Файл: Косвенные налоги и их место в налоговой системе РФ (Роль и значение косвенного налогообложения в условиях рыночной экономики).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Экономические отношения рыночного типа не отстраняют государство от процессов управления и регулирования, напротив, в период настройки базовых механизмов рыночных отношений государственное вмешательство в экономику должно усиливаться. Важнейшим государственным регулятором экономики является налоговая политика. Она влияет практически на все социально-экономические сферы общества и неразрывно связана с другими элементами государственного воздействия.

Актуальность исследования. Оптимизация косвенного налогообложения товаров, работ, услуг в России в целях сокращения незаконного возмещения НДС из бюджета, упорядочения и дальнейшего развития налоговых отношений требует разрешения научно-практических вопросов, связанных с совершенствованием механизма применения НДС, стабилизацией отношений между участниками налогового процесса.

Целью работы является исследование косвенного налогообложения в современной налоговой системе и разработка рекомендаций по оптимизации косвенного налогообложения товаров, работ, услуг в России.

Поставленная цель исследования достигается путем решения следующих взаимосвязанных задач:

  • изучить роль и значение косвенного налогообложения в условиях рыночной экономики;
  • провести анализ косвенного налогообложения в России;
  • рекомендовать пути развития косвенного налогообложения в России.

Предметом исследования является совокупность налоговых отношений, финансово-экономических взаимосвязей и взаимозависимостей, возникающих в процессе косвенного налогообложения товаров, работ, услуг.

Объектом исследования является косвенное налогообложение товаров, работ, услуг как один из главных источников налоговых доходов государственного бюджета в Российской Федерации.

Информационной базой исследования послужили данные Федеральной налоговой службы РФ, Федеральной службы государственной статистики, материалы Министерства финансов РФ, сведения из экономических научных изданий, материалы научных конференций по налогам и налогообложению, сведения, опубликованные в периодической печати, Интернет-ресурсы.


Глава 1. Роль и значение косвенного налогообложения в условиях рыночной экономики

1.1 Экономическая сущность косвенных налогов

Вся совокупность законодательно установленных налогов, сборов, пошлин и других платежей подразделяется (классифицируется) на группы по определенным критериям, признакам, особым свойствам[1].

Первая классификация налогов была построена на основе критерия перелагаемости налогов, который первоначально еще в XVII в. был привязан к доходам землевладельца (поземельный налог – это прямой налог, остальные – косвенные). Впоследствии А.Смит, исходя из факторов производства (земля, труд, капитал), дополнил доход землевладельца доходами с капитала и труда и соответственно двумя прямыми налогами – на предпринимательскую прибыль владельца капитала и на заработную плату наемного работника. Косвенные же налоги, считал А.Смит, - это те налоги, которые связаны с расходами и перелагаются на потребителя[2].

Классификация налогов на прямые и косвенные, исходя из подоходно-расходного критерия, не утратила своего значения и используется для оценки степени переложения налогового бремени на потребителя товаров и услуг[3].

Налоговая система России строится на со­четании прямых и косвенных налогов. Прямые налоги устанавливаются не­посредственно на доход или имущество налогоплательщика, косвенные - включаются в виде надбавки на цену товара или тарифа на услуги и опла­чиваются потребителем. При прямом налогообложении денежные отношения возникают между государством и самим плательщиком, вносящем налог не­посредственно в казну; при косвенном - субъектом налога становится продавец товара (услуги), выступающий посредником между государством и плательщиком (потребителем товара или услуги)[4].

Косвенные налоги по харак­теру не однородны; в их состава выделяются акцизы, причем они могут быть индивидуальными (по отдельным видам и группам товаров) и универсальными, фискальные монополии и таможенные пошлины[5]. Косвенные налоги отличаются простотой взимания; их применение дает фискальный эф­фект даже в условиях падения производства[6]. Использование в единой сис­теме разнообразных по объектам обложения и методам исчисления прямых и косвенных налогов позволяют государству полнее реализовать на практике все функции налогов: под налоговым воздействием оказывается и имущество предприятий, создающее материально-техническую основу их деятельности, и потребляемые в производстве разные виды ресурсов, и рабочая сила, и получаемый доход[7]. При прямом налогообложении денежные отношения возникают между государством и самим плательщиком, вносящим налог непосредственно в казну; при косвенном – субъектом этих отношений становится продавец товара или услуги, выступающий посредником между государством и плательщиком (потребителем товара или услуги) [8].


При умелом использовании, косвенные налоги могут быть эффективными финансовыми инструментами регулирования экономики.

Во-первых, косвенным налогам характерно быстрое поступление. Осуществилась реализация - проводится перечисление налога на добавленную стоимость и акцизного сбора в бюджет. Это, в свою очередь, дает средства для финансирования расходов[9].

Во-вторых, так как косвенными налогами охватываются товары народного потребления и услуги, то достаточно высокой есть вероятность их полного или почти полного поступления.

В-третьих, потребление более-менее равномерно в территориальном разрезе, а поэтому косвенные налоги снимают напряжение в межрегиональном распределении доходов. Если доходы бюджета базируются на доходах предприятия, то вследствие неравномерности экономического развития возникает проблема неравноценности доходной базы разных бюджетов. Так как нигде в мире до сих пор не удалось достигнуть равномерного развития всех регионов, то без использования косвенных налогов возникают трудности в сбалансировании местных бюджетов[10].

В-четвертых, косвенные налоги осуществляют существенное влияние на само государство. Используя все свои возможности и инструменты, оно должно обеспечить соответствующие условия для развития производства и сферы услуг, так как чем больше объем реализации, тем больше поступления в бюджет[11].

