Файл: Косвенные налоги и их место в налоговой системе РФ (Роль и значение косвенного налогообложения в условиях рыночной экономики).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3.2. Пути совершенствования косвенного налогообложения в России

Коренной вопрос многочисленных дискуссий о налоге на добавленную стоимость - это величина изъятия в бюджет. Главой 21 НК РФ ставки налога были установлены следующие: основная - 20 % и льготная - 10 %. Начиная с 1999 г. рядом экономистов вносились предложения о снижении НДС до 18 %. С января 2004 г. основная ставка НДС установлена в 18 %.

Всесторонний анализ фискально-экономических преимуществ и недостатков налога на добавленную стоимость позволяет: во-первых, использовать сильные стороны НДС в целях повышения конкурентоспособности России на мировом рынке, а также гармонизировать российское налоговое законодательство с законодательством стран - экономических партнеров; во-вторых, избежать ошибок при реформировании налоговой системы.

Российский НДС является одним из наиболее высоких среди развитых стран, не считая скандинавских стран, где он доходит до 25 % (Швеция, Дания). Автор является сторонником снижения НДС по мере роста производства. Но считает, что это должен быть постепенный процесс - на 1-2 пункта, но не революционное уменьшение в 1,5-2,0 раза. Последнего бюджет просто не сможет выдержать.

Следует отметить, что некоторые положения главы 21 НК РФ носят весьма спорный характер. Так, трудно согласиться с таким положением, как налогообложение предприятий, ведущих строительно-монтажные работы хозяйственным способом для собственного потребления. Помимо возникновения двойного налогообложения, может затормозиться расширение и модернизация производства за счет финансовых ресурсов предприятий. Много проблем вызывает освобождение субъектов малого предпринимательства на двенадцать налоговых периодов от исполнения обязанностей налогоплательщика, если в течение предшествующих трех налоговых периодов их налоговая база не превысила миллиона рублей. Подобное положение, создает еще одну, притом совершенно легальную, лазейку для ухода от налогообложения. Налоговые органы отмечают тенденцию дробления определенной части субъектов малого бизнеса. Стремление законодателей обеспечить и усилить поддержку малого бизнеса понятно. Но государство должно защищать бюджетные интересы, устраняя возможности разного рода финансовых махинаций. И не следует забывать, что освобождение от налогообложения, это еще, по сути, освобождение от налогового контроля.


Среди перспективных задач, связанных с совершенствованием НДС, помимо определения его оптимальной ставки стоит вопрос о правильном определении понятия «добавленная стоимость», очищенного от добавок, приближенного к тому, как определяется добавленная стоимость в развитых странах.

Совершенствование системы взимания налога на добавленную стоимость в части предоставления освобождений от уплаты НДС и ликвидации льготной ставки налога в размере 10% следует производить по следующим основным направлениям.

Необходимо отменить 10-процентную ставку налога с одновременным принятием мер в области социальной защиты населения.

Следует существенно сократить количество освобождений от уплаты налога при реализации на территории Российской Федерации, перечисленных в настоящее время в статье 149 НК. При этом следует:

  • исключить или перенести в другие статьи НК освобождения от уплаты налога, возникающие вследствие отсутствия объекта налогообложения;
  • существенно сократить количество основания для освобождения от уплаты налога, сохранив лишь такие операции, как: финансовые и страховые услуги (банковские операции, страхование и перестрахование, финансовые услуги и т.д.); общественные и квази-общественные блага (здравоохранение, образование, телекоммуникации и связь, общественный транспорт); услуги в области культуры и искусства; лотереи и тотализаторы; операции с недвижимостью (продажа земельных участков, зданий, сдача в аренду недвижимого имущества); некоммерческая деятельность некоммерческих организаций и благотворительная деятельность;
  • сохранить в статье 149 освобождения, обусловленные положениями действующего законодательства либо особенностями хозяйственной деятельности.

