной подготовки специалистов (электрогальваническая металлизация, газотермическое напыление и т.д.). При использовании этих систем труд работников оплачивается скорее в зависимости от предела, глубины и видов трудовых навыков, которые они в состоянии использовать, чем в соответствии с выполненной ими работой. Этот вид системы известен также как оплата труда за мастерство, за знания, за многопрофессиональность и т. д.

Использование предложенной системы оплаты труда на ЗАО «Пико М Сервис», существенно повысит значимость квалификационного уровня, мастерства, способности выполнения рабочими различного рода работ. В результате возрастет общий уровень профессионализма работников, расширится их взаимозаменяемость, уменьшится текучесть кадров, будут созданы благоприятные условия для карьерного роста и повышения заработной платы.

При разработке рекомендаций по совершенствованию управления мотивацией персонала ЗАО «Пико М Сервис» были приняты к рассмотрению не только материальные факторы стимулирования, но и нематериальные стимулы. Такие как социальные гарантии и корпоративный социальный пакет. Особое внимание было уделено воздействую корпоративной культуры на систему мотивации. При этом выявлено, что корпоративная культура на современном этапе развития науки, техники и с учетом достижений в области психологии представляет собой важнейший инструмент нематериального стимулирования персонала любой компании, обеспечивающий достижение высоких экономических результатов и эффективности деятельности бизнеса.


Заключение

Современные методы хозяйствования требуют овладения новым типом экономического поведения на основе использования мотивационного механизма. Мотивационные аспекты управления трудовой деятельностью широко применяются в странах с развитой рыночной экономикой. Успех любого управленческого решения напрямую связан с эффективностью применяемой модели мотивации, побуждающей работника к достижению личных и общих целей. Обеспечение высокой мотивации к труду базируется на исследовании сущности данного процесса.

В связи с этим, целью настоящего исследования было выявить направления совершенствования управления мотивацией персонала на примере отдельно взятой организации. Для достижения указанной цели в работе поставлены и решены соответствующие задачи.

В курсовой работе проведен анализ мотивационной системы в организационном поведении отдельно взятого предприятия ЗАО «Пико М Сервис». Это российско-финское совместное предприятие, специализирующееся на поддержании промышленных машин в исправном состоянии посредством выполнения работ непосредственно у заказчика преимущественно без демонтажа восстанавливаемых деталей.

На рассматриваемом предприятии используется линейно-функциональная организационная структура управления. Линейные руководители являются единоначальниками и полностью отвечают за работу подразделения (директор, главный инженер, главный специалист, ведущий специалист, инженер, ремонтный рабочий). Функциональные руководители (главный экономист, зам. директора по коммерческим вопросам, зам. директора по кадровым и социальным вопросам и т.д.) составляют штаб директора и руководят функциональными службами.

Анализ системы мотивации на ЗАО «Пико М Сервис» показал, что план социального развития не выполняется; так же предприятие пока не предпринимает попыток расширить свою деятельность, в связи с нестабильным экономическим положением предприятия. На предприятии имеется потребность в трудовых ресурсах, вследствие того, что рабочих не устраивает низкая зарплата и недостаточно высокие условия труда.

К сожалению, на рассматриваемом предприятии была сформирована только одна составляющая часть мотивационной системы – материальная. Особенно актуальной, на современном этапе развития менеджмента и достижений в области психологии, становится разработка нематериальной мотивации с учетом воздействия на систему мотивации корпоративной культуры организации. Но, к сожалению, данному вопросу руководство не придает должного значения и на ЗАО «Пико М Сервис» не уделяется внимания нематериальным факторам мотивации сотрудников.


Выявлено, что для предприятия ЗАО «Пико М Сервис» началом актуализации вопросов корпоративной культуры стал финансовый кризис, повлекший за собой поиск руководством компании новых путей совершенствования деятельности предприятия. Однако, корпоративная культура ЗАО «Пико М Сервис» еще только складывается.

В связи с этим было предложено разработать корпоративный Кодекс этики сотрудника, который будет отражать важнейшие информационно-нормативные положения, принятые в компании и будет содержать такие разделы как Ценности компании, Нормы и правила поведения сотрудников компании, Предотвращение конфликта интересов, Корпоративная социальная ответственность, Соблюдение Кодекса.

В качестве цели Кодекса корпоративной этики сотрудника ЗАО «Пико М Сервис» в третьей главе дипломной работы предложено закрепление корпоративных ценностей компании, этических норм и правил поведения сотрудников, обеспечение осознания сотрудниками своей роли в реализации миссии компании перед клиентами, толерантность. Кодекс должен содержать нормы и правила поведения сотрудников ЗАО «Пико М Сервис», которые основаны на принятых организацией ценностях и соответствуют миссии и философии компании.

Подводя определенный итог, можно констатировать, что в существовавшей системе мотивации и стимулирования персонала исследуемой организации имелись значительные резервы в области ее совершенствования, использование которых повысит эффективность функционирования предприятия.

В целом по результатам проведенного исследования можно сделать вывод, что совершенствование управления мотивацией сотрудников ЗАО «Пико М Сервис» строится как в направлении совершенствования системы оплаты труда рабочих с учетом новейших достижений в этой области, так и в направлении усиления роли нематериальных стимулов социальных программ (мероприятий) и повышения роли корпоративной культуры в поведении организации.