В-пятых, косвенные налоги влияют на потребителей. При умелом их использовании государство может регулировать процесс потребления, сдерживая его в одних направлениях и стимулируя в других. Такое регулирование должно быть гласным и открытым, так как не всегда интересы государства совпадают с интересами общества[12]. Такое регулирование также никогда не сможет удовлетворить все слои населения.

С точки зрения решения фискальных заданий косвенные налоги всегда эффективнее прямых. Это связано с целым рядом причин. Одна из главных причин заключается в разных базах налогообложения: прибыли или дохода при прямом налогообложении, объема и структуры потребления – при косвенном[13].

С точки зрения влияния на экономическое развитие прямые налоги традиционно связывают со стимулами и антистимулами для трудовой и предпринимательской деятельности, косвенные – с их влиянием на цены[14]. Исследования экономистов свидетельствуют то, что введение непрямых налогов или увеличение их ставок может привести к повышению общего уровня цен в стране даже при неизменности всех основных экономических факторов[15].


Косвенные налоги при умелом их использовании – эффективные финансовые инструменты регулирования экономики. Они характеризуются быстрыми поступлениями, что в свою очередь дает возможность использовать эти средства на финансирование расходов. Так как косвенными налогами облагаются товары народного потребления и услуги, а отсюда и вероятность их полного или почти полного поступления, так как товары народного потребления пользуются постоянным спросом[16]. Кроме того, вследствие более-менее равномерного потребления, косвенные налоги снимают напряжение в межрегиональном распределении доходов местных бюджетов[17].

1.2. История косвенного налогообложения и его современная структура в России

Система сбора налогов в России складывалась на протяжении длительного времени[18]. Первоначально специальных административных учреждений, ведавших сбором налогов, не было. В Х-XI вв. основным источником доходов княжеской власти были дань, различные пошлины и натуральные повинности населения. Дань обычно уплачивалась продуктами сельского хозяйства и промыслов. Сбором дани занимался непосредственно князь с дружиной. Денежные поступления в казну были в основном за счет сбора пошлин и штрафов. Большинство составляли торговые пошлины («вес», «мера», «мыт», «перевоз»), а также судебные пошлины и специальными чиновниками-тиунами, вирниками, метельниками и другими. Основные налоги поступали в специальное ведомство, носившее название «казна княжеская».

С первой половины XVI в. в связи с возрастанием государственных расходов на содержание войска, аппарата управления, царского двора складывается более совершенная система финансового управления. Для сбора новых налогов создается специальное учреждение - Приказ большого прихода. В 1534 г. была проведена унификация денежной системы, и рубль стал единой счетной единицей русского государства. Поэтому к концу XVI в. многие налоги взимались в денежной форме. В связи с этим в начале XVII в. был создан Приказ большой казны, ведавший сбором прямых налогов с городского населения, занятого торговлей и ремеслом, а также монетное дело (Монетный двор)[19]. В 1679 г. вводится подворное обложение населения. Ряд прямых налогов (стрелецкие, данные малые ямские и другие) в 1672 г. были объедены в стрелецкую подать, сбором которой занимался Стрелецкий приказ. Взимание прямых налогов в городах и черных (государственных) волостях проводилось выборными властями волостей. Все сборы поступали в земскую избу или к воеводе (съезжая изба), а оттуда передавалась в соответствующий приказ.


Сбором косвенных налогов также занимались различные приказы - Новая четверть (винные сборы), приказы Большого дворца, Большой казны и даже Посольский[20].

Все поступавшие в приказы налоги заносились в «сметные списки», на основании которых составлялась ежегодная общая государственная роспись. Во второй половине XVII в. появились первые органы государственного контроля в сфере сбора налогов. В 1655-1679 г. существовал Счетный приказ, куда поступали на ревизию приходные и расходные книги из других приказов. Он же производил сбор недоимок и остатков ведомственного бюджета. Затем составление ежегодных росписей государственных доходов и расходов и финансовый контроль были возложены на Ближнюю канцелярию. В связи с преобразованиями Петра I произошли и изменения в системе сбора налогов. В 1699 г. была проведена реорганизация приказной системы, в результате которой из 44 действовавших приказов осталось 25. В это же время в Москве была учреждена Бурмистерская палата, в ведение которой передавался сбор прямых и косвенных налогов с городского населения. Бурмистерская палата стала центральным казначейством, к которому перешли финансовые полномочия 13 приказов. Возглавлял ее президент. Бурмистерской палате подчинялись учрежденные в городах выборные бурмистерские (или земские) избы[21].

После правления Петра I положение в системе сбора налогов в лучшую сторону кардинальным образом начало меняться только 1860 г., в связи с проведением достаточно радикальных мер финансовой реформы. В результате этой реформы была существенно изменена общая система налогообложения. В ней начал проводится принцип равенства всех перед налогом, с привлечением к обложению прежних неподатных классов[22].

Широкое развитие получила система косвенного налогообложения.

В результате акцизной реформы объектом налогообложения стали определенные объемы произведенного алкоголя, а единицей обложения «градус» - 1/100 часть ведра безводного спирта. Кроме того, был введен сбор за специальный патент на производство и торговлю алкоголем, установлен жесткий контроль над его производством и реализацией. В первый же год после введения акцизной системы налоговые поступления от алкогольного бизнеса увеличились на 12%; в 1865 г. их доля в общих налоговых поступлениях составила 32%, в 1894 г. - 26%. В целом питейные сборы с 60-х годов XIX века и до начала Первой мировой войны составляли треть всех податных поступлений в государственную казну, утвердившись на первом месте по уровню доходности среди прочих российских налогов.