Также необходимо внести изменения в статью  150 НК, регламентирующую предоставление освобождений от уплаты НДС при ввозе товаров на территорию Российской Федерации. При этом изменения должны быть направлены как на приведение положений ст. 150 в соответствие с положениями ст. 149, а также на соблюдение международных договоренностей и иных особенностей хозяйственной деятельности, установленных действующим законодательством.

Выводы

Опыт зарубежных стран по минимизации потерь бюджета из-за необоснованного возмещения НДС позволяет обеспечить решение данной проблемы в России путем реализации следующего комплекса мер:

1) Введение налогового счёта для плательщиков НДС и регистрационного номера по НДС (VAT number), при этом предлагается установить предел выручки, до достижения которого регистрация не требуется (12 млн. рублей в год).


2) Разработка системы контроля ввоза и вывоза товаров через границу Российской Федерации, основанная на обмене информацией между таможенными и налоговыми органами.

3) Организация круглосуточного Интернет-сайта Федеральной налоговой службы, по которому продавец может узнать регистрационный номер покупателя, идентифицирующего его как плательщика НДС в другой стране, а также проверить юридический факт существования самого покупателя.

4) Формирование в федеральной компьютерной базы данных «Бюро налоговых историй», в которой накапливаются сведения о налогоплательщиках за весь период их финансово-хозяйственной деятельности, в частности, даты поступления и содержание налоговых деклараций по федеральным налогам, сведения о лицензировании, о ликвидации.

Заключение

Косвенные налоги включаются в виде надбавки на цену товара или тарифа на услуги и опла­чиваются потребителем. Субъектом налога является продавец товара (услуги), выступающий посредником между государством и плательщиком (потребителем товара или услуги).

В Российской Федерации к косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные платежи. Косвенные налоги отличаются простотой взимания; их применение дает фискальный эф­фект даже в условиях падения производства.

Налог на добавленную стоимость ― форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, где добавленная стоимость определяется в виде разницы между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, относимых на расходы. Как косвенный налог, НДС влияет на процесс ценообразования и структуру потребления. Основная функция НДС ― фискальная. Налог на добавленную стоимость является одним из ведущих налогов отечественной налоговой системы, составляет основу доходной части федерального бюджета Российской Федерации (поступления от НДС составляют более 36% всех доходов федерального бюджета РФ).

В соответствии со ст. 143 части второй НК РФ налогоплательщиками НДС признаются: организации; индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Акцизы ― косвенные налоги, включаемые в цену товаров (работ, услуг). Конечными их плательщиками является потребитель товаров (работ, услуг). Как косвенные налоги, акцизы влияют на процесс ценообразования и структуру потребления. Основная функция акцизов ― фискальная. Акцизы являются одним из основных источников доходов федерального бюджета РФ, так как поступления от акцизов составляют более 10% всех доходов федерального бюджета РФ.


Таможенные платежи являются одним из эффективных инструментов государственного регулирования социально-экономического развития государства.

Среди перспективных задач, связанных с совершенствованием НДС, является определение его оптимальной ставки. Кроме того рационально отменить 10-процентную ставку налога с одновременным принятием мер в области социальной защиты населения. Следует существенно сократить количество освобождений от уплаты налога при реализации на территории Российской Федерации, перечисленных в настоящее время в статье 149 НК.

Также необходимо внести изменения в статью  150 НК, регламентирующую предоставление освобождений от уплаты НДС при ввозе товаров на территорию Российской Федерации. При этом изменения должны быть направлены как на приведение положений ст. 150 в соответствие с положениями ст. 149, а также на соблюдение международных договоренностей и иных особенностей хозяйственной деятельности, установленных действующим законодательством.