Список использованной литературы

  1. Адова И. Б. Инструментарий успешного менеджера. Диагностика мотивации трудовой деятельности и вознаграждения персонала. Новосибирск: НГТУ, 2016 – 152с.
  2. Бондаренко В.В. Организационное поведение : учебное пособие / В.В. Бондаренко, С.М. Васин, А.В. Седлецкий. — М. : КНОРУС, 2016. — 288 с.
  3. Верещагина Л.А. Психология персонала: потребности, мотивация и ценности.- 2-е изд. испр. и доп.- М. Гуманитарный центр, 2017. – 232с.
  4. Ветлужских Е.Н. Мотивация и оплата труда. Инструменты. Методики. Практика. – 2-е изд., доп., Альпина Паблишер, 2013. – 152с.
  5. Ветлужских Е.Н. Система вознаграждения. Как разработать цели и KPI. – 6-е изд., Альпина Паблишер, 2020. – 224с.
  6. Генкин Б.М. Мотивация и организация эффективной работы. 2-е изд. испр. М.: ИНФРА-М, 2016. – 352 с.
  7. Клочков А.К. KPI и мотивация персонала: полный сборник практических инструментов, - М.: Эксмо, 2010. – 160 с.
  8. Кныш О.В. Материальное стимулирование персонала. Разработка премиальной системы. Цифровая книга. Литрес. 2019.
  9. Кныш О.В. Социальные льготы и мотивация персонала. Цифровая книга. Литрес. 2019.
  10. Козлов В.В. Организационное поведение : учебное пособие / В.В. Козлов, Ю.Г. Одегов, В.Н. Сидорова ; под ред. М.Н. Кулапова. — М. : КНОРУС, 2013. — 232 с.
  11. Лапыгин Ю.Н. Теория организации и организационное поведение. Учебное пособие. - 2-е изд. испр. и доп. М: Инфра-М, - 2017. – 360 с.
  12. Менеджмент: Мотивация труда: учеб. пособие / А.А. Гудилин, О.О. Скрябин, Н.В. Каретникова, М.Е. Гусева. – М. : Изд. Дом МИСиС, 2013. – 50 с.
  13. Менеджмент: управление организационными системами [Текст] : учебное пособие по специальности "Менеджмент организаций" / П. В. Шеметов, Л. Е. Никифорова, С. В. Петухова. - 6-е изд., стер. - Москва : Изд-во Омега-Л, 2013. - 407 с.
  14. Михенко П.А. Теория организации и организационное поведение: Учебник. М.: Издательский дом Университета «Университет», 2018. – 192 с.
  15. Организационная культура : учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. В. Г. Смирновой. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 306 с.
  16. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 512с.
  17. "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 24.04.2020) 30 декабря 2001 года N 197-ФЗ
  18. Управление персоналом. Магистерская программа «Управление персоналом организации». Вариативные учебные дисциплины. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2016, - 256 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

Организационная структура управления предприятием

ЗАО «ПИКО М Сервис»

Приложение 2.

Среднегодовая выработка продукции одним работающим.

Среднегодовая выработка продукции одним работником (ГВ)

Доля рабочих в общей численности работников (УД)

Среднегодовая выработка одним рабочим (ГВ¢ )

Количество отработанных дней одним рабочим за год (Д)

Среднедневная выработка продукции (СВ)

Средняя продолжительность рабочего дня (П)

Среднечасовая выработка продукции (СВ)

Факторы, связанные со снижением трудоемкости

Факторы, связанные с изменением стоимостной оценки продукции

Технический уровень производства

Непроизводи-тельные затраты рабочего времени

Организация производства

Изменение структуры продукции

Изменение уровня кооперации

Приложение 3.

Взаимосвязь факторов, определяющих среднегодовую выработку продукции работника предприятия.

Исходные данные для факторного анализа

Показатель

База (2018 г.)

Факт (2019 г.)

+, -

Объем производства продукции (ВП), тыс.руб.

6664,5

5437

-1227,5

Среднесписочная численность:

промышленно-производственного персонала (ППП)

рабочих (КР)

429

356

360

303

-69

-53

Удельный вес рабочих в общей численности промышленно-производственного персонала (УД), %

83

84

+1

Отработанно дней одним рабочим за год (Д)

235

234

-1

Средняя продолжительность рабочего дня (П), ч.

7,96

7,98

+0,02

Общее количество отработанного времени:

всеми рабочими за год (Т), ч.

в том числе одним рабочим, чел.-ч.

665934

1871

565798

1867

-100136

-4

Среднегодовая выработка, тыс.руб.:

одного работающего (ГВ)

одного рабочего (ГВ¢ )

15,53

18,72

15,10

17,94

-0,43

-0,78

Среднедневная выработка рабочего (ДВ), руб.

79,7

76,7

-3

Среднечасовая выработка рабочего (СВ), руб.

10,01

9,6

-0,41

Непроизводительные затраты времени (Тн), тыс.ч.

4,4

3

-1,4

Сверхплановая экономия времени за счет внедрения мероприятий НТП (Тэ), тыс.чел.-ч.

45

57

+12

Изменение стоимости товарной продукции в результате структурных сдвигов (ВПстр), тыс.руб.

320

385

+65