Уже сейчас нужно выдвигать проблему увеличения собираемости косвенных налогов, а не их ставок. Динамику ставок косвенных налогов на товары народного потребления следует сопоставлять не с потребностями в расходах бюджета, а с динамикой средней заработной платы в стране, средних доходов вообще, включая динамику пенсий. Возможность наращивать объем поступлений в бюджет за счет роста косвенных налогов ограничивается уровнем рыночных цен, которые определяются платежеспособным спросом и конкуренцией на рынке. Рыночный механизм формирования цен делает бесперспективным длительный упор на косвенные налоги. Мировой опыт свидетельствует, что продолжение такой политики может привести лишь к новому витку инфляции и снижению конкурентоспособности отечественной продукции. Поэтому в ближайшем будущем рост ставок акцизов должен быть остановлен.

Список литературы

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации. – М.: Норма, 2016.
  2. Архипкин И.В. Косвенное налогообложение в России начала XX века: этапы трансформации. - Финансы, 2011, № 8. – С. 21-25.
  3. Гончаров А.И. Косвенное налогообложение: эволюционно - ретроспективный анализ // Налоги и финансовое право. 2013. № 8. С.331-334.
  4. Гурова Т., Власов П. Совершенные формы протекционизма // Эксперт. - 2011. - № 4. - С. 37-45.
  5. Землянская И.С. Косвенное налогообложение в России и за рубежом: альтернативно-сравнительный анализ // Налоги и финансовое право. 2012. № 9. С.233-243.
  6. Землянская И.С. Функциональный аспект налогообложения добавленной стоимости: теория и практика // Финансы и кредит. 2011. № 2. С.74-78.
  7. Мещерякова О. Налоговые системы развитых стран мира.- М., 2011.
  8. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Практикум. - М.: ИНФРА-М, 2012. – С. 13-22.
  9. Козырин А. Косвенные налоги в механизме таможенно-тарифного регулирования// Финансы. – 2013. - № 9. – С. 90-102.

  1. Мещерякова О. Налоговые системы развитых стран мира.- М., 2011. – С. 44.

  2. Землянская, И.С. Функциональный аспект налогообложения добавленной стоимости: теория и практика [Текст] // Финансы и кредит. 2011. № 2. С.74.

  3. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Практикум. - М.: ИНФРА-М, 2012. – С. 13.

  4. Землянская, И.С. Функциональный аспект налогообложения добавленной стоимости: теория и практика [Текст] // Финансы и кредит. 2011. № 2. С.74.

  5. Гончаров А.И. Косвенное налогообложение: эволюционно - ретроспективный анализ // Налоги и финансовое право. 2013. № 8. С.331.

  6. Землянская, И.С. Косвенное налогообложение в России и за рубежом: альтернативно-сравнительный анализ [Текст] // Налоги и финансовое право. 2012. № 9. С.233.

  7. Землянская, И.С. Функциональный аспект налогообложения добавленной стоимости: теория и практика [Текст] // Финансы и кредит. 2011. № 2. С.74.

  8. Землянская, И.С. Функциональный аспект налогообложения добавленной стоимости: теория и практика [Текст] // Финансы и кредит. 2011. № 2. С.74.

  9. Гурова Т., Власов П. Совершенные формы протекционизма // Эксперт. - 2011. - № 4. - С. 37.

  10. Гурова Т., Власов П. Совершенные формы протекционизма // Эксперт. - 2011. - № 4. - С. 37.

  11. Козырин А. Косвенные налоги в механизме таможенно-тарифного регулирования// Финансы. – 2013. - № 9. – С. 90.

  12. Гурова Т., Власов П. Совершенные формы протекционизма // Эксперт. - 2011. - № 4. - С. 38.

  13. Землянская, И.С. Функциональный аспект налогообложения добавленной стоимости: теория и практика [Текст] // Финансы и кредит. 2011. № 2. С.74.

  14. Землянская, И.С. Косвенное налогообложение в России и за рубежом: альтернативно-сравнительный анализ [Текст] // Налоги и финансовое право. 2012. № 9. С.233.

  15. Козырин А. Косвенные налоги в механизме таможенно-тарифного регулирования// Финансы. – 2013. - № 9. – С. 90.

  16. Козырин А. Косвенные налоги в механизме таможенно-тарифного регулирования// Финансы. – 2013. - № 9. – С. 90.

  17. Землянская, И.С. Косвенное налогообложение в России и за рубежом: альтернативно-сравнительный анализ [Текст] // Налоги и финансовое право. 2012. № 9. С.233.

  18. Землянская, И.С. Косвенное налогообложение в России и за рубежом: альтернативно-сравнительный анализ [Текст] // Налоги и финансовое право. 2012. № 9. С.233.

  19. Архипкин И.В. Косвенное налогообложение в России начала XX века: этапы трансформации. - Финансы, 2011, № 8. – С.32.

  20. Землянская, И.С. Косвенное налогообложение в России и за рубежом: альтернативно-сравнительный анализ [Текст] // Налоги и финансовое право. 2012. № 9. С.233.

  21. Архипкин И.В. Косвенное налогообложение в России начала XX века: этапы трансформации. - Финансы, 2011, № 8. – С.32.

  22. Землянская, И.С. Косвенное налогообложение в России и за рубежом: альтернативно-сравнительный анализ [Текст] // Налоги и финансовое право. 2012. № 9. С.233.

  23. Архипкин И.В. Косвенное налогообложение в России начала XX века: этапы трансформации. - Финансы, 2011, № 8. – С.32.

  24. Землянская, И.С. Косвенное налогообложение в России и за рубежом: альтернативно-сравнительный анализ [Текст] // Налоги и финансовое право. 2012. № 9. С.233.

  25. Архипкин И.В. Косвенное налогообложение в России начала XX века: этапы трансформации. - Финансы, 2011, № 8. – С.32.

  26. Землянская, И.С. Косвенное налогообложение в России и за рубежом: альтернативно-сравнительный анализ [Текст] // Налоги и финансовое право. 2012. № 9. С.233.

  27. Архипкин И.В. Акцизы в годы НЭПа: истоки современной системы косвенного налогообложения. - Финансовый бизнес, 2012, № 4. – С.39.

  28. Архипкин И.В. Акцизы в годы НЭПа: истоки современной системы косвенного налогообложения. - Финансовый бизнес, 2012, № 4. – С.39.

  29. Архипкин И.В. Акцизы в годы НЭПа: истоки современной системы косвенного налогообложения. - Финансовый бизнес, 2012, № 4. – С.39.

  30. Землянская, И.С. Косвенное налогообложение в России и за рубежом: альтернативно-сравнительный анализ [Текст] // Налоги и финансовое право. 2012. № 9. С.233.

  31. Землянская, И.С. Косвенное налогообложение в России и за рубежом: альтернативно-сравнительный анализ [Текст] // Налоги и финансовое право. 2012. № 9. С.233.

  32. Архипкин И.В. Косвенное налогообложение в России начала XX века: этапы трансформации. - М.: ИЭ РАН, 2012. – С. 90.

  33. Землянская, И.С. Функциональный аспект налогообложения добавленной стоимости: теория и практика [Текст] // Финансы и кредит. 2011. № 2. С.74.-С.80.

  34. Землянская, И.С. Функциональный аспект налогообложения добавленной стоимости: теория и практика [Текст] // Финансы и кредит. 2011. № 2. С.74.-С.80.

  35. Мещерякова О. Налоговые системы развитых стран мира.- М., 2011. – С. 91.

  36. Мещерякова О. Налоговые системы развитых стран мира.- М., 2011. – С. 91.

  37. Мещерякова О. Налоговые системы развитых стран мира.- М., 2011. – С. 91.

  38. Мещерякова О. Налоговые системы развитых стран мира.- М., 2011. – С. 94.

  39. Мещерякова О. Налоговые системы развитых стран мира.- М., 2011. – С. 91.

  40. Мещерякова О. Налоговые системы развитых стран мира.- М., 2011. – С. 94.